Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва Дело №А40-51891/12
149-489
07 сентября 2012г.
Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2012г.
Полный текст решения изготовлен 07 сентября 2012г.
Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорока Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (127994, Москва, ул. Садовая-Сухаревская, 16, ОГРН <***>)
к Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования Московский институт комплексной безопасности (109316, Москва, Волгоградский проспект, д.47, ОГРН <***>)
об аннулировании лицензии
с участием:
от заявителя: ФИО1 (дов. от 22.11.2011г. №01-149/11-01), ФИО2 (дов. от 29.06.2012г. №07-900/01)
от ответчика: ФИО3 (дов. от 25.06.2012г. №09/12-д)
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об аннулировании лицензии Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования Московский институт комплексной безопасности на право ведения образовательной деятельности.
Свои требования заявитель основывает на том, что по результатам проверки образовательной деятельности Института были выявлены нарушения законодательства РФ в сфере образования, которые были указаны в акте проверки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24.12.2009г. №Л-14/02 (копия прилагается). В этой связи, и в соответствии с пунктом 36 Положения о лицензировании в адрес Института было направленно предписание об устранении нарушений законодательства РФ в области образования и лицензионных требований и условий в НОУ ВПО Московский институт комплексной безопасности от 11.02.2010г. №03-55-08/05-З/Л. В соответствии с предписанием был установлен срок установления нарушений до 01.06.2010г. В соответствии с актом проверки Рособрнадзора от 08.10.2001 №09/01/ВП Предписание Институтом не было исполнено.
Ответчик по заявленным требованиям возражал, по доводам, содержащимся в представленном ранее письменном отзыве, считает исковые требования незаконными и необоснованными. Институт категорически не был согласен с составленным Актом, о чем свидетельствует подпись Ректора Института ФИО4 с примечанием к акту, что он не согласен с результатами проверки. Кроме того, сотрудники Рособрнадзора нарушили свой внутренней регламент, предусматривающий совершение определенных действий в определенные сроки.
Рассмотрев материалы дела, проанализировав представленные доказательства, выслушав доводы заявителя и ответчика, суд пришел к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 300 (далее - Положение), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.
Пунктом 5.2 Положения установлено, что Рособрнадзор осуществляет лицензирование, в том числе контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией на право ведения образовательной деятельности, образовательных учреждений высшего профессионального образования по всем реализуемым ими образовательным программам, научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительные профессиональные образовательные программы, в отношении которых установлены федеральные государственные требования, образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сфере обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, расположенных за пределами территории Российской Федерации российских образовательных учреждений и филиалов российских образовательных учреждений по всем реализуемым ими образовательным программам.
Согласно пункту 36 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 277 (далее - Положение о лицензировании), (действовало на момент проведения проверки и утратило силу 01.04.2011 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности») контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется выдавшими лицензию лицензирующими органами в соответствии с их компетенцией. Если при проведении проверки было выявлено нарушение лицензионных требований и условий, лицензирующий орган направляет лицензиату (а в случае необходимости - его учредителю) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока их устранения (не более 6 месяцев).
Представляется необходимым отметить, что проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
Внеплановые проверки проводятся в случае поступления в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обращений физических или юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов, получения иной информации, подтверждаемой документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений, а также для проверки исполнения предписаний (пункт 9 Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2007 № 116, далее - Правила)(нормативный правовой акт действовал на момент проведения проверки и утратил силу 26.03.2011 в связи с изданием Положения о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2011 № 164).
Как следует из материалов дела, негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский институт комплексной безопасности (далее - Институт) осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, выданной Рособрнадзором 14.09.2009, регистрационный номер 2231, серия АА № 002241.
В соответствии с лицензией, выданной Рособрнадзором 14.09.2009, регистрационный номер 2231, серия АА № 002241, Институт реализует: программы высшего профессионального образования:
по направлениям подготовки с присвоением квалификации по коду 62:
030500Юриспруденция;
080100 Экономика;
080500 Менеджмент;
22020 Автоматизация и управление;
по специальности с присвоением квалификации по коду 65:
030501 Юриспруденция;
080103 Национальная экономика;
080502 Экономика и управление на предприятии (по отраслям); 080507 Менеджмент организации;
090103 Организация и технологии защиты информации;
программы дополнительного образования:
подготовка к поступлению в вуз;
профессиональная переподготовка руководящих работников и специалистов по профилю основных образовательных программ вуза (свыше 500 часов);
повышение квалификации руководящих работников и специалистов по профилю основных образовательных программ вуза (от 72 до 500 часов).
В сентябре 2009 года из Аппарата Правительства Российской Федерации в Рособрнадзор поступило обращение студентов Хасавюртовского филиала Института, содержащее сведения о нарушении прав и законных интересов обучающихся Института (копия обращения прилагается). Руководствуясь абзацем третьим пункта 9 Правил и на основании приказа Рособрнадзора от 15.12.2009 № 2342 (копия прилагается) комиссией Рособрнадзора в период с 23.12.2009 по 24.12.2009 включительно была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Института.
По результатам проверки образовательной деятельности Института были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования, которые были указаны в акте проверки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24.12.2009 № Л-14/02 (копия прилагается). В этой связи, и в соответствии с пунктом 36 Положения о лицензировании в адрес Института было направлено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области образования и лицензионных требований и условий в Негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Московском институте комплексной безопасности от 11.02.2010 № 03-55-08/05-3/Л (далее - Предписание). В соответствии с Предписанием был установлен срок устранения нарушений до 01.06.2010.
Отчет об устранении нарушений был представлен Институтом в Рособрнадзор 01.06.2010г.
Из отчета, представленного Институтом, было установлено:
1. Не устранено указанное в Предписании нарушение в части несоответствия Устава Института требованиям законодательства Российской Федерации в области образования (абзац третий листа 1 Предписания):
-в Уставе Института в качестве формы получения образования указана «дистанционная» (пункт 3.13 стр.7 Устава Института), что не соответствует требованию, установленному пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в редакции, действующей на момент проверки) (далее - Закон «Об образовании»), согласно которому образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
- в Уставе отсутствует указание на перечень локальных актов Института, регламентирующих его деятельность, что не соответствует требованию, установленному подпунктом 9 пункта 1 статьи 13 Закона «Об образовании», согласно которому в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения;
- пункт 3.1 Устава Института, регламентирующий порядок приема обучающихся в Институт не соответствует требованиям, установленным пунктом 3 Порядка приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26.12.2008 № 396 (зарегистрирован Минюстом России 08.07.2009, регистрационный № 14261), пунктом 3 статьи 16 Закона «Об образовании».
2. Не устранено указанное в Предписании нарушение требований лицензии в части срока освоения образовательных программ профессиональной переподготовки руководящих работников и специалистов по профилю основных образовательных программ вуза со сроком освоения 300 часов, при установленном лицензией более 500 часов.
Институтом представлены учебные планы по курсу профессиональной переподготовки «PR-технологии и мониторинг в системе безопасности бизнеса и предпринимательства» и по курсу профессиональной переподготовки «Комплексная безопасность в сфере бизнеса и предпринимательства», утвержденные ректором Института 25.02.2010, со сроком обучения 300 академических часов, с выдачей документа об образовании в форме свидетельства, (копии прилагаются) что не соответствует требованиям лицензии в части срока освоения образовательных программ профессиональной переподготовки руководящих работников и специалистов по профилю основных образовательных программ свыше 500 часов.
3. Не устранено указанное в Предписании нарушение в части отсутствия учебно-методических комплексов по 148 дисциплинам.
Представленные Институтом копии титульных листов учебно-методических комплексов по 148 дисциплинам не подтверждают наличие таких учебно-методических комплексов.
4. Не устранено указанное в Предписании нарушение пункта 6.1 статьи 9 Закона «Об образовании» в части отсутствия программ учебной и производственной практики.
Представленные Институтом программы учебной и производственной практики не подтверждают устранение указанного нарушения по следующим основаниям:
- Программа учебной и производственной практики для студентов направления подготовки 220200 Автоматизация и управление, не утвержденная уполномоченным должностным лицом Института, не соответствует требованиям п.5.1 и п. 6.5.2. ГОС ВПО направления 550200 Автоматизация и управление, утвержденного заместителем министра образования Российской Федерации ФИО5 10.03.2000 (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст). В представленной Институтом программе не предусмотрено изучение и освоение вопросов, указанных в пункте 6.5.2. ГОС ВПО направления 550200;
- Программа учебной - ознакомительной практики и производственной практики по Менеджменту для студентов специальности 080507 Менеджмент организации и направления подготовки 080500 Менеджмент, одобренные ученым советом Института (протокол № 11 от 15.11.2009), не соответствует требованиям п. 5.1. ГОС ВПО специальности 061100 Менеджмент организации, утвержденного заместителем министра образования Российской Федерации ФИО5 17.03.2000 (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст), которым предусмотрено проведение учебной - ознакомительной, экономической и практики менеджмента, преддипломной, всего 16 недель, и п.5.1 ГОС ВПО направления 521500 Менеджмент, утвержденного заместителем министра образования Российской Федерации ФИО5 14.04.2000 (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст), которым предусмотрено проведение 12 недель практик, включая ознакомительную и производственную практики. В представленных Институтом программах не регламентируется прохождение экономической и практики менеджмента, преддипломной практики;
- Программа производственной практики для студентов специальности 080103.65 Национальная экономика, одобренная ученым советом института (протокол № 11 от 15.11.2009), не соответствует требованиям п. 5.1. ГОС ВПО специальности 060700 Национальная экономика, утвержденного заместителем министра образования Российской Федерации ФИО5 17.03.2000 (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст), которым предусмотрено проведение производственной и преддипломной практик. В представленной программе описание проведения преддипломной практики отсутствует;
- Программа учебной и производственной практик для студентов всех форм обучения по специальности 030501 Юриспруденция (направления подготовки 030500 Юриспруденция), утвержденная ректором института ФИО4 24.12.2009, не соответствует требованиям п. 5.1. ГОС ВПО специальности 021100 Юриспруденция, утвержденного заместителем министра образования Российской Федерации ФИО5 27.03.2000 (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст) (извлечение прилагается), которым предусмотрено проведение практики не менее 12 недель, и п. 6.5. ГОС ВПО по направлению 521400 Юриспруденция, утвержденного заместителем министра образования Российской Федерации ФИО5 27.03.2000 (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст), которым предусмотрено проведение практики не менее 10 недель. Представленная программа дает указания по прохождению 6 недель практики;
- Программы учебно-ознакомительной и производственной практики для студентов специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (по отраслям) и направления подготовки 080100 Экономика, одобренные ученым советом института (протокол № 11 от 15.11.2009), не соответствуют требованиям п. 5.1. ГОС ВПО специальности 060800 Экономика и управление на предприятии (по отраслям), утвержденного заместителем министра образования Российской Федерации ФИО5 17.03.2000 (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст) (извлечение прилагается), которым предусмотрено проведение учебных практик не менее 6 недель, включая ознакомительную по специальности, по информатике и информационным технологиям в экономике, по технологии отраслевого производства, и производственных не менее 10 недель, включая производственно-профессиональную и преддипломную, и п. 5.1. ГОС ВПО направления 521600 Экономика, утвержденного заместителем министра образования Российской Федерации ФИО5 25.04.2000 (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст) (извлечение прилагается), которым предусмотрено проведение учебной практики - 4 недели и преддипломной - 4 недели. Представленные Институтом программы не содержат руководства по прохождению практики по информатике и информационным технологиям в экономике, по технологии отраслевого производства, преддипломной практики.
5. Не устранено указанное в Предписании нарушение правил учета библиотечного фонда, установленных Примерным положением о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения, утвержденным приказом Минобразования России от 27.04.2000 № 1246 (абзац третий листа 2 Предписания), что не дает возможность установить соблюдение Институтом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом «в» пункта 8 Положения о лицензировании, согласно которому у лицензиата должны быть в наличии учебная, учебно-методическая литература и иные библиотечно-информационные ресурсы.
Представленные Институтом книги суммарного и инвентарного учета библиотечных фондов Института не подтверждают устранение указанного нарушения, поскольку в соответствии с пунктами 1.3, 3.1 Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения, утвержденного приказом Минобразования России от 27.04.2000 № 1246, единый библиотечный фонд формируется в соответствии с тематическим планом комплектования и картотекой книгообеспеченности учебного процесса, который отражает профиль учебных дисциплин вузов и тематику научно -исследовательских работ. ТПК составляется библиотекой совместно с кафедрами и другими научными подразделениями вуза и систематически корректируется. Утверждает ТПК ректор вуза.
6. Не устранено указанное в Предписании нарушение пункта 18 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 № 505.
Представленная Институтом копия Приказа от 18.02.2010 № 24/02-У о порядке установления стоимости платных образовательных услуг не подтверждает наличия соглашения между исполнителем и потребителем о стоимости образовательных услуг, которое предусмотрено пунктом 18 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 № 505.
Таким образом, Предписание Институтом не было исполнено.
Доводы заявителя о не устранении нарушений указанных в Предписании, а именно, в Уставе отсутствует указание на перечень локальных актов Института, регламентирующих его деятельность, что не соответствует требованию, установленному подпунктом 9 пункта 1 статьи 13 Закона «Об образовании», согласно которому в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения; а также пункт 3.1 Устава Института, регламентирующий порядок приема обучающихся в Институт не соответствует требованиям, установленным пунктом 3 Порядка приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26.12.2008 № 396 (зарегистрирован Минюстом России 08.07.2009, регистрационный № 14261), пунктом 3 статьи 16 Закона «Об образовании» не принимаются судом во внимание, поскольку на дату судебного заседания Ответчиком устранены.
В связи с неисполнением Предписания и на основании абзаца третьего пункта 9 Правил, приказа Рособрнадзора от 04.10.2010 № 2473 (копия прилагается) комиссией Рособрнадзора в период с 07.10.2010 по 08.10.2010 была проведена проверка исполнения Институтом Предписания.
По результатам проверки исполнения Предписания было установлено:
1. Не устранено указанное в Предписании нарушение в части несоответствия Устава Института требованиям законодательства Российской Федерации в области образования:
- в Уставе Института отсутствует указание на перечень локальных актов Института, регламентирующих его деятельность, что не соответствует требованиям, установленным пунктом 9 статьи 13 Закона «Об образовании» (абзац четвертый листа 5 акта проверки Рособрнадзора от 08.10.2001 № 09/01/ВП, копия прилагается);
- в Уставе Института в качестве формы получения образования указана «дистанционная» (пункт 3.13 стр. 7 Устава Института), что не соответствует требованию, установленному пунктом 1 статьи 10 Закона «Об образовании» (абзац пятый листа 5 акта проверки Рособрнадзора от 08.10.2001 № 09/01/ВП);
- пункт 3.1, пункт 5.3 Устава Института не соответствует требованиям, установленным пунктом 3 статьи 16 Закона «Об образовании» (абзац шестой листа 5 акта проверки Рособрнадзора от 08.10.2001 № 09/01/ВП).
2. Не устранено указанное в Предписании нарушение требований лицензии в части срока освоения образовательных программ профессиональной переподготовки руководящих работников и специалистов по профилю основных образовательных программ вуза со сроком освоения 300 часов, при установленном лицензией более 500 часов.
Институтом представлены учебные планы по курсу профессиональной переподготовки «PR-технологии и мониторинг в системе безопасности бизнеса и предпринимательства» и по курсу профессиональной переподготовки «Комплексная безопасность в сфере бизнеса и предпринимательства», утвержденные ректором Института 25.02.2010, со сроком обучения 300 академических часов, с выдачей документа об образовании в форме свидетельства, что не соответствует требованиям лицензии в части срока освоения образовательных программ профессиональной переподготовки руководящих работников и специалистов по профилю основных образовательных программ свыше 500 часов (абзацы десятый, одиннадцатый листа 5 акта проверки Рособрнадзора от 08.10.2001 № 09/01/ВП).
3. Не устранено указанное в Предписании нарушение в части отсутствия учебно-методических комплексов:
по специальности Юриспруденция:
по дисциплинам: История мировых цивилизаций, Стилистика деловой речи и юридической документации, Концептуальные основы комплексной безопасности, Правовое обеспечение информационной безопасности в компьютерных системах, Римское право, Прокурорский надзор, Актуальные проблемы государства и права, Правовое регулирование финансовой несостоятельности, Терроризм и средства борьбы;
по специальности Экономика и управление на предприятии: по дисциплинам: Методы и модели в экономике и управлении, Комплексная система защиты информации на предприятии, Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности на предприятии (абзац третий листа 6 акта проверки Рособрнадзора от 08.10.2001 № 09/01/ВП).
4. Не устранено указанное в Предписании нарушение пункта 6.1 статьи 9 Закона «Об образовании» в части отсутствия программ учебной и производственной практики.
Институтом не представлены программы производственной практики по программам: 030500 Юриспруденция, 030501 Юриспруденция,080100 Экономика, 080500 Менеджмент, 220200 Автоматизация и управление, 080103 Национальная экономика, 220200 Автоматизация и управление.
Не представлены программы учебной практики по программам: 030500 Юриспруденция, 080100 Экономика, 080500 Менеджмент, 090103 Организация и технология защиты информации, 220200 Автоматизация и управление (абзацы четвертый и шестой листа 7 акта проверки Рособрнадзора от 08.10.2001 № 09/01/ВП).
5. Не устранено указанное в Предписании нарушение правил учета библиотечного фонда, установленных Примерным положением о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения, утвержденным приказом Минобразования России от 27.04.2000 № 1246, приказом Минобразования России от 24.08.200 № 2488 «Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений» (абзац первый листа 9 акта проверки Рособрнадзора от 08.10.2001 № 09/01/ВП).
Также, установлено нарушений требований Минимальных нормативов обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов, утвержденных приказом Минобразования России от 11.04.2001 № 1623 (абзац девятый листа 6 акта проверки Рособрнадзора от 08.10.2001 № 09/01/ВП).
6. Не устранено указанное в Предписании нарушение пункта 18 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 № 505 (абзацы третий, четвертый, пятый листа 9 акта проверки Рособрнадзора от 08.10.2001 № 09/01/ВП), выразившееся в отсутствии соглашения между исполнителем и потребителем о стоимости образовательных услуг.
Однако, довод заявителя о несоответствии устава Института требованиям законодательства РФ в области образования: в Уставе отсутствует указание на перечень локальных актов Института, регламентирующих его деятельность, что не соответствует требованию, установленному подпунктом 9 пункта 1 статьи 13 Закона «Об образовании», согласно которому в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения; пункт 3.1 Устава Института, регламентирующий порядок приема обучающихся в Институт не соответствует требованиям, установленным пунктом 3 Порядка приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26.12.2008 № 396 (зарегистрирован Минюстом России 08.07.2009, регистрационный № 14261), пунктом 3 статьи 16 Закона «Об образовании» не принимаются судом во внимание, так как на дату судебного заседания данные нарушения устранены.
Таким образом, в соответствии с актом проверки Рособрнадзора от 08.10.2001г. №09/01/ВП предписание Институтом не было исполнено.
В связи с неисполнением предписания и на основании абзаца второго пункта 24 ст. 33.1 Закона «Об образовании», пунктов 38, 40 Положения о лицензировании, приказа Рособрнадзора от 18.02.2011 № 350 (приостановлено действие лицензии, выданной Рособрнадзором 14.09.2009, регистрационный номер 2231, серия АА № 002241.
В соответствии с приказом Рособрнадзора от 18.02.2011 № 350 срок для устранения нарушений условий образовательной деятельности установлен до 01.09.2011.
В июне 2011 года в целях устранения указанных выше нарушений Институт представил в Рособрнадзор документы согласно письму от 03.06.2011 № 24/11.
Из документов, представленных Институтом было установлено:
1. Не устранено указанное в Предписании нарушение в части несоответствия Устава Института требованиям законодательства Российской Федерации в области образования:
В соответствии с письмом от 03.06.2011 № 24/11 Институт не представил документы, подтверждающие устранение нарушения.
2. Не устранено указанное в Предписании нарушение в части срока освоения образовательных программ профессиональной переподготовки руководящих работников и специалистов по профилю основных образовательных программ вуза со сроком освоения 300 часов, при установленном лицензией более 500 часов.
Институтом представлены учебные планы по дополнительному образованию в сфере комплексной безопасности, утвержденные ректором Института 25.08.2010, на 7 листах. При этом, учебные планы, указанные в перечне, не прилагались в полном объеме. В частности, отсутствовал учебный план по курсу профессиональной переподготовки «Комплексная безопасность в сфере бизнеса и предпринимательства» со сроком обучения 520 часов. Учебный план по курсу профессиональной переподготовки «PR-технологии и мониторинг в системе безопасности бизнеса и предпринимательства» не был указан в перечне и не был представлен.
Таким образом, представленные Институтом документы не позволяли сделать вывод об устранении указанного в Предписании нарушения.
3. Не устранено указанное в Предписании нарушение в части отсутствия учебно-методических комплексов по следующим основаниям:
Вузом представлены учебно-методические комплексы, в которые включены рабочие программы учебных дисциплин:
по специальности Юриспруденция:
История мировых цивилизаций;
Концептуальные основы комплексной безопасности;
Правовое обеспечение информационной безопасности в компьютерных системах;
Римское право;
Прокурорский надзор;
Правовое регулирование финансовой несостоятельности; Стилистика деловой речи и юридической документации; Терроризм и средства борьбы; Актуальные проблемы теории государства и права.
Вместе с тем рабочая программа по дисциплине Стилистика деловой речи и юридической документации составлена на 129 академических часов (копия прилагается), что не соответствует учебному плану Института, утвержденному ректором, согласно которому общий объем дисциплины составляет - 180 академических часов, рабочая программа по дисциплине Актуальные проблемы теории государства и права составлена на 80 академических часов (копия прилагается), что не соответствует учебному плану Института, утвержденному ректором, согласно которому общий объем дисциплины составляет - 135 академических часов, рабочая программа по дисциплине Терроризм и средства борьбы составлена на 129 академических часов (копия прилагается), что не соответствует учебному плану Института, утвержденному ректором, согласно которому общий объем дисциплины составляет 135 академических часов.
по специальности Экономика и управление на предприятии (по отраслям):
Исследование систем управления; Методы и модели в экономике и управлении; Комплексная система защиты информации на предприятии; Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности на предприятии;
Экономика отрасли.
Вместе с тем, рабочая программа по дисциплине Методы и модели в экономике и управлении составлена на 34 академических часа (копия прилагается), что не соответствует учебному плану Института, утвержденному ректором, согласно которому общий объем дисциплины составляет - 75 академических часов, в рабочей программе, также неверно указана специальность, рабочая программа по дисциплине Комплексная система защиты информации на предприятии составлена на 220 академических часа (копия прилагается), что не соответствует учебному плану Института, утвержденному ректором, согласно которому общий объем дисциплины составляет - 150 академических часов, также в рабочей программе не указано для какой отрасли народного хозяйства осуществляется подготовка специалиста, что не соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, в рабочей программе именование дисциплины Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности на предприятии не соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, согласно которым указанная дисциплина имеет наименование: «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия», рабочая программа по дисциплине Экономика отрасли составлена на 220 академических часа (копия прилагается), что не соответствует учебному плану Института, утвержденному ректором, согласно которому общий объем дисциплины составляет - 130 академических часов, кроме того, в рабочей программе не указано, для какой именно образовательной программы составлена рабочая программа дисциплины (указаны две образовательные программы).
Наличие в представленных документах вышеуказанных противоречий, равно как другие вышеуказанные нарушения не позволяет прийти к выводу об исполнении Предписания.
4. Не устранено указанное в Предписании нарушение п. 6.1 ст. 9 Закона «Об образовании» в части отсутствия программ учебной и производственной практики.
Представленные Институтом программы учебной и производственной практики не подтверждают устранение данного нарушения по следующим основаниям:
Программа учебной практики по направлению 030500 Юриспруденция не представлена.
Программа производственной практики для студентов направления 220200 Автоматизация и управление, утвержденная ректором Института ФИО4 25.09.2009, не соответствует требованиям п.5.1 и п. 6.5.2. ГОС ВПО направления 550200 Автоматизация и управление, утвержденного заместителем министра образования Российской Федерации ФИО5 10.03.2000 (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст), которыми предусмотрено проведение производственно-технологической практики, регламентированы её цели по вопросам, подлежащим изучению и освоению в ходе прохождения практики.
Представленная Институтом программа не предусматривает изучение:
вопросов планирования и финансирования разработок, охраны интеллектуальной собственности;
технологий проектирования автоматизированных средств и систем автоматизации и управления, определения экономической эффективности исследований и разработок;
правил эксплуатации технологического оборудования, средств и систем автоматизации и управления, имеющихся в подразделении;
вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты;
Указания по освоению при проведении практики разделов, указанных в п. 6.5.2. ГОС ВПО направления 550200 Автоматизация и управление, утвержденного заместителем министра образования Российской Федерации ФИО5 10.03.2000 (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст), в представленной программе отсутствуют.
Программа производственной практики для студентов специальности 080103 «Национальная экономика», утвержденная ректором Института ФИО4 25.09.2009, не соответствует требованиям п. 5.1. ГОС ВПО специальности 060700 Национальная экономика, утвержденного заместителем министра образования Российской Федерации ФИО5 17.03.2000 (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст), которым предусмотрено проведение производственной и преддипломной практик. В представленной Институтом программе описание проведения преддипломной практики отсутствует. На странице 4 программы указано прохождение студентами производственной практики - 4 недели, преддипломной практики - 8 недель. В разделе 4 практики на страницах с 7 по 23 программы дано указание по проведению производственной практики. Указания по проведению преддипломной практики отсутствуют. Практика содержит раздел приложений с образцами документов по практике, в которых вместо названия Института указано наименование Южно-Уральского государственного университета.
5. Не устранено указанное в Предписании нарушение учета библиотечного фонда, установленного Примерным положением о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения, утвержденным приказом Минобразования России от 27.04.2000 № 1246, а также нарушение требований Минимальных нормативов обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов, утвержденных приказом Минобразования России от 11.04.2001 № 1623.
Представленные Институтом копии чеков о закупки литературы не подтверждают устранение нарушений, поскольку не представлены документы, подтверждающие, что указанная в чеках учебная литература принята к учету Институтом в установленном законодательством Российской Федерации порядке (в том числе не представлен Институтом тематических план комплектования, а также картотека книгообеспечения учебного процесса).
6. Не устранено указанное в Предписании нарушение пункта 18 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 № 505.
Прилагаемые к письму Института от 03.06.2011 № 24/11 копии личных дел студентов (5 шт.) не подтверждают устранение указанного нарушения.
Таким образом, суд пришел к выводу, что представленные Институтом до истечения срока приостановления лицензии документы и материалы не подтверждают исполнение Предписания.
В соответствии с абзацами 4,5,6 пункта 24 статьи 33.1 Закона «Об образовании» в случае, если до истечения срока приостановления действия лицензии лицензиат и (или) его учредитель представили в лицензирующий орган документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия лицензии, лицензирующий орган возобновляет действие лицензии.
В случае, если такие документы не представлены лицензиатом и (или) его учредителем в лицензирующий орган до истечения срока приостановления действия лицензии или представленные документы не подтверждают исполнение указанного предписания, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Приостановление действия лицензии продлевается на период до вступления в законную силу решения суда.
Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.
Таким образом, с учетом допущенного НОУ ВПО Московский институт комплексной безопасности нарушений Федерального закона «Об образовании», суд приходит к выводу о наличии оснований для аннулирования выданной ответчику лицензии от 14.09.2009г. регистрационный номер 2231 серия АА №002241.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Согласно п.3 ст.110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке заявитель был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 1-13, 15, 17, 27, 29, 64-68, 71, 75, 102, 110, 156, 166-170, 176, 180, 181, 189 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Аннулировать лицензию на право осуществления образовательной деятельности от 14.09.2009г., регистрационный №2231, серии АА №002241, выданную Рособрнадзором Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования Московский институт комплексной безопасности.
Взыскать с Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский институт комплексной безопасности в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб. (две тысячи рублей).
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: М.М. Кузин