И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Москва Дело № А40- 93/2017 -21-185
31 июля 2017 г.
Резолютивная часть решения объявлена 27 июля 2017 г.
Полный текст решения изготовлен 31 июля 2017 г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего судьи Каменской О.В.
При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Палкиной М.В.
Рассматривает в открытом судебном заседании суда дело по иску (заявлению)
Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан
к Федеральная антимонопольная служба
3-е лицо ООО «Дагестанэнерго»
о признании недействительным решения ФАС от 29.12.2016 года №СП/91733/16
В судебное заседание явились:
от истца (заявителя) – ФИО1 – доверенность №30-521-05/17 от 05.05.2017г.
от ответчика – ФИО2 – доверенность от 05.10.2016 года №ИА/68266/16; ФИО3 – доверенность от 21.04.2017 года №ИА/27080/17
от третьего лица – ФИО4, доверенность 25.07.2017 года №44; ФИО5 – доверенность №32 от 14.06.2017 года.
суд
УСТАНОВИЛ:
Рассматривается заявление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан о признании недействительным и отмене Решения Федеральной антимонопольной службы от 29.12.2016 года №СП/91733/16 в части признания экономически обоснованных расходов, учтенных РСТ Дагестана в тарифе на тепловую энергию для ООО «Дагестанэнерго» на 2016 год как « необоснованные расходы за 2013, 2014, 2015 г.г. « в размере 95851,7 тыс. руб.
Ответчик, третье лицо доводы заявителя отклонили по мотиву законности оспариваемого акта.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, оценив представленные доказательства в совокупности, считает, что заявленные требования не обоснованны и не подлежат удовлетворению в полном объеме, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как установлено судом, ФАС России на основании положений Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» был рассмотрен досудебный спор ООО «Дагестанэнерго» и РСТ Дагестана, связанный с установлением тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую ООО «Дагестанэнерго» и поставляемую потребителям г. Махачкалы.
По результатам его рассмотрения требования ООО «Дагестанэнерго» были частично удовлетворены, и признаны экономически обоснованными расходы, неправомерно неучтенные РСТ Дагестана в частности по статье затрат «Необоснованные расходы 2013, 2014, 2015 гг» (дополнительному учету подлежат средства в размере 95 851, 7 тыс. руб.).
Как следует из просительной части заявления РСТ Дагестана, орган регулирования не согласен с Решением ФАС России в этой части, однако в заявлении не приводятся основания заявленных требований. Заявление представляет собой копию отзыва, представленного РСТ Дагестана на досудебное рассмотрение в ФАС России, и содержит обоснование размера необоснованных расходов.
В соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым инерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт понесения расходов по этим договорам.
Как установлено ФАС России, необходимая валовая выручка (далее — НВВ) для ООО «Дагестанэнерго» на 2014 год была установлена в размере 451 118,53 тыс. руб, фактическая составила 399 732 тыс. руб. Компенсация недосбора плановой выручки в соответствии с экспертным заключением на 2016 год произведена не была.
Совокупный результат деятельности ООО «Дагестанэнерго» в 2014 году -убыток в размере 199 246 тыс. руб. (в 2013 году - убыток в размере 211 891 тыс. руб., в 2015 году - убыток в размере 190 313 тыс. руб.), прочие доходы при этом составили 8 882 тыс. руб., прочие расходы - 80 992 тыс. руб., управленческие расходы - 51 738 тыс. руб.
По данным РСТ Дагестана экономия расходов в 2014 году составила 20 147,70 тыс. руб. по статьям затрат «Холодная вода», «Сырье и материалы», «Амортизация», «Прочие расходы». В связи с тем, что ООО «Дагестанэнерго» в 2014 году не дособрало выручку на покрытие экономически обоснованных расходов в размере 51 386,53 тыс. руб. (что превышает экономию), средства в размере 20 147,70 тыс. руб. были исключены из НВВ ООО «Дагестанэнерго» 2016 года неправомерно.
По данным РСТ Дагестана перерасход средств в 2014 году составил 50 659,56 тыс. руб. Данные средства в тариф 2014 года не закладывались. В связи с тем, что в 2014 году ООО «Дагестанэнерго» не собрало необходимую выручку на покрытие плановых экономически обоснованных расходов, на основании этого часть перерасхода средств была осуществлена за счет доходов от прочих видов деятельности, а часть является прямым убытком организации. Исключение перерасхода средств в размере 50 659,56 тыс. руб. РСТ Дагестана неправомерно и приводит к удвоению убытков организации.
Также РСТ Дагестана исключила общую экономию средств по статьям затрат «Амортизация» 2013, 2014, 2015 гг. в размере 37 566,15 тыс. руб.
Амортизируемое имущество (тепловые сети) в ноябре 2008 года приобретено филиалом ОАО «ЮГК ТГК-8» у ОАО «Махачкалатеплоэнерго». Имущество было оприходовано по акту приемки-передачи имущества от 22.12.2008, в соответствии с которым тепловые сети были отнесены в 5 амортизационную группу. Амортизация в предшествующих компаниях ОАО «ЮГК ТГК-8» и ООО «ЛУКОЙЛ - Ростовэнерго» (ранее ОАО «ЮГК ТГК-8») начислялась с февраля 2009 года (с момента госрегистрации права собственности). Приказом № 367 от 14.11.2008 года комиссией были установлены сроки полезного использования ОС по бухгалтерскому и налоговому учету с учетом срока начисления амортизации в предшествующих компаниях.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств и установлено судом, в апреле 2011 года ООО «Дагестанэнерго» было выделено из состава ООО «ЛУКОИЛ - Ростовэнерго». Основные средства были переданы в соответствии с актом приема-передачи инвентарных описей к уточненному разделительному балансу на 01.04.2011 года ООО «Дагестанэнерго».
В соответствии с пунктом 7 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении (в том числе в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц), в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
В соответствии с пунктом 7 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных приказом МинфинаРоссии от 20.05.2003 № 44н оценка поступившего имущества должна соответствовать решению учредителей - либо по остаточной стоимости, либо по текущей рыночной стоимости, либо по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.)., при этом согласно пункту 14 Указаний начисление амортизации по основным средствам новая организация производит с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена ее государственная регистрация, исходя из срока полезного использования объекта и способа начисления амортизации, определяемых организацией, возникшей в результате реорганизации.
Поскольку учредителями было принято решение о передаче имущества по остаточной стоимости, перерасход средств по статьям затрат «Амортизация» 2013, 2014, 2015 гг. исключен РСТ Дагестана неправомерно.
На момент установления тарифов на 2016 год у ООО «Дагестанэнерго» еще не была сформирована статистическая и бухгалтерская отчетность за 2015 год. Анализ экономически обоснованных доходов и расходов 2015 года должен быть проведен и учтен регулирующим органом при установлении тарифов на 2017 год. На основании этого, средства в размере 12 522,05 тыс. руб. по статье затрат «Амортизация 2015 года» исключены из НВВ ООО «Дагестанэнерго» неправомерно.
На основании вышеизложенного, ФАС России правомерно удовлетворил требования ООО «Дагестанэнерго» по статье затрат «Необоснованные расходы 2013, 2014,2015 гг.».
Кроме того, судом установлено, что при рассмотрении досудебного спора ФАС России исходил из подходов, которые признаны обоснованными при рассмотрении дела № А40-175150/2015 между теми же лицами.
Одним из обязательных оснований для признания Решения ФАС России недействительным по смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ и статьи 13 ГК РФ является нарушение указанным ненормативным актом прав и охраняемых законом интересов РСТ Дагестана.
При этом, согласно статье 65 АПК РФ бремя доказывания факта нарушения прав и законных интересов оспариваемым ненормативным актом возложено на РСТ
Дагестана, которой не представлено доказательств того, что оспариваемое Решение ФАС России нарушает ее права и законные интересы, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, отсутствует нарушение ФАС России требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также прав и законных интересов РСТ Дагестана, что в силу статей 198, 201 АПК РФ исключает удовлетворение заявленных требований в полном объеме. Руководствуясь статьей 201 АПК РФ.
Исходя из изложенного, руководствуясь Основами ценообразования в сфере теплоснабжения от 22.10.2012 года № 1075 , Постановлением Правительства РФ от 01.02.2002г. № 1, ст.ст. 27-29, 33, 64-68, 71, 75, 81, 102, 110, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан о признании недействительным и отмене Решения Федеральной антимонопольной службы от 29.12.2016 года №СП/91733/16 в части признания экономически обоснованных расходов, учтенных РСТ Дагестана в тарифе на тепловую энергию для ООО «Дагестанэнерго» на 2016 год как « необоснованные расходы за 2013, 2014, 2015 г.г. « в размере 95851,7 тыс. руб., что проверено на соответствие Основ ценообразования в сфере теплоснабжения от 22.10.2012 года № 1075 , Постановлению Правительства РФ от 01.02.2002г. № 1, отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятый Арбитражный Апелляционный суд в течение месяца со дня принятия судебного акта.
Судья: О.В. Каменская