ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-51665/20-121-275
12 октября 2020 г.
Резолютивная часть решения оглашена 01 октября 2020 г.
Полный текст решения изготовлен 12 октября 2020 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
председательствующего - судьи Е. А. Аксеновой
при секретаре судебного заседания – Е.В. Каркавцевой
рассматривает в открытом судебном заседании дело
по заявлению ООО "Транзас Навигатор" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, дата регистрации: 08.06.2006, 199178, Санкт-Петербург город, проспект Малый В.О., 54, 4, лит. В)
к 1) Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (1125039, <...>, IQ-квартал),
2) Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, дата регистрации: 12.07.2004, 123112, Москва город, набережная Пресненская, дом 10, строение 2)
о признании недействительным п. 14 решения от 30.11.2018 № 18-47-03,
с участием: от заявителя: ФИО1 (по дов. от 12.03.2020 б/н, паспорт),
от ответчика 1: ФИО2 (по дов. от 10.06.2020 № П12-4-04-156, паспорт), ФИО3 (по дов. от 12.08.2020 № П12-4-04-265, паспорт), от ответчика 2: ФИО2 (по дов. от 20.12.2019 № 182, паспорт),
установил:
ООО "Транзас Навигатор" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о признании недействительным п. 14 решения от 30.11.2018 № 18-47-03.
Государственной комиссией по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации представлен письменный отзыв на заявление, в котором просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации представлен письменный отзыв на заявление, в котором просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.
Представители заинтересованных лиц в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в отзывах.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу, что требование заявителя не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 197 АПК РФ, дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Как следует из материалов дела, ООО "Транзас Навигатор" занимается поставкой интегрированных систем для повышения безопасности и эффективности судоходства, навигации и судовых операций (включая навигационное, метеорологическое и иное оборудование для морских судов).
Составной частью таких систем являются импортируемые в Россию радиоэлектронные средства ("РЭС") и высокочастотные устройства ("ВЧУ"). Импорт такого оборудования осуществляется на основании лицензий, выдаваемых Министерством промышленности и торговли РФ ("Минпромторг").
Для получения лицензии заявитель должен представить, в частности, выписку из Реестра радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, разрешенных для ввоза на территорию РФ ("Реестр").
11.12.2019 Компания обратилась в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ("Роскомнадзор") с заявлением о выдаче соответствующей выписки из Реестра в отношении Судовой земной станции спутниковой связи VSAT V240 .
31.12.2019 Роскомнадзор отказал в выдаче выписки со ссылкой на то, что импорт такого оборудования якобы может осуществляться только "операторами связи, имеющими лицензию на предоставление услуг подвижной спутниковой радиосвязи и осуществляющими в установленном порядке эксплуатацию сетей связи, в которых ввозимые радиоэлектронные средства будут применяться" . Правовое основание для такого вывода Роскомнадзор не указал.
14.01.2020 Компания обратилась в Роскомнадзор и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ ("Минсвязи") с жалобой на действия Роскомнадзора.
22.01.2020 Минсвязи в ответе на жалобу Компании указало, что отказ в выдаче выписки из Реестра основан на п. 14 Решения ГКРЧ, согласно которому "Ввоз (за исключением таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и таможенной процедуры реимпорта) абонентских терминалов подвижной спутниковой службы и абонентских земных станций, находящихся в движении и работающих в рамках фиксированной спутниковой службы, может осуществляться только операторами связи, имеющими лицензию на предоставление услуг подвижной спутниковой радиосвязи и осуществляющими в установленном порядке эксплуатацию сетей связи, в которых ввозимые радиоэлектронные средства будут применяться" .
24.01.2020 Роскомнадзор в ответе на жалобу Компании также указал, что ограничения на ввоз оборудования основаны на пункте 14 Решения ГКРЧ, подтвердив при этом, что сведения о Судовой земной станции спутниковой связи VSAT V240 внесены в Реестр за номером 134863.
19.02.2020 Роскомнадзор указал, что пункт 14 Решения ГКРЧ стал применяться по указанию Минсвязи.
В связи с ограничениями, введенными пунктом 14 Решения ГКРЧ, Компания не может получить лицензию на импорт и ввезти на территорию России РЭС, которое в установленном порядке включено в Реестр и разрешено ко ввозу на территорию России.
Заявитель указывает, что ограничения на импорт привели к невозможности выполнения Компанией своих действующих договорных обязательств и ставят под угрозу деятельность Компании в целом, поскольку без импорта иностранных компонентов производство Компанией комплексных судовых систем становится невозможным.
Не согласившись с пунктом 14 Решения Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением.
Согласно ст. 198 АПК Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно п. 16 Положения о ГКРЧ, решения Комиссии в течение 20 дней со дня их принятия публикуются на официальном сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
Решение от 30.11.2018 № 18-47-03 «О выделении полос радиочастот, внесении изменений в решения ГКРЧ и продлении срока действия решений ГКРЧ» размещено 24.12.2018 на официальном сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Данная информация размещена в установленном порядке по адресу: https://digital.gov.ru/ru/documents/6318/ и является общедоступной с момента такого размещения (Скриншот прилагается).
Истец имел возможность ознакомиться с обжалуемым решением с 24.12.2018. Более того осуществляя деятельность, связанную в том числе с производством навигационных, метеорологических, геодезических, геофизических и аналогичного типа приборов, аппаратуры и инструментов, Истец не мог не знать о порядке размещения решений ГКРЧ.
В связи с вышеизложенным суд соглашается с позицией заинтересованного лица о том, что срок давности обжалования Решения ГКРЧ истек.
При этом истечение срока давности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Кроме того, согласно п. 21 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О Связи» (далее – Закон «О связи») радиоэлектронные средства - технические средства, предназначенные для передачи и (или) приема радиоволн, состоящие из одного или нескольких передающих и (или) приемных устройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование.
В составе судовой земной станции спутниковой связи содержатся передающие и приемные устройства, а также вспомогательное оборудование - антенна, в связи с чем, судовая земная станция является радиоэлектронным средством.
Основываясь на вышеизложенном судовая земная станция спутниковой связи является радиоэлектронным средством (далее – РЭС).
Согласно приложению № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Приложение к Договору о Евразийском экономическом союзе), РЭС входят в раздел 2.16 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран и их ввоз осуществляется в соответствии с Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского союза радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (далее – Положение). Таким образом ввоз судовых земных станций спутниковой связи должен осуществляться в установленном порядке в соответствии с Положением при представлении лицензии.
Пунктом 14 Положения предусмотрено, что в случае, если в соответствии с законодательством государства-члена решение о выдаче лицензии принимается уполномоченным органом по согласованию с другим органом государственной власти этого государства-члена (далее - согласующий орган), то такое согласование осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством этого государства-члена. При этом п. 15 Положения предусмотрено, что в выдаче лицензии отказывается, в том числе, в случае отказа согласующего органа в согласовании заявления на выдачу лицензии.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 1567-р Роскомнадзор в рамках своей компетенции осуществляет согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в раздел 2.16 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран.
Таким образом, для получения лицензии на импорт РЭС заявителю необходимо представить в Минпромторг России не выписку из Реестра радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, разрешенных для ввоза на территорию Российской Федерации, а согласованное Роскомнадзором заявление на выдачу лицензии с указанием конкретной РЭС.
Согласно ст. 22 Закона «О связи» ГКРЧ является межведомственным коллегиальным органом при федеральном органе исполнительной власти в области связи. Положение о Государственной комиссии по радиочастотам, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2004 № 336 (далее – Положение о ГКРЧ), определяет ее как межведомственный координационный орган, осуществляющий на коллегиальной основе регулирование использования радиочастотного спектра в Российской Федерации. Решения, принятые Комиссией в пределах ее компетенции, являются обязательными для всех органов исполнительной власти, юридических и физических лиц, включая иностранных.
Законом «О связи» определены способы реализации в разрешительном порядке права на использование радиочастотного спектра – посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов.
В соответствии с Законом «О связи» выделение полосы радиочастот – разрешение в письменной форме на использование конкретной полосы радиочастот, в том числе для разработки, модернизации, производства в Российской Федерации и (или) ввоза в Российскую Федерацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств с определенными техническими характеристиками.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2006 года № 2-П, решения ГКРЧ оформляются протоколами заседаний и приобретают обязательный для всех органов исполнительной власти, юридических и физических лиц характер постольку, поскольку утверждаются полномочным федеральным органом исполнительной власти в области связи либо согласованным решением данного органа и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 установлен разрешительный порядок ввоза РЭС на основании разовых лицензий на импорт. При этом в Российской Федерации лицензия выдается по согласованию с Роскомнадзором. Порядок и условия такого согласования устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Пунктом 14 Решения ГКРЧ в отдельные решения ГКРЧ внесено следующее положение:
«Ввоз (за исключением таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и таможенной процедуры реимпорта) абонентских терминалов подвижной спутниковой службы и абонентских земных станций, находящихся в движении и работающих в рамках фиксированной спутниковой службы, может осуществляться только операторами связи, имеющими лицензию на предоставление услуг подвижной спутниковой радиосвязи и осуществляющими в установленном порядке эксплуатацию сетей связи, в которых ввозимые радиоэлектронные средства будут применяться.».
Таким образом, при согласовании Роскомнадзором заявлений о выдаче лицензий на импорт абонентских терминалов подвижной спутниковой службы и абонентских земных станций, находящихся в движении и работающих в рамках фиксированной спутниковой службы, учитывается не только наличие указанных РЭС в Реестре но и ограничения, внесенные п. 14 Решения ГКРЧ.
Следовательно, согласование заявления о выдаче лицензий на импорт абонентских терминалов подвижной спутниковой службы и абонентских земных станций, находящихся в движении и работающих в рамках фиксированной спутниковой службы, возможно только операторам связи, имеющим лицензию на предоставление услуг подвижной спутниковой радиосвязи и осуществляющим в установленном порядке эксплуатацию сетей связи, в которых ввозимые радиоэлектронные средства будут применяться.
Ограничения, введенные пунктом 14 Решения ГКРЧ, являются законными и не ограничивают как право Истца, так и права иных лиц заниматься любой не запрещенной законом деятельностью, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности, поскольку в нем ограничен лишь круг субъектов, наделенных правом ввоза (за исключением таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и таможенной процедуры реимпорта) абонентских терминалов подвижной спутниковой службы и абонентских земных станций, находящихся в движении и работающих в рамках фиксированной спутниковой службы.
Также, в целях недопущения срыва ранее заключенных контрактов на поставку оборудования и срыва сроков постройки судов по Государственным контрактам, а также недопущения дополнительных издержек, как со стороны поставщиков оборудования, так и со стороны судостроительных заводов, на заседании Комиссии 17.03.2020 принято решение ГКРЧ № 20-54-03-1, в соответствии с которым ограничения на ввоз абонентских терминалов подвижной спутниковой службы и абонентских земных станций, находящихся в движении и работающих в рамках фиксированной спутниковой службы, не распространяются на ввоз оборудования, предназначенного для установки на объекты, строящиеся в рамках контрактов, заключенных до 30.11.2018, а также на объекты, строящиеся в рамках Государственных контрактов.
Кроме того, как следует из материалов дела, изменения в п. 14 решения от 30.11.2018 № 18-47-03 приняты в целях исполнения требований Протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 22.08.2018 № Пр-1637 «Об обеспечении информационной безопасности в условиях возрастающих возможностей спутниковых систем для доступа в сеть «Интернет».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что п. 14 решения от 30.11.2018 № 18-47-03 является законным и обоснованным.
Таким образом, требование заявителя не подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 197-201 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции
решил:
Отказать в удовлетворении требований заявления ООО "Транзас Навигатор" о признании недействительным пункта 14 решения Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30.11.2018 № 18-47-03.
Проверено на соответствие гражданскому законодательству.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Е.А. Аксенова