И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва Дело № А40-5929/2017-21-51
06 апреля 2017 г.
Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2017 г.
Полный текст решения изготовлен 06 апреля 2017 г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего судьи Каменской О.В.
При ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Самодуровой О.В.
Рассматривает в открытом судебном заседании суда дело по иску (заявлению)
ЗАО «НИК Развитие» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 129281, Москва, ул. Менжинского, дом 32, корпус 3)
к Центральному Банку Российской Федерации
В судебное заседание явились:
от истца (заявителя) – ФИО1 (по дов. от 17.01.2017)
от ответчика – ФИО2 (по дов. от 24.03.2016)
суд
УСТАНОВИЛ:
Рассматривается заявление ЗАО «Управляющая компания «НИК Развитие» о признании недействительным Предписание Банка России от 28.06.2016 года № 54-2-2-6/2553.
Ответчик доводы заявителя отклонил по мотиву законности оспариваемого акта.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, оценив представленные доказательства в совокупности, считает, что заявленные требования не обоснованны и не подлежат удовлетворению в полном объеме, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как установлено судом, в соответствии с пунктом 9.1 статьи 4 и статьи 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о Банке России) Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
Статьей 76.5 Закона о Банке России установлено, что Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Общество является организацией, осуществляющей деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами на основании лицензии, предоставленной ФСФР России на осуществление соответствующей деятельности от 06.04.2010 № 21-000-1-00702.
Общество является лицом, осуществляющим прекращение Закрытого паевого инвестиционного фонда особо рисковых (венчурных) инвестиций «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Чувашской Республики» под управлением Закрытого акционерного общества «Управляющая компания «НИК Развитие» (далее - Фонд) (Правила доверительного управления Фондом зарегистрированы ФСФР России 27.01.2009 № 1357-94156107).
Основание прекращения Фонда возникло 28.12.2015 в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее - Закон) в связи с истечением срока действия договора доверительного управления Фондом. Согласно статьям 12 и 17 Закона срок действия договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом указывается в правилах доверительного управления паевым инвестиционным фондом.
Согласно требованию пункта 10 статьи 31 Закона лицо, осуществляющее прекращение паевого инвестиционного фонда, обязано реализовать имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, и осуществить расчеты с кредиторами в соответствии со статьей 32 Закона в срок, не превышающий шести месяцев со дня раскрытия сообщения о прекращении паевого инвестиционного фонда.
Сообщение о прекращении Фонда раскрыто в информационном бюллетене «Приложение к Вестнику Федеральной службы по финансовым рынкам» № 98 (1820) от 30.12.2015. Следовательно, срок, установленный пунктом 10 статьи 31 Закона, истек 30.06.2016.
В Банк России поступило письмо Общества от 17.05.2016 № 160517/4-БР, из которого следовало, что Общество не сможет реализовать имущество, составляющее Фонд, и осуществить расчеты с кредиторами в соответствии со статьей 32 Закона в срок до 30.06.2016, в связи с чем письмо содержало ходатайство о продлении соответствующего срока до 30.12.2016.
Кроме того, в Банк России неоднократно поступали жалобы от владельцев инвестиционных паев Фонда на действия Общества. При этом одним из владельцев инвестиционных паев Фонда (доля 50%) является Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Чувашской Республики, основным участником которого является Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики (в качестве имущества в оплату инвестиционных паев Фонда были внесены бюджетные средства Чувашской Республики).
Таким образом, в срок, установленный законодательством, требования пункта 10 статьи 31 Закона Обществом не исполнены.
Подпунктом 13 пункта 2 статьи 55 Закона установлено, что Банк России выносит обязательные для исполнения предписания акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев и регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, о представлении информации, в том числе информации, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральным законом, объяснений и документов, необходимых для осуществления возложенных на него функций, об устранении нарушений требований Закона, нормативных актов Банка России, о запрете на проведение операций.
В целях устранения указанного нарушения требования законодательства Российской Федерации Банком России в адрес Общества направлено предписание от 28.06.2016, которым Обществу предписывалось в срок до 14.10.2016:
1) реализовать имущество, составляющее Фонд, и осуществить расчеты
с кредиторами с соответствии со статьей 32 Закона;
2) предоставить в Банк России отчеты о прекращении Фонда, соответствующие
требованиям Закона.
Однако Предписание Банка России не было исполнено Обществом (имущество, составляющее Фонд, не реализовано, расчеты с кредиторами не осуществлены, отчет о прекращении Фонда не представлен в Банк России), что подтверждается письмом Общества от 04.10.2016 № 161004/3-БР и уведомлением Акционерного общества «Объединенный специализированный депозитарий» от 18.10.2016 № 03/Н-1357, являющегося специализированным депозитарием Фонда, о выявленном в ходе осуществления контроля нарушении Обществом установленных сроков прекращения Фонда.
Следует отметить, что вынесение Предписания от 28.06.2016 не является продлением шестимесячного срока, которое предусмотрено в пункте 10 статьи 31 Закона только для случаев прекращения паевого инвестиционного фонда в случае аннулирования (прекращения действия) лицензии управляющей компании, а также не является установлением какого-либо специального срока для обеспечения реализации имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и осуществления расчетов с кредиторами в соответствии со статьей 32 Закона. Предписание направлено на защиту прав и законных интересов владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда и принятие Обществом мер по устранению совершенного нарушения в срок, установленный Предписанием.
Довод Общества о том, что Предписание от 28.06.2016 заведомо неисполнимо в установленный им срок является не состоятельным.
В соответствии со статьей 11 Закона управляющая компания осуществляет доверительное управление паевым инвестиционным фондом путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества, а также осуществляет все права, удостоверенные ценными бумагами, составляющими паевой инвестиционный фонд, включая право голоса по голосующим ценным бумагам. Управляющая компания совершает сделки с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, от своего имени, указывая при этом, что она действует в качестве доверительного управляющего.
Согласно статье 39 Закона управляющая компания обязана действовать разумно и добросовестно при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей.
По результатам анализа представленных Обществом документов Банком России не выявлено обстоятельств, вследствие которых невозможна реализация имущества, составляющего Фонд, в установленный пунктом 10 статьи 31 Закона срок.
Стоит отметить, что при определении в Предписании от 28.06.2016 даты устранения нарушения (14.10.2016) Банк России руководствовался, в том числе составленным Обществом и представленным в Банк России письмом от 02.06.2016 № 160602/3-БР планом мероприятий, направленных на исполнение обязанностей по прекращению Фонда, в котором предполагаемой датой реализации имущества было указано 10.10.2016.
Кроме того, в ходатайстве Общества о продлении срока прекращения Фонда, представленном в Банк России письмом от 17.05.2016 № 160517/4-БР, Общество просило продлить срок реализации имущества, составляющего Фонд, и осуществления расчетов с кредиторами до 30.12.2016. Однако, имущество, составляющее Фонд, до настоящего времени в полной мере так и не реализовано.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что Обществу заранее была известна дата истечения срока действия договора доверительного управления Фондом, Банк России считает, что Общество могло и должно было заблаговременно обеспечить необходимые условия для надлежащего исполнения установленного Законом порядка прекращения паевого инвестиционного фонда, а также выданных Банком России предписаний.
Таким образом, Предписание от 28.06.2016 Банком России вынесено в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и соответствует целям осуществления надзора Банком России, установленным Законом об инвестиционных фондах и Законом о Банке России.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предписанием от 28.06.2016 на Общество налагается обязанность по исполнению требования законодательства, то есть Общество и без учета предписания обязано было принять меры по исполнению законодательства в силу прямого указания.
В связи с чем Предписанием от 28.06.2016 не могут быть нарушены права и законные интересы Общества.
Расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя по правилам статьи 110 АПК РФ.
Исходя из изложенного, руководствуясь ФЗ 294-ФЗ от 26.12.2008г., ст.ст. 27-29, 33, 64-68, 71, 75, 81, 102, 110, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ЗАО «Управляющая компания «НИК Развитие» о признании недействительным Предписание Банка России от 28.06.2016 года № 54-2-2-6/2553 , что проверено на соответствие ФЗ 294-ФЗ от 26.12.2008г. , отказать.
Расходы по госпошлине отнести на заявителя.
Решение может быть обжаловано в Девятый Арбитражный Апелляционный суд в течение месяца со дня принятия судебного акта.
Судья: О.В. Каменская