ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-45708/2021-92-316 от 30.06.2021 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва                                                                          Дело № А40-45708/21-92-316

Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2021 года

Полный текст решения изготовлен 16 июля 2021 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Уточкина И.Н.

при ведении протокола  судебного заседания секретарем Куровой А.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании  дело по заявлению: ООО "ОПИНТЕР"

к  МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ

о признании незаконными решения от 29.01.2021 №10013000/09/290121/А0009 и уведомления от 31.01.2021 №10013000/У2021/0001025

при участии :

от заявителя – Грызунова Л.М., дов. от 07.04.2021, диплом;

от ответчика – Щеголев А.М. дов. от 30.12.2020, диплом;

УСТАНОВИЛ:

ООО «Опинтер» (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными решения Московской областной     таможни     (далее      МОТ,     таможня, ответчик)     от     29.01.2021 № 10013000/09/290121/А0009, уведомления таможни от 31.01.2021 № 10013000/У2021/0001025 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.

Заявитель поддержал требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика против удовлетворения требований возражал по доводам, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из заявления, Московской областной таможней в адрес ООО «ОПИНТЕР» письмом от 29.01.2021 № 09-13/02215 были отправлены Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 29.01.2021 № 10013000/09/290121/А0008, Приложение к указанному акту проверки, решение по результатам таможенного контроля от 29.01.2021 № 10013000/09/290121/А0009, принятое на основании указанного акта. В личном кабинете таможенного представителя таможней формализованы уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 31.01.2021 № 10013000/У2021 /0001025 (далее также уведомление о неуплаченных таможенных платежах от 31.01.2021 № 10013000/У2021/0001025) вместе с таможенным приходным ордером № 10013070/310121/ТС-4303856.

Акт проверки от 29.01.2021 № 10013000/09/290121/А0008 и решение по результатам таможенного контроля от 29.01.2021 № 10013000/09/290121/А0009 послужили основанием для направления Обществу уведомления о неуплаченных таможенных платежах от 31.01.2021 № 10013000/У2021 /0001025 вместе с таможенным приходным ордером № 10013070/310121/ТС-4303856.

Денежные средства в размере 1.605.465,77 рублей, указанные в данных уведомлении и таможенном приходном ордере, оплачены ООО «ОПИНТЕР» в полном объеме, что подтверждено выпиской из лицевого счета ООО «ОПИНТЕР» за период с 08.02.2021 по 12.02.2021.

Не согласившись с Решением по результатам таможенного контроля от 29.01.2021 № 10013000/09/290121/А0009 и уведомлением о неуплаченных таможенных платежах от 31.01.2021 № 10013000/У2021/0001025, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования ООО «ОПИНТЕР», суд исходил из следующего.

Оспариваемые решение и уведомление приняты Московской областной таможней в отношении Реестров, поданных ООО «ОПИНТЕР» в электронной форме в ходе проводимого ФТС России эксперимента по совершению таможенных операций согласно Порядку использования в качестве пассажирской таможенной декларации документов, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиками (транспортными-экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки)  в  адрес  физических лиц -  получателей  товаров,  с  применением  Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, - предусмотренному приказом ФТС России от 24.11.2017 № 1861 «Об использовании в качестве пассажирской таможенной декларации документов, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров для личного пользования» (далее - Порядок, утвержденный приказом ФТС России от 24.11.2017 № 1861).

Реестры, перечисленные в Приложении к Акту проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 29.01.2021 № 10013000/09/290121/А0008 (далее - Приложение к Акту) и ставшие предметом проверки со стороны Московской областной таможни (графы 1 и 10 Приложения к Акту), были поданы ООО «ОПИНТЕР» как таможенным представителем от имени и по поручению физических лиц - получателей товаров, указанных в графе 13 данного Приложения к Акту. Указанные Реестры с учетом пункта 1 Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 24.11.2017 № 1861, использовались при декларировании товаров для личного пользования, приобретенных физическими лицами в иностранных интернет-магазинах и доставляемых в их адрес транспортными-экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки, в качестве пассажирской таможенной декларации.

Как следует из оспариваемых актов, основанием для их принятия, а также начисления таможенных пошлин, сборов за совершение таможенных операций и пени, явилось невыполнение, по мнению таможни, таможенным представителем ООО «ОПИНТЕР» обязательств, предусмотренных приказом ФТС России от 24.11.2017 №1861, а именно:

- Обществом в нарушение требований Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 24.11.2017 № 1861, после отказа таможенного органа в выпуске товаров были повторно поданы новые Реестры (неплатные);

- повторная подача Обществом недостоверных сведений о количественных (весовых/стоимостных) нормах, установленных Решением Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», в нарушение пункта 37 Порядка, утвержденного приказом ФТС России 24.11.2017 № 1861, привела к неуплате таможенных платежей в сумме 1 226 172,44 рублей.

Данные обстоятельства зафиксированы в Акте проверки от 29.01.2021 № 10013000/09/290121/А0008 и в оспоренном решении по результатам таможенного контроля от 29.01.2021 № 10013000/09/290121/А0009.

По мнению таможни, при таможенном декларировании и выпуске товаров, указанных в Приложения к Акту, была нарушена норма беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, предусмотренная Решением Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее также Решение Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107), что повлекло обязанность таможенного представителя ООО «ОПИНТЕР» по уплате таможенных пошлин, сборов за таможенные операции и пени согласно оспариваемому уведомлению о неуплаченных таможенных платежах от 31.01.2021 № 10013000/У2021 /0001025.

По мнению таможни, при таможенном декларировании и выпуске товаров, указанных в Приложениях к Акту, была нарушена норма беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, предусмотренная Решением Совета ЕЭК от 20.12.2017 №107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее также Решение Совета ЕЭК от 20.12.2017 №107), что повлекло обязанность таможенного представителя ООО «ОПИНТЕР» по уплате таможенных пошлин, сборов за таможенные операции и пени согласно оспариваемому уведомлению о неуплаченных таможенных платежах от 31.01.2021 №10013000/У2021/0001025.

Между тем, в основу выводов таможни положены положения Решения Совета ЕЭК от 20.12.2017 №107 и приказа ФТС России от 24.11.2017 №1861 «Об использовании в качестве пассажирской таможенной декларации документов, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров для личного пользования».

Однако, в силу п. 2 Решения Совета ЕЭК от 20.12.2017 №107, настоящее Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.

Указанное Решение было опубликовано на Официальном сайте Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 19.03.2018 и, следовательно, вступило в законную силу лишь 29.03.2018.

Таким образом, на даты регистрации всех Реестров, указанных в графе № 1 Приложения к Акту, и Реестров, указанных в графе 10 Приложения к Акту (период с 01.01.2018 по 31.01.2018) Решение Совета ЕЭК от 20.12.2017 №107 еще не вступило в законную силу.

В связи с изложенным, с учетом положений пункта 14 статьи 266 ТК ЕАЭС, Московской областной таможней в оспоренном решения от 29.01.2021 №10013000/09/290121/А0009 и уведомлении от 31.01.2021 №10013000/У2021/0001025 применены нормы права, неподлежащие применению.

Кроме того, согласно оспоренному решению Московской областной таможни по результатам таможенного контроля от 29.01.2021 № 10013000/09/290121/А0009, послужившему основанием для начисления таможенных платежей, сборов за совершение таможенных операций и пени в оспоренном уведомлении о неуплаченных таможенных платежах от 31.01.2021 № 10013000/У2021/0001025, вышеназванные платежи начислены таможней в связи с тем, что у ООО «ОПИНТЕР» возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, сборов за совершение таможенных операций и пени вследствие нарушения Обществом порядка совершения таможенных операций, предусмотренного приказом ФТС России от 24.11.2017 № 1861.

Поддерживая указанный довод, таможня ссылается на то, что документы, имеющие статус эксперимента (приказ ФТС России от 24.11.2017 №1861) не могут быть зарегистрирован в Минюсте России, но при этом являются внутренним утвержденным нормативным документом, правила которого используются при таможенном декларировании товаров экспресс-грузов. Также Ответчик указывает, что заявитель добровольно подал документы и был включен в состав участников эксперимента, что позволяет применять к нему спорные положения.

Между тем, ООО «ОПИНТЕР» не оспаривало и не отрицало в ходе рассмотрения настоящего дела своего участия в эксперименте по совершению таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых перевозчиками (транспортно-экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки) в адрес физических лиц - получателей товаров, который был регламентирован приказом ФТС России от 24.11.2017 №1861.

Вместе с тем с учетом положений части 3 статьи 15 Конституции РФ, пунктов 8-10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» основанием для возникновения у Общества обязанности по уплате таможенных платежей, сборов за совершение таможенных операций и пени, основанием для начисления указанных платежей и их взыскания с Общества не могут послужить нарушения каких-либо положений приказа ФТС России от 24.11.2017 №1861, не прошедшего государственную регистрацию в Минюсте РФ и не опубликованного официально в установленном порядке.

Пунктами 6 и 7 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» обращено внимание судов на то, что в силу части 3 статьи 15 Конституции РФ не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения; в соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина; если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу части 2 статьи 120 Конституции РФ обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.

В связи с этим, невыполнение ООО «ОПИНТЕР» обязанности по подаче платного Реестра в соответствии с пунктом 37 Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 24.11.2017 №1861, как это указано в оспариваемом решении по результатам таможенного контроля от 29.01.2021 №10013000/09/290121/А0009, не может повлечь наступление обязанности по уплате таможенных платежей при отсутствии иных правовых оснований, предусмотренных в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области таможенного дела.

Таким образом, в рамках указанной проверки таможней подлежали применению положения ТК ЕАЭС.

Так, пунктом 1 статьи 256 ТК ЕАЭС установлено, что особенности порядка и условий перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза и за ее пределами, особенности порядка совершения таможенных операций, связанных с временным хранением, таможенным декларированием и выпуском товаров для личного пользования, а также порядок определения стоимости товаров для личного пользования и применения таможенных платежей в отношении таких товаров определяются главой 37 ТК ЕАЭС.

Пунктом 3 статьи 256 ТК ЕАЭС предусмотрено, что товары для личного пользования могут перемещаться через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже при следовании физического лица через таможенную границу Союза, в международных почтовых отправлениях, а также перевозчиком в адрес физического лица, не пересекавшего таможенную границу Союза, либо от физического лица, не пересекавшего таможенную границу Союза.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 260 ТК ЕАЭС установлено, что товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком в адрес физического лица, подлежат таможенному декларированию.

Как предусмотрено пунктом 3 статьи 260 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров для личного пользования производится с применением пассажирской таможенной декларации. В качестве пассажирской таможенной декларации могут использоваться документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров для личного пользования, в случаях и порядке, которые установлены ТК ЕАЭС, международными договорами в рамках Союза и (или) определяются Комиссией (абзац 5 пункта 3 статьи 260 ТК ЕАЭС).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 105 ТК ЕАЭС пассажирская таможенная декларация является видом таможенной декларации.

Согласно пункту 2 статьи 266 ТК ЕАЭС стоимостные, количественные и весовые нормы и способы ввоза товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза, определяются Комиссией.

Статьей 268 ТК ЕАЭС предусмотрены основания возникновения, прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, срок их уплаты и исчисление.

Согласно пункту 1 статьи 268 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов - пункт 17 статьи 266 ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 24 статьи 266 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги уплачиваются физическими лицами на основании таможенного приходного ордера либо на основании иного документа, определяемого Комиссией.

Исчисление таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования производится таможенным органом, производящим выпуск таких товаров, на основании сведений, заявленных декларантом при таможенном декларировании, а также по результатам таможенного контроля - пункт 25 статьи 266 ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 4 статьи 268 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению (таможенные пошлины, налоги подлежат уплате) до выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение.

Подпунктом 9 пункта 2 статьи 268 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшая при регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, прекращается у декларанта при отказе таможенного органа в выпуске этих товаров. При этом законодатель не ставит в зависимость прекращение указанной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов от причин и оснований, по которым таможенным органом принято решение об отказе в выпуске товаров.

Как следует из оспариваемого решения по результатам таможенного контроля от 31.01.2021 № 10013000/У2021/0001025 и Приложения к Акту, в отношении Реестров, указанных в графе 1 Приложения к Акту, таможенным органом в день регистрации Реестров были приняты решения об отказе в выпуске товаров (графа 3 Приложения к Акту).

При этом таможенные приходные ордера до решения таможенного органа об отказе в выпуске товаров таможенным органом не формировались, таможенные пошлины, налоги не исчислялись, декларантам (физическим лицам - получателям товаров) или таможенному представителю ООО «ОПИНТЕР» не направлялись, что исключало возможность уплаты таможенных пошлин в отношении товаров, задекларированных по Реестрам, указанным в графе 1 Приложения к Акту, до такого решения таможенного органа.

Таким образом, с учетом подпункта 9 пункта 2 статьи 268 ТК ЕАЭС в даты отказа в выпуске, предусмотренные графой 3 Приложения к Акту, таможенный орган прекратил обязанность по уплате таможенных пошлин у соответствующих декларантов - физических лиц - получателей (графа 13 Приложения к Акту) в отношении товаров, задекларированных в соответствующих Реестрах, указанных в графе 1 Приложения к Акту.

Обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании - пункт 2 статьи 405 ТК ЕАЭС.

В случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных платежей - пункт 4 статьи 405 ТК ЕАЭС.

Учитывая, что ООО «ОПИНТЕР» совершало от имени и по поручению соответствующих физических лиц таможенные операции по таможенному декларированию товаров, обязанности таможенного представителя по настоящему делу с учетом вышеназванных правовых норм обусловлены требованиями и условиями, установленными таможенным законодательством таможенного союза применительно к обязанностям физических лиц при совершении таможенных операции по таможенному декларированию товаров.

Таким образом, таможенный орган прекратил обязанность по уплате таможенных пошлин у соответствующих физических лиц - получателей (графа 13 Приложения к Акту) и соответственно солидарную обязанность у таможенного представителя ООО «ОПИНТЕР» в отношении товаров, задекларированных в соответствующих Реестрах, указанных в графе 1 Приложения к Акту, при отсутствии у ООО «ОПИНТЕР» правовых оснований для уплаты таможенных пошлин за таких физических лиц (таможенные приходные ордера до решения таможенного органа об отказе в выпуске товаров таможенным органом не формировались, таможенные пошлины, налоги не исчислялись, декларантам (физическим лицам - получателям товаров) или таможенному представителю ООО «ОПИНТЕР» не направлялись).

Фактов заявления таможенным представителем недостоверных сведений, влияющих на уплату таможенных пошлин в сторону увеличения, в Реестрах, указанных в графе 1 Приложения к Акту, таможенным органом в ходе проверки документов и сведений после выпуска товаров не выявлено, в оспоренном решении по результатам таможенного контроля от 31.01.2021 № 10013000/У2021/0001025 не зафиксировано.

Обязанность по декларированию и выпуску товаров для личного пользования в том же календарном месяце, в котором такие товары прибыли на таможенную территорию Союза, таможенным законодательством и нормативными правовыми актами в сфере таможенного дела не установлена.

Обязанность подать после отказа в выпуске товаров новую пассажирскую таможенную декларацию (новый Реестр) до окончания календарного месяца, в котором товары прибыли на таможенную территорию Союза или в котором была зарегистрирована первая пассажирская таможенная декларация (первый Реестр), также не предусмотрена требованиями таможенного законодательства и нормативными правовыми актами в сфере таможенного дела.

Совмещение данных обстоятельств и таможенных операций в одном календарном месяце не является условием освобождения от уплаты таможенных платежей, предусмотренным пунктом 11 раздела II Приложения №3 к Соглашению от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (подлежит применению в отношении Реестров, оформленных до 29.03.2018).

Более того, такой обязанности не было предусмотрено и приказом ФТС России от 24.11.2017 №1861.

С учетом понятия ввоза, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС (совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы Союза, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, до выпуска товаров таможенными органами), никаких нарушений в таможенном оформлении и выпуске товаров для личного пользования, пересекших таможенную границу в одном календарном месяце, а выпущенных таможней в другом календарном месяце, нет.

Глава 37 ТК ЕАЭС не предусматривают каких-либо иных сроков подачи пассажирских таможенных деклараций (новых Реестров, используемых в качестве пассажирских таможенных деклараций) в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком, после отказа таможенного органа в выпуске таких товаров, чем те, которые установлены статьей ПО ТК ЕАЭС - таможенная декларация должна быть подана до истечения срока временного хранения товаров.

Кроме того, пунктом 13 статьи 260 ТК ЕАЭС прямо предусмотрено, что в случае если товары для личного пользования помешены на временное хранение, пассажирская таможенная декларация подается в соответствии с пунктом 1 статьи 110 ТК ЕАЭС.

Указанная обязанность была выполнена ООО «ОПИНТЕР» при декларировании товаров от имени декларантов - физических лиц-получателей по Реестрам, указанным в графе 10 Приложения к Акту.

Именно на .дату регистрации Реестров, указанных в графе 10 Приложения к Акту, согласно пункту 1 статьи 268 ТК ЕАЭС у декларантов (физических лиц-получателей) вновь возникала обязанность по уплате таможенных пошлин (у ООО «ОПИНТЕР» с учетом пункта 4 статьи 405 ТК ЕАЭС - солидарная обязанность).

Учитывая, что установленные пунктом 11 раздела II Приложения №3 к Соглашению от 18.06.2010 (в отношении вторых Реестров, зарегистрированных до 29.03.2018) и пунктом 3 Приложения №1 к Решению Совета ЕЭК от 20.12.201 №107 (в отношении вторых Реестров, зарегистрированных после 29.03.2018) нормы беспошлинного ввоза товаров на дату регистрации этих вторых Реестров были соблюдены, обязанности по уплате таможенных пошлин, возникшие при регистрации указанных Реестров, выполнены.

Таким образом, Московская областная таможня неправомерно начислила Обществу к уплате таможенные пошлины, сборы за совершение таможенных операций и пени в общем размере 1.605.465,77 рублей в оспоренном уведомлении о неуплаченных таможенных платежах от 31.01.2021 № 10013000/У2021/0001025 и таможенном приходном ордере № 10013070/310121/ТС-4303856.

Вывод таможни о том, что заявление недостоверных сведений о дате ввоза товаров на таможенную территорию Союза повлияло на принятие решения о выпуске товаров без уплаты таможенных платежей (подпункт 1 пункта 3.2 оспариваемого решения по результатам таможенного контроля от 29.01.2021 № 10013000/09/290121/А0009) не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Форма пассажирской таможенной декларации, утвержденная решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 287, форма Реестра, используемого в качестве пассажирской таможенной декларации, утвержденная приказом ФТС России от 24.11.2017 № 1861, не содержат сведения о дате ввоза товаров, в связи с чем ООО «ОПИНТЕР» не заявляла таможенному органу в Реестрах недостоверные сведения о дате ввоза товаров.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС определено понятие ввоза товаров на таможенную территорию Союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.

С учетом приведенной нормы Кодекса не понятно, на какие даты с даты пересечения таможенной границы и до даты выпуска товаров Московская областная таможня указывает в оспариваемом решении по результатам таможенного контроля от 29.01.2021 № 10013000/09/290121/А0009, как о недостоверно заявленных ООО «ОПИНТЕР» и влияющих на возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин.

Кроме того, оспоренное уведомление о неуплаченных таможенных платежах от 31.01.2021 № 10013000/У2021/0001025 направлено таможенным органом с нарушениями требований, предусмотренных ТК ЕАЭС и Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельными законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

Совершение таможенных операций и принятие таможенным органом решений по результатам проверки полученных сведений и документов определено Порядком, утвержденным приказом ФТС России от 24.11.2017 № 1861, применительно к каждому отправлению - к каждой индивидуальной накладной (пункты 3 и 35 указанного Порядка).

Сведения о конкретных товарах заявлялись ООО «ОПИНТЕР» таможенному органу в Реестре от имени и по поручению конкретных физических лиц - получателей применительно к сведениям, содержащимся в конкретных индивидуальных накладных в отношении товаров для личного пользования, приобретенных указанными физическими лицами (графы 2, 11 и 13 Приложения к Акту).

С учетом изложенного, обязанность по уплате таможенных пошлин, предусмотренная пунктом 1 статьи 268 ТК ЕАЭС, возникает у конкретных физических лиц - получателей применительно к конкретной индивидуальной накладной с момента регистрации соответствующего Реестра (используемого в качестве пассажирской таможенной декларации применительно к конкретной индивидуальной накладной). Таможенный представитель ООО «ОПИНТЕР» с учетом пункта 4 статьи 405 ТК ЕАЭС несет с указанными физическими лицами - получателями солидарную обязанность по уплате таможенных платежей применительно к конкретным индивидуальным накладным с момента регистрации соответствующего Реестра.

Частью 1 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрено, что уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Пунктом 4 статьи 270 ТК ЕАЭС и частью 12 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что при солидарной обязанности по уплате таможенных платежей уведомления (уточнения к уведомлению) направляются одновременно плательщику и лицам, несущим солидарную обязанность, с указанием об этом в таких уведомлениях (уточнениях к уведомлению).

Московская областная таможня в нарушение требований пункта 4 статьи 270 ТК ЕАЭС и частей 1 и 12 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в адреса плательщиков - физических лиц, указанных в графе 13 Приложения к Акту, не направляла, таможенные пошлины и пени конкретным физическим лицам не исчисляла. Тем самым Московская областная таможня в нарушение требований, предусмотренных статьями 268, 270 и 405 ТК ЕАЭС возложила обязанность по уплате таможенных пошлин, сборов за таможенные операции и пени только на таможенного представителя - ООО «ОПИНТЕР», обезличив и освободив от обязанности по их уплате плательщиков - конкретных физических лиц - получателей товаров.

Также в оспоренном уведомлении о неуплаченных таможенных платежах от 31.01.2021 № 10013000/У2021/0001025 датой наступления обязанности по уплате таможенных пошлин (код вида платежа 6010) и таможенных сборов за таможенные операции (код вида платежа 1010) Московской областной таможней определена дата - 31.01.2018 (графа «Срок исполнения обязанности» таблицы). Вместе с тем все Реестры были зарегистрированы таможенные органом в разные даты после 31.01.2018, в связи с чем 31.01.2018 не является датой наступления обязанности по уплате таможенных пошлин и таможенных сборов за таможенные операции, предусмотренной пунктом 1 статьи 268 ТК ЕАЭС, в отношении таких товаров.

Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует о незаконности оспариваемых в рамках настоящего дела решения и уведомления Московской областной таможни.

При этом таможня, в нарушение ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, не представила доказательств соответствия оспариваемых ненормативных правовых актов закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, оспариваемые решение по результатам таможенного контроля от 29.01.2021 № 10013000/09/290121/А00009 и уведомление о неуплаченных таможенных платежах от 31.01.2021 № 10013000/У2021/0001025 не соответствуют таможенному законодательству и иным нормативным правовым актам в сфере таможенного дела, нарушают имущественные права Заявителя и незаконно возлагают на него обязанность по уплате таможенных пошлин, таможенных сборов за таможенные операции и пени в размере большем, чем это предусмотрено пунктом 11 раздела II Приложения № 3 к Соглашению от 18.06.2010 и пунктом 3 Приложения № 1 к Решению Совета ЕЭК от 20.12.201 № 107. Уведомление о неуплаченных таможенных платежах от 31.01.2021 № 10013000/У2021/0001025 выставлено с нарушениями статей 268, 270 и 405 ТК ЕАЭС и частей 1 и 12 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с п. 3 ч.4 ст. 201 АПК РФ суд  считает необходимым обязать Московскую областную таможню  устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ОПИНТЕР».

Доводы ответчика, изложенные в отзыве, судом рассмотрены и признаны несостоятельными.

Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании  подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37  Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 АПК РФ. Данная позиция соответствует разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»  (абзац третий пункта 21).

В связи с изложенным, уплаченная Заявителем госпошлина в размере 6 000 руб. подлежит взысканию с ответчика. 

Руководствуясь ст.ст.64-68, 71, 75, 110, 167-170, 180, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие таможенному законодательству РФ, признать недействительными  решение по результатам таможенного контроля от 29.01.2021 №10013000/09/290121/А0009 и уведомление от 31.01.2021 №10013000/У2021/0001025 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 31.01.2021 № 10013000/У2021/0001025, принятые Московской областной таможней

Обязать Московскую областную таможню устранить нарушение прав и законных интересов ООО "ОПИНТЕР" путем возврата таможенных пошлин, сборов за таможенные операции и пени в размере 1.605.465,77 руб. (Один миллион шестьсот пять тысяч четыреста шестьдесят пять рублей 77 копеек) в течение десяти дней с даты вступления в законную силу решения.

Взыскать с Московской областной таможни в пользу ООО "ОПИНТЕР" расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

И.Н. Уточкин