Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
24 мая 2017г. | Дело № | А40-42938/17-140-394 | ||
Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2017г. Решение в полном объеме изготовлено 24 мая 2017г. | ||||
Арбитражный суд г. Москвы в составе: | ||||
Председательствующего судьи | Паршукова О.Ю. | |||
при ведении протокола помощником судьи Бурмак А.С.. | ||||
При ведении протокола судебного заседания секретарем с/заседаний ФИО1 с участием сторон по Протоколу с/заседания от 18.05.2017 г. по заявлению ООО «Зодчий.ру» (ОГРН <***>, адрес местонахождения: 117519, <...>) к ответчику Департаменту экономической политики и развития города Москвы (ОГРН <***>, адрес местонахождения: 125032, <...>) третье лицо ИФНС России № 26 по г. Москве о признании недействительным Акта, об обязании произвести действия, возвратить излишне взысканный налог | ||||
При участии: от истца –Баснева Н.Ю. доверенность от 01.03.2017г. № 1-ю, паспорт., от ответчика – Борисова К.И. доверенность от 23.12.2016г. № 61, паспорт, от третьего лица-Старобинец М.Е. доверенность от 20.03.2017г. № 02-14/12566, паспорт. | ||||
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Зодчий.ру» с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49, 184 АПК РФ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту экономической политики и развития г. Москвы с требованием о признании недействительным акта № 4279 от 10.11.2016г. о выявлении нового объекта обложения торговым сбором; исключить объект по адресу: <...> из списка опубликованного на официальном сайте в разделе «Торговый сбор» по адресу в сети «Интернет»; обязать Департамент экономической политики и развития г. Москвы направить информацию об отмене акта № 4279 от 10.11.2016г. в налоговый орган возврата неправомерно взысканных денежных средств в сумме 81 000 руб., согласно требованию № 229465 и по решению № 66670 от 18.01.2017г.
Представитель заявителя в судебное заседание явился, пояснил, что услуги, которые оказывает общество, не связаны с продажей физическим лицам каких-либо товаров, общество не ведет денежных расчетов; на обьекте, расположенном по адресу: Варшавское ш., д.132, стр.3, осуществляется демонстрация образцов строений и сооружений, которые не подлежат продаже, работы, по возведению которых общество не осуществляет; основным видом деятельности общества является исследование конъюнктуры рынка, выставочная деятельность, маркетинговые исследования.
Представитель Департамента в судебное заседание явился, пояснил, что в ходе проверки сбора сведений об обьекте было установлено, что общество осуществляло торговлю по образцам. Указанный объект оснащен оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров, обслуживания покупателей, что подтверждается фотографиями, сделанными в ходе проведения сбора сведений.
Представитель ИФНС № 26 по г. Москве в судебное заседание явился, пояснил, что в отношении общества была выявлена недоимка по торговому сбору в сумме 81 000 руб., на основании чего налоговым органом 30.11.2016г. сформировано и было направлено требование № 229465 об уплате сбора в сумме 81 000 руб. в срок до 20.12.2016г. Заявитель в установленный срок указанную в требовании сумму не уплатил, в связи, с чем налоговым органом было вынесено решение № 66670 от 18.01.2017г. о взыскании сбора за счет денежных средств на счетах плательщика сбора в банках, а так же электронных денежных средств. На основании данного решения в ПАО «СБЕРБАНК» было направлено инкассовое поручение № 110133 от 18.01.2017г. на сумму 81 000 руб.
В связи с исполненной обязанностью по уплате сбора решением № 84533 от 30.01.2017г. приостановление операции по счетам плательщика сбора в банке, а так же переводов электронных денежных средств было отменено.
Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив, имеющиеся в деле документы, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Департамент по результатам проведенной в соответствии со статьей 418 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП «О порядке сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве» (далее – Постановление № 401-ПП) установил, что заявитель в 2016 году осуществлял торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющиеся автозаправочными станциями:
-117519, г. Москва. Ш. Варшавское , д.132, стр.3.
Департамент, получив от ГБУ «Центр налоговых доходов» информацию об обьекте осуществления торговли, а именно: Информационную карту от 12.07.2016г. с приложением фотографии объекта, находящиеся по адресу <...>, в котором общество осуществляет торговую деятельность, включил названный объект в список объектов.
Вышеназванный список объектов опубликован на официальном сайте Департамента 13.10.2016г., При этом вид торговли, осуществляемой через объекты, был определен как «торговля через стационарный торговый объект без торгового зала».
После выявления факта использования заявителем помещений в торговых центрах для осуществления торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, подпадающей под виды предпринимательской (торговой) деятельности предусмотренные пунктом 1 статьи 413 НК РФ, в отношении которых установлен торговый сбора, Департамент на основании пункта 3.1 Постановления № 401-ПП включил оба объекта торговли в список объектов, осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления (далее – список), разместив информацию о списке на официальном сайте в Интернете, а также было сообщено письмом от 20.10.2016г. № ДПР-31-986/16
Департамент, учитывая отсутствие обращения заявителя в установленный пунктом 4.1 Постановления № 401-ПП двадцатидневный срок с заявлением об исключении объектов из списка, на основании 5.1 и пункта 4 статьи 418 НК РФ составил спорный акт от № 4279 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором. Сопроводительным письмом от 16.11.2016г. № ДПР-30-3126/16 ответчик направил указанный акт в адрес заявителя.
11.11.2016г. т.е. по истечении установленного 20-ти дневного срока, в адрес ответчика поступило обращение от общества об исключении объекта из списка объектов.
В соответствии с пунктом 4.3. Порядка Обращения, поступившие после истечения срока, установленного пунктом 4.1. Порядка, не подлежат передаче на рассмотрение Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве (далее также - Комиссия), в связи с чем Обращение рассматривалось на предмет правомерности составления Акта.
Указанное Обращение рассмотрено 15.12.2016 на заседании Комиссии. По итогам рассмотрения Комиссия приняла решение об отказе в отмене Акта от 10.11.2016 № 4279, что подтверждается Выпиской из протокола № 37. Письмом от 30.12.2016 № ДПР-31-986/16 Департамент уведомил Заявителя о принятом решении.
18.01.2017 Общество, руководствуясь положениями раздела 8 Порядка, обратилось в департамент с жалобой об отмене Акта. Поскольку Комиссия уже рассматривала вопрос правомерности составления Акта, Департамент уведомил Заявителя письмом от 06.02.2017 № ДПР-31-986/16 о ранее принятом решении.
Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 № 402-ПП «О Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве» утверждено Положение о Комиссии.
Согласно пункту 4.2 названного Положения, Комиссия осуществляет свою деятельность в форме заседаний.
По итогам рассмотрения вопросов, указанных в пунктах 2.1.1-2.1.3 настоящего Положения, Комиссия принимает решения.
Пунктом 2.1.3 указанного Положения определено, что Комиссия, в том числе, осуществляет полномочия по рассмотрению передаваемых Департаментом жалоб организаций, указанных в акте о выявлении нового объекта обложения торговым, касающиеся отмены акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором.
Комиссия принимает решения простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании Комиссии является решающим (п. 4.6 Положения).
В соответствии с пунктом 4.8 Положения, решения Комиссии оформляются протоколом заседания Комиссии, который утверждается председателем Комиссии, а в его отсутствие - председательствующим на заседании заместителем председателя Комиссии.
Соответственно, указанное Положение о Комиссии не содержит требования о том, что решение Комиссии по Обращениям (жалобам) организаций об отмене акта, должно быть мотивированным и содержать в себе основания к отказу.
Таким образом, указанное выше подтверждает, что Акт № 4279 от 10.11.2016 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором составлен Департаментом экономической политики и развития города Москвы в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 411 Кодекса плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории города Москвы, в отношении которых нормативным правовым актом установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории города Москвы.
Пунктом 1 статьи 412 НК РФ определено, что объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 413 Кодекса торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
При этом к торговой деятельности относится, в частности, такой вид торговли как: торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями).
Статьей 2 Закона о торговом сборе, в том числе, установлена ставка торгового сбора для торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 413 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях главы 33 «Торговый сбор» Кодекса, в том числе, используются следующие понятия:
1)объект осуществления торговли в отношении видов торговли, указанных в пункте 2 статьи 413 Кодекса, - здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор;
2)торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной,
мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
К объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов, согласно пункту 1.6. Порядка, относятся объекты:
-Расположенные в коридорах, холлах, вестибюлях отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также нежилых помещений в многоквартирных домах объекты осуществления торговли, используемые одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (п. 1.6.1. Порядка);
-Расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов, в том числе через окно выдачи товаров, без доступа покупателей в помещение (п. 1.6.2. Порядка);
-Расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые двумя и более организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (п. 1.6.3. Порядка).
Таким образом, организации, ведущие торговлю, являются плательщиками торгового сбора только в случае использования объектов движимого или недвижимого имущества (объекта осуществления торговли), находящегося на территории города Москва, и при установлении ставки торгового сбора в отношении этого вида деятельности.
Понятие «торгового объекта» для целей торгового сбора прямо в налоговом законодательстве не определено. В соответствии со статьей 11 НК РФ в данном случае подлежат применению нормы отраслевого законодательства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Кроме того, согласно пункту 72 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст, торговля по образцам - это форма розничной торговли, осуществляемая по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров.
Статья 497 ГК РФ предусматривает, что договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров.
Пунктом 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
С учетом данной нормы выставление образца товара в месте продажи (на прилавках, витринах и т.п.) является демонстрацией товара, т.е. публичной офертой договора розничной купли-продажи.
В соответствии с пунктами 13-15 Правил продажи товаров по образцам, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 №918, в организации, осуществляющей продажу товаров по образцам, должны быть выделены помещения для демонстрации образцов предлагаемых к продаже товаров. При продаже комплектов (наборов) мебели в демонстрационном помещении (торговом зале) могут оформляться интерьеры, имитирующие жилые, бытовые помещения, кухни с использованием других предметов обстановки и оборудования, а также стенды с образцами тканей или отделочных материалов, применяемых для производства изделий. При этом образцы товаров, предлагаемых к продаже, должны быть выставлены в месте продажи в витринах, на прилавках, подиумах, стендах, специальных пультах, оборудование и размещение которых позволяет покупателям ознакомиться с товарами.
Согласно пункту 20 Правил продажи товаров по образцам договор купли-продажи товара может быть заключен как в месте продажи товара по образцам путем составления документа, подписанного сторонами, либо путем передачи покупателем сообщения о намерении приобрести товар посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что сообщение исходит от покупателя, а также в иной форме, согласованной продавцом и покупателем, при непосредственном заключении договора.
Пунктом 21 Правил продажи товаров по образцам определено, что договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, в месте его продажи или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар на условиях, предложенных продавцом.
В соответствии с частью 2 статья 455 ГК РФ, договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара.
Кроме того, согласно позиции Министерства Финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 15.07.2015 № 03-11-10/40730, если лицо осуществляет торговую деятельность (включая торговлю товарами собственного производства, покупными и другими товарами) через объекты осуществления торговли (включая торговые объекты, являющиеся его филиалами или обособленными подразделениями), то в отношении такой деятельности в муниципальном образовании (городе федерального значения) может быть установлен торговый сбор.
Таким образом, организации, осуществляющие торговлю по образцам на площадях (в том числе арендованных), специально оснащенных оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров, обслуживания покупателей, являются плательщиками торгового сбора.
При этом осуществление отгрузки товара со склада не имеет квалифицирующего значения и не влияет на обязанность организации уплачивать торговый сбор в отношении деятельности в виде торговли с использованием Объекта, если он отвечает признакам торгового объекта.
Департаментом в ходе проведения сбора сведений об Объекте было установлено, что ООО «ЗОДЧИИ.ру» осуществлял торговлю по образцам.
Указанный Объект оснащен оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров, обслуживания покупателей, что подтверждается фотографиями, сделанными в ходе проведения сбора сведений (Приложение № 6).
При этом довод Общества о том, что последним на Объекте фактически осуществлялась только демонстрация образцов строений и сооружений, которые не подлежат продаже, не обоснован и документально не подтвержден.
Как следует из фототаблицы, приложенной к Информационной карте, ценники, размещенные в том числе на образце бани «Даная-2», скамье «Арба», банкетке чугунной «Ладья», не содержат в себе указания на то, что товар не предназначен для продажи.
Таким образом, Заявитель осуществляет торговлю по образцам по месту нахождения Объекта.
При этом довод общества о том, что основным видом деятельности Заявителя является исследование конъюнктуры рынка, выставочная деятельность, маркетинговые исследования, что подтверждается ОКВЭД 74.13.1., не имеет правового значения, поскольку организация при осуществлении своей предпринимательской деятельности не связана теми видами экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору, заявленными ею в налоговом органе при регистрации.
Исходя из изложенного, Заявитель осуществляет торговлю через объект стационарной торговой сети, не имеющий торгового зала, и является плательщиком торгового сбора.
Таким образом, Департамент, выявив объект обложения торговым сбором, , правомерно включил Объект в Список объектов и составил Акт №4279 от 10.11.2016 г.
На основании вышеизложенного оспариваемый акт № 4279 от 10.11.2016 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором составлен надлежащим образом в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 411-413 ГК РФ, 110, 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать ООО «Зодчий.ру» в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья:О.Ю.Паршукова