ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-44539/12 от 30.07.2012 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Москва Дело № А40-44539/12

«31» июля 2012г. 32-408

Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2012г.

Решение в полном объеме изготовлено 31 июля 2012г.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи Куклиной Л.А.

протокол ведет секретарь Селиванов К.В.

рассматривает в открытом судебном заседании дело

по иску   ООО «Промконсервы» (ОГРН 1037728000452)

к   ОАО «РЖД» (ОГРН 1037739877295)

о   взыскании 232 956 руб. 92 коп.

при участии:

от истца Гореликова Л.В. по доверенности от 15.05.12г.,

от ответчика Козеренко В.К. по доверенности от 24.04.12г.

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен, с учетом заявления истца об увеличении размера исковых требований, о взыскании с ОАО «РЖД» в пользу ООО «Промконсервы» 20 938 руб. 41 коп. штрафа за просрочку в доставке грузов, а также 214 768 руб. 00 коп. штрафа за задержку подачи вагонов под выгрузку на основании договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «Промконсервы» № 13/152 от 20.12.2010г., согласно ст.ст.97,100,120 УЖТ РФ.

В обоснование исковых требований истец ссылается на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по своевременной доставке груза и подаче вагонов под выгрузку.

Ответчик против иска возражал по мотивам, изложенным в отзыве.

Выслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Между истцом и ответчиком заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «Промконсервы» № 13/152 от 20.12.2010г. согласно условиям, которого ответчик (Перевозчик), осуществляет эксплуатацию принадлежащего истцу (Владельцу) железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Рудня к 1-му главному пути стрелочным переводам № 4, обслуживаемого Локомотивом истца (Владельца).

06.04.2011г. со станции Захонь (Венгрия) по железнодорожным накладным №№06316-4, 06315-6 в адрес истца до станции Рудня (РФ) в вагонах №№ 23666613, 24451346 отгружена продукция – жесть белая пищевая Отправитель U.S.steelSerbiaD.O.O. Goranska 12.11 300 smerdovoSerbia.

В исковом заявлении истец указал, что груз должен был быть доставлен 17 апреля 2011г., о чем свидетельствует отметка работника железнодорожной станции Рудня, проставленная на запросе ООО «Промконсервы» от 25апреля 2011г.

Как усматривается из железнодорожных накладных №№ 06316-4, 06315-6 от 06.04.2011г. груз доставлен 19 апреля 2011г. Согласно расчету истца просрочка в доставке груза составила 2 (двое) суток.

Расчет истца произведен на основании ст.97 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», согласно которой за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные).

Сумма штрафа составила 20 938 руб. 41 коп.

Проверив расчет истца, суд находит расчет завышенным, поскольку к отношениям сторон необходимо применять положения СМГС с учетом международного характера спорной перевозки.

Российская Федерация и Венгрия являются участниками Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС). Накладные №№06316-4, 06315-6 составлены по утвержденной правилами СМГС форме и являются международными.

В соответствии со ст.7 ГК РФ международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 ГК РФ, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.

В соответствии со ст.2 УЖТ РФ, перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта – это перевозки в прямом и непрямом международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между Российской Федерацией и иностранными государствами, в том числе транзит по территории Российской Федерации, в результате которых пассажиры, грузы, багаж, грузобагаж пересекают Государственную границу Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Между тем, истец в обосновании своих требований сослался не на нормы СМГС, а на нормы УЖТ РФ, т.е. на материальное право, в данном случае, не подлежащее применению.

Расчет срока доставки груза, представленный Истцом, также основан на Правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 г. № 27, в то время как ст.14 СМГС установлены иные правила исчисления сроков доставки груза.

Согласно § 1 ст.14 СМГС срок доставки при повагонной отправке рассчитывается исходя из нормы: 200 тарифных километров на 1 сутки в пределах каждой железной дороги, участвующей в перевозке. При этом неполные сутки считаются за полные сутки пробега.

Ответчиком представлен контрасчет штрафа, который выполнен в соответствии со ст.14 27 СМГС по 3 Разделу Прейскуранта № 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами": расстояние доставки Венгрия - 1 203 км:200км/сут=7, РФ - 453:200км/сут=3. Всего 10 суток.

Кроме того, согласно §1 ст.14 СМГС срок доставки увеличивается на 1 сутки отправление. Также, согласно §5 ст. 14 СМГС срок доставки увеличивается на время задержки для выполнения таможенных и других правил (+1 сутки).

Таким образом, груз должен быть доставлен 18.04.11г. Просрочка доставки груза составила 1 сутки, следовательно, общая сумма пени составляет 7 123 руб. 11 коп.

Контррасчет ответчика судом проверен и признан правильным, в связи с чем, требование истца о взыскании штрафа за просрочку в доставке груза подлежит удовлетворению в сумме 7 123 руб. 11 коп.

Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика 214 768 руб. 00 коп. штрафа за задержку подачи вагонов под выгрузку.

Факт просрочки подачи вагонов по вине перевозчика и количество часов просрочки ответчиком не оспорены.

В соответствии со ст.100 УЖТ РФ за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона.

В соответствии со ст. 5 Закона от 19.06.200 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

В расчете истца применен размер МРОТ 4.330 руб., что противоречит указанному закону. Согласно расчету ответчика штраф за задержку подачи вагонов под выгрузку составляет 4 960 руб. (124 часа х 0,2 х 100 руб. х 2 вагона).

Расчет ответчика суд находит обоснованным и правомерным.

С учетом изложенного, требования истца о взыскании штрафа за задержку подачи вагонов под выгрузку подлежит удовлетворению в сумме 4 960 руб. 00 коп.

В остальной части требование истца удовлетворению не подлежит в связи с завышением расчета.

Доводы ответчика о применении ст.333 ГК РФ судом отклоняются в связи с отсутствием оснований для применения ст.333 ГК РФ.

Расходы по госпошлине относятся на сторон по правилам ст.110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.309,310,785 РФ, ст.ст.65,67,68,71,110,167-171,176 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ОАО «РЖД» (ОГРН 1037739877295) в пользу ООО «Промконсервы» (ОГРН 1037728000452) 12 083 руб. 11 коп. штрафа и 392 руб. 63 коп. расходов по госпошлине.

В остальной части иска – отказать.

Взыскать с ООО «Промконсервы» (ОГРН 1037728000452) в доход федерального бюджета 55 руб. 00 коп. госпошлины по иску.

Решение может быть обжаловано в Девятый Арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия

Судья: Куклина Л.А.