ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-47516/2021-146-329 от 29.07.2021 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

05 августа 2021 года

Дело №

А40-47516/2021-146-329

Резолютивная часть решения объявлена 29 июля 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 05 августа 2021 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи

Яцевой В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Макеевой В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве (119034, город Москва, улица Пречистенка, дом 22/2, строение 1, ОГРН: 1047796935295, Дата присвоения ОГРН: 06.12.2004, ИНН: 7710566322)

к Обществу с ограниченной ответственностью «ПСМ-Сервис и Компания» (109651, Россия, Москва г., муниципальный округ Марьино вн.тер.г., Батайский пр-д, д. 35, помещ. I, ком. 17, ОГРН: 1087746366861, Дата присвоения ОГРН: 17.03.2008, ИНН: 7723653290)

об аннулировании лицензии МЧС России от 30.08.2013 № 8-Б/03050, выданную ООО «ПСМ-Сервис и Компания» (ИНН: 7723653290),

при участии:от заявителя – Мазур А.В. (Удостоверение ГПН № 37610, Доверенность № 23-349-25 от 25.12.2020, Диплом); от ответчика Плешаков С.М. (Паспорт, Генеральный директор на основании Приказа №13-1 от 28.01.2021);

УСТАНОВИЛ:

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об аннулировании лицензии МЧС России от 30.08.2013 № 8-Б/03050, выданной ООО «ПСМ-Сервис и Компания» (ИНН: 7723653290).

Представитель заявителя в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей заявителя и ответчика, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 6 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с частью 10 статьи внеплановые выездные проверки.

Статьей 20 Закона № 99-ФЗ установлен порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии.

В соответствии с частями 11 и 12 статьи 20 Закона № 99-ФЗ в случае если лицензиат после вынесения административного наказания в виде административного приостановления деятельности и приостановления действия лицензии не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

В статье 20 Закона № 99-ФЗ определен исчерпывающий перечень оснований для аннулирования лицензии, среди которых такое основание, как несвоевременное переоформление лицензии в связи со сменой адреса отсутствует.

В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе не является административно-правовой санкцией (наказанием за совершение какого-либо административного или иного правонарушения), а представляет собой специальную предупредительную меру, направленную на защиту охраняемых законодательством о лицензировании правоотношений, в том числе - на обеспечение качества и безопасности выполняемых лицензиатом работ, оказываемых услуг.

В силу чего применение указанной меры должно основываться на наличии предусмотренных ч. 11 ст. 20 Закона № 99-ФЗ оснований для ее применения.

Из смысла вышеуказанных норм следует, что в рассматриваемом случае, административный (лицензирующий) орган был вправе применить к лицензиату меры административной ответственности за допущенное нарушение и выдать предписание об устранении нарушений, и уже в случае их неустранения в отведенный срок - подать заявление об аннулировании лицензии.

Как следует из материалов дела, Главным управлением МЧС России по г. Москве, в феврале 2021 года запланирована проверка деятельности общества с ограниченной ответственностью «ПСМ-Сервис и Компания» (ИНН 7723653290) (далее по тексту – Лицензиат, ответчик) по соблюдению требований специального разрешения - лицензии МЧС России от 30.08.2013 № 8-Б/03050.

В ходе организации проведения проверки заявителем установлено, что Лицензиат по заявленному месту осуществления деятельности по адресу: 109651, г. Москва, ул. Донецкая, д. 4, к. 2 отсутствует.

Суд отмечает, что в отношении Ответчика предписания об устранении нарушений, а равно решения о приостановлении действия лицензии, не выносились.

Из смысла правовой позиции, изложенной Верховным судом Российской Федерации в постановлении от 12.05.2009 № 15211/08, следует, что норма Закона, предусматривающая возможность аннулирования лицензии, не устанавливает безусловной обязанности суда при наличии приведенных в ней оснований принять решение об аннулировании лицензии. Такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния. Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц. Поэтому наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.

Управление, обращаясь в арбитражный суд с требованием об аннулировании лицензии, исходил из того, что поскольку обществом действия по переоформлению лицензии не осуществлены, имеются основания для аннулирования лицензии в судебном порядке.

Судом установлено, что ответчиком предприняты меры по переоформлению лицензии после получения заявления истца, подан соответствующий комплект документов и на текущую дату лицензия Ответчика переоформлена на основании Приказа лицензирующего органа № 825 от 16.07.2021, реестр лицензий МЧС России имеет обновленную запись о переоформлении лицензии Ответчика.

Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса об аннулировании лицензии означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценивать служащие основанием для аннулирования лицензии обстоятельства с учетом характера нарушения, их последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.

Такая крайняя мера, как аннулирование лицензии, должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением отдельных видов деятельности (Статья 2 Закона № 99-ФЗ).

Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о недоказанности заявителем наличия предусмотренных статьей 20 Закона № 99-ФЗ оснований для аннулирования лицензии.

Доводы же заявителя не могут служить достаточным основанием для аннулирования спорной лицензии без принятия заявителем установленных законом мер, а именно назначения административного наказания, приостановления действия лицензии, выдачи предписания с указанием срока для устранения грубого нарушения лицензионных требований.

При этом суд полагает, что приведенные заявителем обстоятельства свидетельствует лишь о наличии у заявителя оснований для проведения проверок с целью выявления грубых нарушений лицензионных требований, в том числе внеплановых проверок Обществ в порядке, установленном статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае такая мера, как аннулирование лицензии, выданной ООО «ПСМ-Сервис и Компания» является необоснованной, и требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 1-13, 15, 17, 27, 64-68, 71, 75, 102, 110, 156, 166-170, 176, 180, 181, 189 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:В.А. Яцева