Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
Дело № А40-42999/14
20 мая 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2014 года
Решение изготовлено в полном объеме 20 мая 2014 года
Арбитражный суд в составе судьи Семушкиной В.Н. (шифр судьи 152-364 ),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Почашевой Я.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) ООО «Промсервис»
к Росаккредитации
о признании незаконным приказа от 18.12.2013г. года № 4045 о прекращении действия аттестата аккредитации № РОСС RU.0001.17ЛХ35 от 19.07.2011 года
при участии представителей:
от заявителя - не явился (извещен надлежащим образом);
от ответчика – ФИО1 (доверенность от 30.07.2013г. № 27), ФИО2 (доверенность от 30.07.2013г. № 29), ФИО3 (доверенность от 30.07.2013г. № 28).
УСТАНОВИЛ:
ООО «Промсервис» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным приказа Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) № 4045 от 18 декабря 2013 года о прекращении действия аттестата аккредитации № РОСС RU.0001.17ЛХ35 от 19.07.2011 г. органа по сертификации лифтов общества с ограниченной ответственностью «Промсервис».
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что орган по сертификации ООО «Промсервис» со дня получения аттестата аккредитации № РОСС 1Ш.0001.17ЛХ35 от 19.07.2011 года до 18.09.2013 года нарушений, установленных критериев аккредитации и требований к аккредитованным лицам, не допускало, решений о приостановлении действия аттестата аккредитации Росаккредитацией до 18.09.2013 года не принималось, в связи с чем, приказ Росаккредитации № 4045 от 18 декабря 2013 года о прекращении действия аттестата аккредитации № РОСС 1Ш.0001.17ЛХ35 от 19.07.2011 г. является незаконным.
Ответчик просит в удовлетворении заявленных требований отказать по мотивам, изложенным в отзыве, указывает, что оспариваемый приказ вынесен законно и обоснованно.
Заявитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПКК РФ.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18.09.2013г. Федеральной службой по аккредитации на основании приказа Росаккредитации от 17.09.2013 № 175-П-ВД проведена внеплановая документарная проверка в отношении органа по сертификации лифтов ООО «Промсервис», аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.17ЛХ35.
В ходе проведении поверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов): в ходе анализа экспертного заключения от 17.12.2012 по результатам выездной экспертизы на предмет подтверждения соответствия органа по сертификации лифтов ООО «Промсервис» было установлено:
1) в уставе ООО «Промсервис» в пункте 2.2 прописаны такие виды деятельности как: предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию прочих машин специального назначения, не включенных в другие группировки; монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений, что противоречит принципам независимости изложенных в Федеральном законе «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184;
В Положении об органе по сертификации (ОС) и Руководстве по качеству (РК) ОС не установлены методики позволяющие разграничить деятельность ОС и другие виды деятельности. (нарушены статья 3 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184; подпункты «м» и «п» пункта 4.2 ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000; подпункт «б» пункта 12.4 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 602 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечении и отборе экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации» (далее Критерии)).
2) не проведены мероприятия направленные на своевременную актуализацию РК и Положения об ОС связанные с утверждением постановления от 17.10.2011 № 845 «О федеральной службе по аккредитации» (пункт 12 Критериев);
3) отсутствуют журналы регистрации заявок; отсутствуют журналы принятия решений по заявкам; отсутствуют журналы выдачи актов и заключений по результатам оценки соответствия (Подпункты «а» и «б» пункта 12.5 Критериев).
По факту выявленных нарушений составлен акт проверки №163-АВП, вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от 18.09.2013г., которым предписывалось в срок до 19.12.2014 устранить выявленные нарушения.
В связи с не устранением органом по сертификации лифтов общества с ограниченной ответственностью «Промсервис» нарушений, отраженных в акте проверки от 18.09.2013 № 163-АВП Федеральной службы по аккредитации, руководствуясь пунктом 57 Правил аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечения и отбора экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 602 (далее - Правила аккредитации) вынесен приказ о прекращении действия аттестата аккредитации органа по сертификации лифтов общества с ограниченной ответственностью «Промсервис» с указанием на обеспечение контрольно-аналитическим управлением (ФИО4) выполнение требований пункта 60 Правил аккредитации и обеспечить внесение соответствующих изменений в Государственный реестр аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия (за исключением подтверждения соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии).
Не согласившись с указанным приказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п.4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Однако, такие обстоятельства при рассмотрении настоящего дела судом не установлены.
Порядок приостановления и прекращения действия аттестата аккредитации регламентируется Правилами аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечения и отбора экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2013 № 602 (далее - Правила аккредитации).
В соответствии с пунктом 51 Правил аккредитации Федеральная служба по аккредитации принимает решение о приостановлении действия аттестата аккредитации полностью или в определенной области аккредитации при выявлении следующих нарушений:
несоблюдение аккредитованным лицом требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц;
проведение работ (оказание услуг) по подтверждению соответствия, не входящих в область аккредитации аккредитованного лица.
Выявление указанных нарушений осуществляется Росаккредитацией в рамках компетенции, предусмотренной Положением о Федеральной службе по аккредитации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845, которым предусмотрено полномочие Росаккредитации по контролю за деятельностью аккредитованных лиц (пункт 5.1.7 Положения).
Суд отмечает, что акт проверки и предписание об устранении нарушений направлены заявителю сопроводительным письмом от 12.09.2013г. № 10655/03-2 согласно списку почтовых отправлений от 19.09.2013г. и получены заявителем 30.09.2013г., о чем свидетельствует распечатка с сайта ФГУП «Почта России» (почтовый идентификатор 11799764158329).
Судом установлено, что заявителем результаты проверки, проведенной ответчиком 18.09.2013г. в судебном порядке ООО «Промсервис» не обжаловались. В связи с этим оснований для признания их недействительными, незаконными не имеется.
Поскольку указанное нарушение свидетельствует о несоблюдение аккредитованным лицом требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, Росаккредитацией в соответствии с пунктом 51 Правил аккредитации издан приказ от 18.09.2013 № 3211 «О приостановлении действия аттестата аккредитации органа по сертификации лифтов Общества с ограниченной ответственностью «Промсервис». Указанным приказом аттестат аккредитации № РОСС RU.0001 Л7ЛХ35 от 19.07.2011 приостановлен сроком на три (3) месяца до 19.12.2014.
В целях устранения Обществом выявленных нарушений Росаккредитацией в отношении ООО «Промсервис» выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 18.09.2013, которым предписывалось в срок до 19.12.2014 устранить выявленные нарушения и представить в Росаккредитацию в установленный срок документы и информацию, подтверждающие устранение указанных в акте нарушений.
Порядок возобновления действия аттестата аккредитации установлен Правилами аккредитации, в соответствии с пунктом 56 которых Федеральная служба по аккредитации в течение 10 рабочих дней со дня получения от аккредитованного лица уведомления об устранении выявленных нарушений проводит проверку устранения аккредитованным лицом выявленных нарушений; в течение 3 рабочих дней после окончания проверки принимает решение о возобновлении действия аттестата аккредитации в случае устранения аккредитованным лицом нарушений, повлекших за собой приостановление действия аттестата аккредитации.
В соответствии с пунктом 57 Правил аккредитации в случае если после приостановления действия аттестата аккредитации в установленный срок аккредитованное лицо не устранило нарушения, Федеральная служба по аккредитации принимает решение:
о сокращении области аккредитации в случае, если действие аттестата аккредитации было приостановлено в определенной области аккредитации;
о прекращении действия аттестата аккредитации в случае, если действие аттестата аккредитации было приостановлено полностью.
В связи с не устранением ООО «Промсервис» в установленный предписанием срок нарушений, отраженных в акте проверки, Росаккредитация, руководствуясь пунктом 57 Правил аккредитации, приказом от 18.12.2013 № 4045 прекратила действие аттестата аккредитации ООО «Промсервис» № РОСС RU.0001.17ЛTX35 от 19.07.2011.
Росаккредитация обращает внимание, что до настоящего времени уведомления от ООО «Промсервис» об устранении выявленных нарушений в Федеральную службу по аккредитации не поступало.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральная служба по аккредитации возражает против удовлетворения требований ООО «Промсервис».
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В свою очередь, заявителем не доказан факт нарушения действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Расходы по уплате госпошлины распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 65, 67, 68, 71, 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие Постановления Правительства РФ от 19.06.2012г. № 602 «Об утверждении Правил аккредитации органов по сертификации и испытаний лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечения и отбора экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации», в удовлетворении заявления ООО «Промсервис» о признании недействительным приказа Росаккредитации № 4045 от 18.12.2013г. о прекращении действия аттестата аккредитации № РОСС RU.0001.17ЛХ35 от 19.07.2011 года органа по сертификации лифтов ООО «Промсервис» отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья:
В.Н.Семушкина