ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-59589/2022-92-442 от 04.07.2022 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва                                                                    Дело № А40-59589/22-92-442

Резолютивная часть решения суда объявлена 04.07.2022 года

Полный текст решения суда изготовлен 19.07.2022 года

Арбитражный суд в составе судьи Уточкина И.Н.

При ведении протокола судебного заседания секретарем Потаповой Ю.Ю.

Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «НТА-Пром» (ИНН <***>)

к ответчику Московской областной таможне

о признании незаконным и отмене Требования от 28.12.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, в заявленные декларации на товары № 10013160/271221/3069196, обязании,

при участи:

от заявителя: ФИО1 дов. от 10.01.2022 №5, диплом;

от ответчика: ФИО2 дов. от 17.01.2022 №61-15/12, диплом;

УСТАНОВИЛ:

ООО «НТА-Пром» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Московской областной таможне  о признании незаконным решения (требования) от 28.12.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, в заявленные декларации на товары № 10013160/271221/3069196.

Заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражал.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Суд установил, что предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ срок для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями соблюден заявителем.

В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из заявления, Между Заявителем и Изготовителем товара (SandvikMaterialsTechnologyEMEAAB) был заключен внешнеторговый Контракт №517-251217 от 25.12.2017г., а также выставлен Инвойс №204767 от 06.12.2021г.

Во исполнении указанного Контракта и Инвойса на территорию Российской Федерации был ввезен товар.

В целях таможенного оформления ввозимого товара 27.12.2021г. таможенным представителем Заявителя на Московский областной таможенный пост (центр электронного декларирования) Московской областной таможни была подана декларация на товары № 10013160/271221/3069196 (далее – ДТ) для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в отношении следующих товаров:

- товар №1 – трубы круглого поперечного сечения, из коррозионностойкой нержавеющей стали (марка стали 316) без соединений упакованы в деревянные ящики, холоднокатаные для нефтеперерабатывающей промышленности, поставляются с пластиковой заглушкой от внутреннего загрязнения при транспортировке: см.дополнение. Изг: SANDVIKMATERIALSTECHNOLOGYEMEAAB (ТМ) SANDVIK. РОИС 04191/04539-001/ТЗ-300816. 2-12,CS-12.

- товар №2 – трубы круглого поперечного сечения, из коррозионностойкой нержавеющей стали (марка стали 316) без соединений упакованы в деревянные ящики, холоднокатаные для нефтеперерабатывающей промышленности, поставляются с пластиковой заглушкой от внутреннего загрязнения при транспортировке: см. дополнение. Произв.: SANDVIKCHOMUTOVPRECISIONTUBESSPOL.SR.O., (TM): SANDVIK РОИС 04191/04539-001/ТЗ-300816. 2-1,CS-1.

В графе 15 ДТ указана страна отправления – Швеция, в графе 34 ДТ заявлены сведения о стране происхождения:

- товар №1 – Чехия;

- товар №2 – Германия.

При совершении таможенных операций в целях подтверждения заявленных сведений о стране происхождения товаров Заявителем был предоставлен Сертификат о происхождении № SEJ-21-117379 от 07.12.2021г., выданный Торговой палатой Центральной Швеции.

Исследовав представленные документы, Московский областной таможенный пост (центр электронного декларирования) Московской областной таможни 28.12.2021г. вынес Требование, в котором указал:

«В соответствии с пп. 7 п. 5 Приложения к Правилам определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальным правилам определения происхождения товаров), утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13 июля 2018 г. № 49, сертификат происхождения должен содержать реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара);. Предоставленный сертификат происхождения не содержит данную информацию, то есть не соответствует требованиям, предусмотренными Приложением. В соответствии с пп. 2, п. 34 Решения Совета Евразийской экономической комиссии № 49 от 13 июля 2018 года сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза в случае: 2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к настоящим Правилам. Таким образом, страна происхождения товаров 1,2 не подтверждена, что «на основании требований к сертификату о происхождении товара п.п. 5 и п.п .7 п.5 (в предоставленном сертификате о происхождении товаров, описание товара, не позволяет произвести его идентификацию, не указаны реквизиты документов о происхождения товаров (Решение Совета Евразийской Экономической Комиссии от 13.07.2018 № 49)».

В связи с чем декларанту необходимо внести изменения в ДТ и доплатить антидемпинговые пошлины.

29.11.2021г. Заявитель представил скорректированную ДТ, после чего антидемпинговые пошлины в размере 2 647 891,91 руб. были списаны с единого лицевого счета декларанта (подтверждается Отчетом о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей от 23.03.2022г. за период с 01.12.2022г. по 31.12.2021г.). В результате товар был выпущен в свободное обращение.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Оценка доказательств показала следующее.

Согласно п.1 ст.29 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В п. 6 ст. 29 ТК ЕАЭС указано, что документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

В соответствии с п. 1 ст.31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.

Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (п.1. ст.31 ТК ЕАЭС).

Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13 июля 2018 г. № 49 (далее - Правила определения происхождения).

В случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу и общая таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США, подтверждается сертификатом о происхождении товара (за исключением случая подтверждения соблюдения применяемых мер защиты внутреннего рынка) (п.25 Правил определения происхождения).

Требования к сертификату о происхождении для непреференциальных целей установлены в Приложении к Правилам определения происхождения товара.

Согласно п.5 Приложения Правил сертификат должен содержать следующую информацию:

наименование страны происхождения товара;

номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат;

наименование и адрес экспортера и (или) производителя;

наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя;

описание товара, позволяющее произвести его идентификацию;

вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара;

реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара);

информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).

Наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении сертификата, не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таком сертификате, и не ставящих под сомнение происхождение товара, не является основанием для не рассмотрения такого сертификата в качестве документа о происхождении товара (п. 9 Приложения к Правилам определения происхождения).

Сертификат о происхождении № SEJ-21-117379 от 07.12.2021г. содержит все необходимые реквизиты, за исключением подп. 7 п. 5 Приложения к Правилам определения происхождения.

При этом согласно п.2 Правил определения происхождения «происхождение товара» - принадлежность товара к стране, в которой товар был полностью получен, или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными настоящими Правилами. Для целей настоящих Правил под страной может пониматься группа стран, либо таможенный союз стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товаров.

При этом в Сертификате о происхождении № SEJ-21-117379 от 07.12.2021г. в графе 3 указана страна происхождения: «Европейский союз – Чешская республика, Германия».

Кроме того, Заявителем было получено Письмо от Изготовителя товара от 15.07.2021г., в котором Изготовитель сообщает, что у Изготовителя есть несколько производств в ЕС и несколько складов. А также сообщает, что не имеет возможности оформлять сертификаты о происхождении в стране экспорта с указанием реквизитов сертификата о происхождении страны изготовления:

«Пока труба, изготовленная «Сандвик», перемещается внутри Европейского Союза, сертификат о происхождении на нее не выдается. В действительности, так как ЕС является зоной свободной торговли, его Таможенные правила не предусматривают возможности и не требуют выдачи сертификата о происхождении, пока труба не будет экспортирована из Европейского Союза.

Сертификат о происхождении может быть выдан компетентным органом страны-экспортера, только когда трубу продают для экспорта из ЕС. Страна-экспортер – это страна, где находится труба с физической и налоговой точки зрения на момент сделки по продаже».

Следовательно, требование подп. 7 п. 5 Приложения к Правилам определения происхождения фактически невыполнимо применительно к товару, который был изготовлен в одной стране ЕС, а экспортирован из другой страны ЕС. Кроме того, согласно определению термина «происхождение» под страной может пониматься группа стран либо таможенный союз стран.

При этом, таможенный орган имеет право обратиться в компетентный орган страны, выдавшей сертификат. Такие правовые последствия ненадлежащего оформления документа о происхождении товара либо возникновения обоснованных сомнений в его безупречности предусмотрены национальным законодательством - ч.2 ст.314 ТК ЕАЭС (Таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров).

Однако сведений о том, что таможенный орган воспользовался предоставленным ему законодательством правом и с соответствующими запросами обращался к уполномоченному органу, нет.

С учетом этого, суд пришел к выводу, что Заявитель представил вместе с первичной ДТ Инвойс №204767 от 06.12.2021г., в которых также указана страна происхождения, оснований сомневаться в стране происхождения, заявленной в ДТ, не было; не было и оснований предполагать, что товар происходит из Украины, Китая или Малайзии, и на него, соответственно, распространяются антидемпинговые пошлины.

Кроме того, таможенный орган применил ставку антидемпинговой пошлины 37,8%. Данная ставка для кода ТН ВЭД 7304 предусмотрена Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011г. №702 «О мерах по защите экономических интересов производителей некоторых видов стальных труб в Таможенном союзе» (продлены Решением Коллегии ЕАЭС от 21.12.2021г. №181)» для товаров, происходящих из Украины.

Между тем, в ДТ для товара №1 и №2 был указан код ТН ВЭД 7304 410008.

Абз. 7 и 8 п.5 ст. 72 ТК ЕАЭС установлено, В случае если код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определен на уровне группировки с количеством знаков менее 10, для исчисления специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин применяется наибольшая из ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, соответствующих товарам, входящим в такую группировку.

Специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из происхождения товаров, подтвержденного в соответствии с главой 4 настоящего Кодекса, и (или) иных сведений, необходимых для определения указанных пошлин. В случае если происхождение товаров и (или) иные сведения, необходимые для определения указанных пошлин, не подтверждены, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товаров того же кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, если классификация товара осуществлена на уровне 10 знаков, либо товаров, входящих в группировку, если коды товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определены на уровне группировки с количеством знаков менее 10».

Максимальные антидемпинговые пошлины для кода ТН ВЭД 7304 410008 установлены в размере 19,15% Решением Коллегии Европейской экономической комиссии №65 от 09.04.2013г. «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза».

Таким образом, применение ставки 37,8%, установленной для кода ТН ВЭД 7304, является в любом случае незаконным для товара с кодом ТН ВЭД 7304 410008, заявленному в ДТ, т.к. код определен на уровне 10 знаков.

Следовательно, Требование (Решение) Московского областного таможенного поста (центра электронного декларирования) Московской областной таможни от 28.12.2021г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ, является незаконным и нарушает права Заявителя.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с п. 3 ч.4 ст. 201 АПК РФ суд  считает необходимым обязать Московскую областную таможню устранить нарушение прав и законных интересов ООО «НТА-Пром» в установленном порядке путем возврата заявителю излишне уплаченных антидемпинговых пошлин в сумме 2.647.891 руб. 91 коп. в течение месяца с даты вступления в законную силу решения.

Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 29, 65, 71, 75, 110, 167-170, 176, 181, 198, 200, 201 АПК РФ,  суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие таможенному законодательству, признать недействительным Требование Московской областной таможни от 28.12.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, в заявленные декларации на товары № 10013160/271221/3069196.

            Обязать Московскую областную таможню устранить нарушение прав и законных интересов ООО «НТА-Пром» в установленном порядке путем возврата заявителю излишне уплаченных антидемпинговых пошлин в размере 2.647.891 руб. 91 коп. (два миллиона шестьсот сорок семь тысяч восемьсот девяносто один рубль девяносто одна копейка) в течение месяца с даты вступления в законную силу решения.

Взыскать с Московской областной таможни в пользу ООО «НТА-Пром» расходы по уплате государственной пошлине в размере 3 000 (три тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятии в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:                                                                                                             Уточкин И.Н.