ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-61499/2021-32-534 от 01.07.2021 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Москва Дело №А40-61499/2021-32-534

05 июля 2021г.

Резолютивная часть решения объявлена 01 июля 2021г.

Полный текст решения изготовлен 05 июля 2021г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи Куклиной Л.А., единолично,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Филоновой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ООО «СТМ-Сервис»

к ОАО «РЖД»

о взыскании 3 363 896 руб. 50 коп.

при участии:

от истца ФИО1 представитель по доверенности от 01.01.2021г., ФИО2 представитель по доверенности от 01.01.2021г.

от ответчика ФИО3 представитель по доверенности от 10.06.2021г.

УСТАНОВИЛ:

ООО «СТМ-Сервис» (далее – Истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с ОАО «РЖД» (далее – Ответчик) 3 328 942 руб. 61 коп. долга, 34 953 руб. 89 коп. неустойки за период с 10.03.2021г. по 30.03.2021г. по договору №284 от 30.04.2014г. на основании ст.ст. ст.ст.12,309,310,330,702 ГК РФ.

Ответчиком в отзыве заявлено ходатайство об оставлении искового заявления без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.

Рассмотрев ходатайство ответчика, суд находит ходатайство подлежащим отклонению как необоснованное, поскольку в подтверждение соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истцом в материалы дела представлена претензия №Тай06-03/65 от 12.02.2020г., направленная в адрес Эксплуатационного локомотивного депо Тайга.

В соответствии с п. 13.3 Договора №284 от 30.04.2014г. (в редакции Дополнительного соглашения № 7 от 30.06.2017 г.) если Стороны не придут к соглашению путем переговоров, все споры рассматриваются в претензионном порядке. Претензии железных дорог, региональных дирекций (центров) функциональных филиалов Заказчика, направляются и рассматриваются в соответствующих обособленных подразделениях Исполнителя, а претензии обособленных подразделений Исполнителя направляются и рассматриваются в соответствующих структурных подразделениях Дирекции тяги - филиала Заказчика. Таким образом, Эксплуатационное локомотивное депо Тайга является соответствующим структурным подразделением Дирекции тяги.

При этом претензия истца рассмотрена ответчиком в лице Эксплуатационного локомотивного депо Тайга, которое является структурным подразделением Дирекции тяги, что следует и бланка данного подразделения.

Из ответа на претензию не следует, что Эксплуатационное депо Тайга не уполномочено на рассмотрение претензии истца, ответ на претензию содержит возражения по существу, которые положены в основу возражений ответчика по иску.

Более того, по смыслу пункта 8 части 2 статьи 125, части 7 статьи 126, пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ, претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав. Если из поведения ответчика не усматривается намерения добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке, оставление иска без рассмотрения может привести к необоснованному затягиванию разрешения возникшего спора и ущемлению прав одной из его сторон (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4(2015), утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2015).

Между тем из поведения ответчика не усматривается намерение добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик против иска возражал по мотивам, изложенным в отзыве.

Заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд находит заявленные требования по делу подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

30 апреля 2014 года между истцом (Исполнитель) и ответчиком (Заказчик) заключен договор №284 на сервисное обслуживание локомотивов, в соответствии с которым Заказчик поручает и обязуется оплатить, а Исполнитель принимает на себя обязательства по сервисному обслуживанию локомотивов.

Порядок сдачи-приемки выполненных работ, оплаты работ определены Договором следующим образом.

Согласно п. 7.1. Договора оплата сервисного обслуживания осуществляется заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя с учетом ранее выплаченного аванса в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты получения от исполнителя полного комплекта документов (счетов, счетов-фактур, актов выполненных работ, актов выполненных непредвиденных работ, актов выполненных работ по заводскому ремонту и приобретению линейного оборудования и других документов, предусмотренных настоящим договором);

В соответствии с п. 7.2. Договора оплата осуществляется в следующем порядке: по обслуживанию: после истечения отчетного периода исполнитель предоставляет заказчику для подписания акт выполненных работ по каждой серии локомотивов за отчетный период согласно регламенту. На основании подписанного сторонами акта выполненных работ по каждой серии локомотива в разрезе депо приписки локомотивов исполнитель выставляет заказчику счет-фактуру и счет на сумму, подлежащую оплате;

Пунктом 7.9. Договора предусмотрено, что отчетным периодом для целей организации расчетов по настоящему договору принимается 1 (один) месяц;

Порядок взаимодействия сторон при сдаче-приемке и оплате работ регламентирован в Приложении № 4 к Договору.

Согласно п. 2.14.7Приложения № 4 к Договору сводный технический акт выполненных работ и оказанных услуг по форме приложения № 18 к настоящему регламенту используется сторонами при проведении финансовых взаиморасчетов.

Исполнитель на основании сводного технического акта выполненного сервисного обслуживания обязан сформировать акты выполненных работ по обслуживанию (по форме приложения № 21 к настоящему регламенту), даты составления которых должны соответствовать последнему числу месяца, в котором выполнено обслуживание и подписаны акты формы ТУ-31л (п. 2.14.8).

Исполнитель до 12.00 часов местного времени 3-его рабочего дня после окончания отчетного периода обязан предоставить начальнику эксплуатационного локомотивного депо заказчика, либо лицу, его замещающему, акт выполненных работ по обслуживанию и сводный технический акт выполненных работ и оказанных услуг (п. 2.14.9).

Начальник эксплуатационного локомотивного депо заказчика, либо лицо, его замещающее, в течение 2 (двух) рабочих дней с даты получения, но не позднее 12.00 часов местного времени 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, при отсутствии разногласий и ошибок обязан подписать сводный технический акт выполненных работ и оказанных услуг, завизировать акт выполненных работ по обслуживанию и направить их в адрес исполнителя или направить мотивированный отказ с окончательным перечнем замечаний (п. 2.14.8).

В обоснование исковых требований истец указывает, что в период с 01.12.2020г. по 31.01.01.2021г. истец оказал ответчику услуги по обслуживанию локомотивов в объеме и по стоимости, отраженных в акте выполненных работ № 01/ДТ/Тайга/ТЭМ2/ПСО/СЛД Тайга от 31.01.2021г. на сумму 3 328 942 руб. 61 коп. в том числе НДС.

Истец ссылается на то, что 02.02.2021г. вручил ответчику указанный акт, счет, счет-фактуру, предварительно направив согласно договору сводный акты выполненных работ. От подписания актов и от оплаты работ ответчик отказался.

Полагая такой отказ неправомерным истец направил ответчику претензию № Тай 06-03/65 от 12.02.2021г. Ответным письмом № ИСХ-93/ТЧЭ12 от 03.03.2021г. Ответчик требования не признал.

В связи с изложенным, истец обратился в суд за взысканием 3 328 942 руб. 61 коп. долга, 34 953 руб. 89 коп. неустойки за период с 10.03.2021г. по 30.03.2021г. по договору №284 от 30.04.2014г.

В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Статьями 309, 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.

Учитывая изложенное, исковые требования в части взыскания долга в размере 3 328 942 руб. 61 коп. подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.

В соответствии с ч.1 ст.330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

На основании п. 12.4. Договора за нарушение сроков оплаты в соответствии с разделом 7 настоящего договора заказчик уплачивает исполнителю неустойку в размере 0,05% от неуплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, в течение 20 календарных дней с даты предъявления исполнителем требования, но не более 5% от суммы неисполненного обязательства (просроченного платежа).

Принимая во внимание, что ответчиком нарушены обязательства по договору, истцом правомерно на сумму задолженности начислена неустойка на общую сумму 34 953 руб. 89 коп. за период с 10.03.2021г. по 30.03.2021г. согласно представленному в материалы дела расчету. Расчет неустойки судом проверен и признан верным.

Статьей 65 АПК РФ предусмотрена обязанность сторон доказывать основания своих требований и возражений.

Доводы и доказательства, приведенные ответчиком в отзыве на иск, суд исследовал, оценил и не принимает ко вниманию в связи с тем, что они опровергаются материалами дела и не освобождают стороны от надлежащего исполнения своих обязательств.

В частности, в соответствии с Дополнительным соглашением № 23 от 07.06.2019г. стороны внесли в Договор изменения, согласно которым обмен первичными документами осуществляется по телекоммуникационным канатам связи (ТКС).

Так, в соответствии с п. 7.15 Договора, действующего в редакции Дополнительного соглашения № 23 от 07.06.2019 г. стороны осуществляют электронный документооборот по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП) в соответствии с порядком, определенным в приложении № 33 к настоящему Договору. В случае невозможности осуществления документооборота в электронном виде по ТКС документооборот производится в бумажном виде по реестрам приема-передачи формы приложения № 28 к Регламенту.

Во исполнение порядка п. 7.15 Договора и Регламента Сервисного обслуживания Истец направил Ответчику 10.02.2021 г. первичные документы, подписанные квалифицированной электронной подписью (КЭП). В подтверждение данного факта Истец в предварительном судебном заседании представил копии первичных документов с отметками о направлении документа Ответчику и с резолюцией Ответчика о непринятии данных документов.

Данную отметку содержит каждый представленный Истцом документ, в т.ч. счет, счёт-фактура.

Кроме того, в подтверждение отправки документов Истец представил Протоколы о передаче документов, формируемые из системы электронного документооборота ДиаДок.

Таким образом, истец передал ответчику первичные документы (Акт выполненных работ, счет-фактуру, счет на оплату) 10.02.2021 г. в электронном виде посредством системы электронного документооборота Диадок.

Доказательства направления перечных документов с помощью системы электронного документооборота (ЭДО) представлены истцом в материалы дела.

При указанных обстоятельствах, довод Ответчика об отсутствии доказательств направления первичных документов подлежит отклонению, как необоснованный.

Обмен первичными документами и порядок их согласования регламентируется разделом 2.14 Регламента взаимодействия сторон при сервисном обслуживании, являющегося Приложением № 4 к Договору (в редакции Дополнительного соглашения № 23 от 07.06.2019 г.). В соответствии с Дополнительным соглашением № 23 от 07.06.2019 г. обмен первичными документами между сторонами осуществляется посредством системы электронного документооборота (п. 1.4. Дополнительного соглашения).

В соответствии с положениями п. 2.14.6-2.14.8 Регламента Исполнитель (Истец) в течение 1 рабочего дня после окончания отчетного периода формирует Сводный технический Акт выполненных работ и оказанных услуг. На основании Сводного технического акта Исполнитель обязан сформировать Акты выполненных работ по Обслуживанию.

В Сводном техническом акте фиксируются секции локомотива, фактически прошедшие Сервисное обслуживание. Спорные 6 секций локомотивов, которые не прошли обслуживание, в Сводный технический акт не включены. Доказательств обратного ответчиком не представлено, как и не представлен план обслуживания на январь.

В соответствии с п. 2.14.9-2.14.10 Регламента Исполнитель до 12.00 часов местного времени 3-его рабочего дня после окончания отчетного периода предоставляет начальнику Эксплуатационного локомотивного депо Заказчика (Ответчика) Акты выполненных работ по Обслуживанию и Сводный технический Акт выполненных работ и оказанных услуг. Начальник эксплуатационного локомотивного депо не позднее 12.00 часов местного времени 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, при отсутствии разногласий и ошибок обязан подписать Сводный технический акт выполненных работ и оказанных услуг, завизировать Акт выполненных работ по Обслуживанию и направить их в адрес Исполнителя или направить мотивированный отказ.

Согласно п. 2.14.11 Регламента Исполнитель до 18.00 часов местного времени, но не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, на основании завизированного Акта выполненных работ по Обслуживанию и подписанного Сводного технического Акта выполненных работ и оказанных услуг обязан сформировать, подписать квалифицированной электронной подписью (КЭП) уполномоченного лица Исполнителя и направить по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) в адрес Заказчика через Оператора ЭДО следующие электронные документы: акт выполненных работ по Обслуживанию; сводный технический акт выполненных работ и оказанных услуг по каждой серии локомотивов;

После получения Исполнителем информации о подписании электронного Акта выполненных работ по Обслуживанию Исполнитель обязан сформировать, подписать КЭП уполномоченного лица Исполнителя и направить по ТКС в адрес Заказчика через Оператора ЭДО электронный счет-фактуру и счет на оплату.

Согласно п. 2.14.12-2.14.16 Регламента Заказчик в лице региональной Дирекции тяги рассматривает представленные электронные документы и подписывают их с помощью ЭП либо отклоняет документы при наличии мотивированных возражений.

При этом ответчик в соответствии с п. 2.14.9-2.14.10 в лице Эксплуатационного депо Заказчика не отрицает факт обслуживания 31 секции локомотива, что подтверждается подписанным Сводным техническим актов выполненных работ. Данный акт представлен истцом в предварительном судебном заседании.

Довод ответчика о правомерности отказа от оплаты фактического выполненного сервисного обслуживания в зависимости от выполнения/невыполнении Исполнителем месячного плана Сервисного обслуживания, также подлежит отклонению судом.

Положения Договора не содержат условий, дающих Заказчику право не платить фактически выполненные работы в случае неполного выполнения Исполнителем плана программы ремонта. Положения Договора о ценообразовании сформулированы таким образом, что Исполнитель вправе предъявить к оплате только локомотивы, прошедшие сервисное обслуживание.

Согласно п. 1.8 Договора сервисное обслуживание осуществляется на основании планов технического обслуживания и текущих ремонтов, разработанных Исполнителем и согласованных с Заказчиком в соответствии с Регламентом.

При этом, пунктами Регламента предусмотрено, что десятидневные графики постановки локомотивов в зависимости от эксплуатационной обстановки, могут корректироваться Сторонами при условии взаимного согласия (п. 2.1.14. Регламента).

Регламентом допускается отклонение Оперативного графика постановки Локомотивов от согласованного в соответствии с пунктом 2.1.9. Десятидневного графика постановки Локомотивов на Сервисное обслуживание в следующих пределах: для ТО-2 не более 10%, для ТР-1 не более 10% (п. 2.1.17. Регламента).

При этом по согласованию с Исполнителем допускается корректировка количества и номеров, поставляемых на Сервисное обслуживание Локомотивов в зависимости от эксплуатационной обстановки» (п. 2.1.19. Регламента);

Постановка Локомотива на Сервисное обслуживание осуществляется Заказчиком в соответствии с согласованным Оперативным графиком постановки локомотивов на Сервисное обслуживание (п. 2.2.1. Регламента);

В соответствии с вышеуказанными пунктами Договора, основанием для постановки локомотивов на сервисное обслуживание является Оперативный график, а не Месячный план. Договором предусмотрена возможность корректировки Декадного и Оперативного графиков в зависимости от эксплуатационной обстановки и фактической загрузки Депо сервисного обслуживания.

При указанных обстоятельствах предъявление претензий к Сервисной компании по неисполнению обязательств по п.п. 1.5 и 1.8 Договора, в связи с невыполнением Месячного плана сервисного обслуживания является необоснованным.

Кроме того, в соответствии с п. 6.3. Договора стоимость Обслуживания Локомотивов рассчитывается за километр пробега и/или за часы нахождения в эксплуатируемом парке Локомотивов.

В соответствии с п. 7.1. Договора одним из условий для оплаты Сервисного обслуживания является подписание Сторонами актов согласно пункту 2.15 Регламента за отчетный период, актов сдачи-приемки Локомотивов на Сервисное обслуживание (ТУ-162) и соответствующих актов приема-передачи Локомотивов из Сервисного обслуживания (ТУ-31 л) в случае выхода из Сервисного обслуживания и на момент завершения отчетного периода (с указанием даты и времени сдачи и приемки на Сервисное обслуживание, а также даты и времени выдачи из Сервисного обслуживания).

С учетом того, что в Акте выполненных работ (Приложение №21), составленном на основании Сводного технического акта, отражается пробег локомотив, количество секций (Объем работ) и КГЭ (качество работ), а также локомотивы, на которые в расчетном периоде подписаны акты формы ТУЗ 1л, претензии к невыполненным объемам ремонта, указанным в Месячных планах, не могут быть основанием в отказе от подписания Акта выполненных работ.

Сводные технические акты, акты выполненных работ, счета, счета-фактуры за январь 2021г. направлены в адрес ОАО «РЖД» в соответствии с условиями порядка электронного документооборота между сторонами договора.

В соответствии с пунктами 3.1.6. и 3.1.7. Договора Заказчик обязан согласовывать и подписывать отчетную документацию по итогам отчетного месяца согласно Регламенту. Оплачивать Исполнителю выполненное Сервисное обслуживание в согласованных размерах, в установленные сроки и в порядке, предусмотренном в разделах 6 и 7 Договора.

Таким образом, исследовав и оценив представленные доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, ввиду доказанности истцом совокупности условий, необходимых для взыскания задолженности и неустойки, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

Расходы по госпошлине относятся на ответчика в порядке ст.110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 8, 12, 307-310, 330, 702, 711 ГК РФ, ст.ст.65,71,102, 110, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ОАО «РЖД» в пользу ООО «СТМ-Сервис» 3 328 942 (Три миллиона триста двадцать восемь тысяч девятьсот сорок два) руб. 61 коп. долга, 34 953 (Тридцать четыре тысячи девятьсот пятьдесят три) руб. 89 коп. неустойки, а также 39 819 (Тридцать девять тысяч восемьсот девятнадцать) руб. 49 коп. расходов по госпошлине.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Л.А. Куклина