Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-46276/21-85-324
Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2021 года
Полный текст решения изготовлен 02 ноября 2021 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего судьи Федоровой Д.Н.(единолично),
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бессарабовой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ "ВНУКОВО" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИТАРНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ "АДМИНИСТРАЦИЯ ГРАЖДАНСКИХ АЭРОПОРТОВ (АЭРОДРОМОВ)" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
третьи лица 1. Федеральное агентство воздушного транспорта, 2. ГУП "Мосводоканал", 3. Министерство транспорта Российской Федерации, 4. Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу, 5. ГУП "Мосводосток"
об обязании обратиться в Росавиацию в целях подготовки проекта решения, об обязании обратиться в Росавиацию в целях получения субсидий или бюджетных инвестиций
при участии:
от истца – ФИО1 по дов. от 19.01.2021 № 01-17/17-21, ФИО2 по дов. от 30.06.2020 № 100Д
от ответчика – ФИО3 по дов. от 03.09.2020 №407-д
от третьего лица (1) – ФИО3 по дов. от 30.12.2020 №Д-14.3/155
от третьего лица (3) – ФИО4 по дов. от 17.12.2020 №ПД-35/216-ис
УСТАНОВИЛ:
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ "ВНУКОВО" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИТАРНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ "АДМИНИСТРАЦИЯ ГРАЖДАНСКИХ АЭРОПОРТОВ (АЭРОДРОМОВ)" об обязании ответчика не позднее истечения тридцати рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиацию) в целях подготовки в порядке, установленном ст. 78 - 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 года № 1751 «Об утверждении Правил принятия решений о предоставлении субсидий или об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита», проекта решения в форме проекта акта Правительства Российской Федерации о предоставлении субсидий или об осуществлении бюджетных инвестиций из федерального бюджета на подготовку обоснования инвестиций и проведение технологического и ценового аудита в отношении оборудования водовыпусков № 1 и № 3 аэродрома Москва «Внуково» локальными сооружениями для механической, биологической и иной очистки и обеззараживания загрязненных вод; об обязании Ответчика не позднее истечения девяноста рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиацию) в целях получения из федерального бюджета субсидий или бюджетных инвестиций в порядке, установленном ст. 78 - 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 года № 13 «Об утверждении Правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета», на оборудование водовыпусков № 1 и № 3 аэродрома Москва «Внуково» локальными сооружениями для механической, биологической и иной очистки и обеззараживания загрязненных вод; в случае неисполнения Ответчиком решения суда, взыскать с него в пользу АО «Международный аэропорт «Внуково» 1 ООО ООО (один миллион) рублей за каждый месяц просрочки исполнения решения суда, то есть, со дня принятия судом судебного акта по результатам рассмотрения настоящего заявления по день фактического исполнения решения.
Определением от 07.05.2021 суд в порядке ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Федеральное агентство воздушного транспорта.
Определением от 01.07.2021 суд в порядке ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – АО "МОСВОДОКАНАЛ"; Министерство транспорта Российской Федерации; Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу.
Определением от 31.08.2021 суд в порядке ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ГУП "Мосводосток".
Представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика и третьего лица (1) возражал против удовлетворения исковых требований по доводам изложенным в отзыве на иск.
Представитель третьего лица (3) также возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал позицию ответчика.
Третьи лица (2,4,5), извещенные о дате, времени и месте проведения судебного заседания в соответствии со ст.ст. 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом, в суд не явились, своих представителей в суд не направили. 14.10.2021 посредством электронной почты суда от ГУП "Мосводосток" поступил отзыв на иск.
Дело рассмотрено без участия третьих лиц (2,4,5), в порядке ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив все материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленный иск удовлетворению не подлежит.
При этом суд исходит из того, что в соответствии со ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Вместе с тем, согласно ч.2 ст.9 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Из материалов дела следует, что Федеральному государственному бюджетному учреждению «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов) (далее - ФГУП «АГА(А)») на праве хозяйственного ведения принадлежат объекты движимого и недвижимого имущества аэродрома Внуково, находящиеся в собственности Российской Федерации, расположенные на территории аэропорта Москва (Внуково) на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0016005:27, находящемся у ФГУП «АГА(А)» в аренде на основании договора аренды от 04.09.2017 № Д- 146-14/0373100090917000079, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 03.03.2021 №99/2021/378638618.
АО «Международный аэропорт «Внуково» является оператором аэродрома гражданской авиации Москва (Внуково), что подтверждается Сертификатом оператора аэродрома гражданской авиации №ФАВТ.ОА-079 от 16.10.2017, выданным Федеральным агентством воздушного транспорта.
Между ФГУП «АГА(А)» (далее-Арендодатель, Ответчик) и АО «Международный аэропорт «Внуково» (правопреемник АО «Аэропорт Внуково», далее – Истец, Арендатор) заключен договор аренды федерального имущества аэропорта Москва (Внуково) от 21.12.2015 № 495 (далее – Договор аренды), согласно условиям которого Арендодатель передает Арендатору во временное владение и пользование Имущество, указанное в Приложении № 1 и Приложении № 2 к Договору аренды, а Арендатор обязуется вносить арендную плату в порядке, установленном Договором. Имущество является федеральной собственностью и принадлежит Арендодателю на праве хозяйственного ведения, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности и права хозяйственного ведения.
Аэропорт Москва (Внуково) оборудован двумя искусственными взлетно- посадочными полосами (далее - ИВПП), длина ИВПП № 1 составляет 3500 метров, ИВПП № 2 - 3060 метров, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации аэродрома № 10 от 16.08.2016 и Сертификатом соответствия №АД 00077 от 15.09.2017.
В рамках осуществления аэропортовой деятельности АО «Международный аэропорт «Внуково» для поддержания летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов в условиях интенсивного выпадения осадков и льдообразования, а также для исключения авиационных происшествий, производится удаление обледенения с искусственных покрытий аэродрома с применением химических реагентов. Поверхностные сточные воды с искусственных покрытий аэродрома поступают в водосточно-дренажную сеть аэродрома.
Система водоотвода с искусственных покрытий и дренажа подземных и поверхностных сточных вод (ливневых и талых) международного аэропорта Москва (Внуково) имеет четыре функционирующих водовыпуска №№:1; 3; 4; 6. Очистка сточных вод локальными сооружениями от загрязняющих веществ предусмотрена на выдовыпусках №6 и №4. Водовыпуски №1 и №3 системами очистки сточных вод не оборудованы.
Согласно пункту 6.2.3. Договора аренды Арендатор обязан соблюдать технические, санитарные, противопожарные, экологические и иные требования, предъявляемые к использованию данного типа имущества, эксплуатировать Имущество в соответствии с требованиями российских и международных нормативных правовых актов с учетом наличия в законном владении и пользовании у Арендатора имущества, переданного Арендодателем во временное владение или пользование, позволяющего выполнять данные требования. В случае если для соблюдения требований, предъявляемых к использованию данного типа имущества, требуется осуществление нового строительства каких-либо систем, сооружений или какого-либо иного имущества, данное строительство осуществляется за счет Арендодателя при выделении соответствующих средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
Истец считает, что оборудование систем водоотвода с искусственных покрытий и дренажа подземных и поверхностных сточных вод (ливневых и талых) аэродрома локальными сооружениями для механической, биологической и иной очистки и обеззараживания загрязненных вод является как обязанностью Арендодателя в рамках исполнения обязательств по действующему Договору аренды, так и обязанностью собственника имущества.
По мнению истца, АО «Международный аэропорт «Внуково» не наделено правом самостоятельно осуществить строительство очистных сооружений, так как не является собственником имущества аэродрома, а Договор аренды не предусматривает каких-либо инвестиционных условий о строительстве АО «Международный аэропорт «Внуково» очистных сооружений.
АО «Международный аэропорт «Внуково» (Арендатор) трижды обращалось к ФГУП «АГА(А)» (Арендодателю) с требованием оборудовать водовыпуски №1 и № 3 системы водоотвода с искусственных покрытий и дренажа подземных и поверхностных сточных вод (ливневых и талых) аэропорта Москва (Внуково) локальными сооружениями для механической, биологической и иной очистки и обеззараживания загрязненных вод (Приложения № 6, № 7, № 8).
Однако, письмами от 22.07.2020 № 07314, от 24.09.2020 № 09916, от 08.02.2021 № Исх-1023 (Приложение № 9, № 10, № 11) от ФГУП «АГА(А)» получены отказы в строительстве новых систем/сооружений, а также уведомление о направлении письма в Росавиацию с предложением урегулирования вопроса строительства очистных сооружений в рамках исполнения концессионного соглашения за счет инвестиционной составляющей.
В силу пункта 1.1 Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов" данные Правила разработаны в соответствии со статьей 48 Воздушного кодекса РФ и устанавливают требования, предъявляемые к гражданским аэродромам, обязательные для выполнения лицами, эксплуатирующими указанные аэродромы.
Аэродромы с длиной ВПП 1500 м и более, имеющие системы водоотвода с искусственных покрытий и дренажа подземных и поверхностных сточных вод (ливневых и талых), должны быть оборудованы локальными сооружениями для механической, биологической и иной очистки и обеззараживания загрязненных вод, которые обеспечивают соответствие качественного состава сбрасываемого очищенного поверхностного стока нормативам качества воды. Отвод воды с поверхности покрытий осуществляется через водоотводные и дренажные системы (п.п. 10.8, 10.10, 3.11 «СП 121.13330.2012. Свод правил. Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96»).
В соответствии со ст. 48 Воздушного кодекса Российской Федерации требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Согласно п. 4 ст. 49 Воздушного кодекса Российской Федерации обеспечение соответствия аэродрома государственной авиации, вертодрома государственной авиации, аэродрома экспериментальной авиации, вертодрома экспериментальной авиации в период эксплуатации установленным требованиям возлагается на организацию, осуществляющую эксплуатацию таких аэродромов, вертодромов.
Согласно пункту 57 Федеральных авиационных правил "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015 N 286, оператор аэродрома гражданской авиации, помимо прочего, организует эксплуатацию и техническое обслуживание аэродрома и его оборудования, содержание в состоянии, соответствующем требованиям федеральных авиационных правил и обеспечивающем безопасность полетов воздушных судов.
В соответствии с требованиями пункта 6 Федеральных авиационных правил "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015 N 286, оператор аэродрома гражданской авиации обеспечивает комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
В соответствии с условиями пункта 2.3. Договора аренды Имущество передается АО «Международный аэропорт «Внуково» в целях его использования в соответствии с его назначением для осуществления оператором аэродрома, в том числе:
- эксплуатационного содержания аэродромных покрытий, водоотводных и дренажных систем, грунтовой части летного поля и т.д.;
- к проведению работ по обеспечению соответствия аэродрома требованиям российских и международных нормативных правовых актов;
- выполнения требований природоохранного и санитарно- эпидемиологического законодательства.
С учетом изложенного, именно на истца как на организацию, осуществляющую эксплуатацию аэродрома Внуково, возложена обязанность по соблюдению Федеральных авиационных правил. Таким образом, оператор аэродромного комплекса самостоятельно обеспечивает бесперебойное функционирование аэропорта, соответствия аэродрома нормам годности сертификационным требованиям и требованиям экологической безопасности и защиты окружающей среды.
Таким образом, организация мер по обеспечению очистки сточных вод до предельно допустимых сбросов, возложена на арендатора, который несет ответственность за ненадлежащее обеспечение мероприятий по поддержанию летного поля в эксплуатационной готовности, обеспечение безопасности полетов и обеспечение экологической безопасности и защиты окружающей среды.
При данных обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс РФ) защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 Гражданского кодекса РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим, и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Выбор способа защиты, в конечном счете, предопределяется спецификой охраняемого права и характером его нарушения.
В соответствии с пунктом 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Избранный заявителем способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
Субсидии юридическим лицам предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (пп. 1 п. 2 ст. 78 БК РФ).
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 года N 396, Росавиация осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Росавиации и реализацию возложенных на Росавиацию функций.
Учитывая, что обязание ФГУП «АГА(А)» обратиться в Росавиацию в целях подготовки проекта решения, в целях получения субсидий или бюджетных инвестиций не может повлечь юридически значимых последствий, так как ответчик не осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета для целей заявленных требований, суд приходит к выводу, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, следовательно, рассматриваемые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина по иску относится на истца.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 4, 9, 27, 51, 64, 65, 71, 110, 112, 121, 122, 123, 131, 156, 159, 167-170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства, в Девятом арбитражном апелляционном суде, в течение месяца после его принятия судом.
Судья: | Д.Н. Федорова |