ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-56461/13 от 12.08.2013 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-56461/13

19 августа 2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена 12 августа 2013 года

Полный текст решения изготовлен 19 августа 2013 года

Арбитражный суд в составе судьи Быковой Ю. Л. (шифр судьи 119-654),

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кирилловой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МУП ЖКХ

к Департаменту Росприроднадзора по Центральному федеральному округу

об обязании утвердить нормативы образования отходов и лимит их размещения

при участии представителей

от заявителя - – Тюнникова Ю.А. по дов. от 15.07.2013 № 1154/1-13, Абульханова Т.З. по дов. от 15.07.2013 № 1153/1-13;

от ответчика – Читанава И.О. по дов. от 17.12.2012 № 95;

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об обязании Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу утвердить нормативы образования отходов и лимит их размещения.

В обоснование заявленных требований общество ссылается на необоснованный отказ в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Заявитель указывает, что предприятие является единственной организацией, осуществляющей размещение отходов, образующихся на территории города Протвино. Отказ в установлении нормативов влечет невозможность вывоза и утилизации мусора жилого сектора и риск угрозы состоянию экологической безопасности.

Представитель ответчика по заявленному требованию возражал по мотивам, изложенным в отзыве и дополнительных пояснениях, считая, что объект размещения заявителя вошел в список полигонов, подлежащих закрытию в 2013 году. Относительно отказа в установлении нормативов представитель ответчика пояснил, что полигон исчерпал мощность по размещению отходов, складирование отходов осуществляется с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Рассмотрев материалы дела, дав оценку приведенным доводам и возражениям, суд оставляет заявленное требование без удовлетворения по следующим обстоятельствам.

Как усматривается из материалов дела, 16.11.2011г. МУП «ЖКХ» в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу подан на рассмотрение проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

По результатам рассмотрения проекта Департаментом в адрес предприятия направлено уведомление от 19.12.2011г. №3697-оо об отказе в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Как указывает Департамент в результате проведенного расчета остаточной вместимости полигона ТБО «Протвино» (по материалам, предоставленным и заверенным МУП «ЖКХ»), за период с 2006 по 2011 год (1 квартал) было принято отходов 113,4 тыс.т., что превышает остаточную вместимость полигона равную - 107 тыс.т. (Расчет и основание для расчета остаточной вместимости приведены ниже). Необходимо отметить, что в расчете не учтены отходы, находящиеся за проектными границами, которые необходимо перенести на тело полигона (примерно 12 тыс.т.), а также отходы, принятые на размещение после 1 квартала 2011 года.

В соответствии с проектом НООЛР предусматривается перенос складированных отходов, находящихся за проектными границами (по состоянию на май 2011 г. -15 148 м3). Складирование отходов за пределами установленных границ объекта размещения отходов, а так же перенос данных отходов на тело полигона не отвечают проектным решениям, утвержденным положительным заключением государственной экспертизы ГУ «Мособлгосэкспертиза».

Также Департаментом установлено, что в соответствии с выданным Лимитом размещения отходов №08-22515 от 29.07.2008г. и Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитами на их размещение по объему принятых отходов №09-44935 от 17.09.2009г. полигон ТБО «Протвино» исчерпал свои возможности по приему отходов производства и потребления на размещение. Эксплуатация полигона возможна при разработке нового проекта дозагрузки полигона, согласно которого будет предусмотрено изменение высоты свалочного тела и увеличение объемов дозагрузки и переноса складированных отходов, находящихся за проектными границами на тело полигона. Проект должен быть согласован в установленном законом порядке.

Поскольку в соответствии с пунктом 10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не допускается, если количество отходов, предлагаемое для размещения, превышает имеющуюся производственную мощность объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации), необходимую для планируемого размещения отходов, то у Департамента отсутствовали основания для утверждения поданного предприятием проекта.

Обращаясь с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд МУП «ЖКХ» указывает, что для осуществления деятельности по вывозу и утилизации мусора жилого сектора территории города Протвино Московской области предприятию предоставлены в аренду земельные участки, выдана лицензия на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов на срок до 14.05.2014г. Также заявитель указывает, что отказ в утверждении нормативов делает невозможным вывоз и утилизацию отходов всего города Протвино. С учетом изложенного, предприятие просит обязать утвердить нормативы образования отходов и лимит на их размещение.

Рассматривая основания заявленных требований, суд приходит к выводу, что спор подлежит рассмотрению в порядке гл.24 АПК РФ, поскольку вытекает из административных правоотношений.

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что такие акты, решения, действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.

Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Согласно части 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Частью 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом от 25.02.2010 N 50 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Согласно пунктам 4, 5 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Согласно пунктам 4, 5 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Как установлено судом, в результате проведения проверки полигона ТБО «Протвино» были выявлены нарушения, а именно: за границей отведенного участка расположена канава, заполненная фильтратом и отходами; отходы на полигоне складируются без должной пересыпки грунтом; на полигоне не соблюдаются откосы свалочного тела; на теле полигона происходит сжигание отходов; на теле полигона происходит захоронение осадков сточных вод в вырытом котловане, площадью 5 тыс. м; а также иные нарушения, о чем составлен Акт проверки от 07.06.2013г. №1115.

Вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Московской области от 19.04.2013г. по делу № А41-41717/12 установлено, что по состоянию на 2012 год полигон ТБО «Протвино» Серпуховского муниципального района был полностью заполнен, в связи, с чем прием отходов на полигон был запрещен. По информации, представленной МУП «ЖКХ», с 2008 года по октябрь 2012 года проектные отметки достигнуты.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что данный объект размещения отходов вошел в список полигонов, которые подлежат закрытию в 2013 году.

Пунктом 10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение императивно определено, что утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не допускается, если количество отходов, предлагаемое для размещения, превышает имеющуюся производственную мощность объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации), необходимую для планируемого размещения отходов.

Поскольку на момент рассмотрения настоящего дела имеются препятствия для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, у суда отсутствуют основания возложения такой обязанности на уполномоченный государственный орган.

При принятии настоящего решения суд исходит из недопустимости осуществления деятельности с нарушением требований, установленных Законом №89-ФЗ.

Кроме того, проверив соблюдение заявителем установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока на обжалование, суд установил, что указанный 3-месячный срок заявителем пропущен.

Само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями об оспаривании постановления административного органа недействительным, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту. Соответствующая правовая позиция содержится в Определении Конституционного Суда РФ от 18.11.2004 г. N 367-О.

Между тем, суд полагает, что обладание и использование предоставленного права должно происходить на основе разумности и добросовестности.

Как указывает заявитель, его права нарушены отказом в утверждении проекта нормативов образования отходов и лимита на их размещение. В тоже время, уведомление об отказе получено предприятием 13.04.2012г., о чем свидетельствует отметка канцелярии. Рассматриваемое заявление подано в арбитражный суд 07.05.2013г.

При исследовании представленных материалов и объяснений заявителя, судом не установлено объективных обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд.

Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока предприятием не заявлялось.

Согласно ч. 1 ст. 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Согласно ст. 110 АПК РФ, расходы по госпошлине относятся на заявителя.

Исходя из изложенного, на основании ст.ст. 8, 11, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, руководствуясь ст.ст. 27-29, 33, 64-68, 71, 75, 81, 102, 110, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований заявителя об обязании Департамент Росприроднадзора по центральному федеральному округу утвердить нормативы образования отходов и лимит их размещения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Ю.Л. Быкова