А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й С У Д ГОРОДА М О С К В Ы
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-63076/12
118-594
14 июня 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 06 июня 2013 года
Полный текст решения изготовлен 14 июня 2013 года
Арбитражный суд г. Москвы
в составе судьи Н.П. Чебурашкиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.Н. Михайловой
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ООО «СК–строй»
к ОАО «Славянка»
3-е лицо Министерство обороны РФ
о взыскании задолженности по договору в размере 5294223 руб. 21 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 277652 руб. 60 коп.
при участии:
от истца: ФИО1 дов. от 10.01.2013, ФИО2 дов. от 10.01.2013
от ответчика: ФИО3 дов. от 21.12.2012
от третьего лица: ФИО4 дов. от 27.03.2013
УСТАНОВИЛ:
ООО «СК–строй» обратилось с иском о взыскании с ОАО «Славянка» суммы задолженности по договору № КР-3 от 08.06.2011 в размере 5294223 руб. 21 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 277652 руб. 60 коп.
В судебном заседании 16.07.2012 ответчиком представлены отзыв и ходатайство о рассмотрении встречного искового заявления - о признании недействительным договора № КР-3 от 03.06.2011 г., заключенного между ОАО «Славянка» и ООО «ИНСТРОЙКОМ», которое судом удовлетворено в соответствии со ст. 132 АПК РФ.
Ответчик заявлено ходатайство о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Министерства обороны РФ, которое судом удовлетворено в соответствии со ст. 51 АПК РФ, в связи с чем, рассмотрение дела откладывалось.
В судебном заседании 17.09.2012г. истцом представлено ходатайство об увеличении суммы задолженности - о взыскании задолженности по договору № КР-3 от 08.06.2011 в размере 5294223 руб. 21 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 521701 руб. 58 коп., которое судом удовлетворено в соответствии со ст. 49 АПК РФ.
Ответчик исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил, что предъявленный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20 июля 2010 г. между ОАО «Славянка» и Министерством Обороны РФ заключен государственный контракт №1-КЖФ, предметом которого является эксплуатационное содержание и комплексное обслуживание казарменно-жилищного фонда и сетей водоснабжения военных городков Министерства обороны РФ. Любые работы по эксплуатационному содержанию и техническому обслуживанию объектов водоканализационного хозяйства Министерства Обороны РФ осуществляются ОАО «Славянка» в рамках заключенного государственного контракта с учетом положений нормативных актов Министерства Обороны РФ. Порядок планирования, контроля за выполнением, приемки работ, подтверждения объемов выполненных работ (оказанных услуг) в рамках заключенного государственного контракта регламентирован Временной инструкцией от 24.11.2010 г., утвержденной Заместителем Министра обороны РФ.
Согласно положениям раздела IV Временной инструкции, определение объема и стоимости планируемых на объектах работ подлежит обязательному согласованию с районным представителем технического заказчика (уполномоченным представителем заказчика, имеющего право самостоятельно планировать мероприятия по учету и контролю за качеством и объемов оказанных услуг (выполненных работ), а также имеющего право подписывать первичные документы и организовывать учет), а также с окружным представителем технического заказчика (филиалом федерального государственного учреждения «Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны РФ).
В соответствии с п.32 Временной инструкции, районный представитель технического заказчика извещается о дате начала работ и о содержании сметной документации. Приемка результата работ осуществляется районным представителем технического заказчика. Оплата исполнителю за выполненные работы (оказанные услуги) осуществляется после принятия результата работ районным представителем технического заказчика.
Доверенностью от 07.10.2010 г. №359 ОАО «Славянка» уполномочило ФИО5 действовать в качестве директора филиала «Красноярский», в связи с чем, предоставило ему право на заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, на вывоз твердых бытовых отходов, на обслуживание лифтового хозяйства и пожарно-охранной сигнализации, дератизации, обслуживание газового хозяйстве, связанных с управлением специализированным жилищным фондом, заключаемых на срок действия не позднее 30 июня 2011 г. без ограничения суммы таких договоров. Также ФИО5 предоставлены полномочия по заключению хозяйственных договоров на сумму не более 100000 руб.
П. 1.1 представленного в материалы дела договора №КР-3 от 03.06.2011 г. на водоотведение (техническое обслуживание наружных сетей водопровода) предусмотрено, что предметом данного договора является выполнение работ на оказание услуг по водоотведению на объектах: г. Ужур, в/ч 63630, в/ч 93421, в/ч 95824, в/к по Назарово и Назаровскому краю.
Согласно представленным в материалы дела документам, наименование работ определено как промывка спецмашинами Скания и SISU канализационных трубопроводов.
В соответствии с п.п. 7 ст. 1 Водного Кодекса РФ, под водоотведением понимается любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307, под водоотведением понимается коммунальная услуга по отводу бытовых стоков из жилого помещения через присоединенные сети, оказываемая ресурсоснабжающей организацией. Под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
П. 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. №167, установлено, что водоотведение определяется как технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
Абонент определяется как юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.
Организацией водно-коммунального хозяйства, уполномоченной предоставлять услуги по водоотведению, является предприятие (организация), осуществляющее отпуск воды из системы водоснабжения и (или) прием сточных вод в систему канализации и эксплуатирующее эти системы.
Согласно ст.2 Федерального закона РФ от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Под организацией, осуществляющей водоотведение, понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы водоотведения, отдельных объектов такой системы.
В соответствии с п.п. 1.1.25. Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя России от 30.12.1999 г. №168, организация водно-коммунального хозяйства (ВКХ) должна быть специализированной, иметь в своем штате лиц, обученных в соответствии с Методическим пособием по сертификации специалистов жилищно-коммунального хозяйства России по направлению деятельности «Эксплуатация внешних систем водоснабжения и водоотведения» и допущенных к выполнению требуемых работ, а также необходимую материально-техническую базу.
Кроме того, в соответствии с п.п.1 ч.2 ст. 1 Федерального Закона РФ от 30.12.2004 г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат регулированию.
Согласно п.п.1 ст.2 указанного закона, организация коммунального комплекса определяется как юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
П. 13 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. №167, установлено, что существенными условиями договоров, предметом которых является водоснабжение и (или) водоотведение являются: режим отпуска (получения) питьевой воды, в том числе при пожаротушении, и приема (сброса) сточных вод; лимиты на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод; качество питьевой воды и нормативные требования по составу сточных вод; условия прекращения или ограничения отпуска (получения) питьевой воды и приема (сброса) сточных вод; осуществление учета отпущенной (полученной) питьевой воды и принятых (сброшенных) сточных вод; порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, включая за сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ; границы эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения и канализации; права и обязанности сторон в соответствии с положениями раздела VIII настоящих Правил; неустойка (штраф, пени) и другие виды ответственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами за несоблюдение условий договора или ненадлежащее исполнение обязательств сторон; другие условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
П. 2 ст. 548 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Таким образом, ООО «Инстройком» не является организацией, осуществляющей продажу коммунального ресурса; не осуществляет эксплуатацию инженерной системы канализации; не осуществляет деятельности по установленным для нее тарифам; в договоре №КР-3 от 08.06.2011 г. не согласованы существенные условия, а именно режим приема (сброса) сточных вод, лимиты на прием (сброс) сточных вод, режим учета принятых (сброшенных) сточных вод, границы эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения и канализации; ОАО «Славянка» не является абонентом и не имеет бытовых стоков, которые можно было бы отвести.
Согласно ст. 431 ГК РФ, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой статьи 431 ГК РФ, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
П. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Тариф на транзит сточных вод и техническое обслуживание инженерных сетей водоотведения устанавливается органом местного самоуправления с учетом требований Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 г. №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».
Таким образом, действующее законодательство определяет водоотведение как публичный договор, предметом которого является прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, осуществляемые специализированной организацией эксплуатирующей систему коммунальной инфраструктуры. Стоимость услуг по водоотведению определяется исходя из установленных тарифов, действующих в конкретной местности.
Работы по промывке канализационных трубопроводов не являются деятельностью по предоставлению услуги водоотведения, представляя собой отношения строительного подряда, регулируемые положениями §3 главы 37 ГК РФ, что подтверждается письмом Федеральной антимонопольной службы от 03.11.2009 г. №АЦ/38896, циркулярным письмом Госстроя России от 14.09.1999 г. №ЛЧ-3555/12, Постановлением Правительства России от 21.08.2001 г. №609.
При таких обстоятельствах, максимальная цена договора на промывку канализационных трубопроводов, с учетом ограничений полномочий директора филиала, определенных в доверенности, не могла составлять более 100000 руб.
Кроме того, работы по промывке канализационных трубопроводов на объектах: г. Ужур, в/ч 63630, в/ч 93421, в/ч 95824, в/к по Назарово и Назаровскому краю не включались в порядке п.п. 24, 25, 26 Временной инструкции в план текущего ремонта и не согласовывались ни с окружным представителем заказчика, ни с районным представителем заказчика, ни с ОАО «Славянка». Объекты, на которых проводились указанные работы, не передавались ООО «ИНСТРОЙКОМ» по акту предоставления площадки для проведения ремонтных работ. Лица, подписавшие акты сдачи работ государственному заказчику, не являются районными представителями технического заказчика и не обладают правом подписания первичных документов. Данные работы не предъявлены государственному заказчику - Министерству обороны РФ, оплата за их выполнение в адрес ОАО «Славянка», как исполнителя по государственному контракту, не перечислялась. Последующее согласование и одобрение данной сделки со стороны ОАО «Славянка» отсутствует.
В соответствии с п. 3 ст.55 ГК РФ, п.п. 2.10 Устава ОАО «Славянка», представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
Согласно п.п. 6.4.2., 6.4.9. Положения о филиале «Красноярский» ОАО «Славянка», директор филиала уполномочен заключать гражданско-правовые договоры в соответствии с полномочиями, определенными в доверенности.
При заключении сделок по месту нахождения филиала в качестве представителя головной организации, создавшей этот филиал, выступает назначенный организацией руководитель филиала. Полномочия руководителя филиала на совершение действий от имени юридического лица основываются на выданной ему доверенности.
По сделкам, совершенным руководителем филиала, приобретает права и обязанности головная организация. При этом, предмет договора не должен выходить за рамки делегированных руководителю филиала полномочий, указанных в доверенности.
Договор, заключенный руководителем филиала без надлежащих на то полномочий или с превышением полномочий, признается недействительным по основаниям ст. 168 ГК РФ.
Учитывая, что все работы на объектах Министерства обороны РФ проводятся ОАО «Славянка» только в рамках государственного контракта 1-КЖФ от 20.07.2010 г., проведение данных работ без предварительной заявки государственного заказчика свидетельствует о том, что данные работы не будут оплачены в рамках государственного контракта.
Таким образом, ОАО «Славянка» не могло одобрить заключение договора №КР-3 от 03.06.2011 г.
Акты КС-2, а также иные документы, представленные в материалы дела, не является одобрением сделки, поскольку подписаны лицом, полномочия которого как на заключение договоров на сумму свыше 100000 руб., так и на принятие работ стоимостью выше указанной, ограничены.
В соответствии с п. 1 ст. 183 ГК РФ, сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то органа государственной власти или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменят и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
При отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит сделку.
Поскольку представленные в материалы дела акты приемки выполненных работ подписаны ФИО5 за пределами имеющихся у него полномочий, а также учитывая отсутствие доказательств последующего одобрения со стороны ОАО «Славянка», данные документы не являются доказательством приемки работ ответчиком.
Кроме того, договор №КР-3 от 03.06.2011 г. и акты КС-2 №№1-4 подписаны в нарушение действующего порядка заключения договоров, без учета нормативных требований по порядку планирования, контроля за выполнением, приемки работ, подтверждения объемов выполненных работ.
ОАО «Славянка» осуществляло в 2011 г. деятельность по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию казарменно-жилищного фонда и сетей водоснабжения военных городков Министерства обороны Российской Федерации в рамках государственного контракта №1-КЖФ от 20.07.2010 г., в соответствии с которым исполнитель обязался оказывать услуги, указанные в подп. а, б, в, г п.п. 2.1., в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями государственного контракта.
Порядок планирования, контроля за выполнением, приемки работ, выполненных на объектах Министерства обороны Российской Федерации, в 2011 г. регулировалось Временной Инструкцией от 24.11.2010 г. по порядку планирования, контроля за выполнением, приемки работ, подтверждения объемов работ (оказанных услуг) сторонними специализированными организациями в рамках исполнения государственных контрактов по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию казарменно-жилищного фонда, объектов водоканализационных хозяйств, теплоэнергетического оборудования, электросетевого хозяйства, сетей тепло-, водоснабжения военных городков Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно п. 19 раздела IV Временной инструкции от 24.11.2010 г., планирование работ по текущему ремонту зданий и объектов производится на основании результатов общего весеннего и осеннего осмотров, материалов других технических осмотров и установленных сроков проведения ремонта, а также с учетом замечаний и предложений инспектирующих лиц по устранению обнаруженных недостатков в эксплуатации зданий и объектов.
П. 24 Временной инструкции предусмотрено, что районный представитель технического заказчика направляет обобщенные предложения по включению объектов в план текущего ремонта окружному представителю технического заказчика. Порядок согласования и утверждения плана текущего ремонта, эксплуатационного содержания и комплексного обслуживания регламентирован пп. 25-32, п.п. 39-42 Временной инструкции, и производится при непосредственном участии государственного заказчика, технического заказчика, окружных представителей технического заказчика и исполнителя, районных представителей технического заказчика и исполнителя.
Под государственным заказчиком понимается Министерство обороны Российской Федерации, под техническим заказчиком -Федеральное государственное учреждение «Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации», окружной и районный представители заказчика – соответственно территориальные филиалы и уполномоченные представители технического заказчика.
Проведение работ по промывке канализационных трубопроводов на объектах, указанных в п.п. 1.1. договора №КР-4, не включалось в производственную программу текущего ремонта, эксплуатационного содержания и комплексного обслуживания на 2011 г. и не согласовывалось в порядке, установленном п.п. 25-32, п.п. 39-42 Временной инструкции.
Порядок контроля выполнения работ, включает в себя, в том числе, осуществление в порядке п.п. 34 Временной инструкции, проверки сметной документации и ее утверждение районным представителем технического заказчика до начала производства работ.
Согласно представленной в материалы дела сметы, она не содержит отметки о ее согласовании ФГУ «Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации» или иными уполномоченными лицами.
Порядок приемки работ регламентирован п.п. 35, 36, 48, 49, 50 Временной инструкции и включает в себя, в том числе, выезд районного представителя технического заказчика для проверки фактически выполненных объемов работ и подписания актов выполненных работ. Акты выполненных работ подлежат утверждению окружным представителем технического заказчика, в порядке п.п. 48, 49, 50 Временной инструкции.
Представленные в материалы дела акты КС-2 №№1,2 не содержат отметок об их утверждении ни районным, ни окружным представителем технического заказчика.
Как следует из материалов дела, ООО «СК-строй» приобрело права требования, вытекающие из договора №КР-3 от 03.06.2011 г., на основании договора цессии №1/12 от 15.02.2012 г., заключенного с ООО «ИНСТРОЙКОМ».
Согласно договора цессии №1/12, ООО «ИНСТРОЙКОМ» передало ООО «СК-строй» права требования к ОАО «Славянка», вытекающие из договора №КР-3 от 03.06.2011 г., на сумму 5294223 руб. 21 коп.
В соответствии со ст. 384 ГК РФ, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.
Ст. 390 ГК РФ установлено, что первоначальный кредитор, уступивший требование, отвечает перед новым кредитором за недействительность переданного ему требования.
Учитывая, что договор №КР-3 от 03.06.2011 г. является незаключенной сделкой, не порождающей у сторон гражданских прав и обязанностей, право, переданное ООО «ИНСТРОЙКОМ» ООО «СК-строй» является отсутствующим.
Таким образом, требования истца необоснованны, документально не подтверждены, в связи с чем, не подлежат удовлетворению.
На основании ст.ст. 166, 167, 168, 183 ГК РФ, и руководствуясь ст.ст. 65, 106, 110, 167-170 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ООО "СК-строй" во взыскании с ОАО "Славянка" задолженности в размере 5294223 руб. 21 коп. и начисленных процентов в размере 277652 руб. 60 коп.
Решение может быть обжаловано в сроки и порядке, предусмотренные ст. 181, 257, 259, 273, 276 АПК РФ.
Судья Н.П. Чебурашкина