И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Москва Дело №А40- 70/2017 -21-209
24 июля 2017г.
Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2017г.
Полный текст решения изготовлен 24 июля 2017г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего судьи Каменской О.В.
При ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Деминой Е.А.
Рассматривает в открытом судебном заседании дело по иску (заявлению)
ФСИН России
к заинтересованному лицу ФАС России
о признании недействительным предписания ФАС России от 11.01.2017 года №26/441-ДСП/17
при участии:
от истца (заявителя) – ФИО1 (по дов. от 02.06.2017г.), ФИО2 (по дов. от 16.12.2016г.), ФИО3 (по дов. от 02.06.2017г.), ФИО4 (по дов. от 14.07.2017г.)
от ответчика – ФИО5 (по дов. от 14.02.2017г.) ФИО6 (по дов. от 17.02.2017г.)
суд
УСТАНОВИЛ:
Рассматривается заявление ФСИН России к ФАС России о признании недействительным предписания ФАС России от 11.01.2017 года №26/441-ДСП/17.
Ответчик доводы заявителя отклонил по мотиву законности оспариваемого акта.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, оценив представленные доказательства в совокупности, считает, что заявленные требования не обоснованны и не подлежат удовлетворению в полном объеме, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как установлено судом, в производстве Арбитражного суда города Москвы рассматривается дело А40-62270/17 по заявлению Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН России) к Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) о признании недействительными предписания ФАС России от 11.01.2017 №26/441-ДСП/17.
На основании приказа ФАС России от 20.09.2016 № 1322/16 (в ред. приказов ФАС России от 12.10.2016 № 1446/16 и от 27.10.2016 № 1513/16) в период с 29.09.2016 по 28.12.2016 инспекцией ФАС России проведена плановая выездная проверка в отношении Федеральной службы исполнения наказаний в части исполнения государственного оборонного заказа за период 2014-2016 годов (далее — Проверка).
Проверка была проведена с целью предупреждения и пресечения нарушений требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа (далее — ГОЗ), а также в связи с реализацией Сводного плана проведения плановых проверок Федеральной антимонопольной службы на 2016 год, утвержденного приказом ФАС России от 31.12.2015 № 1379/15.
По результатам Проверки был составлен Акт проверки от 28.12.2016 № 178-ДСП и выдано предписание от 11.01.2017 № 26/441-ДСП/17 (далее — Акт проверки и Предписание соответственно).
Акт проверки содержит следующие выводы:
ФСИН России в своей деятельности руководствуется Регламентом по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и исполнению обязательств по договорам (в том числе государственным контрактам), государственным заказчиком в которых выступает ФСИН России, утвержденным распоряжением ФСИН России от 03.07.2013 № 120-р, который базируется на нормах недействующего Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что противоречит части 2 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; в нарушение пунктов 12 и 15 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» государственный заказчик ФСИН России не организовывал и не проводил государственные (приемочные) испытания опытных образцов (комплексов, систем) вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, а также не осуществлял мероприятия, направленные на принятие их на вооружение (снабжение, в эксплуатацию); по результатам проверки инспекцией ФАС России установлены факты и признаки нарушения ФСИН России законодательства Российской Федерации в сфере ГОЗ при осуществлении закупок продукции в период 2014-2016 годов в рамках ГОЗ на общую сумму 1 195 474,19 тыс. руб.; в нарушение пунктов 12 и 15 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» ФСИН России осуществлены закупки вооружения, военной, специальной техники и средств, не прошедших государственные (приемочные) или приравненные к ним испытания и не принятые установленным порядком на вооружение (снабжение, в эксплуатацию) на общую сумму 1 170 596,06 тыс. руб.; ФСИН России осуществлена закупка специальной техники и средств у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, как у единственных поставщиков, при отсутствии соответствия такой техники и средств Перечню товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1292, что содержит признаки нарушения пункта 11 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.07.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; в нарушение части 4 статьи 6, пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», Положения об определении начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 407, Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденного приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200, инспекцией ФАС России выявлены факты определения ФСИН России завышенных цен государственных контрактов на поставку оперативно-служебных автомобилей типа «A3» с учетом неправомерного включения в себестоимость указанной продукции затрат на сумму 24 878 130,51 руб.
Предписание содержит следующие обязательные для исполнения требования: принять меры по приведению Регламента по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и исполнению обязательств по договорам (в том числе государственным контрактам), государственным заказчиком в которых выступает ФСИН России, утвержденного распоряжением ФСИН России от 03.07.2013 № 120-р, в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; осуществлять закупку вооружения, военной, специальной техники и средств только после проведения государственных (приемочных) испытаний и принятия их на вооружение (снабжение, в эксплуатацию) в соответствии с пунктами 12 и 15 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»; при размещении заказов на предприятиях и учреждениях уголовно-исполнительной системы как у единственных поставщиков в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.07.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не допускать размещение таких заказов в отношении товаров (работ, услуг) не включенных в Перечень товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1292;
- при формировании цен на продукцию оборонного назначения, закупаемую в рамках государственного оборонного заказа, ФСИН России учитывать затраты на производство такой продукции в строгом соответствии с Порядком определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденным приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200.
Нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, допущенные ФСИН России, подтверждаются, в том числе, следующими документами и сведениями: Актом проверки от 28.12.2016 № 178-ДСП; Письмом ФСИН России от 20.10.2016 № исх-25-60845; Письмо; ФСИН России от 20.10.2016 № исх-25-60859; Письмом Минпромторга России от 13.02.2017 № 9137/06.
В соответствии с пунктом 10 приказа ФАС России от 20.09.2016 № 1322/16 «О проведении плановой выездной проверки» ФСИН России необходимо было представить действующие в период 2014-2016 годов приказы (директивы, инструкции, методики и др.) ФСИН России в сфере размещения и исполнения государственного оборонного заказа.
В ходе проверки инспекции ФАС России были представлены распоряжение ФСИН России от 18.01.2012 № 3-р «Об утверждении Регламента по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и исполнению обязательств по договорам (в том числе государственным контрактам), государственным заказчиком в которых выступает ФСИН России» и распоряжение ФСИН России от 03.07.2013 № 120-р, которым вносились изменения в распоряжение ФСИН России от 18.01.2012 № 3-р. Указанные распоряжения основывались на нормах Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и не могли быть признаны актуальными на период действия Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Распоряжение ФСИН России от 24.12.2013 № 232-р, которым утверждено действующее Положение о контрактной службе ФСИН России, инспекции ФАС России не представлялось.
Пунктом 12 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон об оборонном заказе) установлено, что государственный заказчик государственного оборонного заказа в рамках своих основных обязанностей организует и проводит государственные испытания опытных образцов (комплексов, систем) вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, подготавливает документацию для принятия их на вооружение, снабжение, в эксплуатацию.
Согласно абзацу четвертому статьи 1 Соглашения о льготных условиях поставок специальной техники и специальных средств для оснащения правоохранительных органов и специальных служб государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности от 06.10.2007 под специальной техникой понимаются средства связи, защиты информации, технические средства информационных и телекоммуникационных систем, средства радиоконтроля, специализированные территориально распределенные автоматизированные системы, типовые локальные сети вычислительной техники, средства жизнеобеспечения, средства индивидуальной защиты, в том числе бронезащиты, средства оперативной, криминалистической и поисковой техники, инженерно-технические средства, системы охраны, наблюдения и контроля, оперативно-служебный транспорт, технические средства обеспечения безопасности дорожного движения, а также иные технические средства и их комплектующие, принятые на снабжение правоохранительных органов и специальных служб и не относимые к продукции военного назначения.
При этом под правоохранительными органами в указанном Соглашении (абзац второй статьи 1) понимается совокупность государственных органов, основной (специальной) функцией которых является защита правопорядка, прав и свобод граждан, борьба с преступностью, другими правонарушениями, обеспечение охраны общественного порядка и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 1 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 567, органы уголовно-исполнительной системы относятся к правоохранительным органам.
Таким образом, оперативно-служебный транспорт ФСИН России относиться к специальной техники, в отношении которой должны быть проведены государственные (приемочные) или приравненные к ним испытания и осуществлена постановка установленным порядком на вооружение (снабжение).
При этом документов, подтверждающих проведение в отношении данной специальной техники государственные (приемочные) или приравненные к ним испытания и постановку установленным порядком на вооружение (снабжение), инспекции ФАС России представлено не было.
Цель, задачи и объем государственных (приемочных) испытаний существенно отличается от сертификационных испытаний и не могут быть заменены последними.
Государственные (приемочные) испытания — это испытания опытных образцов, опытных партий продукции или изделий единичного производства, проводимые с целью решения вопроса о целесообразности постановки этой продукции на производство и (или) использования по назначению.
Приемочные испытания могут быть государственными, межведомственными и ведомственными. Государственные испытания, как правило, являются приемочными испытаниями (Р 50-605-80-93).
Сертификационные испытания — испытания репрезентативного образца (образцов) транспортного средства или компонента транспортного средства, на основании результатов которых делается заключение о соответствии требованиям технического регламента типа транспортного средства или типа компонента транспортного средства, объединяющего модификации, включенные в техническое описание, представляемое заявителем при проведении сертификационных испытаний.
Одобрение типа транспортного средства — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям технического регламента (Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» TP ТС 018/2011)).
Одобрение типа транспортного средства выдается на срок не более трех лет. Срок действия устанавливается с учетом срока действия имеющихся сертификатов, объема технических требований, соответствие которым подтверждается при сертификации, объема, характера и условий производства (ввоза) продукции (пункт 6.9 Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденных постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19).
Таким образом, проведение работ по сертификации оперативно-служебных автомобилей типа «A3» и одобрению типа транспортного средства не исключает необходимость проведения государственных (приемочных) испытаний указанных автомобилей и принятия их на вооружение (снабжение) в соответствии с Законом об оборонном заказе.
Учитывая изложенное, судом установлено, что ФСИН России закупая оперативно-служебные автомобили типа «A3» без проведения государственных (приемочных) испытаний и без принятия их на вооружение (снабжение) уголовно-исполнительной системы, нарушает нормы Закона об оборонном заказе.
В соответствии с Перечнем товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1292 (далее - Перечень продукции), ФСИН России имеет право закупать отдельные наименования товаров (работ, услуг) у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, как у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), без проведения конкурентных способов и только для нужд уголовно-исполнительной системы.
ФСИН России в период 2014-2016 годов было закуплено у единственных поставщиков (предприятий и учреждений уголовно-исполнительной системы) целый ряд наименований продукции. Вместе с тем, анализ таких закупок показал, что значительная часть наименований продукции не подпадает под виды продукции, определенные в Перечне продукции.
Таким образом, действия ФСИН России в указанный период, связанные с закупками у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, как у единственных поставщиков, отдельных наименований продукции нарушают часть 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», пункт 11 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.07.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1292.
Согласно части 2 статьи 9 Закона об оборонном заказе государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу основывается, в том числе, на принципе обоснованности затрат головного исполнителя, исполнителя.
Пунктом 32 Положения об определении начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 407, установлено, что состав затрат, включаемых в цену на продукцию по государственному оборонному заказу, определяется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержден приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200 (далее — Порядок).
Порядок устанавливает, в том числе, состав затрат, принимаемых в качестве основы при формировании контрактных цен на поставку и планировании затрат на производство вооружения и военной техники, комплектующих изделий и материалов, а также на производство вещевого и военного имущества по государственному оборонному заказу. Применение положений Порядка в отношении специальной техники, поставляемой по государственному оборонному заказу, самим Порядком не предусмотрено.
В связи с тем, что согласно части 2 статьи 4 Закона об оборонном заказе в государственный оборонный заказ могут быть включены разработка, поставка, ремонт, модернизация, сервисное обслуживание и утилизация специальной техники, ФАС России в адрес Минпромторга России был направлен запрос о нормативном правовом акте, который устанавливает состав затрат при создании, поставке, ремонте и модернизации специальной техники, ее сервисном обслуживании и утилизации.
Письмом Минпромторга России от 13.02.2017 № 9137/06 (вх. ФАС России от 15.02.2017 № 23235/17) было разъяснено, что при определении состава затрат при создании, поставке, ремонте и модернизации специальной техники, поставляемой по государственному оборонному заказу, ее сервисном обслуживании и утилизации необходимо руководствоваться Порядком определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденным приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200.
Исходя из изложенного, руководствуясь ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 года , ТР ТС 018/2011 , ГОСТ Р 52754-2007, Постановлений Правительства РФ № 1292 от 26.12.2013 года, № 306 от 08.04.2000г., Указа Президента Российской Федерации № 61 от 24.01.1998г., ГОСТ РВ 15.210-2001, ГОСТ РВ 51540-2005, ГОСТ 15.203-2001 , Распоряжения Правительства РФ от 15.10.2005 года № 1684-р, ФЗ № 114-ФЗ от 19.07.1998г. , ст.ст. 27-29, 33, 64-68, 71, 75, 81, 102, 110, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФСИН России к ФАС России о признании недействительным предписания ФАС России от 11.01.2017 года №26/441-ДСП/17 , что проверено на соответствие ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 года , ТР ТС 018/2011 , ГОСТ Р 52754-2007, Постановлений Правительства РФ № 1292 от 26.12.2013 года, № 306 от 08.04.2000г., Указа Президента Российской Федерации № 61 от 24.01.1998г., ГОСТ РВ 15.210-2001, ГОСТ РВ 51540-2005, ГОСТ 15.203-2001 , Распоряжения Правительства РФ от 15.10.2005 года № 1684-р, ФЗ № 114-ФЗ от 19.07.1998г., отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятый Арбитражный Апелляционный суд в течение месяца со дня принятия судебного акта.
Судья: О.В. Каменская