ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва | Дело № А40-44630/18-138-327 |
29 октября 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2018 года
Полный текст решения изготовлен 29 октября 2017 года
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего: судьи Ивановой Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Цечоевой Л.М.
рассмотрев в судебном заседании дело
по исковому заявлению Публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению делами Президента Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третьи лица: Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение "Управление Заказчика Строительства Реконструкции Объектов в Северо-Западной Федеральном Округе" Управления Делами Президента Российской Федерации (ИНН <***> ОГРН <***>) и Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение «Всероссийский Детский Центр «ОРЛЁНОК» (ИНН <***> ОГРН <***>)
о взыскании задолженности
при участии:
согласно протокола
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Управлению делами Президента Российской Федерации о взыскании неустойки за период с 09.01.2016 года по 23.07.2018 г. в размере 239 257 213, 42 руб. (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Требования заявлены со ссылкой на ст. ст.12, 329, 330 ГК РФ.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 03.05.2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение "Управление Заказчика Строительства Реконструкции Объектов в Северо-Западной Федеральном 2 Округе" Управления Делами Президента Российской Федерации, Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение «Всероссийский Детский Центр «ОРЛЁНОК».
Истец явился в судебное заседание, поддерживает требования в полном объеме.
Ответчик по иску возражает по мотивам, изложенным в отзыве.
Суд, рассмотрев исковые требования, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2004 г. № 1034-р на Управление делами Президента Российской Федерации возложены функции государственного заказчика по строительству и реконструкции объектов ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орленок».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2015 № 160 «Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование и реконструкцию объекта капитального строительства «Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Орленок» (реконструкция и расширение наружных инженерных сетей 1-й и 2-й этапы)» (далее - Объект) предусматривались бюджетные ассигнования в объеме 4 262,3 млн. руб., в том числе в 2015 г. -115,6 млн. руб., 2016 г. -758,2 млн. руб., 2017 г. - 1 250, 0 млн. руб., 2018 г. - 1 400,0 млн. руб., 2019 г. - 722,1 млн. рублей.
24.12.2015 ПАО «Кубаньэнерго» (Сетевая организация), ФГБОУ ВДЦ «Орленок» (Заявитель), а также Управление делами Президента РФ (Государственный заказчик) заключили государственный контракт №21200-15-00256418-4/649, согласно условиям которого сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства.
Согласно п. 1 контракта государственный заказчик обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями контракта.
В соответствии с п. 11, 12 Контракта размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с утвержденным приказом Региональной комиссии – департамент цен и тарифов Краснодарского края от 22.07.2015 г №48/2015-э и составляет 223 461 815, 03 руб. и вносится в следующем порядке: 30% платы, что составляет 67 038 544, 51 руб. вносится в течение 15 календарных дней с момента вступления Контракта в силу, 70% - что составляет 156 423 270, 52 руб. вносится в течение 15 календарных дней со дня фактического присоединения Объекта к электрическим сетям.
Согласно п. 22 настоящий контракт считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра настоящего Контракта в сетевую организацию.
Как пояснил Истец и что подтверждается материалами дела, 13.04.2013 Заявителем была направлена в Сетевую организацию заявка №3-02-05-0200-13-01311714 на осуществление технологического присоединение энергопринимающих устройств, на основании которой Заявителю были выданы технические условия от 01.07.2013 №301-7/20 (далее - ТУ)
15.10.2013 Сетевая организация выдала Заявителю изменения в ТУ.
13.12.2013 Сетевая организация выдала Заявителю изменения в ТУ.
18.08.2015 Сетевая организация выдала Заявителю изменения в ТУ.
03.08.2017 Сетевая организация выдала Заявителю изменения в ТУ.
10.10.2017 Сетевая организация выдала Заявителю изменения в ТУ.
Пунктом 4 Контракта установлено, что срок действия ТУ составляет 2 года со дня заключения Контракта.
Пунктом 5 Контракта установлено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет два года со дня заключения Контракта.
Истец указывает, что Государственный заказчик, согласно условиям контракта, должен был произвести оплату по Контракту в размере 67 038 554,51 рублей не позднее 09.01.2016, однако оплата до настоящего времени не произведена.
Согласно п. 18 контракта в случае нарушения одной из сторон сроков исполнения своих обязательств по настоящему контракту такая сторона в течение 10 рабочих дней со дня наступления просрочки уплачивает другой Стороне неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на дату заключения Контракта.
В целях досудебного урегулирования ПАО «Кубаньэнерго» были направлены претензии от 21.11.2017 №КЭ/009/3100, №КЭ/009/3101, КЭ/009/3102 с требованием оплатить задолженность и сумму неустойки по Контракту в адрес Управления делами резидента Российской Федерации, ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» и ФГБУ «Управление заказчика строительства и реконструкции объектов в СЗ ФО» Управление делами Президента Российской Федерации.
Претензии оставлены без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения в суд с данным иском.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонне изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Вместе с тем, ФГБУ «УЗС СЗФО» заключало и исполняет Контракт на стороне Государственного заказчика на основании соглашения о передаче полномочий государственного заказчика от 30.07.2014, соглашения о передаче полномочий государственного заказчика № УД-322д от 10.05.2017.
Пунктом 12 Контракта определен порядок внесения платы за технологическое присоединение.
Однако, Истцом не представлено доказательств, подтверждающих поступление подписанного Заявителем Контракта в даты, позволяющие считать момент наступления обязанности Государственного заказчика по перечислению авансового платежа, как это предусмотрено п. 22 контракта, согласно которому контракт считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра настоящего Контракта в сетевую организацию.
На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо Должник обязан уплатить кредитору неустойку в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 07.02.2017) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" если должник несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности, например, обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Как пояснил Ответчик, Контракт был заключен с целью прохождения государственной экспертизы проектно-сметной документации по Объекту, а бюджетные ассигнования для осуществления платы за технологическое присоединение, в размере 67 038 544, 51 рубль, в т.ч. НДС 18%, могли быть выделены ФГБУ «УЗС СЗФО» только при условии получения учреждением положительных заключений государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости (исх. №УДИ-3-1122 от 19.05.2016).
Такие заключения были получены 22 июля 2016 года: положительное заключение №0207-16/РГЭ-3568/05 (№ в реестре 00-1-6-0699-16) проверки достоверности определения сметной стоимости; положительное заключение №0206-16/РГЭ-З568/02 (№ в реестре 00-1-1-3-2306-16) проектной документации и инженерных изысканий.
В связи с сокращением бюджетных расходов в 2016 г., а также из-за срыва сроков проектирования объекта, в январе 2016 г. Объект был исключен из федеральной адресной инвестиционной программы (далее - ФАИП).
В связи с исключением Объекта из ФАИП ранее принятые бюджетные обязательства по Объекту не могли быть исполнены.
С целью недопущения начисления Сетевой организацией чрезмерной суммы неустойки, 24.05.2016, исх. №16/2-3/1224, ФГБУ «УЗС СЗФО» был направлен проект дополнительного соглашения, предусматривающий изменение сроков внесения платы за технологическое присоединение.
Истец ответ на указанное обращение не направил.
ФГБУ «УЗС СЗФО» повторно направлен проект дополнительного соглашения, предусматривающий изменение сроков внесения платы за технологическое присоединение.
Истец ответ на указанное обращение не направил.
Таким образом, самостоятельно ФГБУ «УЗС СЗФО» осуществить плату по Контракту за счет собственных средств не вправе.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.09.2008 №1370 «Об Управлении делами Президента Российской Федерации» Управление делами организует и обеспечивает материально-техническое, автотранспортное и санаторно-курортное обслуживание Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, аппаратов Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации и других высших органов исполнительной власти.
Согласно п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 17.09.2008 №1370 Управление делами Президента Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Управления делами и реализацию возложенных на него задач.
В соответствии с п. 27 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 №716, адресная инвестиционная программа является основанием для осуществления закупок, товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно письму Минэкономразвития России от 28.12.2016 №40453-ЕЕ/Д17 объект: ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орлёнок», Краснодарский край, Туапсинский район, Новомихайловское городское поселение, ВДЦ «Орлёнок», (реконструкция и расширение наружных инженерных сетей 1 и 2 этап)» 1 этап был исключен из федеральной адресной инвестиционной программы уже в 2016 году.
На основании письма Минэкономразвития России от 07.08.2017 №Д17и- 1067 между Управлением делами Президента Российской Федерации и ФГБУ «УЗС СЗФО» было заключено дополнительное соглашение №2 от 10.08.2017 к соглашению о передаче полномочий государственного заказчика № УД-322д от 10.05.2017, где указанный объект уже отсутствовал.
По состоянию на дату предъявления искового заявления Ответчик не имел возможности осуществлять плату по Контракту и, тем самым погасить образовавшуюся задолженность в связи с исключением объекта из ФАИП в 2016 году и не включением его в федеральную адресную инвестиционную программу на 2018 год.
Вместе с тем, 31.08.2018 Постановлением Правительства РФ №1037 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 24.02.2015 №160, согласно которому утверждены прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства РФ от 24.02.2015 №160 «Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование и реконструкцию объекта капитального строительства «Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение «Всероссийский Детский Центр «ОРЛЁНОК».
Таким образом, объект включен в федеральную адресную инвестиционную программу на 2018 год, и у Ответчика возникло право произвести оплату по государственному контракту от 24.12.2015 №21200-15-00256418-4/649.
15 октября 2018 года платежным поручением №300957 истцу перечислены денежные средства в размере 67 038 554, 51 руб.
В своем Определении от 19.02.2003 года № 79-О Конституционный суд РФ указал, что «Исключением из принципа вины в гражданском праве является положение пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.
Такая же позиция отражена в Обзоре судебной практики ВС РФ № 2 от 26.06.2015: лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Вместе с тем, Ответчик не является коммерческой организацией и не осуществляет предпринимательскую деятельность.
Таким образом, кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
В результате исследования и оценки имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд пришел к выводу что не доказаны виновные действия ответчика, а также приходит к выводу о необоснованности заявленного истцом искового требования, учитывая оплату основного долга в полном объеме, в связи с чем, отказывает в его удовлетворении иска.
Судебные расходы подлежат распределению в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 4, 27, 34, 110, 121, 150, 153, 167, 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Е.В. Иванова