именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
10.12.2012г Дело № А40-55560/12
105-513
Резолютивная часть решения объявлена 15.11.2012
Текст решения изготовлен в полном объеме10.12.2012
Арбитражный суд в составе:
Судьи Никоновой О.И., единолично
при ведении протокола секретарем судебного заседания Черкасовой И.Л.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
ОАО «Москва – Красные Холмы» (ОГРН <***> , ИНН <***>, дата регистрации 30.08.2002, 115054, Москва г, Космодамианская наб, 52, 1)
к Правительству г. Москвы (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации юридический адрес: 125032, Москва г, Тверская ул, 13)
третьи лица: 1) ЭНКА ИНШААТ ВЕ САНАЙИ АНОНИМ ШИРКЕТИ , 2) ООО «Товарищество театральных архитекторов» , 3) ООО «КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «КРАСНЫЕ ХОЛМЫ», 4) ДИГМ, 5) ОАО «Фирма «Реновация» 6) Префектура ЦАО <...>) Управление Росреестра по <...>) Министерство Культуры РФ
о выделении в натуре в собственность доли в общем имуществе, признании права собственности, об обязании Правительства г. Москвы подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта.
при участии:
от истца – ФИО1 ФИО2 дов.№Д-99/3 от 11.04.12г., ФИО3 №Д-98/3 от 11.04.12г.,
от ответчика – ФИО4 дов. №4-47-404/2 от 14.05.12., ФИО5 дов. от 19.10.2011 № 4-47-9090/1
от третьих лиц – 1) не явился, измещен 2)не явился, извещен 3)не явился, извещен4) ФИО4 дов. №7-Д от 10.01.12г., 5) не явился, извещен 6) ФИО5 дов. от 26.12.2011, 7) не явился, извещен8) ФИО6 дов. от 07.09.2012
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Москва – Красные Холмы» обратилось в суд с иском к Правительству Москвы о выделении в натуре в собственность Открытого акционерного общества «Москва-Красные Холмы» (ОГРН <***>) долю Открытого акционерного общества «Москва - Красные Холмы» (ОГРН <***>) в общем имуществе, созданном в результате исполнения Контракта по реализации Проекта Российского Культурного Центра на территории города Москвы (Центральный административный округ) от 30 января 1995 года и состоящем из двух нежилых
зданий, имеющих адресные ориентиры: <...> и <...>, в следующем виде:
-Нежилое здание, общей площадью 16270,3 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, <...>, инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер) 1250/2 (04307352);
-Нежилое здание, общей площадью 3457,1 кв.м., расположенное по адресу: <...>, инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер) 1250/2 (04307599);
о признании за Открытым акционерным обществом «Москва - Красные Холмы»
(ОГРН <***>) права собственности на следующие объекты недвижимого
имущества:
-Нежилое здание, общей площадью 16270,3 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, <...>, инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер) 1250/2 (04307352);
-Нежилое здание, общей площадью 3457,1 кв.м., расположенное по адресу: <...>, инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер) 1250/2 (04307599);
об обязании Правительства Москвы («Администрация») подписать с Открытым
акционерным обществом «Москва - Красные Холмы» («Инвестор»), Открытым
акционерным обществом «Фирма «Реновация», Фирмой «ЭНКА Иншаат ве ФИО7»
Акт о результатах реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному
контракту от 30.01.1995 (реестровый номер 13-000038-5001-0012-00001-05 от 27.01.2005)
в редакции дополнения от 18.07.2003 по строительству комплекса зданий Российского
культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста по адресу: Космодамианская
наб., вл. 52 (строительный адрес).
Исковые требования заявлены со ссылкой на ст..252 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.3 ст.3 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» и мотивированы исполнением истцом условий Контракта по реализации Проекта Российского Культурного Центра на территории города Москвы (Центральный административный округ) от 30 января 1995 года и состоящем из двух нежилых зданий, имеющих адресные ориентиры: <...> и <...>.
Ответчик исковые требования не признает согласно доводам, изложенным в отзыве.
Представители ответчика и ДИГМ и префектуры ЦАО г.Москвы считают, что поскольку до настоящего времени Приложение № 9 к Контракту в котором должны были быть определены перечень и ориентировочная общая площадь объектов культуры и спорта так и не подписано, следовательно. помещения в спорных строениях могут относиться к объектам культуры и спорта и соответственно могут быть переданы в собственность города Москвы. В соответствии с проектом акта о результатах реализации, подписанным истцом, ОАО «Фирма Реновация», Фирма «Энка Иншаат ве ФИО7, исполняющим обязанности префекта ЦАО г. Москвы, а также документов кадастрового учета использованных при подготовке указанного проекта акта, в состав Строения 11 входят помещения культурно-просветительского назначения (помещение выставочного зала на 4 этаже общей площадью 166,6 кв.м.) следовательно, истец в соответствии с условиями Контракта не имеет права претендовать на указанные помещения.
На основании изложенного, требование о выделе 100 % доли истца в строении 7, 11 не может быть удовлетворено в связи с отсутствием Приложения 9 к Контракту.
ЭНКА ИНШААТ ВЕ САНАЙИ АНОНИМ ШИРКЕТИ, ООО «Товарищество театральных архитекторов», ООО «КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «КРАСНЫЕ ХОЛМЫ»,ОАО «Фирма «Реновация» исковые требования поддерживает.
Министерство Культуры РФ оставляет решение на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, в том числе предмет и основания иска, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, выслушав представителя истца, арбитражный суд установил следующее.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Москвы от 13 сентября 1994 года №775 «О предоставлении в пользование Министерству культуры Российской Федерации земельного участка на стрелке у Краснохолмского моста под строительство Российского культурного центра (Центральный административный округ)» (далее - «Постановление №775»; Приложение № 1 к настоящему Исковому заявлению) по предложению Министерства культуры Российской Федерации было создано Акционерное общество закрытого типа «Москва - Красные Холмы» (Свидетельство о государственной регистрации № 034.160 от 04 октября 1994 года, является Приложением № 2 к настоящему Исковому заявлению; фирменное наименование общества в настоящее время: «Открытое акционерное общество «Москва - Красные Холмы»; Истец). Учредителями Истца являлись, в том числе, Правительство Москвы, ООО «Товарищество театральных архитекторов» (Третье лицо 2) .
На основании Постановления №775 между Правительством Москвы («Ответчик») и Истцом был заключен Договор аренды земель в г. Москве № М-01-001515 от 23 декабря 1994 года (далее - «Договор аренды земельного участка»; Приложение № 3 к настоящему Исковому заявлению), в соответствии с которым Истцу был передан в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 71.357,00 кв.м., «расположенный в Центральном административном округе г. Москвы вблизи Краснохолмского моста» (далее - «Земельный участок») для строительства и последующей эксплуатации зданий и других помещений Российского культурного центра сроком на 49 лет (п. 1.1, 1.3, 2.1 Договора аренды земельного участка).
В соответствии с п. 3 Постановления №775 функции заказчика по проектированию и строительству Российского культурного центра были возложены на Истца.
Впоследствии между Ответчиком, Министерством культуры РФ (представляемым Третьим лицом 5), Истцом и Фирмой «ЭНКА Иншаат ве ФИО7» 30 января 1995 года был заключен КОНТРАКТ по реализации Проекта РОССИЙСКОГО КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА на территории города Москвы (Центральный административный округ) с целью реализации Проекта создания Российского культурного центра (далее - «Культурный Центр») на стрелке Краснохолмского Моста (п. 2.1 Контракта; далее - «Проект»).
В соответствии с Распоряжением Правительства Москвы от 20 февраля 2003 года № 257-РП «О строительстве здания гостиницы по Космодамианской набережной» (Приложение № 5 к настоящему Исковому заявлению) 18 июля 2003 года было подписано ДОПОЛНЕНИЕ к КОНТРАКТУ по реализации проекта РОССИЙСКОГО КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА от 30 января 1995 года, в котором были согласованы новые сроки исполнения ряда обязательств по проектированию и строительству объектов Культурного Центра.
В ст. 1 Контракта («Определения») его стороны определили Проект как «Инвестиционный проект, включающий все организационные и технические мероприятия по строительству Российского Культурного Центра «под ключ» в соответствии с западными стандартами с полным комплексом строительных, монтажных, отделочных и инженерных работ, с учетом действующих норм и правил на территории города Москвы; а также все организационно-административные действия по получению Сторонами имущественных прав на Российский Культурный Центр в соответствии с положениями и условиями данного Контракта». Соответственно, предметом Контракта является участие его сторон в реализации Проекта с последующим получением права собственности на причитающиеся каждой стороне построенные объекты. Из ст. 1 Контракта также следует, что «Объектом» признается «любое здание, сооружение, какая-либо независимая часть здания, с соответствующими подземным гаражом и инженерными сетями» (далее -«Объект»).
Учитывая положения Контракта, Фирма ЭНКА также вошла в состав акционеров Истца (п.2.3. Контракта) и приняла на себя ряд обязательств имущественного и организационного характера.
В настоящее время акционером Истца по прежнему является город Москва в лице Департамента имущества города Москвы, которому принадлежат 20 % акций Истца.
В соответствии с п.2.4 Контракта строительство Объектов Культурного Центра
должно было осуществляться в 5 очередей:
1-я очередь: «строительство зданий и помещений общей площадью 20 ООО кв.м., в состав которой входит примерно 16 000 кв.м. коммерческих и жилых зданий и помещений, примерно 2 000 кв.м. подземной автостоянки и примерно 2 000 кв.м. общей площади объектов культурно-общественного обслуживания: ресторанов, объектов здравоохранения, магазинов, выставочных залов и конференцзал»;
2-я очередь: «офисы, апартаменты и соответствующая подземная автостоянка, часть Объектов культурно-общественного обслуживания: театр, выставочный зал, магазин, кафе, ресторан»;
3-я очередь: «офисы, апартаменты, гостиница, часть Объектов культурно-общественного обслуживания, торговые помещения, предприятия питания, подземная автостоянка»;
4-я очередь: «Культурные Объекты и подземная автостоянка, ресторан»;
5-я очередь: «Спортивно-оздоровительные сооружения и благоустройство сквера».
Контрактом (п.9.3., п.9.4. и п.9.5.) на Истца были возложены обязательства по осуществлению функции заказчика по реализации Проекта, за исключением строительства Объектов культуры и спорта, а также по финансированию (в том числе, за счет кредитных средств) строительства Объектов (выполнению функций инвестора) 2-й, 3-й, 4-й и 5-й очередей строительства, за исключением финансирования Объектов культуры и спорта.
На основании Контракта (п.2.3., п.8.1., п.8.3.) Фирма ЭНКА обязалась профинансировать строительство Объектов 1-ой очереди Проекта в объеме, необходимом для строительства 20 000 кв.м. общей площади на условиях «под ключ», выполнить функции Генерального подрядчика по строительству всего комплекса зданий и сооружений Культурного Центра, включая Объекты культуры и спорта (при условии соответствующего финансирования объектов коммерческого назначения со стороны Истца и Объектов культуры и спорта - со стороны Ответчика), и обеспечить сдачу Объектов в эксплуатацию, а кроме того «выделить 3 200 000 долларов США на своевременное переселение жильцов расположенных на Земельном участке жилых домов, подлежащих сносу».
В соответствии с п.3.1 Контракта после окончания строительства в собственность Истца должны перейти все построенные Объекты, за исключением «Объектов культуры и спорта».
Контрактом (п. 2.6., п.8.3.) предусмотрено, что финансирование строительства Объектов культуры и спорта должно было осуществляться «за счет дивидендов российских партнеров Истца, с привлечением других источников», при этом после окончания строительства Объекты культуры и спорта перейдут в собственность «Российских партнеров» Истца.
Перечень Объектов культуры и спорта, их ориентировочная общая площадь, должны были определяться в приложении №9 к Контракту (с возможностью уточнения и детализации при разработке проектной документации на 2-ю - 5-ю очереди строительства), однако указанное приложение № 9 к Контракту никогда не составлялось сторонами Контракта.
Контрактом также предусмотрено, что Истец самостоятельно принимает решения по использованию помещений Объектов, при этом Контрактом установлено, что «87% общей площади Объектов, построенных на Земельном участке, будет использоваться в коммерческих целях, а 13% общей площади Объектов будет использоваться в качестве Объектов культуры и спорта».
Учитывая положения Контракта, Ответчиком были приняты следующие решения:
-решение о создании Государственного открытого акционерного общества «Российский культурный центр «Красные Холмы» для строительства и эксплуатации Объектов культуры и спорта Российского культурного центра; 100% акций указанного акционерного общества находились в собственности города Москвы (Постановление Правительства Москвы от 24 июня 1997 года №475 «О создании Государственного открытого акционерного общества «Российский культурный центр «Красные Холмы»);
- решение о финансировании строительства в рамках Проекта Объектов культуры и спорта за счет дивидендов, получаемых Ответчиком как акционером Истца за счет прибыли, получаемой «от эксплуатации коммерческой части Российского культурного центра» с привлечением при необходимости дополнительных финансовых средств (Постановление Правительства Москвы от 18 августа 1998 года № 640 «О строительстве объектов культуры и спорта Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста»);
-решение о строительстве многофункционального концертно-филармонического комплекса «Московский международный Дом музыки» в составе Объектов культуры и спорта Культурного Центра на стрелке у Краснохолмского моста с финансированием проектирования и строительства объекта за счет внебюджетных источников, а также дивидендов, получаемых городом от деятельности ЗАО «Москва - Красные Холмы»3 (п. 1 и п. 2 Постановления Правительства Москвы от 20 апреля 1999 года №346 «О строительстве Московского международного Дома музыки в составе объектов культуры и спорта Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста».
Из условий Контракта прямо следует, что определение субъекта, у которого возникнет право собственности на соответствующие Объекты (как результаты реализации Проекта), прямо обусловлено обязанностью такого субъекта осуществить финансирование строительства этих Объектов (за исключением Объектов 1-ой очереди, финансирование строительства которых осуществлялось Фирмой ЭНКА).
Контрактом, как это следует из п. 2.4., установлено принципиальное деление всех Объектов по функциональному назначению и использованию на две категории: Объекты культуры и спорта («Культурные Объекты», а также «Спортивно-оздоровительные сооружения») и иные Объекты, к которым, в частности относятся «Объекты культурно-общественного обслуживания (рестораны, кафе, объекты здравоохранения, магазины, выставочные залы и конференцзал)». Такое деление Объектов в Контракте необходимо, в первую очередь, для четкого разграничения построенных Объектов в целях оформления на них права собственности Истца или Ответчика.
На основании Контракта в соответствии с разработанной проектной документацией, применимыми градостроительными и строительными нормами на Земельном участке всего было построено 11 объектов капитального строительства, общей площадью 167.274,70 кв.м., из которых:
-Объекты, которые по своему назначению не являются Объектами культуры и спорта, имеющие адресные ориентиры: г. Москва, Космодамианская наб., 52, со строения 1 по строение 7 включительно, строение 11, строение 13, общей площадью 128.309,30 кв.м. составляют 76,71% (округленно) общей площади Объектов, возведенных на Земельном участке; и
- Объекты культуры и спорта, имеющие адресные ориентиры: <...> и строение 10, общей площадью 38.965,40 кв.м., составляют 23,29% (округленно) общей площади Объектов, возведенных на Земельном участке.
Строительство и ввод в эксплуатацию Объектов культуры и спорта были завершены в декабре 2002 года (Распоряжение Правительства Москвы № 2119-РП от 31 декабря 2002 года «Об утверждении акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию Московского международного Дома музыки по адресу: Космодамианская наб., вл.52, стр.8,10».
Принимая во внимание условия Контракта (п. 2.7: «... понимается, что 87% общей площади Объектов, построенных на Земельном участке, будет использоваться в коммерческих целях, а 13% общей площади Объектов будет использоваться в качестве Объектов культуры и спорта»), после ввода в эксплуатацию в 2002 году Объектов культуры и спорта и государственной регистрации прав собственности города Москвы на названные Объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16 апреля 2004 года на годовом общем собрании акционеров Истца было принято решение «все оставшиеся объекты, подлежащие строительству на территории РКЦ , будут коммерческими и являться собственностью ОАО «МКХ» (Протокол № 21 от 16 апреля 2004 года.
За принятие указанного решения единогласно проголосовали все акционеры Истца, присутствующие на данном собрании, включая представителя Департамента имущества города Москвы. Следует отметить, что это решение акционеров не изменяло условия Контракта о разделе Объектов, а лишь подтвердило факт выполнения данного условия о разделе Объектов по функциональному признаку между Истцом и Ответчиком.
Принятие акционерами Истца, включая Ответчика, указанного решения повлияло на дальнейшую разработку по заказу Истца проектной документации на строительство Объектов (за исключением Объектов культуры и спорта) в рамках исполнения Контракта.
Стороны Контракта, по результатам ввода в эксплуатацию Объектов (за исключением Объектов культуры и спорта) составляли и подписывали Акты о результатах частичного исполнения Контракта в отношении построенных в рамках Проекта Объектов.
Акты были составлены в отношении объектов, имеющих следующие адресные ориентиры: г. Москва, Космодамианская наб., 52, со строения 1 по строение 6 включительно, строение 13 (см. Приложения №8, 13-16 к настоящему Исковому заявлению). На все перечисленные Объекты в соответствии с условиями Контракта было зарегистрировано право собственности Истца.
По результатам завершения строительства и ввода в эксплуатацию Объектов культуры и спорта (адресные ориентиры: <...> («Московский международный Дом музыки») и строение 10 («Информационно-творческий центр») акты о результатах частичного исполнения Контракта не составлялись6, однако, также в соответствии с условиями Контракта, на указанные Объекты культуры и спорта было зарегистрировано право собственности города Москвы (с правом оперативного управления ГУК г. Москвы «Московский международный Дом музыки» в отношении здания Московского международного Дома музыки) (Постановление Правительства Москвы от 06 августа 2002 года № 616-ПП «О создании государственного учреждения культуры города Москвы «Московский международный Дом музыки»).
Распоряжением Правительства Москвы от 31 декабря 2008 года №3171-РП «О завершении работ по строительству комплекса зданий Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста» (Приложение № 10 к настоящему Исковому заявлению) срок строительства комплекса зданий Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста, включая здание 5-й очереди строительства на земельном участке по адресу: Краснохолмский мост, мкр. стрелка, кв. Космодамианская наб., вл. 52, был продлен до 31 августа 2009 года, Префектуре ЦАО г.Москвы было поручено подготовить и обеспечить утверждение актов о результатах частичной реализации Контракта «в отношении всех для этого возможных объектов, построенных в рамках инвестиционного проекта, предусматривающего строительство Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста» и направить копии утвержденных актов о результатах частичной реализации Контракта «в отношении всех построенных объектов Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста в Департамент экономической политики и развития города Москвы».
Распоряжением Правительства Москвы от 27 мая 2010 года № 1027-РП «О внесении изменений в отдельные правовые акты Правительства Москвы» срок выполнения в целом указанного выше Распоряжения № 3171-РП был продлен до IV квартала 2010 года.
В связи с завершением в 2010 году строительства последних в рамках исполнения Контракта Объектов, имеющих адресные ориентиры: <...> (2-ая очередь строительства; выданное на имя Истца Разрешение на строительство № RU77130000-002133 от 12 мая 2008 года; выданное на имя Истца Разрешение на ввод в эксплуатацию № RU77130000-002671 от 12 февраля 2010 года (далее - «Строение 11») и <...> (5-ая очередь строительства; выданное на имя Истца Разрешение на строительство № RU77130000-001657 от 21 января 2008 года; выданное на имя Истца Разрешение на ввод в эксплуатацию № RU77130000-002655 от 29 января 2010 года10 февраля 2010 года Истец обратился в Префектуру ЦАО г.Москвы (Письмо от 10 февраля 2010 года № ГД-25) с уведомлением о полном завершении строительства комплекса зданий Культурного Центра и просьбой оформить итоговый акт о выполнении Контракта.
В соответствии с условиями Контракта, Истец выступал заказчиком разработки проектной документации и строительства Строения 7 и Строения 11, осуществлял финансирование строительства Строения 7 и Строения 11, принимал результаты выполненных работ, что подтверждается, в частности:
- Контрактом №0-34/2006 между Истцом и ООО «Товарищество театральных архитекторов» на разработку «Проекта», оказание услуг и получение согласований на стадии «Проект» 5-й очереди строительства с прилегающей территорией Российского Культурного Центра на территории ОАО «Москва - Красные Холмы» от 20 июля 2006 года с Актами №1 от 19 декабря 2006 года, №2 от 01 октября 2007 года, №3 от 01 октября 2007 года, №4 от 01 октября 2007 года и №4 от 05 февраля 2008 года, Дополнительным соглашением №1-07 от 02 мая 2007 года (с Актом №1 от 21 мая 2007 года к нему), Дополнительным соглашением №2-08 от 18 ноября 2008 года (с Актом №1 от 21 мая 2009 года к нему) (проектирование Строения 7).
-Контрактом №14-06 между Истцом и ООО «Товарищество театральных архитекторов» на разработку «Проекта», оказание услуг и получение согласований на стадии «Проект» незавершенного строительства 2-й очереди (корпус 2F) Российского Культурного Центра на территории ОАО «Москва - Красные Холмы» от 20 сентября 2006 года с Актами №1, №2 (оба от 05 февраля 2008 года) и №3 от 09 июня 2008 года (проектирование Строения 7);
-Контрактом №2007/165/RCC5-01 от 11 сентября 2007 года между Истцом и фирмой ЭНКА Иншаат Be ФИО7 на выполнение общестроительных работ по Этапу 5 «Здание 5» в рамках застройки ОАО «Москва -Красные Холмы» в г.Москве (строительство Строения 7) с Протоколом от 05 ноября 2009 года Сдачи Объекта (Этапа 5 «Здание 5») в гарантийную эксплуатацию;
-Контрактом №2008/169/RCC-2F-01 от 01 октября 2008 года между Истцом и фирмой ЭНКА Иншаат Be ФИО7 на выполнение общестроительных работ по Этапу 2 «Здание 2F» в рамках застройки ОАО «Москва - Красные Холмы» в г.Москве (строительство Строения 11) с Протоколом от 31 декабря 2009 года Сдачи Объекта (Этапа 2 «Здание 2Ф») в гарантийную эксплуатацию.
Ответчик какого-либо участия (в том числе, путем финансирования) в проектировании и строительстве Строения 7 и Строения 11 не принимал.
В связи с указанным предложением Истца оформить итоговый акт о выполнении Контракта между Истцом и органами исполнительной власти города Москвы около двух лет велась активная переписка, проект Акта о результатах реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту от 30.01.1995 (реестровый номер 13-000038-5001-0012-00001-05 от 27.01.2005) в редакции дополнения от 18.07.2003 по строительству комплекса зданий Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста по адресу: Космодамианская наб., вл. 52 (строительный адрес) был подготовлен Префектурой ЦАО г.Москвы совместно с Истцом еще в 2010 году и направлен в различные согласующие органы власти и управления г.Москвы , вопрос о подписании итогового акта о выполнении Контракта был предметом рассмотрения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, которой было принято решение о соответствии результатов выполнения Контракта установленным им условиям (в том числе, в части объемов площадей Объектов, передаваемых в собственность Истца и Ответчика) (Протокол №18 от 07 апреля 2011 года и пять раз был предметом рассмотрения на заседании Рабочей группы по вопросам завершения реализации инвестиционных контрактов (договоров) Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы.
Акт, подтверждающий исполнение Контракта в полном объеме, Ответчиком не подписан; права собственности на спорные объекты не оформлены.
Как следует из материалов дела на основании актов частичной реализации инвестиционных проектов завершена реализация проектов и зарегистрированы права собственности Инвестора на здания по следующим адресам, входящим в комплекс Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста:
- Космодамианская наб., 52, стр.1, акт от 11.02.1997, запись в ЕГРП от 04.06.2001 №77-01/30-185/2001-2854;
- Космодамианская наб., 52, стр.2, акт от 11.02.1997, запись в ЕГРП от 04.07.2001 №77-01/30-185/2001-4257;
- Космодамианская наб., 52, стр.3, акт от 16.06.1997, запись в ЕГРП от 05.06.2001 №77-01/30-185/2001-3091;
- Космодамианская наб., 52, стр.4, акт от 01.07.1998, запись в ЕГРП от 01.10.2002 №77-01/30-463/2002-583;
- Космодамианская наб., 52, стр.5, акт от 14.10.1998, запись в ЕГРП от 01.10.2002 №77-01/30-463/2002-584;
- Космодамианская наб., 52, стр.6, акт от 12.08.2005, запись в ЕГРП от 06.06.2005 №77-77-01/053/2005-372.
В соответствии с условиями Контракта: по окончании строительства все построенные объекты переходят в собственность Инвестора, за исключением объектов культуры и спорта, которые переходят в собственность Администрации (ст. 3 Контракта); 87% общей площади построенных объектов предназначается для коммерческого использования; 13% - для целей культуры и спорта (п.2.7 Контракта).
Все работы по финансированию и строительству автостоянки по адресу: Космодамианская наб., 52, стр. 13 (строительный адрес: Космодамианская наб., вл. 52, корпус 3С 3-й очереди) произведены в полном объеме.
Объект принят в эксплуатацию (Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 25.12.2002 № 1193, утвержденный распоряжением Правительства Москвы от 31.12.2002 № 2120-РП «Об утверждении акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию стоянок легкового автотранспорта с подсобными и техническими помещениями по адресу: Космодамианская наб., вл. 52, стр.13»).
Объекту присвоен адрес: Космодамианская наб., 52, стр.13 в соответствии с распоряжением префекта Центрального административного округа от 13.01.2003 № 73-р «Об утверждении адреса объекта нового строительства - Космодамианская набережная, дом № 52, строение 13».
Зарегистрированы права собственности Инвестора на здание площадью 11 819 кв.м (запись в ЕГРП от 16.07.2003 № 77-01/30-366/2003-149).
Все работы по финансированию и строительству Московского Международного Дома музыки по адресу: Космодамианская наб., 52, стр. 8 (строительный адрес: Космодамианская наб., вл. 52, корпус 8 4-й очереди) произведены в полном объеме.
Объект принят в эксплуатацию (Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 25.12.2002 № 1186, утвержденный распоряжением Правительства Москвы от 31.12.2002 № 2119-РП).
Объекту присвоен адрес: Космодамианская наб., 52, стр. 8 в соответствии с распоряжением префекта Центрального административного округа от 20.12.2002 № 6707-р «Об утверждении адресов объектов нового строительства: Космодамианская набережная, дом № 52, строение 8 и Космодамианская набережная, дом № 52, строение 10».
Согласно материалам ТБТИ «Центральное» города Москвы (экспликация по состоянию на 13.03.2003) введенный в эксплуатацию объект имел общую площадь 37 874,4 кв.м.
Зарегистрированы права собственности города Москвы на все здание площадью 37 863,7 кв.м (сведения из Росреестра по Москве от 06.04.2010 № 19/010/2010-1873).
На основании постановления Правительства Москвы от 06.08.2002 №616-ПП зарегистрировано право оперативного управления Государственного учреждения культуры г. Москвы «Московский международный Дом музыки» (запись в ЕГРП от 08.09.2003 № 77-01/08-718/2003-202) на здание площадью 37 643,2 кв.м.
Все работы по финансированию и строительству информационно-творческого центра по адресу: Космодамианская наб., 52, стр. 10 (строительный адрес: Космодамианская наб., вл. 52, корпус 10 4-й очереди) произведены в полном объеме.
Объект принят в эксплуатацию (Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 25.12.2002 № 1187, утвержденный распоряжением Правительства Москвы от 31.12.2002 № 2119-РП).
Объекту присвоен адрес: Космодамианская наб., 52, стр. 10 в соответствии с распоряжением префекта Центрального административного округа от 20.12.2002 № 6707-р «Об утверждении адресов объектов нового строительства: Космодамианская набережная, дом № 52, строение 8 и Космодамианская набережная, дом № 52, строение 10».
Согласно материалам ТБТИ «Центральное» города Москвы (экспликация от 19.04.2010 по состоянию 10.12.2002, поэтажные планы от 25.12.2002 по состоянию на 10.12.2002) введенный в эксплуатацию объект имел общую площадь 1091 кв.м.
Зарегистрированы права собственности города Москвы на часть здания площадью 933,2 кв.м (сведения из Росреестра по Москве от 06.04.2010 № 19/010/2010-1873).
Во исполнение условий контракта Инвестор в полном объеме произвел работы по финансированию и строительству: - культурно-административного здания по адресу: Космодамианская наб., 52, стр. 7 5-й очереди строительства Российского культурного центра (строительный адрес: Космодамианская наб., вл., 52, корп. 7), далее по тексту - Объект № 1;
- 2-й очереди Российского культурного центра по адресу: Космодамианская наб., 52, стр. 11 (строительный адрес: Космодамианская наб., вл., 52, корп. 2F), далее по тексту -Объект № 2.
Объект № 1 введён в эксплуатацию, что подтверждается разрешением Мосгостройнадзора на ввод объекта в эксплуатацию от 29.01.2010 № RU77130000-002655, регистрационный номер в градостроительном кадастре от 01.02.2010 № 3.7.2.002632.
Объекту № 1 присвоен адрес: Космодамианская наб., 52, стр. 7 в соответствии с распоряжением префекта Центрального административного округа города Москвы от 24.06.2009 № 2390-р «Об утверждении адреса объекта нового строительства Космодамианская наб., 52, стр. 7».
Объект № 2 введён в эксплуатацию, что подтверждается разрешением Мосгостройнадзора на ввод объекта в эксплуатацию от 12.02.2010 № RU77130000-002671, регистрационный номер в градостроительном кадастре от 17.02.2010 № 3.7.2.002668.
Объекту № 2 присвоен адрес: Космодамианская наб., 52, стр. 11 в соответствии с распоряжением префекта Центрального административного округа города Москвы от 24.06.2009 № 2391-р «Об утверждении адреса объекта нового строительства Космодамианская наб., 52, стр. 11».
Согласно материалам ТБТИ «Центральное» города Москвы (выписка их технического паспорта на здание № дела 1250/2 от 12.11.2009 по состоянию на 10.08.2008; экспликация от 13.05.2010 по состоянию на 10.08.2009 и 14.08.2009 и экспликация на подземный гаража-стоянку от 09.07.2010 по состоянию на 10.08.2009, 27.04.2010 и 16.06.2010; поэтажные планы от 10.10.2009 по состоянию на 10.08.2009, от 20.04.2010 по состоянию на 10.08.2009 и от 09.07.2010 по состоянию на 16.06.2010) введенный в эксплуатацию Объект № 1 характеризуется следующими основными показателями.
общая площадь Объекта № 1 - 16 270,3 кв.м, в том числе: - полезная нежилая площадь (общественного питания, бытового обслуживания, торгового, и учрежденческого назначения) - 9 444,1 кв.м; площадь нежилых помещений общего пользования и инженерного назначения, связанных с жизнеобеспечением Объекта № 1 - 1 536,6 кв.м; общая площадь гаража-стоянки на 160 машиномест: - 5 289,6 кв.м, в т.ч.: площадь, занимаемая 160 машиноместами - 2 128,8 кв.м; площадь помещений общего пользования гаража-стоянки - 3 148,7 кв.м; площадь сервисных служб гаража-стоянки - 12,1 кв.м.
Согласно материалам ТБТИ «Центральное» города Москвы (технический паспорт на здание кварт № 1250/инвент. № 2 от 10.10.2009 по состоянию на от 10.08.2008; экспликация от 08.10.2009 по состоянию на 10.08.2009, 14.08.2009 и экспликация на подземный гаража-стоянку от 07.06.2010 по состоянию на 27.04.2010; поэтажные планы от 21.10.2009 по состоянию на 16.09.2009 и от 07.06.2010 по состоянию на 27.04.2010) введенный в эксплуатацию Объект № 2 характеризуется следующими основными показателями: общая площадь Объекта № 2 - 3 457,1 кв.м, в том числе: полезная нежилая площадь учрежденческого и культурно-просветительского назначения - 2 371.5 кв.м.; площадь нежилых помещений общего пользования и инженерного назначения, связанных с жизнеобеспечением обеспечением Объекта № 2 – 423,4 кв.м. общая площадь гаража-стоянки- 662, 2 кв.м., вт.ч. площадь, занимаемая 15 машиноместами – 205 7 кв.м., площадь помещений общего пользования гаража-стоянки – 456, 5 кв.м.
Доказательства подтверждающие финансирование спорных объектов ответчиком в материалах дела отсутствуют.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Условия договоров и (или) государственных контрактов, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Таким образом, законом прямо предусмотрена возможность заключения договора, правоотношения сторон по которому связанны с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений.
В соответствии с Законом РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - «Закон об инвестиционной деятельности в Российской Федерации») правовым последствием осуществления инвестиционной деятельности в строительстве является возникновение у инвесторов права общей долевой собственности на объект инвестиций. При этом раздел объекта инвестиционной деятельности в натуре осуществляется только после его ввода в эксплуатацию.
Из ст.6 и ст.8 Закона об инвестиционной деятельности в Российской Федерации следует, что объем прав инвестора на результаты инвестиционной деятельности определяется условиями инвестиционного контракта, соответственно, права Истца и Ответчика на построенные в рамках исполнения Контракта Объекты должны определяться на основании условий Контракта.
В соответствии с п.3 ст.3 Закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" «Объект инвестиционной деятельности, строительство которого осуществляется с привлечением внебюджетных источников финансирования на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему распределение площади соответствующего объекта инвестиционной деятельности между сторонами данного договора, признается долевой собственностью сторон данного договора до момента государственной регистрации права собственности на этот объект в соответствии со статьей 24.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с учетом распределения долей, предусмотренного данным договором.
Государственная регистрация права долевой собственности на эти незавершенные объекты инвестиционной деятельности не требуется.
Поскольку строительство Строения 7 и Строения 11 осуществлялось с привлечением внебюджетных источников финансирования на Земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, по Контракту, заключенному с Правительством Москвы до 01 января 2011 года и предусматривающему распределение площади соответствующего объекта инвестиционной деятельности между его сторонами, в силу п. 3 ст. 3 Закона об инвестиционной деятельности в Российской Федерации (вступил в силу с 01 февраля 2012 года; в редакции Федерального закона от 12 декабря 2011 года № 427-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), Строение 7 и Строение 11 признаются долевой собственностью сторон Контракта до момента государственной регистрации права собственности на эти Объекты с учетом распределения долей, предусмотренного Контрактом, при этом государственная регистрация такой долевой собственности не требуется. Истец считает необходимым подчеркнуть, что вне зависимости от даты вступления в силу п.3 ст.3 Закона об инвестиционной деятельности в Российской Федерации и положений ст.422 ГК РФ, указанные правовые нормы обладают обратной силой и применяются к отношениям Истца и Ответчика по Контракту как соглашению, обязательства по которому не исполнены до момента вступления в силу указанного Федерального закона от 12 декабря 2011 года № 427-ФЗ (п.4 ст.7).
По общему правилу, участник долевой собственности (в данном случае, Истец) вправе требовать выдела своей доли из общего имущества (п.2 и п.3 ст. 252 ГК РФ).
При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.
Поскольку Истец и Ответчик не смогли прийти к соглашению о разделе общего имущества, созданного в результате исполнения Контракта (в том числе, путем составления акта о результатах исполнения Контракта в связи с завершением строительства Строения 7 и Строения 11), Истец в соответствии с указанными выше правовыми нормами настоящим заявил требование о выделе части причитающейся ему доли в общем имуществе в виде построенных в результате исполнения Контракта Объектов - Строения 7 и Строения 11.
В соответствии с п.4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2011 года №54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем» перечень видов договоров, в качестве которых может быть квалифицирован договор, связанный с инвестиционной деятельностью (Контракт в данном случае), является открытым: «... следует устанавливать правовую природу соответствующих договоров и разрешать спор по правилам глав 30 («Купля-продажа»), 37 («Подряд»), 55 («Простое товарищество») ГК РФ и из постановления №54 также следует, что «если не установлено иное, судам надлежит оценивать договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, как договоры купли-продажи будущей недвижимой вещи». Следовательно, оценив условия конкретного инвестиционного договора и иные обстоятельства дела, в том числе, на предмет наличия существенных условий (элементов) договора купли-продажи, простого товарищества или подряда (ст.420, п.2 ст.421, ст.431 ГК РФ), суд вправе прийти к выводу о том, что конкретный инвестиционный договор не является договором купли-продажи будущей вещи, договором простого товарищества или подряда. Очевидно, что при таких обстоятельствах и при наличии иных необходимых оснований, суд вправе квалифицировать такой договор в качестве любого иного поименованного ГК РФ договора, смешанного или непоименованного ГК РФ договора. В таком случае, защита прав сторон указанного договора будет осуществляться на основании применимых норм права соответствующими, предусмотренными законодательством Российской Федерации, способами.
Приведенные в п.4 (в части квалификации Контракта как договора купли-продажи) - п.7 Постановления №54 разъяснения не применяются к основанным на Контракте отношениям Истца и Ответчика, поскольку:
(а) Истец является застройщиком, т.е. ему принадлежит право аренды Земельного участка, на котором осуществлялось строительство Объектов, при этом Договор аренды земельного участка был заключен ранее Контракта, право аренды Земельного участка не вносилось в качестве вклада в общее имущество сторон Контракта, Истец не передавал кому-либо своих прав по Договору аренды земельного участка для строительства Объектов на основании Контракта;
(б) в соответствии с условиями Контракта между Истцом и Ответчиком нет встречных финансово-имущественных корреспондирующих друг другу отношений (обязательств), предполагающих, что, исполнив свои обязательства, любая из сторон, например, Истец приобретает право требовать от другой стороны, в данном случае -Ответчика, передачи в собственность определенных результатов выполнения Проекта (равно как и Ответчик в соответствии с условиями Контракта не вправе требовать от Истца передачи ему каких-либо результатов реализации Проекта), т.е. по результатам исполнения Контракта Истец не должен передавать какие-либо Объекты (их часть/части) Ответчику;
(в) Строение 7 и Строение 11 находятся во владении Истца (были переданы ему как
заказчику строительства в качестве результата выполненных подрядчиком работ);
(г) в соответствии с условиями Контракта ни Истец, ни Ответчик не вносили какие-либо вклады в некое общее имущество, за счет которых будет возможно достижение целей Проекта (строительство Объектов); они лишь договорились о неких действиях (организационного характера), которые каждый их них обязуется совершить в рамках Проекта;
(д) ни Истец, ни Ответчик не выполняли по поручению (заказу) друг друга какие-либо строительно-монтажные работы, равно как и не исполняли каких-либо имущественных обязательств, выполнение которых позволило бы Истцу или Ответчику (третьим лицам по их поручению) выполнить указанные работы.
Следовательно, заявление Истцом требований «о передаче индивидуально-определенной вещи» (ст.398 ГК РФ), о «государственной регистрации перехода права собственности» (ст.551ГКРФ) применительно к существующим фактическим обстоятельствам и возникшим на основании Контракта отношениям между Истцом и Ответчиком является недопустимым.
Более того, заявленные Истцом требования основываются на прямо регулирующей соответствующие отношения норме закона (п.3 ст.3 Закона об инвестиционной деятельности в Российской Федерации), принятой и вступившей в силу после принятия Постановления №54, и содержащей прямое указание о ее обратной силе (применении к аналогичным Контракту неисполненным договорам, заключенным до 01 января 2011 года).
Таким образом, при указанных обстоятельствах положения п.4 Постановления №54 о недопустимости толкования норм ст.6 Закона об инвестиционной деятельности в Российской Федерации «в смысле наделения лиц, финансирующих строительство недвижимости, правом собственности (в том числе, долевой) на возводимое за их счет недвижимое имущество» не подлежат применению в силу принятия специальной законодательной нормы, регулирующей соответствующие отношения (п.3 ст.3 указанного Закона).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В результате исследования фактических обстоятельств дела, изучения доводов, участвующих в деле лиц, оценки представленных в дело доказательств (Постановление Правительства Москвы от 13 сентября 1994 года № 775 «О предоставлении в пользование Министерству культуры Российской Федерации земельного участка на стрелке у Краснохолмского моста под строительство Российского культурного центра (Центральный административный округ)», Договор аренды земель в г. Москве № М-01-001515 от 23 декабря 1994 года с приложениями и дополнительными соглашениями к нему; контракт по реализации Проекта РОССИЙСКОГО КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА на территории города Москвы (Центральный административный округ) от 30 января 1995 года; Распоряжение Правительства Москвы от 20 февраля 2003 года № 257-РП «О строительстве здания гостиницы по Космодамианской набережной»; Дополнение от 18 июля 2003 года к Контракту по реализации Проекта РОССИЙСКОГО КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА от 30 января 1995 года ; Акт от 12 августа 2005 года о результатах частичного исполнения Контракта по реализации Проекта Российского Культурного Центра от 30 января 1995 года ; Постановление Правительства Москвы от 24 июня 1997 года №475 «О создании Государственного открытого акционерного общества «Российский культурный центр «Красные Холмы», Постановление Правительства Москвы от 18 августа 1998 года № 640 «О строительстве объектов культуры и спорта Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста», Постановление Правительства Москвы от 20 апреля 1999 года № 346 «О строительстве Московского международного Дома музыки в составе объектов культуры и спорта Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста»; Распоряжение Правительства Москвы от 31 декабря 2008 года №3171-РП «О завершении работ по строительству комплекса зданий Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста»), Распоряжение Правительства Москвы от 27 мая 2010 года № 1027-РП «О внесении изменений в отдельные правовые акты Правительства Москвы» (распечатка); Протокол № 21 Общего годового собрания акционеров ОАО «Москва - Красные Холмы» от 16 апреля 2004 года; Акт от 11 февраля 1997 года о результатах частичного исполнения Контракта по реализации Проекта Российского Культурного Центра от 31 января 1995 года; Акт от 16 июня 1997 года о результатах частичного исполнения Контракта по реализации Проекта Российского Культурного Центра от 30 января 1995 года; Акт от 01 июля 1998 года о результатах частичного исполнения Контракта по реализации Проекта Российского Культурного Центра от 30 января 1995 года ; Акт от 14 октября 1998 года о результатах частичного исполнения Контракта по реализации Проекта Российского Культурного Центра от 30 января 1995 года, Разрешение на строительство № RU77130000-002133 от 12 мая 2008 года; Разрешение на ввод в эксплуатацию № RU77130000-002671 от 12 февраля 2010 года; Разрешение на строительство № RU77130000-001657 от 21 января 2008 года; Разрешение на ввод в эксплуатацию № RU77130000-002655 от 29 января 2010 года ; Письмо ОАО «Москва - Красные Холмы» Префекту ЦАО ФИО8 от 10 февраля 2010 года № ГД-25 ; Письмо ОАО «Москва - Красные Холмы» Префекту ЦАО г.Москвы ФИО8 от 14 июля 2010 года № ГД-148 ; Письмо ОАО «Москва - Красные Холмы» Префекту ЦАО ФИО8 и Первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы ФИО9 от 02 сентября 2010 года № ГД-185, Письмо ОАО «Москва - Красные Холмы» Префекту ЦАО ФИО10. от 27 декабря 2010 года № ГД-269; Письмо ОАО «Москва - Красные Холмы» Первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы ФИО11 от 27 декабря 2010 года № ГД-270; Письмо ОАО «Москва - Красные Холмы» Заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы ФИО12 и Председателю Москонтроля ФИО13 от 01 февраля 2011 года № ГД-10 ; Письмо ОАО «Москва - Красные Холмы» Мэру Москвы ФИО14 от 08 февраля 2011 года № ГД-19; Письмо ОАО «Москва - Красные Холмы» Председателю Москонтроля ФИО13 от 25 мая 2011 года № ГД-149 ; Письмо ОАО «Москва - Красные Холмы» Мэру Москвы ФИО14 от 06 июля 2011 года № ГД-182; Письмо ОАО «Москва - Красные Холмы» Руководителю Департамента имущества города Москвы ФИО15 от 15 июля 2011 года № ГД-197; Письмо ОАО «Москва - Красные Холмы» Министру Правительства Москвы Руководителю Департамента внешнеэкономических и международных связей ФИО16. от 19 июля 2011 года № ГД-203; Письмо ОАО «Москва - Красные Холмы» Мэру города Москвы ФИО14. от 22 июля 2011 года № ГД-206; Письмо ОАО «Москва - Красные Холмы» Префекту Центрального административного округа ФИО10. от 10 августа 2011 года № ГД-221; Письмо ОАО «Москва - Красные Холмы» Председателю Москонтроля ФИО13 от 31 августа 2011 года № ГД-247; Письмо ОАО «Москва - Красные Холмы» Начальнику управления корпоративных отношений и финансовых активов Департамента имущества города Москвы В.И. Погребенко от 17 октября 2011 года № ГД-345 ; Письмо ОАО «Москва - Красные Холмы» Начальнику управления корпоративных отношений и финансовых активов Департамента имущества города Москвы В.И. Погребенко от 24 октября 2011 года № ГД-354 ; Письмо ОАО «Москва - Красные Холмы» Исполняющему обязанности начальника управления корпоративных отношений и финансовых активов Департамента имущества города Москвы ФИО17 и Заместителю начальника Управления корпоративных отношений ФИО18 от 01 ноября 2011 года № ГД-367 ; Письмо ОАО «Москва - Красные Холмы» Председателю Контрольного комитета города Москвы ФИО13 от 07 ноября 2011 года № ГД-379, Письмо ОАО «Москва - Красные Холмы» Исполняющему обязанности начальника управления корпоративных отношений и финансовых активов Департамента имущества города Москвы ФИО17 от 08 ноября 2011 года № ГД-383; Письмо ОАО «Москва - Красные Холмы» Председателю Контрольного комитета города Москвы ФИО13 от 08 ноября 2011 года № ГД-384; Письмо ОАО «Москва - Красные Холмы» Председателю Контрольного комитета города Москвы ФИО13 от 29 ноября 2011 года № ГД-438 ; письмо ОАО «Москва - Красные Холмы» Заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики А.В. ФИО12, Руководителю Департамента экономической политики и развития города ФИО19, Заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам имущественно-земельных отношений ФИО15, Руководителю Департамента градостроительной политики города Москвы СИ. ФИО20, Председателю Контрольного комитета города Москвы ФИО13, Префекту ЦАО города. Москвы СЛ. ФИО10 18 января 2012 года № ТД-21, Протокол заседания Рабочей группы по вопросам завершения реализации инвестиционных контрактов (договоров) Градостроительно-земельпой комиссии города Москвы (Рабочая группа) № 50 от 26 декабря 2011 года; Протокол заседания Рабочей группы по вопросам завершения реализации инвестиционных контрактов (договоров) Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (Рабочая группа) № 47 от 05 декабря 2011 года; Протокол заседания Рабочей группы по вопросам завершения реализации инвестиционных контрактов (договоров) Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (Рабочая группа) №36 от 19 сентября 2011 года ; Протокол заседания Рабочей группы по вопросам завершения реализации инвестиционных контрактов (договоров) Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (Рабочая группа) № 33 от 29 августа 2011 года ; Протокол заседания Рабочей группы по вопросам завершения реализации инвестиционных контрактов (договоров) Градостроительно-земельной комиссии город; Москвы (Рабочая группа) № 11 от 28 марта 2011 года, Распоряжение Правительства Москвы № 2119-РП от 31 декабря 2002 года об утверждении акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию Московского международного Дома музыки по адресу: Космодамианская наб., вл.52, стр.8.10, Протокол заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы №18 от 07 апреля 2011 года, Контракт №0-34/2006 между Истцом и ООО «Товарищество театральных архитекторов» на разработку «Проекта», оказание услуг и получение согласований на стадии «Проект» 5-й очереди строительства с прилегающей территорией Российского Культурного Центра на территории ОАО «Москва - Красные Холмы» от 20 июля 2006 года с Актами №1 от 19 декабря 2006 года, №2 от 01 октября 2007 года, №3 от 01 октября 2007 года, №4 от 01 октября 2007 года и №4 от 05 февраля 2008 года. Дополнительным соглашением №1-07 от 02 мая 2007 года (с Актом №1 от 21 мая 2007 года к нему). Дополнительным соглашением №2-08 от 18 ноября 2008 года (с Актом №1 от 21 мая 2009 года к нему); Контракт №14-06 между Истцом и ООО «Товарищество театральных архитекторов» на разработку «Проекта», оказание услуг и получение согласований на стадии «Проект» незавершенного строительства 2-й очереди (корпус 2F) Российского Культурного Центра на территории ОАО «Москва - Красные Холмы» от 20 сентября 2006 года с Актами №1, №2 (оба от 05 февраля 2008 года) и №3 от 09 июня 2008 года; Контракт №2007/165/RCC5-01 от 11 сентября 2007 года между Истцом и фирмой ЭНКА Иншаат Be ФИО7 на выполнение общестроительных работ по Этапу 5 «Здание 5» в рамках застройки ОАО «Москва - Красные Холмы» в г.Москве с Протоколом от 05 ноября 2009 года Сдачи Объекта (Этапа 5 «Здание 5») в гарантийную эксплуатацию; Контракт №2008/169/RCC-2F-01 от 01 октября 2008 года между Истцом и фирмой ЭНКА Иншаат Be ФИО7 на выполнение общестроительных работ по Этапу 2 «Здание 2F» в рамках застройки ОАО «Москва - Красные Холмы» в г.Москве с Протоколом от 31 декабря 2009 года Сдачи Объекта (Этапа 2 «Здание 2Ф») в гарантийную эксплуатацию; Письмо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве №12/040/2011-690 от 11 ноября 2011 года в адрес ОАО «Москва - Красные Холмы» ; Проект Акта о результатах реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту от 30.01.1995 (реестровый номер 13-000038-5001 -0012-00001 -05 от 27.01.2005) в редакции дополнения от 18.07.2003 по строительству комплекса зданий Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста по адресу: Космодамианская наб., вл. 52 (строительный адрес), суд признает, что обоснованность требований Истца о выделе в натуре доли подтверждается условиями Контракта (определяющими разделение Объектов по функциональному признаку, соответствующие обязательства Истца и Ответчика по финансированию строительства Объектов различного функционального назначения, а также устанавливающие правила принадлежности (последующей передачи в собственность) построенных Объектов Истцу или Ответчику в зависимости от их функционального назначения и осуществленного финансирования); возражения Ответчика относительно условий раздела общего имущества, созданного в результате исполнения Контракта, и заявленные Ответчиком правопритязания на часть Строения 11 не соответствуют условиям Контракта и не основаны на законодательстве Российской Федерации и г.Москвы; правомерность требований Истца подтверждается п.3 ст.3 Закона об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, ст.252 ГК РФ.
Предложенный истцом вариант раздела объектов в натуре не противоречит действующему законодательству и условиям контракта.
Требование истца об обязании подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта удовлетворению не подлежит, исходя из следующего.
В отношении строительных объектов правовым последствием осуществления инвестиционной деятельности является возникновение у участников инвестиционного контракта права общей долевой собственности на объекты инвестиций.
При этом раздел объектов инвестиционной деятельности в натуре осуществляется после его ввода в эксплуатацию по правилам статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом согласованных сторонами условий инвестиционного контракта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них, участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре доли из общего имущества.
Акт о результатах реализации инвестиционного проекта, по своей правовой природе, является соглашением о добровольном разделе вновь созданного объекта инвестиций.
Поскольку ответчик не выразил свою волю в подписании акта реализации в предложенной истцом редакции, истец воспользовался своим правом заявив требования о выделе доли в инвестиционных объектах, в связи с чем, требование об обязании подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта удовлетворению не подлежит.
Требование о признании права собственности на нежилое здание, общей площадью 16270,3 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, <...>, инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер) 1250/2 (04307352); нежилое здание, общей площадью 3457,1 кв.м., расположенное по адресу: <...>, инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер) 1250/2 (04307599) также не подлежит удовлетворению как не надлежащий способ защиты.
Согласно части первой статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности путем признания права, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Суд считает, что удовлетворяя требование о выделе в натуре в собственность истца спорных объектов, его права восстановлены.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине распределяются пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", ст.ст. 8, 11, 12, 218, 219, 244, 252, 309, 310, 314, 421, 454-457, 709-711 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 4, 9, 64, 65, 67, 71, 102, 110, 167-170, 171, 176, 180, 181 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Выделить в натуре в собственность Открытого акционерного общества «Москва -
Красные Холмы» (ОГРН <***>) долю Открытого акционерного общества
«Москва - Красные Холмы» (ОГРН <***>) в общем имуществе, созданном в
результате исполнения Контракта по реализации Проекта Российского Культурного
Центра на территории города Москвы (Центральный административный округ) от
30 января 1995 года и состоящем из двух нежилых зданий, имеющих адресные
ориентиры: <...> и <...>
, в следующем виде:
-Нежилое здание, общей площадью 16270,3 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, <...>, инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер) 1250/2 (04307352);
-Нежилое здание, общей площадью 3457,1 кв.м., расположенное по адресу: <...>, инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер) 1250/2 (04307599).
Взыскать с Правительства г. Москвы в пользу Открытого акционерного общества «Москва – Красные Холмы» госпошлину в размере 8000 руб. (Восемь тысяч рублей).
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его изготовления в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья О.И. Никонова