ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-5892/10 от 26.03.2010 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

"29" марта 2010 г. Дело № А40-5892/10-118-96

Резолютивная часть решения объявлена 26 марта 2010 года, решение изготовлено в полном объеме 29 марта 2010 года

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего: Кондрашовой Е.В.

Судей: единолично

Протокол ведет судья

при участии: от заявителя – ФИО1 доверенность № 186/09/ДВМП от 25 мая 2009 года, паспорт <...>

от ответчика: - ФИО2 доверенность от 17 февраля 2010 года № 03-02/01, удостоверение № 434511

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Дальневосточное морское пароходство»

к ответчику Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 6

о признании недействительными Решений

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен ОАО «Дальневосточное морское пароходство» к Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 6 о признании недействительными Решений от 28 августа 2009 года №1353 «Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» (в части пункта 2); от 28 августа 2009 года № 1354 «Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» ( в части пункта 2).

Заявитель обосновал свои  требования следующим. 31 марта 2009 года ОАО «Дальневосточное морское пароходство» (далее – «Пароходство»  ) представило в Межрегиональную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 6 (далее – «налоговый орган», «инспекция»)   уточненную налоговую декларацию по НДС по ставке 0 процентов за март 2006 г., корректировка № 5 (далее – «уточненная декларация № 5 по НДС 0% за март 2006 г.») .

По результатам проверки уточненной декларации № 5 по НДС 0% за март 2007 г. налоговый орган вынес решения от 28.08.2009 г. № 1353 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», в соответствии с которым Пароходству предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Одновременно решением от 28.08.2009 г. № 1354 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» Пароходству предложено уплатить НДС в размере 85.316 руб.

Решения от 28.08.2009 г. № 1353 и № 1354 были обжалованы Пароходством в досудебном порядке.

По результатам рассмотрения апелляционных жалоб Пароходства, ФНС России оставила решения от 28.08.2009 г. № 1353 и № 1354 без изменений.

Вместе с тем, Пароходство считает, что решения от 28.08.2009 г. № 1353 и № 1354 приняты налоговым органом в нарушение положений ст. 44, 164, 165 НК РФ, в связи с чем, являются недействительными по следующим основаниям.

31 марта 2009 г. Пароходство представило в инспекцию уточненную декларацию № 5 по НДС 0% за март 2006 г.

Представление указанной декларации было связано с внесением уточненных сведений в ранее представленную декларацию.

А именно, Пароходство увеличило сумму заявленных налоговых вычетов по разделам 2 и 3 декларации.

Кроме этого, Пароходство в разделе 3 декларации уменьшило налоговую базу по операциям, ставка 0 процентов по которым не подтверждена, на сумму 473.978 руб. и соответствующую ей сумму налога в размере 85.316 руб.

В ходе камеральной проверки уточненной декларации № 5 по НДС 0% за март 2006 г. инспекцией было направлено требование № 861 от 16.04.2009 г. о представлении пояснений о причинах уменьшения реализации, заявленной в разделе 3 декларации.

Пароходство в ответ на требование налогового органа № 861 сообщило, что реализация в сумме 473.978 руб. была заявлена в разделе 3 декларации ошибочно.

Указанная ошибка возникла, 23.07.2008 г., при подаче Пароходством уточненной декларации № 4 по НДС 0% за март 2006 г. Ранее указанная ошибка в разделе 3 декларации отсутствовала.

Между тем, Пароходство, представляя в инспекцию уточненную декларацию № 4 по НДС 0% за март 2006 г., ошибочно включило в раздел 3 декларации реализацию в сумме 473.978 руб., по которой применение ставки 0 процентов налоговым органом было подтверждено, в т.ч.:

243.734,33 руб. – ставка 0% заявлена в декларации за октябрь 2006 г., подтверждена решением инспекции № 590 от 20.02.2007 г. «Об отказе (частично) в возмещении сумм налога на добавленную стоимость»;

181.545,60 руб. – ставка 0% заявлена в декларации за декабрь 2006 г., подтверждена решением инспекции № 719 от 08.06.2007 г. «Об отказе (частично) в возмещении сумм налога на добавленную стоимость»;

48.698,07 руб. – ставка 0% заявлена в декларации за март 2007 г., подтверждена решением инспекции № 567 от 10.09.2007 г. «Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения».

В подтверждение указанного факта Пароходство представило в инспекцию расшифровку сумм фрахта, которые заявлены ошибочно, с указанием периода, в котором данная реализация подтверждена по ставке 0 процентов.

Вместе с тем, не учитывая тот факт, что реализация в сумме 473.978 руб. Пароходством была подтверждена по ставке НДС 0%, налоговый орган указал, что в соответствии с п. 9 ст. 167 НК РФ и Порядком заполнения декларации по НДС и НДС по ставке 0 процентов, Пароходство обязано было заявить данную реализацию как неподтвержденную в уточненной декларации за март 2006 г. и исчислить НДС по ставке 18 процентов.

Между тем, указанный вывод налогового органа противоречит положениям налогового законодательства.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ в отношении работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями, установлена налоговая ставка НДС 0 процентов, которая не подлежит произвольному изменению ни налогоплательщиком, ни налоговым органом.

Для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 процентов, налогоплательщики, в силу п. 9 ст. 165 НК РФ, обязаны в предусмотренный законом срок представить в налоговый орган установленные законом документы.

В соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ при нарушении налогоплательщиком 180-дневного срока представления документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, налогоплательщик обязан исчислить и уплатить налог на добавленную стоимость по ставке соответственно 10 процентов или 18 процентов.

В силу ст. 44 НК РФ обязанность уплаты налога прекращается в связи с наступлением обстоятельств, исключающих такую уплату.

Пароходством пакет документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0 процентов по реализации в размере 473.978 руб. был представлен в налоговый орган, ставка НДС 0 процентов по данным операциям подтверждена.

Таким образом, учитывая, что перевозка товара на экспорт облагается по налоговой ставке 0 процентов, и Пароходство доказало обоснованность применения указанной ставки, следовательно, обязанности уплатить НДС по ставке 18 процентов 23.07.2008 г. у Пароходства не возникло.

А значит, Пароходством правомерно 31.03.2009 г. была исключена из раздела 3 уточненной декларации № 5 по НДС 0% за март 2006 г. реализация в размере 473.978 руб. и соответствующий ей налог в сумме 85.316 руб.

Таким образом, по результатам камеральной проверки уточненной декларации № 5 по НДС 0% за март 2006 г. у налогового органа отсутствуют основания для взыскания с Пароходства налога, т.к. на дату представления декларации обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по реализации 473.978 руб. налоговым органом уже подтверждена.

Учитывая изложенное, налоговый орган без достаточных к тому оснований не подтвердил Пароходству правомерность уменьшения реализации по разделу 3 на 473.978 руб. и соответствующей ей суммы налога в размере 85.316 руб.

В соответствии с п.1 ст.130 АПК РФ истец вправе соединить в одном заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам.

Поскольку решения от 28.08.2009 № 1353 и № 1354 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» были вынесены налоговым органом по одному основанию, в связи с чем, признание решения от 28.08.2009 № 1353 недействительным влечет за собой признание недействительным решения от 28.08.2009 № 1354, считаем правомерным и целесообразным рассмотреть вопрос о законности указанных решений в рамках одного производства.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 6 от 28.08.2009 г. № 1353 и № 1354 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» подлежат признанию недействительными как нарушающие требования ст. ст. 44, 164, 165 НК РФ.

Ответчик иск не признал, возразил по основаниям  , изложенным в отзыве. По мнению Ответчика, в нарушение п. 9 ст. 165 НК РФ, Заявителем на 181-й день не был исчислен НДС по ставке 18% с неподтвержденных документально услуг перевозки экспортных грузов.

Исследовав доказательства, имеющиеся   в материалах дела, заслушав мнения сторон, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. У Пароходства в 2006 году отсутствовала обязанность исчислить на 181-й день НДС по ставке 18% с неподтвержденной документально реализации услуг по перевозке экспортных грузов.

Как указал Ответчик, основанием для вынесения оспариваемых решений от 28.08.2009 г. № 1353 и № 1354 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения послужило то обстоятельство, что в нарушение п. 9 ст. 165 НК РФ, Заявителем на 181-й день не был исчислен НДС по ставке 18% с неподтвержденных документально услуг перевозки экспортных грузов.

В соответствии с абз. 1 п. 9 ст. 165 НК РФ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), документы (их копии), указанные в пунктах 1 - 4 данной статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. Указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 данной статьи не представляют в налоговые органы таможенные декларации.

Положения абз. 5 п. 9 ст. 165 НК РФ, устанавливающие обязанность налогоплательщикам, которые в соответствии с п. 4 настоящей статьи не представляют в налоговые органы таможенные декларации (их копии), для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, по истечении 180 дней применить к оказанным услугам ставку НДС 18 % введены в действие Федеральным законом от 17.05.2007 г. № 85-ФЗ и распространяются на правоотношения, возникшие после 01.01.2007 г.

В связи с чем, у налогового органа отсутствовали основания для вынесения оспариваемых решений, поскольку у Заявителя в 2006 г. отсутствовала обязанность на 181-й день исчислить НДС по ставке 18% с неподтвержденных документально услуг перевозки экспортных грузов.

Момент определения налоговой базы по реализации услуг по перевозке экспортных грузов определяется по последнему дню, кода собран полный пакет документов.

В соответствии с п. 36 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов, утвержденного Приказом Минфина РФ от 28.12.2005 № 163н, в Разделе 3 декларации указывается налоговая база, момент определения которой определен в соответствии со ст. 167 НК РФ.

В соответствии с абз. 1 п. 9 ст. 167 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пп. 1 – 3, 8 и 9 п. 1 ст. 164 НК РФ ( Заявитель подпадает под этот перечень) моментом определения налоговой базы является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

Пункт 9 ст. 165 НК РФ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) не ограничивает налогоплательщиков, освобожденных от представления налоговым органам таможенных деклараций, 180-дневным сроком для представления документов, подтверждающих ставку 0 %.

Следовательно, нормы абз. 1 п. 9 ст. 167 НК РФ не препятствуют определению налоговой базы по последнему дню, когда собран полный пакет документов.

Учитывая, что момент определения налоговой базы по перевозкам экспортных грузов, осуществленным в 2006 г., возникает в последний день, когда собран полный пакет документов, следовательно, у Заявителя отсутствовала обязанность по истечении 180 дней включать в налоговую декларацию реализацию услуг по перевозке экспортных грузов, ставка 0 процентов по которой не подтверждена.

Кроме того, Ответчик не учел, что в нарушение установленного срока для подтверждения ставки НДС 0 процентов является основанием для начисления пеней и привлечения налогоплательщика к ответственности, установленной п. 1 ст. 122 НК РФ, а не для начисления НДС по ставке 18 % на реализацию, ставка НДС 0% по которой уже подтверждена.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 170, 171, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительными: пункт 2 резолютивной части решения от 28 августа 2009 года №1353 «Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения»; пункт 2 резолютивной части решения от 28 августа 2009 года № 1354 «Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения», принятых Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 6 в отношении ОАО «Дальневосточное морское пароходство», как не соответствующие НК РФ.

Возвратить ОАО «Дальневосточное морское пароходство» из федерального бюджета госпошлину в размере 4 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в порядке апелляционного производства.

Председательствующий Е.В. Кондрашова