Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело №А40-43242/22-144-293 |
Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2022 года
Арбитражный суд города Москвы
в составесудьи Папелишвили Г.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовой Л.Н.
рассмотрев в судебном заседании суда дело по заявлению АО «Группа компании «ОСНОВА»
к ответчику/заинтересованному лицу: Объединению административно-технических инспекций города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления от 24.02.2022 №21-51-401-00747/01 о привлечении к административной ответственности
с участием:
от заявителя: Полаэтиди СЮ. (паспорт, доверенность от 16.03.2022, диплом)
от ответчика: Шумилкина Т.А. (удостоверение, доверенность от 14.03.2022 №01-30-298/22)
УСТАНОВИЛ:
АО «Группа компании «ОСНОВА» (далее – заявитель, Общество, АО «ГК «ОСНОВА») обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании постановления Объединения административно-технических инспекций города Москвы (далее – ответчик, ОАТИ) по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания от 24.02.2022 №21-51-401-00747/01 о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.8.18 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях (далее - КоАП г. Москвы).
Заявитель поддержал требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Ответчик представил отзыв и заверенные копии материалов дела об административном правонарушении, возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве и оспариваемом постановлении, со ссылкой на законность и обоснованность оспариваемого постановления, доказанность вины заявителя.
Изучив материалы дела, выслушав доводы заявителя и ответчика, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
Суд установил, что заявителем соблюден срок, установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ на обращение в суд.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет решение в полном объеме.
В соответствии с ч.6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.
Как следует из заявления, Постановлением ОАТИ по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания от 24.02.2022 №21-51-401-00747/01 АО «Группа компании «ОСНОВА» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.18 КоАП РФ с назначением административной ответственности в виде административного штрафа в размере 700 000 руб.
Не согласившись с постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о его оспаривании.
В обоснование заявленного требования Общество указывает на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.
Отказывая в удовлетворении требований АО «Группа компании «ОСНОВА», суд исходит из следующего.
В соответствии с Положением об Объединении, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 08.09.2009 № 960-ПП, Объединение административно-технических инспекций города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим систематическое наблюдение (мониторинг) за состоянием объектов благоустройства в городе Москве с применением мер административного воздействия при выявлении нарушений, контроль за соблюдением подрядными организациями города Москвы правил и технологии производства работ по государственным контрактам в сфере благоустройства городских территорий (ведомственный контроль), региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, а также аттракционной техники.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 06.07.2016 №387-ПП «О систематическом наблюдении (мониторинге) и контроле в области благоустройства в городе Москве», порядок осуществления систематического наблюдения (мониторинга) за состоянием объектов благоустройства в городе Москве (далее - Порядок) регулирует деятельность по организации и осуществлению систематического наблюдения (мониторинга) за состоянием объектов (элементов объектов) благоустройства в городе Москве, их соответствием требованиям, установленным Законом города Москвы от 30.04.2014 №18 «О благоустройстве в городе Москве», иными законами города Москвы, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами города Москвы (далее -мониторинг).
Мониторинг осуществляется Объединением административно-технических инспекций города Москвы (далее - Объединение):
- в форме обследования объектов (элементов объектов) благоустройства с использованием государственной информационной системы "Единый центр хранения и обработки данных" (далее - ГИС ЕЦХД);
- в форме визуального обследования объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию, в том числе с использованием средств фото- и киносъемки, видеозаписи, планшетных компьютеров и беспилотных летательных аппаратов с установленным на них специализированным программно-аппаратным комплексом.
При проведении мониторинга уполномоченные должностные лица Объединения устанавливают текущее состояние объектов (элементов объектов) благоустройства, их соответствие обязательным требованиям. В ходе мониторинга выявляются и фиксируются факты нарушений обязательных требований.
Уполномоченными должностными лицами Объединения, осуществившими мониторинг, составляется рапорт о проведенном визуальном обследовании объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию с указанием в нем выявленных нарушений обязательных требований. Нарушение обязательных требований фиксируется средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, планшетными компьютерами, иными устройствами с установленным на них специализированным программно-аппаратным комплексом, указанными в утвержденном Объединением перечне средств фото- и киносъемки, видеозаписи, планшетных компьютеров и беспилотных летательных аппаратов с установленным на них специализированным программно-аппаратным комплексом, используемых уполномоченными должностными лицами Объединения при осуществлении мониторинга в форме визуального обследования объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию.
Уполномоченные должностные лица Объединения при осуществлении мониторинга реализуют права и исполняют обязанности, предусмотренные федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.
Как следует из материалов дела, 29.12.2021 в ходе систематического наблюдения (мониторинга) за состоянием объектов благоустройства в городе Москве по адресу: г.Москва, ул. Ивана Франко, д.4, к.4-6, д.8, к.2 в связи с обращением на портал «Наш город» выявлен факт производства строительно-монтажных работ без ордера, а также неудовлетворительное содержание территории объекта, а именно: не вывезен строительный мусор и отходы, частичное отсутствие ограждений опасных мест. Указанное является нарушением пункта 1.2 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 №299-ПП (далее - Правила). Ответственная организация АО «ГК «ОСНОВА».
В связи с обнаружением правонарушения 10.02.2022 в отношении АО «ГК «ОСНОВА» был составлен протокол о возбуждении дела об административном правонарушении № 22-51-401 -00747/01.
Протокол составлен при участии представителя АО «ГК «ОСНОВА» Трубникова Д.И., действующего на основании доверенности от 04.02.2022 № ДВ-ГКО-53-22). Протокол об административном правонарушении получен представителем АО «ГК «ОСНОВА» на руки 10.02.2022, о чем имеется подпись в соответствующей графе протокола.
24.02.2022 при участии представителя АО «ГК «ОСНОВА» Артемова А.В., действующего на основании доверенности от 10.11.2021 №ДВ-ГКО-78-21, состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении.
Суд отмечает, что вопреки позиции Общества, отсутствие в доверенности у представителя заявителя указаний на право представления интересов по конкретному делу не может расцениваться как безусловное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 10.02.2022 составлен при участии представителя АО «Группа компании «ОСНОВА». О дате и времени рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Общество уведомлено надлежащим образом, что подтверждено подписью представителя в протоколе об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, должностным лицом ОАТИ было вынесено постановление №22-51-401-00747/01 о привлечении АО «ГК «ОСНОВА» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2ст.8.18 КоАП города Москвы.
Копия постановления направлена АО «ГК «ОСНОВА», однако была возвращена отправителю в связи с истечением срока хранения.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.18 КоАП г. Москвы производство земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства без соответствующего ордера или после окончания срока его действия, самовольные строительство, снос, реконструкция или капитальный ремонт зданий, сооружений и коммуникаций, а также нарушение сроков выполнения работ в соответствии с ордером - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 №299-ПП, если иное не установлено Правительством Москвы, проведение земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве производится на основании разрешения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы (далее - ордер (разрешение).
Если иное не установлено Правительством Москвы, проведение земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве при отсутствии ордера (разрешения), при истечении срока действия ордера (разрешения), с несоблюдением цели проведения работ, указанной в ордере (разрешении), не допускается и является основанием для привлечения к ответственности, установленной законодательством.
В соответствии с п.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество утверждает, что, будучи генеральным подрядчиком на объекте строительства, не может нести ответственность за проведение работ без ордера.
Отклоняя указанный довод, суд исходит из следующего.
Действительно, АО «ГК «ОСНОВА» является генподрядчиком работ по строительству Многофункционального комплекса с жилыми помещениями для временного проживания и подземной автостоянкой по указанному адресу на основании договора генерального подряда от 03.07.2019 № ГКО-263/19 (ОСИ-79/19).
В период строительства для выполнения работ привлекались различные подрядные организации, в том числе ООО «Техком». На проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов с целью строительства объектов капитального строительства по указанному адресу был открыт ордер от 15.09.2020 № 19070641/1 со сроком действия до 19.09.2021. Исполнителем работ по ордеру являлось ООО «Техком».
В соответствии с актом приема-передачи строительной площадки от 19.09.2021 ООО «Техком» (подрядчик) передал АО «ГК «ОСНОВА» (генподрядчику) строительную площадку по указанному адресу в связи с окончанием срока действия договора № ГКО-320/19 от 07.08.2019 и ордера от 15.09.2021 № 19070641/1.
Таким образом, на дату обследования (29.12.2021) строительная площадка по указанному адресу была передана АО «ГК «ОСНОВА», действующие ордера отсутствовали.
Однако обследованием от 29.12.2021 выявлено проведение работ на объекте по указанному адресу, что зафиксировано на фотоматериалах, представленных в материалы дела.
Таким образом, 29.12.2021 АО «ГК «ОСНОВА» проводило строительно-монтажные работы на объекте в отсутствие ордера на производство работ.
Следовательно, АО «Группа компании «ОСНОВА» является надлежащим субъектом ответственности.
Также суд отклоняет доводы Общества о то, что из оспариваемого постановления невозможно сделать вывод о существе вменяемого правонарушения, поскольку в постановлении указано на нарушение пункта 1.2 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 №299-ПП.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, подтверждающие факт принятия АО «ГК «ОСНОВА» исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленного административного правонарушения, не представлены.
Вина АО «ГК «ОСНОВА» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.18 КоАП г. Москвы, подтверждается: протоколом об административном правонарушении, постановлением, материалами административного дела.
При таких обстоятельствах действие АО «ГК «ОСНОВА» образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.18 КоАП г. Москвы, поэтому заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.18 КоАП г. Москвы.
Также следует отметить, что административное наказание назначено в пределах санкции ч.2 ст. 8.18 КоАП г. Москвы. Положения ст. 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ ОАТИ соблюдены, что подтверждается материалами дела.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных статьей 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений пунктов 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10, не усматривается, Арбитражный суд города Москвы не находит оснований для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Судом рассмотрены все доводы АО «Группа компании «ОСНОВА», однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований и расцениваются судом как направленные на уклонение от административной ответственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 1-13, 15, 17, 27, 29, 64-68, 71, 75, 117, 167-170, 176, 180, 181, 189, 207, 208, 210, 211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления АО «Группа компании «ОСНОВА» о признании незаконным и отмене постановления Объединения административно-технических инспекций города Москвы по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания от 24.02.2022 №21-51-401-00747/01 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.18 Закона г. Москвы от 21.11.2007 №45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья | Г.Н. Папелишвили |