ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-49545/2021-147-354 от 13.09.2021 АС города Москвы

именем Российской Федерации

решение

г. Москва

Дело № А40-49545/2021-147-354

16 сентября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2021 г.

Полный текст решения изготовлен 16 сентября 2021 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:                                           

Председательствующего - судьи М.Т. Кипель

При ведении протокола судебного заседания секретарем с/з И.И. Каменсковой

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

АО «ВК Комфорт» (адрес 101000, <...>, этаж 3 ком. 15, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 02.09.2009, ИНН: <***>)

к Мосжилинспекции (ОГРН <***>, ИНН <***>, Дата регистрации 26.07.2002, 129090, <...>)

о признании незаконным предписания №РЛ-Н-00027/1 от 25.01.2021 г. 

В судебное заседание явились:

от заявителя: ФИО1 (по дов. от 13.01.2021 г. паспорт);

от ответчика: ФИО2 (по дов. от 24.11.2020 г. № 14 паспорт);

установил:

АО «ВК Комфорт» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Мосжилинспекции о признании незаконным предписания №РЛ-Н-00027/1 от 25.01.2021 г.

Заявитель поддерживает заявление в полном объеме.

Ответчик возражает против удовлетворения требований по доводам отзыва.

Рассмотрев материалы дела, исследовав  представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.

Из материалов дела следует, что 25 января 2021г. Мосжилинспекцией в рамках внеплановой документарной проверки в отношение Заявителя выдано предписание № РЛ-Н-00027/1.

Заявителю предписывается произвести перерасчет платы жителям МКД по адресу: г.Москва, поселение Воскресенское, д. 126, в связи с нарушением положений п. 38, п. 42.1, п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением от 06.05.2011 № 354:

1. за услугу «отопление», исключив начисления платы в месяцы неотопительного периода, произведенные с применением норматива 0,02589 Гкал/кв.м (сентябрь 2016, май 2017);

2. за услугу «горячее водоснабжение» (компонент «подогрев») за период май-июнь 2017 с применением тарифа на тепловую энергию – 1968,13 руб., действующего с 01.01.2017 по 30.06.2017.

Второй пункт предписания исполнен Заявителем в полном объеме, жителям многоквартирного дома сделан перерасчет за услугу «горячее водоснабжение» (компонент «подогрев») за период май-июнь 2017 с применением тарифа на тепловую энергию – 1968,13 руб., действующего с 01.01.2017 по 30.06.2017.

Заявитель считает незаконным, нарушающим права и подлежащим отмене предписание Мосжилинспекции в части проведения перерасчета платы жителям МКД по адресу: г. Москва, поселение Воскресенское, д. 126 за услугу «отопление», исключив начисления платы в месяцы неотопительного периода, произведенные с применением норматива 0,02589 Гкал/кв.м (сентябрь 2016, май 2017), в связи с чем, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

Согласно п.4 ст.200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, согласно п.5 ст.200 АПК РФ, с учетом п.1 ст.65 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее -Правила), в многоквартирном доме, который оборудован обще домовым прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из среднемесячного объема тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии за предыдущий год.

Размер платы корректируется исполнителем в 1 квартале года, следующего за расчетным, исходя из размера платы за отопление, определенного по показаниям общедомового прибора учета, и общего размера платы за отопление в жилом или нежилом помещении, начисленного собственникам за прошедший год.

Судом установлено, что решением Арбитражного суда города Москвы от 09.10.2018 по делу №А40-147569/18 требования ООО «ТСК Новая Москва» к АО «ВК Комфорт» были удовлетворены в полном объеме.

ООО «ТСК Новая Москва» при расчете стоимости поставленной тепловой энергии в многоквартирный дом за весь период бездоговорного потребления использован тариф в размере 1968,13 руб.

Взаимоотношения между юридическими лицами строятся на договорных началах.

Согласно ч. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Правоотношения в части снабжения ТЭ - регулируются законодательством о теплоснабжении.

Отсутствие договорных отношений с организацией, от которой лицо получает энергию, не освобождает его от обязанности возместить данной организации стоимость отпущенной энергии (п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 №30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения»).

Положениями ст.65 АПК РФ установлено, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно п.10 ст.22 Федерального закона «О теплоснабжении», стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации.

Суд принимает во внимание, что законность указанного решения суда по делу №А40-147569/18-37-996 проверялась, в том числе, Арбитражным судом Московского округа (Постановление от 08 февраля 2019 года).

При этом, в резолютивной части Постановления Арбитражного суда Московского округа от 08.02.2019 Дело № А40-147569/2018 (кассационная жалоба АО «ВК Комфорт» на решение от 09.10.2018) отражено – проанализировав произведенный истцом (РСО) расчет, суды признали его правильным, соответствующим нормам действующего законодательства. Доводы ответчика (УО) о неправомерности такого расчета судом кассационной инстанции отклоняются, так как в первой и второй инстанциях при рассмотрении спора не заявлялись, контррасчет не представлялся.

Из материалов дел указанных АО «ВК Комфорт» по спору с РСО не следует, что вопрос начисления платы потребителям являлся предметом рассмотрения судебными инстанциями.

Начисление платы потребителям за коммунальные услуги/ресурсы не может ставиться в зависимость от качества претензионно-исковой работы управляющей организации и регулируется нормами действующего законодательства, а именно Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила).

Постановлением Правительства Москвы №629-ПП от 29 сентября 2016 установлено, что на территории города Москвы (за исключением территории ТиНАО)при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению сохраняется порядок внесения платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года.

Согласно п.42(1) Правил - оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

На территории ТиНАО оплата коммунальной услуги по отоплению может осуществляться как в течение отопительного периода, так и равномерно в течение календарного года.

В случае начисления платы за услугу «отопление» равномерно в течении года исходя из норматива, объем потребления составит 0,0151 Гкал/кв.м , при оплате в течении отопительного периода (12 мес/7 мес.) объем потребления составит 0,02589 Гкал/кв.м.

Как обоснованно отмечено ответчиком, применение при начислении платы коэффициента 12/7 с применением в рассматриваемом случае норматива в размере 0,02589 Гкал/кв.м (0,0151 Гкал/кв.м.*12 мес./7 мес) само по себе исключает возможность начисления платы в месяцы неотопительного периода.

Департамент экономической политики и развития г.Москвы (до апреля 2016 года Региональная энергетическая комиссия города Москвы, (РЭК)) является исполнительным органом государственной власти города Москвы (субъекта РФ) обладающим компетенцией по установлению тарифов на коммунальные услуги населению.

Постановлением РЭК Москвы от 18 декабря 2015 № 472-тэ на территории п. Воскресенское тариф на тепловую энергию в период с 01.01.2016 по 30.06.2016 установлен в размере 1844,55 руб.

Согласно п.38 Правил №354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам(ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен(тарифов). При этом, при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы(цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.

Согласно п. 13 Правил, условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В части отсутствия оснований для исключения начислений за период сентябрь 2016 г., май, сентябрь 2017 следует отметить следующее.

Заявитель указал, что речь идет о периоде 25.09.2016 г. - 30.09.2016 г.(6 дней) и 01.05.2017г. - 08.05.2017 г. (8 дней). За сентябрь 2017 г., вопреки содержанию оспариваемого предписания, доначислений со стороны АО «ВК Комфорт» по отоплению на основании актов о бездоговорном потреблении не производилось.

Вместе с тем, в указанные 6 дней сентября 2016 г. и 8 дней мая 2017 г. услуга «Отопление» предоставлялась собственникам многоквартирного дома, в связи с чем, доначисление было произведено в соответствии с нормативом, применяемым при начислении только в отопительный период, как было указано в п. 1 настоящего заявления, за фактическое количество отопительный дней в сентябре 2016 г. и мае 2017 г. соответственно.

Положениями абзаца 3 пункта 54 Правил предусмотрено, что объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) Правил.

Пунктом 42.1 Правил определено - оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Согласно п.3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее - Правила 1034) «ввод в эксплуатацию узла учета» -это процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.

Узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию (п.58 Правил 1034).

На основании Акта № 02/120 ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя у потребителя, с 29.12.2017 в МКД по адресу г. Москва, <...>, ОДПУ ТЭ введен в эксплуатацию.

Начисление/доначисления на основании Актов о бездоговорном потреблении платы за отопление осуществлено АО «ВК Комфорт» исходя из норматива потребления установленного в размере 0,0151 Гкал/кв.м решением Совета депутатов Ленинского района №12/16 от 17.12.2008 и коэффициента отношения продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7).

С учетом изложенного применение коэффициента 12/7, начисление платы исходя из норматива в размере 0,02589 Гкал/кв.м (0,0151 Гкал/кв.м.*12 мес./7 мес) исключает возможность начисления платы в месяцы неотопительного периода, который в указанных обстоятельствах определяется периодом октябрь-апрель (в который соответственно должно осуществляется начисление платы).

В соответствии с ч.3 ст.20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-­строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям; Мосжилинспекция в соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011г. № 336-ПП, является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, в том числе функции по региональному государственному надзору за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям.

В соответствии с ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ основанием для проведения внеплановой проверки также являются поступления, в частности средством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг). В соответствии с ч. 4.4.Информация об указанных в части 4.2 настоящей статьи нарушениях, размещенная в системе для органов государственного 5 жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля, является официальной информацией, поступившей в данные органы, и основанием для проведения внеплановой проверки.

Таким образом, по результатам проведенной проверки при рассмотрении обращения № ГР41-7023/20 от 30.12.2020 по вопросу перерасчета размера платы за отопление по адресу: город Москва, <...>, Инспекцией обоснованно было установлено нарушение положений п. 38, п.42.1, п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением от 06.05.2011 № 354.

При указанных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако, они не могут служить основанием к удовлетворению заявленных требований.

Руководствуясь ст. 4, 65, 71, 75, 170, 176, 198-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований АО «ВК Комфорт» в полном объеме.

Проверено на соответствие гражданскому законодательству.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

               Судья                                                                             М.Т. Кипель