РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва
06 июня 2018 года Дело № А40-60870/18-122-728
Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2018 года
Полный текст решения изготовлен 06 июня 2018 года
Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Порошиной М.О.
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению АО «ИЦЯК» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 123298, <...>, дата регистрации 28.05.2008)
к ФАС России
о признании недействительным приказа от 13.02.2018г. по делу № 173/18
при участии:
от заявителя – ФИО1, дов. от 19.12.2017 г., ФИО2, дов. от 12.09.2017 г.
от ответчика – ФИО3, дов. от 11.04.2018 г.
УСТАНОВИЛ:
АО «ИЦЯК» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ФАС России об отмене приказа от 13.02.2018г. по делу № 173/18 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиковсогласно Федеральному закону от 18 июля 2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Заявитель требования поддержал, в порядке ст. 49 АПК РФ требования уточнил, просил признать недействительным Приказ от 13 февраля 2018 г. № 173/18 Федеральной антимонопольной службы о включении Заявителя в реестр недобросовестных поставщиков согласно Федеральному закону от 18 июля 2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части включения АО «ИЦЯК» в реестр недобросовестных поставщиков; обязать Федеральную антимонопольную службу исключить АО «ИЦЯК» из реестра недобросовестных поставщиков.
Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Выслушав явившихся представителей, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из материалов дела,Федеральной антимонопольной службой (Ответчик) издан приказ от 13 февраля 2018 г. № 173/18 (Приказ) о включении Акционерного общества «Инженерный центр ядерных контейнеров» (АО «ИЦЯК». Заявитель) в реестр недобросовестных поставщиков согласно Федеральному закону от 18 июля 2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - 223-ФЗ) в связи с расторжением по решению Арбитражного суда г. Москвы от 17 октября 2017 г. по делу № А40-149921/15-5-.241 (Решение), оставленному без изменения судом апелляционной инстанции, договора между АО «ИЦЯК» и АО ФЦЯРБ от 30 апреля 2014 года № 01/2014 (Договор), запись в реестре № Р1803800 от 15.02.2018.
Считая данный приказ незаконным, Заявитель обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении требований Заявителя, суд соглашается с позицией Ответчика, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Закон о закупках) ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе.
В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Постановление № 1211), установлено, что ведение реестра, в том числе включение в реестр и исключение из него сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (недобросовестный участник закупки, поставщик (исполнитель, подрядчик)), осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра (далее - уполномоченный орган), на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (Официальный сайт).
Согласно пункту 3 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением № 1211, в случае если единственный участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, либо участник закупки, признанный единственным участником закупки, либо участник закупки, единственно участвующий на всех этапах закупки, которые в соответствии с документацией о закупке обязаны заключить договор, уклонились от заключения договора (далее - лицо, уклонившееся от заключения договора), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке, направляет в уполномоченный орган: сведения о лице, уклонившемся от заключения договора, предусмотренные пунктами 3-7 Правил, а в случае закупки товаров, работ, услуг, по которой принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона о закупках, или в случае закупки товаров, работ, услуг и заключения договоров, сведения о которых составляют государственную тайну, - сведения, предусмотренные пунктами 3-5 Правил; копию протокола (иного документа, в случае если такой протокол не предусмотрен), на основании которого должен быть заключен договор с лицом, уклонившимся от заключения договора; в) копию уведомления (при наличии), направленного лицом, уклонившимся от заключения договора, об отказе от заключения договора; копию решения суда (при наличии) о понуждении к заключению договора лица, уклонившегося от заключения договора; иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе от заключения договора лица, уклонившегося от заключения договора.
В соответствии с пунктом 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением № 1211 уполномоченный орган проверяет наличие в представленных заказчиком документах сведений, предусмотренных пунктами 2-4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением № 1211.
Согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (ред. 02.11.2013) (Положение) ФАС России ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные федеральными законами «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в пределах своей компетенции.
Приказ ФАС России издан 13.02.2018, следовательно, правоотношения по включению сведений в реестр недобросовестных поставщиков регулируются указанными нормативными правовыми актами.
В ФАС России поступило заявление АО «ФЦЯРБ» от 18.01.2018 № 220/1-123 о включении АО «ИЦЯК» в Реестр. Согласно заявлению АО «ИЦЯК» о расторжении договора от 30.04.2014 № 01/2014, заключенного между АО «ФЦЯРБ» и АО «ИЦЯК», по решению Арбитражного суда города Москвы от 17.10.2017 по делу № А40-149921/15-5-1241, оставленным без изменений постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018, Заявление передано Московским УФАС России по подведомственности письмом от 24.01.2018 № ИГ/3589/18-1, полученным ФАС России 25.01.2018, вх. per. номер 10946/18.
На основании указанного обращения ФАС России издан Приказ от 13.02.2018 № 173/18 о включении сведений о Заявителе в Реестр.
Таким образом, ФАС России издала Приказ в пределах возложенных на нее полномочий (функций) по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и фактов уклонения от заключения договора в рамках правоотношений, вытекающих из Закона о закупках, действовала в соответствии с законодательством о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Довод Заявителя о том, что ФАС России несвоевременно включила сведения в отношении Заявителя в Реестр, необоснован, нормативно и документально не подтвержден.
В соответствии с договором № 01/2014 от 30.04.2014 (Договор), заключенным между АО «ФЦЯРБ» (Заказчик) и АО «ИЦЯК» (Подрядчик) о разработке, изготовлении и поставке опытно-промышленного образца ТУК-14Ю для транспортирования ОТВС реакторов ВВЭР-1000 с повышенными обогащением и выгоранием.
Подрядчик обязался выполнить работы в сроки, установленные п. 10 Календарного плана и п. 10 подраздела 2.3. Срок окончания работ согласно Договору - 25.05.2015.
Задержка в передаче оборудования Подрядчиком на срок более 30 календарных дней считается существенным нарушением условия Договора (п. 5.12. Договора).
Обязанность по выполнению работ и передаче результатов в срок, установленный Договором, Подрядчик не исполнил в полном объеме, работы не завершены, выполнены частично.
В виду неисполнения Заявителем обязательств и оставлением обращения о расторжении Договора Подрядчиком без внимания Заказчик направил исковое заявление в Арбитражный суд города Москвы о расторжении Договора в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.10.2017 по делу № А40-149921/2015 (Решение суда), оставленным без изменений постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018, Арбитражного суда Московского округа от 16.08.2018 требования Заказчика удовлетворены, Договор был расторгнут в связи с существенным нарушением условий (стр. 12 Решения Суда).
Согласно части 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
В соответствие с пунктом 7 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением № 1211 уполномоченный орган проверяет наличие в представленных заказчиком документах сведений, предусмотренных пунктами 2-4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением № 1211.
Согласно пункту 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением № 1211 в случае расторжения договора по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора заказчик не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора направляет в уполномоченный орган копию решения суда о расторжении договора.
Из материалов дела следует, что Заказчик 18.01.2018 в адрес Московского УФАС России направил сведения, предусмотренные пунктом 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (письмо Заказчика от 18.01.2018 № 220/1-123 о включении АО «ИЦЯК» в Реестр).
Московским УФАС России в адрес ФАС России направлено письмо от 24.01.2018 № ИГ/3589/18-1 (вх. 25.01.2018 № 10946/18), согласно которому сведения о Заявителе поджали включению в Реестр на основании судебных актов по делу № А40-149921/15-5-1241.
Таким образом, Заказчик, 18.01.2018, а значит не позднее 10 рабочих дней с момента расторжения договора судом (09.01.2018 вступило в законную силу решение суда первой инстанции), направил в Московский УФАС России сведения о недобросовестном участнике закупки, которые были перенаправлены по подведомственности в ФАС России 24.01.20018 (вх. От 25.01.2018 № 10946/18).
Учитывая изложенное, оснований для отказа во включении сведений об АО «ИЦЯК» у ФАС России отсутствовали.
Следовательно, приказом ФАС России от 13.02.2018 № 173/18 сведения о Заявителе правомерно включены в Реестр.
Учитывая изложенное, Приказ ФАС России, включая пункт 12 Приказа ФАС России от 13.02.2018 № 173/18 о включении сведений о Заявителе в Реестр является законным и не подлежит отмене.
Кроме того, согласно пункту 5.3.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении положений о Федеральной антимонопольной службе» Федеральная антимонопольная служба ведет реестры недобросовестных поставщиков Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в пределах своей компетенции, а именно осуществляет включение сведений в Реестр.
Реестровая запись, содержащая сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках), исключается из реестра уполномоченным органом по истечении 2 лет со дня включения сведений в реестр.
При этом законодательство Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также соответствующие подзаконные акты не содержат норм, указывающих сроки в течение которых сведения о хозяйствующем субъекте, с которым договор по решению суда расторгнут в связи с существенным нарушением им условий договора, могут быть включены в реестр недобросовестных поставщиков.
Исходя из положений Закона о закупках, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств.
На основании направленных Московским УФАС России материалов ФАС России был принят Приказа ФАС России от 13.02.2018 № 173/18.
При этом согласно пункту 27 Приказа ФАС России от 13.02.2018 № 173/18 «датой включения в Реестр сведений о поставщике (исполнителе, подрядчике), указанного в пунктах 1-30 настоящего Приказа считать дату размещения указанный сведений в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru)».
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, 13.02.2018 сведения в отношении АО «ИЦЯК» включены в Реестр.
Таким образом, до 13.02.2018 сведения о Заявителе не были включены в Реестр, соответственно препятствий для осуществления предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности у Заявителя отсутствовало.
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением № 1211 не устанавливают обязанности ФАС России уведомлять лицо, подлежащее включению в Реестр о времени и месте рассмотрения вопроса о включении в Реестр. Кроме того, в данном случае сведения в Реестр о Заявителе включены на основании судебного акта, вступившего в законную силу.
Довод Заявителя об указании в качестве основания для включения в Реестр постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.01.20018, а не решения Арбитражного суда города Москвы от 17.10.2017 не опровергает законности внесения в Реестр данных о Заявителе и не вводит в заблуждение.
Информация о Заявителе внесена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ведение которого предусмотрено Законом о закупках, статьёй 5, при этом, правила ведения реестра недобросовестных поставщиков по Закону о закупках Постановлением № 1211.
В соответствии С Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (Постановление № 1062).
Законодательством Российской Федерации предусмотрено ведение двух реестров недобросовестных поставщиков. При этом в отношении каждого из реестров Правительством Российской Федерации принято специальное постановление, регламентирующее ведение соответствующего реестра. Механизм включения сведений в Реестр урегулирован, пробела в законодательстве нет.
Таким образом, довод Заявителя о том, что при включении в Реестр ФАС России должны быть применены по аналогии положения пункта 11 Постановление № 1062, несостоятелен.
Согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность.
Принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о закупках, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о закупках, в том числе, приведших к невозможности заключения договора с ним как лицом, признанным победителем закупки.
Следовательно, подавая заявку на участие в закупке, лицо, ее подающее, должно осознавать наступление определенных последствий своих действий, в том числе и наступление неблагоприятных для него последствий.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый акт соответствует закону, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, способствует восстановлению законности в сфере регулируемых правоотношений и прав государственного заказчика.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ и главой 24 АПК РФ, он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным обжалуемого заявителем акта ФАС России необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие их закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Согласно статье 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Статьей 2 АПК РФ предусмотрено, что задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявителем не представлено обоснованных доводов и доказательств нарушения ФАС России законодательства и ограничения прав и законных интересов заявителя обжалуемыми решением в совокупности.
Включение общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение антимонопольного органа является законным, обоснованным и не нарушает прав и законных интересов Заявителя.
Судом проверены и оценены все доводы заявителя, но отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права.
На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании ст.ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, и руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 71, 75, 150, 159, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований АО «Инженерный центр ядерных контейнеров» отказать полностью.
Проверено на соответствие действующему законодательству.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.Е. Девицкая