ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-55848/18-84-570 от 29.05.2018 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва                                                                             Дело № А40- 55848/18-84-570

Резолютивная часть решения объявлена 29 мая 2018 года

Полный текст решения изготовлен 31 мая 2018 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Сизовой О.В.,

при ведении протокола секретарем  судебного заседания Сочневой А.А.,

рассмотрев   в открытом судебном заседании  дело

по заявлению: ООО «РЭИ-Тест» (ОГРН 5157746098351, ИНН/КПП 7709478128, дата регистрации 26.11.2015, 105064 , Москва,  Улица Земляной Вал , д.36 , пом. VII комн.1-9)

к ответчикам/заинтересованным лицам: Федеральной службе  по аккредитации (ОГРН 5117746026756, ИНН 7736638268, дата регистрации 16.12.2011, 117312, Москва, ул. Вавилова, д.7)

о признании незаконными действия, выраженные в  Приказе № 3-ПО от 30.01.2018 о приостановке действия аккредитации органа по сертификации «РЭИ-тест» в части сертификации цементной продукции  и Предписании № 4-Прд от 29.01.2018 об устранении нарушений, об отмене Приказа и Предписания,

В судебное заседание явились:

от заявителя: Толстокоров С.В. (по дов. от 05.02.2018г. б/н, паспорт)

от ответчика: Стариков А.В. (удостов., дов.№ 38/Д от 16.08.2017г.); Приставкин А.А. (удостов., дов.№ 46/Д от 06.09.2017г.);

УСТАНОВИЛ:

ООО «РЭИ-Тест» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральной службе  по аккредитации с требованием о признании незаконными действия, выраженные в  Приказе № 3-ПО от 30.01.2018 о приостановке действия аккредитации органа по сертификации «РЭИ-тест» в части сертификации цементной продукции  и Предписании № 4-Прд от 29.01.2018 об устранении нарушений, об отмене Приказа и Предписания.

В судебном заседании  представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика против удовлетворения требований возражал по доводам отзыва со ссылкой на законность и обоснованность оспариваемого требования.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

 Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, на основании исследования представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в их совокупности и взаимосвязи, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Из заявления следует, что в период с 25.12.2017 г по 29.01.2018 г. на основании приказа № 236-П-ВВ от 19.12.2017 Федеральной службы по аккредитации в отношении ООО «РЭИ-Тест» проведена внеплановая проверка с целью проверки сведений, изложенных в мотивированном представлении от 19.12.2017 № 3-04/9828, обращениях НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» (8 обращений), обращении гражданина от 09.01.2017 № 203 РА, письме Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 06.10.2017 № АК-16711/05.

Задачами проверки являлось: «обеспечение соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.»

Предметом проверки являлось: «соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.»

В ходе указанной проверки органом контроля установлено: «выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами».

По результатам проверки составлен акт N 14-АВП от 29.01.2018, в котором указано, что в ходе проверки установлены нарушения п. 6, 8, 14 Критериев аккредитации и п. 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

По результатам проверки, изложенным в акте № 14-АВП от 29.01.2018 Федеральной службой по аккредитации органу по сертификации «РЭИ-Тест» выдано Предписание № 4-Прд от 29.01.2018 об устранении нарушений, в котором предписано отменить действие сертификатов соответствия, и издан Приказ № 3-ПО от 30.-01. 2018 о приостановлении действия аккредитации органа по сертификации «РЭИ-Тест» в отношении части области аккредитации по подтверждению соответствия цементной продукции.

Общество полагает, что при проведении внеплановой проверки должностными лицами Федеральной службы по аккредитации были допущены грубые нарушения федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и    муниципального    контроля».

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по аккредитации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845, Федеральная служба по аккредитации осуществляет федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц (пункт 5.1.7).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее - Федеральный закон № 412-ФЗ) к полномочиям Росаккредитации как национального органа по аккредитации относится осуществление федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц.

Полномочия Росаккредитации по контролю за деятельностью аккредитованных лиц закреплены в статье 27 Федерального закона № 412-ФЗ.

Поступление в Федеральную службу по аккредитации информации о фактах несоответствия аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, фактах нарушения правил выполнения работ по сертификации и (или) фактах представления недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений или возможности таких нарушений, является основанием для проведения проверочных мероприятий в соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона № 412-ФЗ.

Приказом Росаккредитации от 19.12.2017 № 236-П-ВВ «О проведении внеплановой выездной проверки» (далее - приказ Росаккредитации № 236-П-ВВ, копия прилагается) с целью проверки сведений, изложенных в мотивированном представлении от 19.12.2017 № 3-04/9828, обращениях Некоммерческой организации «СОЮЗЦЕМЕНТ», обращении гражданина и письме Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, было инициировано проведение внеплановой выездной проверки в отношении Общества с ограниченной ответственностью «РЭИ-Тест» (далее - ООО «РЭИ-Тест»), аккредитованного в качестве органа по сертификации, аттестат аккредитации № RA.RU.10АБ51 (далее - ОС).

Согласно абзацу второму подпункта 2 пункта 26 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по аккредитации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 27.07.2015 № 499 (далее - Административный регламент) основаниями для проведения внеплановой проверки является поступление в Росаккредитацию, ее территориальный орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно подпункту 5 пункта 26 Административного регламента основаниями для проведения внеплановой проверки является поступление в Росаккредитацию, ее территориальный орган информации о фактах несоответствия аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, фактах нарушения правил выполнения работ по сертификации и (или) фактах представления недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений или возможности таких нарушений

В соответствии с пунктом 27 Административного регламента не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Росаккредитацию, ее территориальный орган (в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ), а также обращения и заявления, не содержащие сведений, предусмотренных подпунктами 2, 4, 5 пункта 26 Административного регламента.

Вышеуказанные обращения содержали сведения, свидетельствующие о возможности наступления угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан (в том числе - в связи с информацией о возможном отсутствии фактов надлежащего подтверждения органом по сертификации ООО «РЭИ-Тест» соответствия цементной продукции обязательным требованиям вследствие нарушения правил выполнения работ по сертификации цементной продукции) ввиду несоответствия аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц (Критериям аккредитации) и нарушения Заявителем правил выполнения работ по сертификации.

Заявитель, ссылаясь на часть 3.4 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), Заявитель избирательно приводит общие формулировки лишь по двум типам нарушений, о которых было заявлено лицами, направившими обращения (жалобы в отношении аккредитованных лиц) для рассмотрения в Росаккредитацию, и умалчивает о содержании обращений, в которых содержится информация о возможной выдаче документов о подтверждении соответствия (в том числе сертификатов соответствия) с нарушением требований законодательства о техническом регулировании, а также о несоблюдении в деятельности органа по сертификации ООО «РЭИ-Тест» требований законодательства об аккредитации, которые также послужили основанием для инициирования и проведения внеплановой проверки на основании приказа Росаккредитации № 236-П-ВВ.

В качестве примера Росаккредитацией приложено обращение Некоммерческой организации «СОЮЗЦЕМЕНТ» от 09.02.2017 № 1/СЦ-406/17 (вх. Росаккредитации от 17.02.2017 № 4915), являющееся одним из оснований проведения проверки в соответствии с приказом Росаккредитации от 19.12.2017 № 236-П-ВВ, однозначно содержащее в себе информацию, отвечающую требованиям абзаца второго подпункта 2 пункта 26 Административного регламента и пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона № 412-ФЗ, предъявляемым к основанию проведения Росаккредитацией проверочных мероприятий в отношении аккредитованного лица. Указание на данное обращение и иные обращения Некоммерческой организации «СОЮЗЦЕМЕНТ», к которым отсылает данное обращение, содержится в пункте 6 приказа Росаккредитации от 19.12.2017 № 236-П-ВВ.

Частью 3.3 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что при выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

Росаккредитация также прилагает мотивированное представление от 19.12.2017 № 3-04/9828, вынесенное Росаккредитацией в соответствии с частью 3.3 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, также являющееся одним из оснований проведения внеплановой выездной проверки ООО «РЭИ-Тест».

Довод Заявителя о «заведомой недостоверности» сведений, содержащихся в них, носит провокационный характер и не может быть принят во внимание, поскольку внеплановая проверка проводилась с целью проверки сведений, изложенных в документах, перечисленных в пункте 6 приказа Росаккредитации от 19.12.2017 № 236-П-ВВ, и в ходе осуществления проверочных мероприятий с учетом содержания обращений и иных оснований проведения проверочных мероприятий были выявлены нарушения ОС ООО «РЭИ-Тест» обязательных требований при осуществлении деятельности по оценке (подтверждению) соответствия, что в силу логического уяснения понятия «недостоверный» свидетельствует об отсутствии оснований для применения части 3.4 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

Согласно пункту 7 приказа Росаккредитации № 236-П-ВВ предметом проверки явилось соблюдение аккредитованным лицом (ОС ООО «РЭИ-Тест») обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Пунктом 13 приказа Росаккредитации № 236-П-ВВ установлен перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проверки.

На основании приказа Росаккредитации № 236-П-ВВ должностными лицами Управления контроля за деятельностью аккредитованных лиц Федеральной службы по аккредитации при проведении внеплановой выездной проверки по адресу места осуществления деятельности ОС ООО «РЭИ-ТЕСТ» 26.12.2017 были запрошены документы, перечисленные в пункте 13 указанного приказа.

Представителями ООО «РЭИ-Тест» при проведении проверочных мероприятий были предоставлены оригиналы (для ознакомления) и заверенные в установленном порядке копии документов в соответствии с пунктом 13 Приказа № 236-П-ВВ.

Также должностными лицами Федеральной службы по аккредитации при проверке рассматривались документы и сведения, имеющиеся в распоряжении Росаккредитации, в том числе сведения, содержащиеся в Реестре сертификатов соответствия на продукцию, включённую в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований следующих нормативных правовых актов:

пункта 6 Критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 (далее - Критерии аккредитации), в части соблюдения подпунктов «б», «в», «г», «д», «з» пункта.14.11 и 14.16 Критериев аккредитации;

пункта 8 Критериев аккредитации в части соблюдения в процессе деятельности органа по сертификации требований документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия;

пункта 14 Критериев аккредитации в части наличия в руководстве по качеству правил, предусмотренных пунктом 14.10 Критериев аккредитации;

-  пунктов 1 и 2 части 1 статьи 13 Федерального закона № 412-ФЗ.

Также выявлены факты выдачи ОС ООО «РЭИ-ТЕСТ» сертификатов соответствия в отсутствие подтверждения соответствия продукции установленным законодательством о техническом регулировании требованиям.

Результаты проверки отражены в Акте проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 29.01.2018 № 14-АВП (далее - Акт проверки от 29.01.2018 № 14-АВП, копия прилагается).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Федерального закона № 412-ФЗ действие аккредитации приостанавливается национальным органом по аккредитации в отношении всей области аккредитации или ее части в случае, если в результате проведения федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованного лица выявлено несоответствие деятельности аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц и это несоответствие может повлечь за собой угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или повлекло причинение такого вреда либо это несоответствие вводит в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

Как указывалось ранее, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Федерального закона № 412-ФЗ для принятия решения о приостановлении аккредитации необходимо установить: несоответствие    деятельности    аккредитованного    лица    требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.

Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 322 «Об утверждении Перечня нарушений, которые при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц не влекут за собой приостановления действия аккредитации» утвержден Перечень нарушений, которые при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц не влекут за собой приостановление действия аккредитации, (далее - Перечень нарушений).

Выявленные в ходе проверки деятельности ООО «РЭИ-Тест» нарушения не входят в указанный перечень нарушений, ссылка на который содержится в пункте 2 части 3 статьи 27 Федерального закона № 412-ФЗ.

В связи с тем, что выявленные нарушения не относятся к Перечню нарушений, на основании пункта 1 части 1 статьи 23 и пункта 2 части 3 статьи 27 Федерального закона № 412-ФЗ приказом Росаккредитации от 30.01.2018 № 3-ПО действие аккредитации органа по сертификации ООО «РЭИ-Тест» приостановлено в отношении части области аккредитации по подтверждению соответствия цементной продукции сроком до 27.04.2018.

Аккредитованному лицу выдано Предписание об устранении выявленных нарушений от 29.01.2018 № 4-Прд сроком исполнения до 28.02.2018, которым предписывалось осуществить следующие действия:

Устранить выявленные нарушения, указанные в Акте проверки от 29.01.2018 № 14-АВП, в срок до 28.02.2018.

Отменить сертификаты соответствия, выданные с нарушениями и перечисленные в акте проверки Федеральной службы по аккредитации от 29.01.2018 № 14-АВП, уведомить заявителей и заинтересованные органы государственного контроля о принятых решениях по отмене сертификатов соответствия в срок до 28.02.2018.

Провести корректирующие мероприятия, в том числе по выявлению сертификатов соответствия, выданных с нарушениями, аналогичными указанным в Акте проверки от 29.01.2018 № 14-АВП, в соответствии с правилами, установленными документами системы менеджмента качества органа по сертификации Общества с ограниченной ответственностью «РЭИ-Тест», в срок до 28.02.2018.

Представить в Росаккредитацию (117997, Москва, ул. Вавилова, д. 7) отчет об исполнении предписания и устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, с приложением копий подтверждающих документов (копии документов организации заверяются печатью (при ее наличии) и, соответственно, подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица), в срок до 28.02.2018.

В соответствии с пунктом 70 Административного регламента аккредитованное лицо обязано исполнить предписание в указанный в предписании срок и представить в Росаккредитацию или ее территориальный орган в случае проведения проверки должностными лицами территориального органа уведомление об исполнении предписания; к уведомлению об исполнении предписания прилагаются оформленные в соответствии с пунктом 43 Административного регламента копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.

Письмом от 27.02.2018 № 63-02/18 (вх. Росаккредитации от 28.02.2018 № 6001, копия прилагается) ОС в адрес Росаккредитации направлены следующие документы:

отчет по устранению нарушений, выявленных в ходе внеплановой проверки Федеральной службой по аккредитации ООО «РЭИ-Тест», подписанный генеральным директором ООО «РЭИ-Тест» А.В. Беляковым (далее - Отчет об устранении йесоответствий), на 2 листах;

план корректирующих мероприятий по результатам внеплановой проверки Росаккредитации и Акта проверки от 29.01.2018 № 14-АВП, подписанный менеджером по качеству ООО «РЭЙ-Тест» М.С. Кузнецовым и утвержденный руководителем ОС «РЭИ-Тест» М.В. Прониной 05.02.2018 (далее - План корректирующих мероприятий), на 2 листах;

-  изменение № 1 к приложению 6 Руководства по качеству органа по сертификации продукции СМК-РК-01 с изменениями от 22.09.2016, утвержденного 01.12.2015 Генеральным директором ООО «РЭИ-Тест» Беляковым А.В. (далее - СМК-РК-01), в части формы 3.6 «План корректирующих мероприятий» без документов, подтверждающих порядок соблюдения ОС правил, установленных документами системы менеджмента качества ОС (в частности - сведения, подтверждающие дату внесения ОС изменений в документы системы менеджмента качества ОС, работника, внесшего изменения, и ознакомления работников ОС с изменениями), на 1 листе;

- изменение № 3 в раздел 18 СМК-РК-01 с подписями работников ОС на обратной стороне страницы об ознакомлении с изменениями без указания даты ознакомления и без документов, подтверждающих порядок соблюдения ОС правил, установленных документами системы менеджмента качества ОС (в частности -сведения подтверждающие дату внесения ОС изменений в документы системы менеджмента качества ОС и работника, внесшего изменения), на 3 листах;

- служебные записки сотрудников ОС с приложением писем и скриншотов на 17 листах.

С целью рассмотрения отчета об устранении выявленных нарушений ООО «РЭИ-Тест» и проверки исполнения Предписания приказом Росаккредитации от 05.03.2018 № 50-П-ВВ «О проведении внеплановой выездной проверки» (далее - приказРосаккредитации от 05.03.2018 № 50-П-ВВ, копия прилагается) в отношении ОС ООО «РЭИ-Тест» инициирована внеплановая выездная проверка.

По итогам проведения проверочных мероприятий установлено, что ОС ООО «РЭИ-Тест» не устранены нарушения, указанные в акте проверки от 29.01.2018 № 14-АВП, Предписание об устранении выявленных нарушений от 29.01.2018 № 4-Прд не исполнено. Указанные обстоятельства зафиксированы в Акте проверки от 29.03.2018 № 29-АПП.

Ранее по итогам проведения предварительной проверки сведений, изложенных в обращениях, в рамках мероприятий по предотвращению нарушений аккредитованным лицом законодательства Российской Федерации на основании пункта 9 Положения о федеральном государственном контроле за деятельностью аккредитованных лиц, утвержденного постановлением Правительства Российской федерации от 30.03.2017 № 360 «О федеральном государственном контроле за деятельностью аккредитованных лиц», и в целях систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности аккредитованным лицом в адрес ООО «РЭИ-Тест» было направлено Предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований от 14.08.2017 № 57-Прс (копия прилагается) с указанием на необходимость проведения аккредитованных лицом корректирующих и предупреждающих мероприятий с целью недопущения нарушений, которые в дальнейшем были подтверждены при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «РЭИ-Тест» и зафиксированы в Акте проверки от 29.01.2018 № 14-АВП, что явилось основанием для выдачи Предписания.

Довод Заявителя о том, что в нарушение требований пунктов 1 и 2 статьи 21 Федерального закона № 294-ФЗ представители ООО «РЭИ-Тест» были лишены права непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, а также получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, не основан на фактических обстоятельствах, не подтвержден относимыми и допустимыми доказательствами, и не соответствует действительности, поскольку опровергается формой и содержанием представленных в материалы дела документов по проведенной внеплановой выездной проверке.

В силу части 4 статьи 12 Федерального закона № 294-ФЗ выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Представителю ООО «РЭИ-Тест» Белякову А.В. (генеральный директор) в целях соблюдения указанного нормативного предписания 26.12.2017 в 15 часов 00 минут вручена заверенная в установленном законом порядке копия приказа Росаккредитации № 236-П-ВВ, ознакомление с которым подтверждено соответствующей отметкой, а также представлена вся информация о полномочиях проводящих выездную проверку лиц, а также о цели, задачах, основаниях проведения выездной проверки, видах и объемах мероприятий по контролю, сроках и условиях ее проведения.

В силу части 4 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Как следует из формы и содержания Акта проверки от 29.01.2018 № 14-АВП, проверка проведена с 26.12.2017 (15:00 - 18:00) по 29.01.2018 (17:20 - 17:25). Общая длительность проверки составила 4 дня 8 часов 45 минут. При проведении проверки присутствовали Беляков А.В. - генеральный директор ООО «РЭИ-Тест», Пронина М.В. - руководитель органа по сертификации ООО «РЭИ-Тест», Власова Г.В. - эксперт по сертификации ООО «РЭИ-Тест», Кузнецов М.С. - эксперт по сертификации ООО «РЭИ-Тест».

Копия Акта проверки от 29.01.2018 № 14-АВП непосредственно после ее завершения вручена генеральному директору ООО «РЭИ-Тест» Белякову А.В., на странице 45 указанного акта присутствует отметка об ознакомлении и получении.

Согласно части 12 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.

Из вышеприведенного нормативного положения следует однозначный вывод о том, что у Заявителя было достаточно времени (15 дней с даты получения копии акта проверки) для ознакомления с результатами внеплановой выездной проверки и оформления возражений в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений, а довод о предполагаемом Заявителем факте завершения проверки и вручения представителю ООО «РЭИ-Тест» копии акта проверки во временном промежутке, препятствующем реализации права на ознакомление с результатами проверки и представление возражений, несостоятелен и подлежит отклонению.

Заявитель также ссылается на наличие оснований для применения части 1 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ, согласно которому результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Однако заявителем не представлено доказательств и не приведено доводов, свидетельствующих о допущении Росаккредитацией нарушения требований Федерального закона № 294-ФЗ, квалифицируемых как грубые нарушения в соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ.

Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии со стороны Росаккредитации действий, влекущих нарушение прав и законных интересов ООО «РЭИ-Тест». Орган государственного контроля (надзора) в рассматриваемом случае в строгом соответствии с порядком осуществления государственного контроля в форме выездной проверки, предусмотренным Федеральным законом № 294-ФЗ и Административным регламентом, осуществил проверочные мероприятия и не препятствовал Заявителю в реализации своих прав и законных интересов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ целью применения такой меры реагирования как предписание об устранении нарушений является недопущение, предотвращение причинение вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

При этом в силу статей 41 и 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду. Одновременно статья 18 Конституции Российской Федерации определяет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Таким образом, целью применения такой меры реагирования как предписание об устранении нарушений является непосредственная защита конституционных прав граждан.

Как упоминалось ранее, действия должностных лиц Росаккредитации при вынесении предписания об устранении нарушений регламентируются нормами Федерального закона № 294-ФЗ, а именно - статьей 17 указанного федерального закона, согласно положениям которой при выявлении нарушений должностное лицо обязано выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных йарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Следовательно, выдача юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда является оперативной, внесудебной, обеспечительной мерой, принимаемой должностными лицами органа государственного контроля в отношении фактов нарушений, непосредственно затрагивающих конституционные права граждан.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», распространяющего свое действие на сферу деятельности Заявителя (оценка (подтверждение) соответствия), технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Поскольку установленные Росаккредитацией обстоятельства нарушения подтверждены материалами проверки, что зафиксировано в акте проверки, подпадают под признаки нарушения законодательства о техническом регулировании, оперативное решение Росаккредитации о мерах реагирования является законным. Такая мера реагирования как предписание об устранении нарушений направлена на оперативное реагирование должностного лица Росаккредитации на факт выявленного нарушения, на пресечение нарушения законодательства, обеспечение соблюдения требований действующего законодательства, но не мерой ответственности за совершение нарушения.

Об обеспечительном характере предписания об устранении нарушений как меры оперативного реагирования на факты нарушения фундаментальных прав граждан свидетельствуют и положения части 12 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ предписывающей, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

В силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ), сформулированной в постановлении от 09.07.2013 № 2423/13 по делу № А53-19629/2012, вынесенное административным органом в пределах своей компетенции предписание об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации презюмируется законным, пока иное не будет установлено вступившим в законную силу решением суда по заявлению лица, оспорившего соответствующее предписание. При этом одновременно ВАС РФ указал, что предписание административного органа должно отвечать условию законности. Исполнимость предписания является другим важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Из содержания части 5 статьи 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 № 8-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» следует, что Регламенты арбитражных судов, утвержденные Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, действуют до принятия Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации соответствующих решений по организации работы арбитражных судов в Российской Федерации и их утверждения Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

Таким образом, в связи с отсутствием иного подлежит применению пункт 61.9 Регламента арбитражных судов, утвержденного постановлением Пленума ВАС РФ от 05.06.1996 № 7, который предписывает, что со дня размещения Постановления

Президиума ВАС РФ в полном объеме на сайте ВАС РФ практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, для арбитражных судов считается определенной.

Относительно обстоятельств, связанных с исполнимостью оспариваемого предписания, то в силу обязательности приведенной правовой позиции ВАС РФ под исполнимостью предписания следует понимать наличие реальной возможности у лица устранить в указанный срок выявленные нарушения.

Как ранее указывалось, письмом от 27.02.2018 № 63-02/18 (вх. Росаккредитации от 28.02.2018 № 6001, копия прилагается) Заявителем в адрес Росаккредитации были направлены документы, призванные подтвердить исполнение Предписания, в том числе - отчет по устранению нарушений, выявленных в ходе внеплановой проверки Федеральной службой по аккредитации ООО «РЭИ-Тест», подписанный генеральным директором ООО «РЭИ-Тест» А.В. Беляковым. Из данного факта следует, что Заявителем был согласен с выявленными нарушениями, порядком проведения проверки, составлением Акта проверки от 29.01.2018 № 14-АВП, и принимал меры по устранению нарушений.

Данное обстоятельство также доказывает законность выданного ООО «РЭИ-тест» Предписания Росаккредитации, так как при его выдачи соблюдено требование исполнимости.

Как указывает ответчик, вышеизложенные обстоятельства применительно к доводам Заявителя были исследованы Комиссией по апелляциям Федеральной службы по аккредитации, в которую в целях рассмотрения поступили жалобы ООО «РЭИ-Тест» от19.02.2018 № 51-02/18 (вх. Росаккредитации от 19.02.2018 № 4991, копия прилагается), от 05.03.2018 № 69-02/18 (вх. Росаккредитации от 06.03.2018 № 48-Ж, копия прилагается) (далее также - жалобы) на решение Федеральной службы по аккредитации о приостановлении действия аккредитации в отношении части области аккредитации (приказ Росаккредитации от 30.01.2018 № 3-ПО).

В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона № 412-ФЗ комиссия по апелляциям создается при национальном органе по аккредитации.

К полномочиям комиссии по апелляциям относится рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) национального органа по аккредитации и его должностных лиц в связи с отказом в аккредитации (в том числе с отказом в части заявленной области аккредитации, в расширении области аккредитации), приостановлением или прекращением действия аккредитации, сокращением области аккредитации по обращениям заявителей, аккредитованных лиц, федеральных органов исполнительной власти.

Комиссия по апелляциям по результатам заседания представляет руководителю национального органа по аккредитации заключение об обоснованности принятого национальным органом по аккредитации решения.

В соответствии с пунктом 18 Положения о комиссии по апелляциям при Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2014 № 436 (далее - Положение о комиссии по апелляциям), жалоба рассматривается рабочей группой Комиссии в соответствии с регламентом комиссии. По итогам рассмотрения рабочая группа комиссии готовит проект заключения Комиссии и направляет его для рассмотрения Комиссии.

Согласно пунктам 20-22 Положения о комиссии по апелляциям Комиссия рассматривает проект заключения и вправе принять решение об удовлетворении жалобы (полностью или частично) или об отказе в удовлетворении жалобы. Решения Комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии с учетом представленного письменного мнения отсутствующих членов комиссии (при наличии). Принимаемые на заседаниях Комиссии решения оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании Комиссии.

В соответствии с пунктом 23 Положения о комиссии по апелляциям заключение Комиссии по результатам рассмотрения жалобы направляется руководителю Федеральной службы по аккредитации, а также лицу, подавшему жалобу.

Заявителем обжаловалось решение о приостановлении действия аккредитации с указанием на то, что нарушения, выявленные в ходе проведения внеплановой выездной проверки, не являются обоснованными в связи с тем, что были нарушены права ООО «РЭИ-ТЕСТ» при проведении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц, установленные статьей 21 Федерального закона № 294-ФЗ.

Комиссией по апелляциям в ходе рассмотрения жалоб ООО «РЭИ-Тест» и материалов внеплановой выездной проверки было установлено и подтверждено, что выявленный ряд нарушений, допущенных органом по сертификации при выдачесертификатов соответствия продукции установленным требованиям, является основанием для прекращения действия сертификатов соответствия, поскольку факт соответствия цементной продукции требованиям, на соответствие которым она была сертифицирована, не подтвержден, а Предписание об устранении выявленных нарушений от 29.01.2018 № 4-Прд отвечает требованиям законодательства и содержит как ссылки на конкретные нарушения, так и перечень действий, которые должно предпринять/совершить аккредитованное лицо, в связи с чем, доводы, изложенные в жалобах, являются необоснованными, основания для отмены обжалуемого решения Росаккредитации о приостановлении действия аккредитации ООО «РЭИ-Тест» в части области аккредитации на основании приказа Росаккредитации от 30.01.2018 № 3-ПО отсутствуют.

Во    исполнение    изложенного    по    результатам    рассмотрения    жалоб ООО «РЭИ-Тест» Комиссией по апелляциям был оформлен Протокол заседания Комиссии по апелляциям от 30.03.2018 № 39 (выписка из протокола прилагается) и представлено Заключение от 30.03.2018, являющееся Приложением № 1 к Протоколу от 30.03.2018 № 39 (копия прилагается). Копия выписки из Протокола заседания Комиссии по апелляциям от 30.03.2018 № 39 и Заключения от 30.03.2018 направлены в адрес ООО «РЭИ-Тест» письмом Росаккредитации от 04.04.2018 № 8623/03-ДР.

Законность и обоснованность оспариваемых действий Росаккредитации подтверждается судебной практикой по делам о привлечении ООО «РЭИ-Тест» к административной ответственности по части 1 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании заявлений Росаккредитации о привлечении к административной ответственности, имеющей преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, поскольку в основу предмета спора входит факт установления совершения ООО «РЭИ-Тест» нарушений, зафиксированных в Акте проверки от 29.01.2018 № 14-АВП и отраженных в Предписании об устранении выявленных нарушений от 29.01.2018 № 4-Прд.

Как усматривается из материалов проведенной внеплановой выездной проверки, органом по сертификации ООО «РЭИ-Тест» в том числе приняты решения о выдаче сертификатов соответствия от 08.12.2017 № РОСС IR.AB51.B00247, от 25.04.2017 № РОСС IR.AB51.B00118, от 20.04.2017 № РОСС IR.AB51.B00116, от 25.10.2017 № РОСС BY.AB51.B00181 при отсутствии факта надлежащего подтверждения соответствия продукции установленным требованиям (в том числе по основанию «результаты испытаний не отвечают критерию достоверности»).

В соответствии пунктом 95 части 2 статьи 28.3 по результатам выявления указанных нарушений Начальником Управления контроля за деятельностью аккредитованных лиц Федеральной службы по аккредитации А.В. Стариковым в присутствии уполномоченного представителя Общества с ограниченной ответственностью «РЭИ-Тест», уведомленного в установленном законом порядке, в лице Толстокорова Святослава Викторовича (доверенность от 01.02.2018 б/н), были составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.47 КоАП РФ.

В целях привлечения ООО «РЭИ-Тест» к административной ответственности протоколы об административных нарушениях и заявления о привлечении к административной ответственности были направлены для рассмотрения в Арбитражный суд города Москвы в порядке и по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ и статьей 202 АПК РФ.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.04.2018 по делу №   А40-67897/2018   ООО   «РЭИ-Тест»   привлечено   к административной ответственности по части 1 статьи 14.47 КоАП РФ за выдачу сертификата соответствия от 25.04.2017 № РОСС IR.AB51.B00118 с нарушением требований законодательства о техническом регулировании.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.04.2018 по делу № А40-67900/2018 ООО «РЭИ-Тест» привлечено к административной ответственности по части 1-"статьи 14.47 КоАП РФ за выдачу сертификата соответствия от 20.04.2017 № РОСС IR.AB51.B00116 с нарушением требований законодательства о техническом регулировании.

В указанных случаях судами установлены факты совершения ООО «РЭИ-Тест» нарушений при проведении работ по сертификации, что подтверждает доводы Росаккредитации о действительном наличии в деятельности ООО «РЭИ-Тест» нарушений, зафиксированных в Акте проверки от 29.01.2018 № 14-АВП и отраженных в Предписании об устранении выявленных нарушений от 29.01.2018 № 4-Прд, что, в свою очередь, свидетельствует о законности и обоснованности решения Росаккредитации об издания приказа Росаккредитации от 30.01.2018 № 3-ПО.

При указанных обстоятельствах, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьей 13 ГК РФ, статьями 198, 201 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативных актов недействительными.

В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи законные права и интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права. Согласно статье 65 АПК РФ заявитель должен доказать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого решения.

Заявителем, вопреки ч. 1 ст. 65 АПК РФ, не доказано, каким именно нормативным актам не соответствует оспариваемое решение и какие права и законные интересы Инспекции нарушены этим актом, поскольку оспариваемое решение не создает заявителю никаких препятствий в осуществлении им своей деятельности и не возлагает на него никаких обязанностей.

В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

Судом проверены все доводы Заявителя, однако, они не опровергают установленные судом обстоятельства и не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Проверив на соответствие действующему законодательству, в удовлетворении заявленных требований ООО «РЭИ-Тест»  полностью отказать.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в течении месяца с даты принятия в Девятый Арбитражный апелляционный суд.

СУДЬЯ                                                                                                                О. В. Сизова