ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва
«26» июня 2012 г. Дело № А40-51535/12
Резолютивная часть объявлена 20 июня 2012 г. 153-547
Решение изготовлено в полном объеме 26 июня 2012 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Судьи Кастальской М.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ким С.А.
рассматривает в открытом судебном заседании дело по заявлению НОУ ВПО Институт иностранных языков
к 4 РОНД Управления по ЦАО ГУ МЧС России по городу Москве
о признании незаконным и отмене постановления №43 от 15.03.2012 года
при участии представителей
от заявителя: 1) Володарская Э.Ф. (приказ от 31.12.1995 г. № 12), 2) Смирнова К.В. (дов. от 30.05.2012 г. б//н), 3) Насоненко А.С. (дов. от 23.06.2011 г.);
от ответчика: Лазарев А.С. (сл. удостоверение ГНП № 36731, дов. от 23.03.2012 г. № 221-25);
УСТАНОВИЛ:
НОУ ВПО Институт иностранных языков обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление 4 РОНД Управления по ЦАО ГУ МЧС России по городу Москве №43 от 15.03.2012 года о привлечении Негосударственного образовательного учреждения ВПО «Институт иностранных языков» к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
В обоснование требований заявитель ссылается на нарушение ответчиком порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ, поскольку руководитель или полномочный представитель общества извещение о дате, месте, времени рассмотрения административного дела не получал, рассмотрение дела об административном правонарушении проходило в отсутствие представителя НОУ ВПО Институт иностранных языков.
Ответчик возражает против удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на то, что факт правонарушения подтверждается материалами административного дела, порядок и срок привлечения Института к административной ответственности не нарушен.
На обозрение суда в судебное заседание 20.06.2012 г. ответчиком были представлены подлинные материалы административного дела, копии приобщены к материалам дела.
Выслушав представителей участников процесса, рассмотрев материалы дела, материалы административного дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Заявление об оспаривании постановления подано в Арбитражный суд г. Москвы соблюдением десятидневного срока, установленного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как следует из текста оспариваемого постановления, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ с установлением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб., Врио начальника 4 РОГНД Управления по Центральному административному округу Главного управления МЧС России по г. Москве рассмотрев постановление прокурора о возбуждении административного дела от 25.01.2012 г. установил, что 29.11.2011 г. при эксплуатации помещений Негосударственным образовательным учреждением НПО «Институт иностранных языков» по адресу: г. Москва, ул. Ладожская, д. 9/8. стр. 1 нарушены требования пожарной безопасности, а именно: Правил пожарной безопасности а РФ (ППБ 01-03), ре г. № 4838 в Минюсте РФ от 27.06.2003 г.: в помещениях подвального этажа автоматическая пожарная сигнализация находиться в не исправном состоянии (п. 98 ППБ 01-03); регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре специализированной организацией, имеющей лицензию не проведены (п. 96 ППБ 01-03); помещения подвального этажа не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п. 3 ППБ 01-03: табл.2 НПБ 104-03); для отделки путей эвакуации допущено применение горючих материалов с пожарной опасностью менее чем В2. РГ12. Т2, ДЗ (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП21-01-97*); в противопожарных отсеках подвального этажа не выполнены окна с приямком размером 0.9X1.2 (п. 3 ППБ 01-03 п. 1.12 СНиП 2-08.0,2.89*); допущена совместная прокладка проводов автоматической пожарной сигнализации и силовой сети использования гофры с пределом огнестойкости не менее 0,25 часа (п. 3 ППБ 01-03) (п. 12.60.12.66 НПБ 88-2001); допущены перепады высот пола на путях эвакуации (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.28* СНиП 21-01-97*); на дверях лестничных клеток в ряде случаев отсутствуют доводчики и уплотнение в притворках (ППБ 01-03 п. 40.3, СП 1.13130.2009 п. 4.2.7).
Частью 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются: событие административного правонарушения, сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ, о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в нем имеется лишь оспариваемое постановление. Постановление прокурора о возбуждении административного дела от 25.01.2012 г. в материалах дела отсутствует и ответчиком не представлено. При этом определением от 06.04.2012 предлагал ответчику представить копии материалов административного дела, в рамках которого принято оспариваемое постановление.
Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, к числу задач производства по дела об административных правонарушениях относится всестороннее, полное объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. Выполнение этой задачи невозможно без исследования всех доказательств по делу, то есть сведений о фактических данных, на основании которых можно сделать итоге вывод о виновности лица в совершении административного правонарушения либо об отсутствии таковой. В отсутствие доказательств по делу невозможно принять объективное и обоснованное решение.
Согласно п. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно п. 1 ст. 26.7 КоАП РФ, документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 68 АПК РФ, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Таким образом, в связи с непредставлением ответчиком Постановления прокурора о возбуждении административного дела от 25.01.2012 г. на основании которого было вынесено оспариваемое постановление, суд считает недоказанным событие вмененного в вину Института административного правонарушения, вину Института в совершении указанного правонарушения, и как следствие недоказанность административным органом состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 1, 2 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и является безусловным основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении. 4 РОНД Управления по ЦАО ГУ МЧС России по городу Москве документально не подтвердило наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Ссылка ответчика в отзыве на заявление на протокол об административном правонарушении №550 от 12.12.2011 г. не принимается судом, так как указанный протокол был составлен не в отношении заявителя - НОУ ВПО Институт иностранных языков, а в отношении должностного лица – Володарской Э.Ф. и из теста оспариваемого постановления прямо следует, что оно вынесено на основании Постановление прокурора о возбуждении административного дела от 25.01.2012 г.
Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее.
Согласно ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Лицом, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, является юридическое лицо – НОУ ВПО Институт иностранных языков. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляет его законный представитель.
Согласно ст. 26.3 КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении необходимо, получение объяснений законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется административное производство.
Согласно ч. 1 ст. 25.1. КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1. и ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Законным представителем юридического лица в соответствии со ст.25.4. КоАП РФ является его руководитель, а также лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Согласно представленным материалам, в рассмотрении административного дела законный представитель НОУ ВПО Институт иностранных языков участия не принимал.
Доказательств с достоверностью подтверждающих направление извещения НОУ ВПО Институт иностранных языков о вызове представителя на рассмотрение административного дела, состоявшееся 15.03.2012 г. в материалах дела не имеется и ответчиком не представлено. Представленное в материалы дела определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении от 12.03.2012 г. таким доказательством не является, поскольку ответчиком не представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие получение указанного определения законным представителем заявителя. Представленный в материалы дела отчет об отправлении факса таким доказательством не является, поскольку к нему не приложено сопроводительное письмо или иной документ, позволяющий установить какой именно документ был направлен по факсу. Представленные в материалы дела распечатки из сети Интернет о получении электронных писем, направленных по адресам: inter@gaudeamus.ru и id@gaudeamus.ru, такими доказательствами также не являются, поскольку, согласно письма Директора НОУ Лингвистическая школа от 01.06.2012 г. №16, электронные почтовые ящики с адресами inter@gaudeamus.ru и id@gaudeamus.ruпринадлежат НОУ Лингвистической школе и установлены на компьютерах, находящихся в здании по адресу: ул. Верхняя Красносельская, д. 14, стр. 3. Информация, поступающая по указанным электронным адресам, используются исключительно сотрудниками Отделения дополнительного образования школы. Писем от пожарных организаций, включая 4 РОНД Управления по ЦАО Главного управления МЧС России по г. Москве, по этим адресам не получали. Лингвистическая школа не имеет взаимоотношений с вышеуказанной организацией.
Таким образом, вынесение оспариваемого постановления без участия законного представителя юридического лица, не извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, нарушает его права и является основанием для признания постановления о привлечении к административной ответственности незаконным.
В соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к административной ответственности, административное правонарушение.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
Учитывая изложенные обстоятельства, постановление 4 РОНД Управления по ЦАО ГУ МЧС России по городу Москве №43 от 15.03.2012 года о привлечении Негосударственного образовательного учреждения ВПО «Институт иностранных языков» к административной ответственности подлежит признанию незаконным в судебном порядке.
В соответствии с ч.4 ст.208 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 4, 16, 66, 71, 75, 167-170, 176, 180, 181, 208, 210, 211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить полностью постановление 4 РОНД Управления по ЦАО ГУ МЧС России по городу Москве №43 от 15.03.2012 года о привлечении Негосударственного образовательного учреждения ВПО «Институт иностранных языков» (ОГРН 1027739097099, адрес г. Москва, ул. Ладожская, д. 9/8, стр. 1) к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья
М.Н. Кастальская