Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № А40-42838/10-2-167
г. Москва
16 июля 2010 г.
Резолютивная часть объявлена 13 июля 2010 г.
Решение изготовлено в полном объеме 16 июля 2010 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Судьи Т.И. Махлаевой
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению ООО «Технокром»
к ответчику: Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании недействительным распоряжения №15-рп от 26.02.2010 г.
в заседании приняли участие:
от заявителя: ФИО1 – дов. №27 от 17.05.2010 г.; ФИО2 – дов. №26 от 12.05.2010 г.; ФИО3 – гендиректор, протокол №8 от 09.12.2009 г.
от ответчика: ФИО4 – дов. №Д-84 от 25.12.2009 г.
УСТАНОВИЛ:
ООО «Технокром» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать недействительным распоряжение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 15-рп от 26.02.2010 г. «О проведении внеплановой выездной проверки ООО «Технокром».
В обоснование заявленных требований, ООО «Технокром» ссылается на то, что оспариваемое распоряжение ответчика не соответствует требованиям ФЗ №294-ФЗ «О
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Заявитель также указал на то, что основным видом деятельности ООО «Технокром» является производство изделии из асфальта или аналогичных материалов (ОКВЭД 26.82.2). ООО «Технокром» - это кровельный завод, использующий согласно технологическому регламенту при производстве готовой продукции битум. Окисление битума не является отдельным видом деятельности Общества, а представляет собой неотъемлемую часть производственно-технологического процесса по производству мягких кровельных материалов.
В связи с тем, что в нормативных актах, регулирующих эксплуатацию опасных
производственных объектов (Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; Правила промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств, утвержденные постановлением Госгортехнадзора РФ от 29.05.2003 г. № 44; Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденные постановлением Госгортехнадзора РФ от 20.05.2003 г. N 33) нет терминологии, определяющей, что такое нефтеперерабатывающие заводы.
Заявитель считает, что оспариваемым распоряжением ООО «Технокром» незаконно отнесено к нефтеперерабатывающему заводу, как следствие распоряжения №15-рп, была проведена проверка ООО «Технокром», по результатам проверки Общество постановлением Ульяновского районного суда было привлечено к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 9.1, ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ.
Ответчик по заявлению возражает, ссылаясь на законность, обоснованность оспариваемого распоряжения, указывает на то, что по результатам проверки ООО «Технокром» Управлением Ростехнадзора были направлены в суд материалы о привлечении заявителя к административной ответственности.
ООО «Технокром» постановлением Ульяновского районного суда от 19.04.2010г. привлечено к административной ответственности на основании ч.1, 3 ст. 9.1 КоАП РФ.
Указанное постановление вступило в законную силу и Обществом обжаловано не было.
Выслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Из материалов дела следует, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) приняла 26.02.2010 г. распоряжение №15-рп «О проведении внеплановой выездной проверки Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
Пунктом 3 указанного распоряжения установлено, что настоящая проверка проводится с целью оценки соответствия нефтеперерабатывающего завода требованиям промышленной безопасности и экологической безопасности на основании поручения Правительства Российской Федерации (п. 6 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2010 г. № ИС-П9-6пр). Задачей настоящей проверки является проверка соблюдения ООО «Технокром» обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации нефтеперерабатывающего завода, обеспечения администрирования платежей за негативное воздействие на окружающую среду и лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности. Предметом проверки являются: соблюдение обязательных требований промышленной безопасности; соответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, обязательным требованиям; выполнение предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде.
Пунктом 4 распоряжения установлено провести проверку в период с 15 марта 2010 г. по 9 апреля 2010 г. включительно.
В соответствии с п. 5 распоряжения, правовыми основами проведения проверки являются: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №401.
Согласно п. 6 распоряжения, в процессе проверки необходимо провести следующие мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки: оценить соответствие деятельности юридического лица требованиям промышленной безопасности, проверить обеспечение им администрирования платежей за негативное воздействие на окружающую среду и лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности.
Пунктом 7 распоряжения установлен перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, необходимых для проведения проверки: Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации "опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных-производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 октября 2008 г. № 280 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2009 г., регистрационный № 13148), Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 декабря 2007 г. № 848 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 декабря 2007 г., регистрационный № 10835).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года №401 о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Положение), определено, что Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере, в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Подпунктом 5.3.1.5. пункта 5.3.1. Положения установлено, что Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, ээксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.
Таким образом, Ростехнадзор является специализированным органом, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за исполнением требований Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Согласно статье 10 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон) установлен ограниченный перечень оснований организации и проведение внеплановых проверок.
Подпунктом 3 пункта 2 указанной статьи Закона установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона, внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Закона.
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Приказом Ростехнадзора от 26.02.2010 г. № 118 «О проведении проверок нефтеперерабатывающих предприятий (заводов)» в целях исполнения поручения Правительства Российской Федерации (п. 6 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО5 от 09.02.2010г. № ИС-П9-6пр) организованы внеплановые проверки нефтеперерабатывающих предприятий на соответствие нормам промышленной и экологической безопасности, а также требованиям Правил подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2009г. № 1039.
В целях реализации указанных поручений Ростехнадзором было издано распоряжение от 26.02.2010 г. № 15-рп «О проведении внеплановой выездной проверки ООО «Технокром». Проверка ООО «Технокром» проводилась в период с 15 марта 2010г. по 09.04.2010 г.
Довод ООО «Технокром» о том, что проверка Ростехнадзором была проведена с нарушением в виду того, что ООО «Технокром» не является нефтеперерабатывающим заводом и не осуществляет деятельность, связанную с нефтепереработкой не может являться основанием для признания Распоряжения недействительным, в связи с тем, что ООО «Технокром» осуществляет эксплуатацию производственного комплекса по производству кровельных материалов. В состав производственного комплекса входят опасные производственные объекты, в составе которых имеется установка по производству нефтяного кровельного битума марки БНК 90/30 методом окисления и участок приготовления битумно-полимерного состава методом смешения битума с полимерами. Проведенной проверкой Ростехнадзором было установлено, что ООО «Технокром» эксплуатирует опасные производственные объекты в нарушении требований законодательства промышленной безопасности. По результатам проверки, Ростехнадзором в деятельности ООО «Технокром» выявлено 39 нарушений Закона о промышленной безопасности и иных нормативных правых актов. ООО «Технокром» выдано Предписание об устранении выявленных нарушений. 19.04.2010 г. Ульяновским районным судом Ульяновской области рассмотрен протокол о временном запрете от 02.04.2010 г. ООО «Технокром» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административное наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 60 суток.
Довод ООО «Технокром» о том, что данная внеплановая проверка должна была быть осуществлена после согласования с органами прокуратуры не принимается судом по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 1 Закона установлены особенности организации и проведения проверок при осуществлении таможенного, антимонопольного, экспортного контроля, контроля и надзора в сфере миграции, контроля в сфере рекламы, государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, лицензионного контроля, государственного контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности, государственного строительного надзора, контроля и государственного надзора в области связи, контроля в области обращения и защиты информации, контроля и надзора за обеспечением защиты государственной тайны, государственного контроля регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним, контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса, контроля за оборотом оружия, боеприпасов и патронов к нему, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, контроля и надзора в сфере труда, государственного надзора и контроля в области обеспечения безопасности дорожного, железнодорожного, воздушного движения, судоходства, государственного контроля и надзора за промышленной безопасностью, надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, надзора по ядерной и радиационной безопасности в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомления о проведении внеплановой выездной проверки, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Частью 5 статьи 27 Закона установлено, что до 1 января 2011 года положения указанного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), указанного в ч. 4 ст. 1 Закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, решение государственного органа может быть признано судом незаконным при наличии в совокупности следующих условий: 1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение этим решением прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности лица, обратившегося в арбитражный суд за судебной защитой.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение не противоречит требованиям ФЗ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не нарушает права и законные интересы ООО «Технокром» в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания для признания распоряжения №15-рп от 26.02.2010 г. «О проведении внеплановой выездной проверки ООО «Технокром» незаконным в судебном порядке.
Расходы по государственной пошлине возлагаются на заявителя согласно ст.110 АПК РФ.
На основании ст.ст. 12, 13 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 1, 10, 27 ФЗ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и руководствуясь ст.ст. 64, 65, 66, 68, 69, 71, 167-170, 176, 198 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ООО «Технокром» в удовлетворении заявления о признании недействительным распоряжения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 15-рп от 26.02.2010 г. «О проведении внеплановой выездной проверки ООО «Технокром».
Проверено на соответствие требованиям ФЗ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Расходы по государственной пошлине возложить на заявителя.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый Арбитражный апелляционный суд.
Судья:
Т.И.Махлаева