ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-46285/18-146-347 от 14.05.2018 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

18 мая 2018 года

Дело №

А40-46285/18-146-347

Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено 18 мая 2018 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи

Яцевой В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Макеевой В.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области (ОГРН 1027600845876, ИНН 7606021026, 150054, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Чехова, дом 5)

к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1)

третьи лица: Департамент финансов Ярославской области (150000, г. Ярославль, ул. Андропова, д.9/9)

Федеральное казначейство (1090477, г. Москва, ул. Ильинка, д. 7)

о признании незаконным Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2017 № 1111 «О бесспорном списании суммы средств предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы и пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета», Приказ от 08.12.2017 № 1112 «О бесспорном списании суммы средств предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы и пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета»

При участии: от заявителяне явился, извещен; от ответчика – Щиляев А.П. (Удостоверение, Доверенность №01-10-08/10 от 10.03.2017); от третьего лица Федерального казначейства – Биджиев А.Б. (Удостоверение, Доверенность от 22.09.2017 №09-04-11/11); от третьего лица Департамента финансов Ярославской области – не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным Приказа Министерства финансов Российской Федерации (далее – ответчик) от 08.12.2017 № 1111 «О бесспорном списании суммы средств предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы и пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета», Приказа от 08.12.2017 № 1112 «О бесспорном списании суммы средств предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы и пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета».

Ответчик против удовлетворения требований возражал по доводам отзыва.

Третье лицо Федеральное казначейство против удовлетворения требований возражало по доводам письменных возражений.

Представители заявителя и третьего лица Департамента финансов Ярославской области в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются документы, подтверждающие их надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства. Суд счел возможным рассмотреть дело без участия заявителя и третьих лиц в порядке, предусмотренном ст.156 АПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав доводы ответчика, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом проверено и установлено, что процессуальный срок, предусмотренный ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Ярославской области по результатам выездной проверки использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» за 2015-2016 годы, проведенной с 04.09.2017 по 26.09.2017 в Департаменте труда и социальной поддержки населения Ярославской области, установлено следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 297 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 146) (далее - Программа 2015), Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, включенных в государственные программы субъектов Российской Федерации, разработанные на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от № 297 (Приложение № 6 к Программе 2015) (далее - Правила № 297), распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2015 № 797-р «О распределении субсидий, представляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в программы субъектов Российской Федерации, разработанные на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения», Соглашением между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Ярославской области о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета бюджету Ярославской области, на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в государственную программу Ярославской области, разработанную на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения от № 15-С-13-ГП-8 (далее - Соглашение № 15-С-13-ГП-8), в 2015 году из федерального бюджета бюджету Ярославской области на реализацию мероприятий, включенных в региональную программу «Доступная среда» на 2011-2015 годы», утвержденную постановлением Правительства Ярославской области от 10.10.2011  № 770-п (далее - Мероприятия I), предоставлена субсидия в размере 39 577 800 рублей 00 копеек по КБК 149 1006 0415027 521 251(код цели - 260), из которых средства федерального бюджета в размере 2 264 623 рубля 56 копеек были использованы с нарушением условий предоставления расходования межбюджетных трансфертов (субсидия из федерального бюджета).

В ходе проверки выявлено следующее бюджетное нарушение.

На финансовое обеспечение Мероприятий I, в 2015 году Соглашением № 15-С-13-ГП-8 предусмотрены средства в размере 59 317 580 рублей 00 копеек, в том числе:

- 39 577 800 рублей 00 копеек - объем финансирования за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;

- 19 739 780 рублей 00 копеек - объем финансирования за счет средств бюджета Ярославской области и местных бюджетов Ярославской области (далее - бюджет Ярославской области).

Согласно данным Отчета об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в государственную программу субъекта Российской Федерации, разработанную на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения за 2015 год, фактические расходы средств составили в общей сумме 51 539 155 рублей 25 копеек, в том числе:

- 36 652 512 рублей 93 копейки - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;

- 14 886 642 рубля 32 копейки - за счет средств бюджета Ярославской области.

При общем объеме фактически использованных средств в размере 51 539 155 рублей 25 копеек субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 34 387 889 рублей 37 копеек (51 539 155, 25 х 39 577 800, 00 / 59 317 580, 00).

Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 2 264 623 рубля 56 копеек (36 652 512, 93 -2 264 623, 56).

Нарушение отражено на страницах 5-8 акта выездной проверки Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 26.09.2017.

В нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил № 297, пункта 4 Соглашения № 15-С-13-ГП-8, Ярославской областью не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Ярославской области, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 2 264 623 рубля 56 копеек.

В соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2016 № 464) (далее - Программа 2016), Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и их распределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 (Приложение № 7 к Программе 2016) (далее Правила № 1297), распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.04.2016 № 567-р «Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения», Соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Ярославской области на софинансирование расходов на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения от 30.06.2016 № 16-С-13-ГП-38 (далее - Соглашение № 16-С-13-ГП-38), в 2016 году из федерального бюджета бюджету Ярославской области на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - Мероприятия II), предоставлены субсидии в размере 17 078 200 рублей 00 копеек по КБК 149 1006 0410250270 251 (код цели - 260), в том числе:

1. на реализацию мероприятий, включенных в программы субъектов Российской Федерации, разработанные на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в размере 10 434 100 рублей 00 копеек, из которых средства федерального бюджета в размере 828 755 рублей 99 копеек были использованы с нарушением условий предоставления расходования межбюджетных трансфертов (субсидия из федерального бюджета) (далее - Мероприятие II - Инвалиды);

2. на создание в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования в размере 6 644 100 рублей 00 копеек, из которых средства федерального бюджета в размере 8 327 рублей 63 копейки были использованы с нарушением условий предоставления расходования межбюджетных трансфертов (субсидия из федерального бюджета) (далее - Мероприятие II - Дети-инвалиды).

В ходе проверки выявлены следующие бюджетные нарушения:

1. На финансовое обеспечение Мероприятия II - Инвалиды в 2016 году Соглашением № 16-С-13-ГП-38 предусмотрены средства в размере 18 326 223 рубля 00 копеек, в том числе:

- 10 434 100 рублей 00 копеек - объем финансирования за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;

- 7 892 123 рубля 00 копеек - объем финансирования за счет средств бюджета Ярославской области.

Согласно данным Отчета об осуществлении расходов бюджета Ярославской области, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование расходов на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения за 2016 год, фактические расходы средств составили в общей сумме 16 761 096 рублей 34 копейки, в том числе:

- 10 371 745 рублей 58 копеек - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;

- 6 389 350 рублей 76 копеек - за счет средств бюджета Ярославской области.

При общем объеме фактически использованных средств в размере 16 761 096 рублей 34 копейки субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 9 542 989 рублей 59 копеек (16 761 096, 34 х 10 434 100, 00 / 18 326 223, 00).

Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 828 755 рублей 99 копеек (10 371 745, 58-9 542 989, 59).

Нарушение отражено на страницах 10-13 акта выездной проверки Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 26.09.2017.

В нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Правил № 1297, пункта 1.1 Соглашения № 16-С-13-ГП-38, пункта 1 Перечня мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия (Приложение № 1) к Соглашению № 16-С-13-ГП-38, Ярославской областью не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Ярославской области, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 828 755 рублей 99 копеек.

2. На финансовое обеспечение Мероприятия II - Дети-Инвалиды в 2016 году Соглашением № 16-С-13-ГП-38 предусмотрены средства в размере 9 728 001 рубль 00 копеек, в том числе:

- 6 644 100 рублей 00 копеек - объем финансирования за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;

- 3 083 901 рубль 00 копеек - объем финансирования за счет средств бюджета Ярославской области.

Согласно данным Отчета об осуществлении расходов бюджета Ярославской области, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование расходов на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения за 2016 год, фактические расходы средств составили в общей сумме 9 700 042 рубля 28 копеек, в том числе:

- 6 633 332 рубля 18 копеек - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;

- 3 066 710 рублей 10 копеек - за счет средств бюджета Ярославской области.

При общем объеме фактически использованных средств в размере 9 700 042 рубля 28 копеек субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 6 625 004 рубля 55 копеек (9 700 042, 28 х 6 644 100, 00 / 9 728 001, 00).

Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 8 327 рублей 63 копейки (6 633 332, 18 - 6 625 004, 55).

Нарушение отражено на страницах 10-13 акта выездной проверки Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 26.09.2017.

В нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Правил № 1297, пункта 1.1 Соглашения № 16-С-13-ГП-38, пункта 2 Перечня мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия (Приложение № 1) к Соглашению № 16-С-13-ГП-38, Ярославской областью не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Ярославской области, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 8 327 рублей 63 копейки.

Сумма нарушений, описанных в подпунктах 1 и 2 пункта II. составляет 837 083 рубля 62 копейки.

Общая сума нарушений описанных в пунктах I. и II. составляет 3 101 707 рубля 18 копеек (2 264 623, 56 + 837 083, 62).

За совершение данных нарушений предусматривается применение бюджетной меры принуждения в соответствии со статьей 306. 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Принято решение о направлении в Министерство финансов Российской Федерации уведомления от 15.11.2017 №07-04-04/09-2097 о применении бюджетных мер принуждения, на основании которого Министерством Финансов Российской Федерации был вынесен Приказ от 08.12.2017 № 1111, 08.12.2017 № 1112.

Не согласившись с указанными приказами, Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области  обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.

В обоснование заявления Департамент труда указал, что оспариваемые приказы не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Департамента труда.

В заявлении об оспаривании приказов Минфина России Департамент труда оспаривает только рассчитанные Федеральным казначейством суммы взыскиваемых бесспорно денежных средств, которые отражены в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения от 15.11.2017 № 07-04-04/09-2097 и, соответственно, в оспариваемых приказах.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Пунктом 1 статьи 306.2 БК РФ предусмотрено, что бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется  финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях БК РФ понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных данным Кодексом бюджетных мер принуждения (пункт 5 статьи 306.2 БК РФ).

При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений руководитель органа государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.

Статья 306.8 БК РФ в качестве одного из оснований, предусмотренных БК РФ для применения бюджетных мер принуждения, предусматривает нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, которое влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

 Указанная мера также предусмотрена пунктом 2 статьи 306.2 БК РФ.

На основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения, содержащем основания для применения таких мер, а также в соответствии с пунктом 1 статьи 306.3 БК РФ финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 Кодекса, в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 306.2 БК РФ, в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения. 

В силу пункта 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование строительства объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) (приложение № 5.2 к федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы») в редакции, действовавшей на дату заключения соглашения, условием предоставления субсидии являлось наличие в законе о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований в соответствии с документами, подтверждающими расходные обязательства субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по финансированию строительства объектов.

Данное условие предполагало не только наличие в региональном бюджете средств на соответствующие цели, но и фактическое принятие расходных (бюджетных) обязательств субъекта Российской Федерации по финансированию строительства спортивного объекта с соблюдением установленного уровня софинансирования (в процентном соотношении).

Из статьи 219 БК РФ следует, что бюджетные обязательства принимаются путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Оспариваемыми приказами Минфина России предписано Федеральному казначейству исполнить в 2017 году бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Ярославской области (Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области) путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Ярославской области, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Ярославской области, в суммах: в приказе № 1111 - 2 264 623 рублей 56 копеек; в приказе № 1112 - 837 083 рублей 62 копейки, рассчитанных по состоянию на 15 ноября 2017 года, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет по реквизитам, указанным в приказах.

Поводом к изданию приказов №№ 1111 и 1112 послужили представленные Федеральным казначейством в Минфин России акт выездной проверки (плановой) Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области (ДТиСПН ЯО) по теме «Использование средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011- 2020 годы» от 26.09.2017 (далее - Акт проверки) и уведомление Федерального казначейства о применении бюджетных мер принуждения от 15.11.2017 № 07-04-04/09-2097 (далее - Уведомление о БМП), а также прилагаемые к ним документы, подтверждающие выявленные факты бюджетных нарушений.

Указанные Акт проверки и Уведомление о БМП оформлены, соответственно, Управлением Федерального казначейства по Ярославской области и Федеральным казначейством в пределах предоставленных им полномочий по осуществлению внутреннего финансового контроля в сфере бюджетных отношений в соответствии с пунктом 3 статьи 166.1, пунктом 3 статьи 265, статьей 269.2 и пунктом 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

Приказы №№ 1111 и 1112 изданы Министром финансов Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий в соответствии с пунктом 6 статьи 166 БК РФ.

Акт проверки, Уведомление о БМП и оспариваемые приказы оформлены в сроки, установленные Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (пункты 62, 64 Правил, далее - Правила № 1092), пунктами 5 и 6 статьи 306.2 БК РФ, то есть Акт проверки оформлен не позднее 15 рабочих дней со дня окончания контрольного мероприятия 26.09.2017 и вручен должностному лицу объекта проверки в тот же день, Уведомление оформлено не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (то есть 15.11.2017), приказы изданы в течение 30 календарных дней после получения Уведомления о БМП (то есть 08.12.2017).

Таким образом, в процедурной части при издании приказов №№ 1111 и 1112 нарушений БК РФ не имеется, поскольку приказы изданы уполномоченным должностным лицом и в установленные бюджетным законодательством сроки.

Ссылка заявителя на обстоятельство направления им возражений на акт проверки в течение 10-ти рабочих дней, предусмотренных пунктом 65 Правил № 1092, не подтверждена соответствующим документом и в материалы дела такой документ не представлен.

Отклоняя представленный заявителем расчет сумм, подлежащих бесспорному взысканию в федеральный бюджет, суд указывает следующее.

Условиями предоставления субсидий из федерального бюджета согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, утвержденным в приложении № 6 к постановлению № 297 (пункт 5) и приложении № 7 к постановлению № 1297 (пункт 8) являются: наличие программы субъекта Российской Федерации, прошедшей экспертизу на заседании Координационного совета по контролю за реализацией Программы и утвержденной в установленном порядке, а также внесение в нее изменений в части уточнения мероприятий этой программы при изменении объемов финансирования и (или) показателей результативности использования субсидии; наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, на финансирование которого предоставляется субсидия.

Указанные субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Форма соглашения утверждается указанным Министерством.

Так, во исполнение указанных требований программы между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Ярославской области заключено соглашение о предоставлении субсидий бюджету Ярославской области в 2015 году от 25.06.2015 № 15-С-13-ГП-8 (далее - Соглашение № 15-С-13-ГП-8), о предоставлении субсидий в 2016 году - соглашение от 30.06.2016 № 16-С-13-ГП-38 (далее - Соглашение № 16-С-13-ГП-38).

В соответствии с пунктом 1 Соглашения № 15-С-13-ГП-8 из федерального бюджета бюджету Ярославской области на софинансирование расходов на реализацию мероприятий региональной программы Ярославской области «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 10.102.011 № 770-п, Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации обязалось предоставить субсидию в размере 39 577 800 рублей.

Согласно пункту 4 Соглашения № 15-С-13-ГП-8 высший исполнительный орган власти Ярославской области в соответствии с законом Ярославской области от 25.12.2014 № 85-з «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 — 2017 годов» обязался выделить средства, предусмотренные в консолидированном бюджете субъекта Российской Федерации на финансирование мероприятий программы субъекта в размере 45 922 230 рублей, в том числе 19 739 780 рублей на софинансирование мероприятий программы за счет субсидии, предоставленной Министерством.

Субсидия предоставлена по коду бюджетной классификации 149 10 06 04 1 5027 521 251.

Пунктом 11 Соглашения № 15-С-13-ГП-8 предусмотрено, что не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидии подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с требованиями, установленными БК РФ и федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Актом проверки установлено, что бюджету Ярославской области в рамках федеральной программы «Доступная среда» в соответствии распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.5015№ 797-р распределены субсидии в размере 39 577,8 тыс. рублей, которые уведомлением по расчетам между бюджетами от 29.06.2015 № 16065 доведены до Департамента труда.

Указанный факт заявителем не оспаривается.

Согласно акту проверки в бюджете Ярославской области на 2015 год были предусмотрены расходы на реализацию мероприятий региональной программы «Доступная среда» за счет собственных средств областного бюджета в размере 19 739 780 рублей

В заявлении об оспаривании приказов №№ 1111 и 1112 заявитель подтвердил указанный объем собственных средств областного бюджета и не оспаривает указание на эту же сумму в акте.

Суммарный объем средств, запланированных на указанные цели, как по Соглашению № 15-С-13-ГП-8, так и по отчетам, на которые в акте проверки указал контрольный орган, за счет субсидии из федерального бюджета и за счет собственных средств бюджета Ярославской области составил 59 317 580 рублей (39 577 800+ 19 739 780).

Процентное соотношение средств субсидии и собственных средств бюджета Ярославской области составило: средства субсидии 66,72% и средства бюджета области 33,28%, или 66,72% = 39 577 800 / 59 317 580 х 100, и 33,28% = 19 739 780 / 59 317 580 х 100.

Как установлено контрольным органом, на реализацию мероприятий региональной программы «Доступная среда» на указанные мероприятия согласно отчетам Департамента труда израсходовано средств на сумму 51 539 155,25, из них:

за счет средств федерального бюджета (субсидии) - 36 652 512,93 рублей или 71,11%;

за счет средств областного бюджета (консолидированного, то есть средства бюджета области и местных бюджетов) - 14 886 642,32 рублей или 28,89%.

На основании указанного итогового соотношения фактически израсходованных средств субсидии из федерального бюджета и собственных средств бюджета субъекта контрольный орган пришел к выводу о нарушении Департаментом условий софинансирования расходных обязательств при исполнении бюджета области и условий Соглашения № 15-С-13-ГП-8, поскольку первоначальное соотношение средств бюджетов федерального и областного не сохранилось при фактическом расходовании, тогда как должно было остаться на уровнях 66,72 % и 33,28%, указанные обстоятельства свидетельствуют о бюджетном нарушении в виде нарушения условий предоставления субсидии, что указывает на нарушение пункта 3 статьи 132 БК РФ, за которое статьей 306.8 предусмотрена бюджетная мера принуждения в виде бесспорного взыскания средств в бюджет, из которого такие средства были предоставлены.

Указанное, также свидетельствует о том, что Департаментом труда допущен перерасход федеральных средств, тогда как собственные средства бюджета области незаконно сэкономлены.

При этом, вследствие несения фактических расходов двух бюджетов в меньшем размере от планового значения образовался общий остаток средств двух бюджетов в размере: 59 317 580 - 51 539 155,25 = 7 778 424,75 рублей.

В сумме остатка при соблюдении условий пропорции между средствами бюджетов, то есть при одновременном расходовании средств обоих бюджетов указанное соотношение должно было сохраниться в тех же долях 66,72 % и 33,28%.

При этом содержание средств субсидии и средств областного бюджета в сумме остатка представляло бы собой следующие значения:

7 778 424,75 х 66,72% = 5189 764,9932 рублей средств федерального бюджета; и

7 778 424,75 х 33,28% = 2 588 659,7568 рублей средств областного бюджета.

Указанное свидетельствует о том, что при соблюдении пропорции между средствами субсидии и средствами бюджета области из образовавшегося остатка неиспользованных средств возврату в федеральный бюджет подлежала бы сумма в размере 5 189 764,99 рублей, а не 1 882 344,92 рублей, на которую указал Департамент труда в заявлении.

Изменение итоговых долей при фактическом расходовании средств субсидии и собственных средств областного бюджета в 2015 году указывает на то, что Департамент не исполнил надлежащим образом расходные обязательства бюджета субъекта Российской Федерации за счет собственных средств такого бюджета и неправомерно получил за счет перерасхода средств субсидии из федерального бюджет экономию средств областного бюджета.

Следующий расчет показывает суммы субсидии и собственных средств бюджета области, которые должны были быть израсходованы при сохранении первоначальной пропорции между указанными средствами:

51 539 155,25 х 66,72% = 34 386 924,3828 рублей за счет субсидии, и

51 539 155,25 х 33,28%о = 17 152 230,8672 рублей за счет областного бюджета.

Как видно из акта проверки, расходы областного бюджета на указанные цели составили 14 886 642,32 рублей.

Разница между фактически понесенными расходами областного бюджета и суммой, которая должна была быть израсходована, составила:

17 152 230,87 - 14 886 642,32 = 2 265 588,55 рублей, что являются сэкономленными средствами, сохраненными в областном бюджете.

Исходя из вышеуказанного расчета с учетом суммы, фактически израсходованной при реализации мероприятий программы, перерасход средств федерального бюджета составил: 36 652 512,93 - 34 386 924,3828 = 2 265 588,5462 рублей. Как указало Министерство финансов, указанная сумма является приблизительной в силу неполного использования всего количества знаков после запятой (с округлением до двух знаков), полученных при расчете доли в процентах, и показывает только лишь правильность расчета при использовании сугубо математического метода в расчете подлежащей расходованию суммы субсидии с использованием долей целого числа в условиях сохранения пропорции софинансирования, что опровергает расчет, составленный заявителем.

Более точный расчет суммы бесспорного взыскания приведен в уведомлении и приказах, поскольку выполнен по утвержденной методике и с учетом более полного количества знаков после запятой в дробном числе. Сумма взысканных средств составила 2 264 623,56 рублей.

Приказом № 1111 бесспорно взыскана именно не возращенная сумма средств субсидии, за счет которой получена экономия средств областного бюджета, и которая была оставлена Департаментом труда в бюджете области.

Несогласие заявителя с указанной методикой расчета, утвержденной приказом Минфина России от 31.07.2017 № 53н, не означает неправильности расчета сумм перерасхода средств субсидии, поскольку такая методика применялась и ранее контрольными органами при расчете сумм взыскания в условиях нарушения принципа софинансирования расходов за счет двух и более бюджетов, и основана исключительно на математическом методе осуществления расчетов с использованием долей в процентах к целым числам. Указанный метод не требует специальных познаний, поскольку такие расчеты применяются по курсу математики на уровне средней школы.

Суд отмечает, что заявитель необоснованно применяет метод вычитания из суммы фактически израсходованных средств двух бюджетов суммы остатка средств, неиспользованных при исполнении расходных обязательств. Сумма остатка средств неиспользованной субсидии является самостоятельным объемом средств, который подлежит возврату в порядке, установленном БК РФ (пункт 5 статьи 242 БК РФ) и не участвует в расчетах израсходованных фактически средств, что подтверждается вышеприведенными расчетами.

Также заявитель необоснованно включает в расчет подлежащей, по мнению заявителя, бесспорному взысканию суммы средств сумму в размере 1 762 306,50 рублей кредиторской задолженности, которую он уплатил за приобретение низкопольных автобусов после закрытия 2015 финансового года, поскольку указанная сумма уплачена за счет средств бюджета другого финансового года - 2016 года, тогда как такой остаток в случае неиспользования в отчетном 2015 финансовом году подлежал возврату в федеральный бюджет. При этом к такому остатку также следовало бы применить долевое соотношение в целях соблюдения принципа софинансирования расходов. Заявитель неправомерно относит обозначенный объем средств к средствам федерального бюджета, указывая в заявлении, что данный объем средств относится к средствам областного бюджета -«кредиторская задолженность на 01.01.2016 в части областного бюджета на приобретение низкопольных автобусов, погашенная в 2016 году».

Применением такого способа, заявитель предпринял попытку уменьшить объем взысканных средств, а, следовательно, оставить часть федеральных средств в бюджете Ярославской области, на распоряжение которыми, как собственными, заявитель не имеет права в силу положений статьи 31 БК РФ (абзацы шестой и седьмой) о принципе самостоятельности бюджетов. Правом распоряжения как собственными бюджетными средствами заявитель обладает только в отношении средств областного бюджета.

В отношении Соглашения № 16-С-13-ГП-38 о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Ярославской области в 2016 году суд отмечает следующее.

Согласно пункту 2.2 Соглашения размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Ярославской области в 2016 году 17 078 200 рублей (60,9 % от общего объема расходов бюджета Ярославской области), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в том числе на софинансирование расходов на реализацию мероприятий программы субъекта в размере 10 434 100 рублей.

Пунктом 2.3 Соглашения № 16-С-13-ГП-38 предусмотрено, что общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в местных бюджетах Ярославской области на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований Ярославской области, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2016 году 376 024 рубля.

Исходя из указанного пункта средства консолидированного бюджета Ярославской области составили: 10 434 100 + 376 024 = 10 810 124 рублей.

Согласно акту проверки (стр. 10-11) установлено, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.04.2016 № 567-р бюджету Ярославской области распределена в 2016 году субсидия на софинансирование расходов на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг для инвалидов и других групп маломобильных населения в размере 17 078,20 тыс. рублей.

Указанная субсидия доведена до Департамента труда уведомлением по расчетам между бюджетами от 05.07.2016 № 19451 по коду бюджетной классификации 149 10 06 04 10250 270 521 в сумме 17 078 200 рублей.

Законом о бюджете Ярославской области на 2016 год (от 21.12.2015 № 104-з) в   бюджете   Ярославской   области   предусмотрены   средства   на   реализацию мероприятий программы «Доступная среда» в размере 10 632 053 рублей за счет средств областного бюджета. А также были предусмотрены средства местных бюджетов в размере 420 279,38 рублей.

Соотношение выделенных средств на реализацию указанной программы при заключении Соглашения № 16-С-13-ГП-38 составило:

60,9 % - за счет средств субсидии из федерального бюджета;

37,7 % - за счет средств областного бюджета;

1,3% счет средств местных бюджетов.

Согласно отчетам о расходах Департамента труда фактически израсходовано средств, всего 26 461 138,62 рублей, из них:

17 005 077,76 рублей за счет средств субсидии из федерального бюджета или 64,3%;

9 043 296,40 рублей за счет средств областного бюджета или 34,2 %;

412 764,46 рублей за счет средств местных бюджетов или 1,5 %.

Из указанного соотношения фактически израсходованных средств видно, что допущен перерасход средств федерального бюджета, вместо 60,9 % израсходовано 64,3 %, а бюджетом области допущена экономия средств на: 37,7 - 34,2 = 3,5 %.

Указанное фактическое соотношение между расходами за счет субсидии и средствами областного бюджета свидетельствует о нарушении условий софинансирования, а в целом о нарушении условий предоставления субсидии. Такие обстоятельства служат основанием для применения статьи 306.8 БК РФ.

Сумма указанного нарушения составила 837 679,33 рублей, на что указано в письме Федерального казначейства от 15.11.2017 № 07-04-04/09-2098, поскольку данным надзорным органом исправлена счетная ошибка, допущенная УФК по Ярославской области при оформлении акта проверки.

В расчете суммы, подлежащей, по мнению заявителя, взысканию по приказу № 1112, последний допускает неправомерное изменение методики расчета суммы взыскания, применив сложение суммы фактически израсходованных средств в 2016 году и суммы в размере 764 445,3 рублей, уплаченной в 2017 финансовом году, то есть после закрытия 2016 отчетного финансового года.

На момент составления отчета такая сумма не была израсходована и представляла собой остаток неиспользованных средств, не подлежащий учету в фактических расходах и подлежащий возврату в федеральный бюджет на основании пункта 5 статьи 242 БК РФ.

Таким образом, изданные Министром финансов приказы №№ 1111 и 1112 не противоречат федеральному законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя на использование собственных средств областного бюджета, поскольку из бюджета области взысканы средства федерального бюджета, предоставленные в виде субсидий.

Кроме того, как следует из распорядительной части оспариваемых приказов, механизм их реализации в форме взыскания за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Ярославской области, организован таким образом, что Российская Федерация в лице Министра финансов Российской Федерации не распоряжается собственными средствами и расходными обязательствами (статья 85 БК РФ) бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденными законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год, а распоряжается средствами федерального бюджета, которые подлежали бы зачислению из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации в случае отсутствия бюджетного нарушения, поскольку переданные ранее средства субсидии к моменту взыскания уже израсходованы.

При указанных обстоятельствах не нарушается принцип самостоятельности бюджетов, установленный статьей 31 БК РФ.

Следовательно, оспариваемые приказы не нарушают прав субъекта Российской Федерации на использование субъектом Российской Федерации собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, Российская Федерация указанным способом возвращает средства федерального бюджета в бюджет Российской Федерации за счет лимитов средств федерального бюджета, выделенных субъекту Российской Федерации в текущем финансовом году, в пределах которых могли бы быть зачислены (кассовым перечислением) средства федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации на будущее время (финансовый год).

Указанный механизм соответствует положениям статьи 306.8 БК РФ.

При указанных обстоятельствах не наступили одновременно два необходимых условия, предусмотренных пунктом 4 статьи 200 АПК РФ, для признания ненормативного правового акта недействительным, поскольку со стороны Российской Федерации отсутствуют нарушения закона о бюджете Новгородской области.

Российская Федерация вправе вернуть собственные средства федерального бюджета, пресекая тем самым нарушение ее прав на целевое использование средств федерального бюджета и уважение принципа партнерства (равенства) при несении расходов в условиях софинансирования совместных с субъектами Российской Федерации программ развития.

Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.

Доводы заявителя, изложенные в заявлении, не находят своего подтверждения в материалах дела и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.65, 167-170, 176, 181, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области отказать в полном объеме.

Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:                                                                                                                     В.А.Яцева