РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва
07 июня 2021 года Дело № А40-53195/21-122-269
Резолютивная часть решения объявлена 01 июня 2021 года
Полный текст решения изготовлен 07 июня 2021 года
Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власенко А.Е.
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Заполярье»
к Управлению Росреестра по г. Москве
о признании незаконным уведомление от 18.09.2020г. №КУВД-001/2020-14437058/1, уведомление от 18.12.2020г. №МФЦ-0558/2020-361148-1
при участии:
от заявителя – ФИО1 (уд.№5280, дов. от 19.02.2021г.), ФИО2 (уд. №165, дов. от 19.02.2021г.)
от ответчика – ФИО3 (уд.№074442, дов. от 11.01.2021г. №Д-18/2021)
УСТАНОВИЛ:
ООО «Заполярье» (Заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве с требованием признать незаконными уведомление Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 18.09.2020г. № КУВД-001/2020-14437058/1 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0004001:11763, расположенного по адресу: <...>, и уведомление от 18.12.2020г. № МФЦ-0558/2020-361148-1 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета; обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственного кадастрового учета нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0004001:11763, расположенного по адресу: <...> по Заявлению №КУВД-001/2020-14437058 от 09.09.2020г. и представленным документам в установленном законом порядке и сроки.
Представитель заявителя требования подержал.
Представитель ответчика не признал заявленные требования.
Выслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев материалы дела, изучив доводы заявления и отзыва на него, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как указывает заявитель, ООО «Заполярье» на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0004001:11763, площадью 282,8 кв.м., перечень помещений: этаж 1, пом. I ком. 1а, 16, 1в, 1г, 1д, 2, 3, За, 4, 4а, 5-15, расположенное по адресу: <...>, запись регистрации №77-77-02/059/2005-097 от 17.05.2005г., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 17.05.2005г. и выпиской из ЕГРН.
В феврале 2014 года указанное нежилое помещение было поставлено на государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом на помещение.
По обращению общества, Распоряжением от 23.12.2019г. №СВ-0991-19/А 156404 Государственная жилищная инспекция г. Москвы, в соответствии с представленными техническим заключением и проектом, согласовала переустройство и перепланировку указанного выше нежилого помещения.
По итогам завершения работ Мосжилинспекцией составлен Акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме от 21.02.2020г.
На основании указанного Акта БТИ внесены изменения в учетно-техническую документацию, принадлежащего обществу, нежилого помещения.
Для внесения изменений в основные характеристики объекта, по заданию общества, кадастровым инженером был подготовлен Технический план помещения, который, в составе иных документов, был представлен в орган кадастрового учета (заявление №КУВД-001/2020-14437058 от 09.09.2020г.).
Уведомлением Росреестра по г. Москве от 18.09.2020г. №КУВД-001/2020-14437058/1 государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости -нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0004001:11763, расположенного по адресу: <...>, приостановлен.
Уведомлениями от 14.10.2020г. №КУВД-001/2020-14437058/2 и от 24.11.2020 №КУВД-001/2020-14437058/3 сообщено о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета.
Впоследствии регистрирующий орган принял решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0004001:11763, расположенного по адресу: <...>, № МФЦ -0558/2020-361148-1 от 18.12.2020г..
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с вышеуказанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований Заявителя, суд соглашается с доводами Ответчика, при этом исходит из следующего.
Управление осуществляет свою деятельность в рамках полномочий предоставленных ему ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о недвижимости) и иными нормативными правовыми актами.
Принимая во внимание доводы Заявителя, суд соглашается с ними в части, при этом исходит из следующего.
Из представленных документов следует, что в результате проведенных работ в нежилом помещении с кадастровым номером 77:02:0004001:11763, в том числе, было произведено: расширение дверного проема в наружной стене в осях «А/4-5», устройство лестницы к входной двери в помещение в осях «1/Г-Д», изменение конфигурации наружной площадки и ступеней с устройством пандуса в осях «А/3-7».
Перепланировка помещения выполнена в соответствии с Распоряжением №СВ-0991-19/А156404 от 23.12.2019г., Проектом перепланировки и переустройства нежилого помещения от 06.08.2019г.
В результате проведенных работ площадь помещения изменилась и составила 278,2 кв.м., по сведениям ЕГРН площадь составляет 282,2 кв.м. Площадь уменьшилась на 4,0 кв.м. за счет монтажа и демонтажа внутренних не несущих перегородок.
В том, что произведенные работы соответствуют проектной документации подтверждается Актом о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме от 28.02.2020г.
При этом, на основании указанного Акта БТИ внесены изменения в учетно-техническую документацию нежилого помещения.
Согласно Постановления Правительства Москвы №432-ПП от 27.08.2012 установлено, что одним из видов работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, для выполнения которых не требуется получение разрешения на строительство, является создание, ликвидация, изменение формы оконных и дверных проемов во внешних ограждающих конструкциях (стенах, крышах, цоколях и т.д.) (за исключением случаев производства указанных работ при создании мансарды в чердаке) - без ослабления несущих элементов объекта капитального строительства (п.3.12), а также создание и (или) изменение входных групп (лестниц, крылец, ступеней, пандусов и других площадок) в подвальные либо цокольные этажи (в том числе с устройством козырьков и навесов за границей наружных стен здания над приямками) или на первые этажи зданий общей площадью не более 15 кв.м. (общая площадь входных групп, организуемых для целей создания (размещения) конструкций, обеспечивающих беспрепятственное перемещение маломобильных групп населения, при учреждениях социальной сферы (учреждениях здравоохранения, социального обслуживания, образования и т.д.) - не более 40 кв.м.) (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье) - без устройства фундамента (п.3.13).
Таким образом, в настоящее время порядок рассмотрения проектной документации на работы по изменению фасада объектов капитального строительства, не требующих получения разрешения на строительство/реконструкцию в г. Москве не утвержден, а Москомархитектура не наделена полномочиями по рассмотрению и согласованию проектной документации в целях согласования фасадов нежилых зданий.
В соответствии с п. 1.4 Постановления Правительства Москвы от 31.07.2007 №651-ПП «Об утверждении норматива города Москвы» содержание и ремонт фасадов зданий и сооружений обеспечивают их состояние в соответствии с требованиями законов и включают в себя: - мероприятия по техническому обслуживанию (плановые осмотры), внеплановые осмотры (обследования) и текущий ремонт; - капитальный ремонт или реставрацию фасадов (для памятников архитектуры и ценной исторической застройки). Указанные мероприятия должны проводиться с установленной периодичностью. Ремонт при аварийном состоянии фасадов должен выполняться незамедлительно при выявлении этого состояния (СП 13-102-2003, пп. 3, 7.6,7.7).
ООО «Заполярье» мероприятия по техническому обслуживанию (плановые осмотры), внеплановые осмотры (обследования), текущей ремонт и капитальные ремонт фасадов не проводились.
Проведенные работы по перепланировке фасадов здания не относятся к работам по ремонту фасада, не затрагивают несущие конструкции и иные характеристики надежности и безопасности здания.
Учитывая приведенные нормы права и фактические обстоятельства, обществу не требуется получение согласования Москомархитектуры, в связи с чем указанное основание для приостановления является незаконным и необоснованным.
Довод Управления о противоречии графических сведений сведениям ЕГРН также является необоснованным в силу следующего.
Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации права» устанавливает исчерпывающий список оснований для приостановления кадастрового учета и (или) регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии с п. 49 ч.1 ст.26 Закона №218-ФЗ основанием приостановления может послужить, имеющиеся противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости)
Между тем, в рассматриваемом случае технический план помещения подготовлен с целью внесения изменений в сведения ЕГРН в связи с произведенной перепланировкой, то есть является тем самым исключительным случаем, установленным п. 49 ч.1 ст. 26 Закона №218-ФЗ.
При этом, имеет место повторное нарушение Управлением п. 70 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 №278, поскольку в указанной причине приостановки отсутствуют ссылки на нормы нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Согласно сведений ЕГРН, ООО «Заполярье» на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0004001:11763, площадью 282,8 кв.м., которое, в феврале 2014 года было поставлено на государственный кадастровый учет.
С торца здания имелась пристройка (дебаркадер - Лит. а), площадь которой не входила в общую площадь нежилого помещения и по сведениям БТИ и ЕГРН находилась в красных линиях.
По обращению общества, Управа района Южное Медведково г. Москвы не возражала против демонтажа данной пристройки, что подтверждается ответом от 27.03.2019г. №1-16-96/1. и по окончании демонтажа пристройки направила в адрес общества акт мониторинга от 06.05.2019г.
Из указанного Акта следует, что пристройка к нежилому помещению по адресу: ул. Полярная, д. 14 являлась самовольной пристройкой. Ответом от 06.05.2019г. Управа района Южное Медведково г. Москвы подтвердила факт демонтажа данной пристройки.
При этом, демонтаж пристройки был осуществлен в соответствии с разработанным проектом и силами специализированной организации.
Приведенные документы были представлены в орган регистрации в составе документов технического плана помещения.
Из приведенных обстоятельств следует, что указанная пристройка, являясь самовольной, была демонтирована в соответствии с действующим законодательством, что не влечет реконструкцию многоквартирного дома, ее демонтаж не несет угрозы охраняемым общественным интересам и отношениям, а также иных негативных последствий.
Между тем, отклоняя доводы заявителя, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона №218-ФЗ, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В силу частей 1, 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Пунктом 6 ч. 5 указанной нормы предусмотрено, что государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
При осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (п. 4 ч. 2 ст. 15 Закона № 218-ФЗ).
В силу части 4 статьи 18 Закона №218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Закона №218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Как следует из оспариваемых уведомлений, одним из оснований отказа в осуществлении государственного кадастрового учета (внесение изменений в основные характеристики объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав), явилось нарушение п. 52 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 №953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (далее-Требования), а именно: на плане этажа применены условные знаки не соответствующие Приложению к Требованиям.
В судебном заседании установлено, что действительно графическая часть технического плана не имеет части условных обозначений, которые предусмотрены п. 52 Требований.
В соответствии с п. 70 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 №278 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2017 №49074) (далее - Административный регламент) уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Заявитель ссылается на то, что из уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета от 18.09.2020г. №КУВД-001/2020-14437058/1, уведомлений о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета от 14.10.2020г. №КУВД-001/2020-14437058/2 и от 24.11.2020 №КУВД-001/2020-14437058/3 не усматривается, какие специальные условные знаки на плане этажа, примененные кадастровым инженером при составлении Технического плана, не соответствуют Приложению к требованиям к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений.
Также не ясно, в отношении какой части помещения (контура, части контура, характерной точки контура, части здания и сооружения, части границы, стены, лестницы, двери, перегородки) и какие специальные знаки должны были быть применены.
Между тем, тот факт, что в оспариваемом уведомлении не указано, каких именно обозначений не имеется, не может являться основанием для признания уведомлений незаконными.
Сам факт нарушения п. 52 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2019 №943 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (требования), из которого следует, что для оформления графической части технического плана применяются специальные условные знаки в соответствии с Приложением, в судебном заседании установлен.
Общество полагает, что из технического плана, представленного обществом для осуществления кадастрового учета усматривается, что раздел "Технический план этажа (части этажа)" в составе технического плана оформлен с соблюдением ст. 24 Закона №218-ФЗ, условные обозначения в техническом плане также соответствуют Приказу. Чертежи располагают пояснительной информацией об условных знаках.
Между тем, кадастровый инженер, составляющий вышеуказанный план, является специалистом в данной области и должен также руководствоваться вышеуказанным приказом, рекомендациями и прочим.
То, что Управление в оспариваемом приостановлении не делает точного описания, в каких элементах графической части были допущены ошибки Заявителем, в чем конкретно, по мнению органа регистрации состоит «нарушение» и как оно выражено в подготовленном техническом плане (раздел " Технический план этажа (части этажа)"), не может говорить о том, что установленные уведомлением требования незаконны.
Таким образом, Ответчик не мог осуществить регистрационные действия без предоставления заявителем надлежаще оформленных документов, следовательно как уведомление о приостановлении регистрационных действий, так и уведомление об отказе в государственном кадастровом учете являются законными и не подлежат отмене.
В соответствии с абзацем 1 статьи 13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
В совместном постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в абзаце втором пункта 1 установлено следующее: если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.
Для признания недействительным оспариваемого Заявителем решения необходимо наличие двух обязательных условий: наличие нарушения прав заявителя и несоответствие оспариваемого акта закону.
Обязанность Заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из части 1 статьи 4, части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ.
Судом проверены и оценены все доводы заявителя, но отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права, поскольку заявителем не доказано несоответствие оспариваемого отказа действующему законодательству.
На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Госпошлина в соответствии с ч. 110 АПК РФ относится на заявителя.
На основании ст. ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, и руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 71, 75, 150, 159, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.
Проверено на соответствие действующему законодательству.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.Е. Девицкая