ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40- 6332/2013
15 марта 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 07 марта 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 15 марта 2013 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Сизовой О. В. (84-59)
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ким С. А.
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению: Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Москве и Московской области
к ответчику ФГУП "Почта России"
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ: Управление Роскомнадзора по Москве и Московской области обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Заявленные требования мотивированы несоблюдением лицензионных требований и условий, предусмотренных выданной ответчику лицензией, выразившихся в нарушении ФГУП «Почта России» требований Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»; ФЗ «О почтовой связи», Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221.
Представитель ответчика, надлежащим образом уведомленного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, указав, что пропущен срок для привлечения к административной ответственности, а также срок передачи протокола в суд. В порядке ст. 123, ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, суд признаёт заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, ответчик ФГУП «Почта России» является обладателем лицензии серии А 025271 № 25577 от 11 апреля 2003 года, выданной Министерством Российской федерации по связи и информатизации на предоставление услуг почтовой связи. Срок действия данной лицензии установлен с 11.04.2004 г. по 11.04.2013 г.
В соответствии с п.п. 4, 7, 17 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 25577 при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться ФЗ «О связи», ФЗ «О почтовой связи», другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов РФ в переделах их полномочий. Порядок оказания услуг почтовой связи определяется Правилами оказания услуг почтовой связи и контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции, утверждаемыми Правительством РФ.
Лицензиат несет ответственность перед пользователями в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязательств в порядке и размерах, предусмотренных законодательством РФ.
В соответствии со ст.ст. 16, 17 ФЗ от 17.07.1999г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи". Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
Согласно ст. 29 ФЗ от 07.07.2003г. № 126-ФЗ, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В соответствии с п. 5 раздела ХХ Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87, к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п. «а», «б» п. 47 раздела V «Права и обязанности операторов почтовой связи» Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов.
Статьей 46 ФЗ «О связи» от 07.07.2003г. № 126-ФЗ предусмотрена обязанность операторов связи оказывать пользователям услугами связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации установлены Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2006 г. N 160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции".
Как следует из материалов дела, в результате проверки деятельности ФГУП «Почта России» должностными лицами Управления Роскомнадзора по Москве и Московской области выявлено нарушение контрольного срока прохождения обыкновенного международного EMS-отправления № CP261067942CN на 15 дней, следовавшего пользователю услугами почтовой связи ФИО1, в связи с установлением следующих обстоятельств.
В адрес заявителя отправлена международная посылка № CP261067942CN из Китая, следовавшая в Казань.
Международная посылка № CP261067942CN поступила 29.09.2012 по авиа депеше № 0674 на территорию Российской Федерации в АОПП Шереметьево - структурное подразделение ГЦМПП - филиала ФГУП «Почта России».
Указанное выше почтовое отправление из АОПП Шереметьево 30.09.2012 передано в Место международного почтового обмена (ММПО) Москва - структурное подразделение ГЦМПП - филиала ФГУП «Почта России».
В ММПО Москва международная посылка № CP261067942CN 01.10.2012 подготовлена для передачи на таможенный досмотр и только 15.10.2012 принято таможенной службой для досмотра, т.е. с нарушением срока обработки посылок в объекте почтовой связи. После урегулирования таможенных формальностей международная посылка в тот же день была возвращена в ММПО Москва.
ММПО Москва 18.10.2012, после соответствующей обработки и с нарушением срока обработки посылок в данном объекте почтовой связи, направило международную посылку по назначению в ПЖДП при Казанском вокзале, где посылка была зарегистрирована и 19.10.2012 направлена в Казань.
Международная посылка № CP261067942CN в Казань РЦПП поступила 21.10.2012, где посылка была зарегистрирована и 22.10.2012 направлена в отделение почтовой связи (ОПС) Казань 420136.
В ОПС Казань 420136 международная посылка поступила в тот же день и вручена лично адресату 24.10.2012.
Контрольным сроком поступления международной посылки № CP261067942CN в адресное предприятие ОПС Казань 420136, являлось 08.10.2012.
Срок прохождения данного почтового отправления составил 23 дня.
Замедление установленных контрольный срок прохождения международной посылки № CP261067942CN произошло по вине структурных подразделений ГЦМПП - филиала ФГУП «Почта России».
Таким образом, в результате анализа и изучения поступивших материалов от «EMS Почта России» - филиала ФГУП «Почта России» выявлено несоблюдение ФГУП «Почта России» контрольных сроков прохождения обыкновенного EMS-отправления, в части нарушения пп. «а» п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221, а также согласно приказу ФГУП «Почта России» от 05.06.2007 № 229-п, приложение «Контрольные сроки пересылки посылок, нормативы их обработки и перевозки, а также доставки извещений», установленному на основании ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» и п. 4 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221, срок прохождения посылок на территории Российской Федерации от Москвы до Казани, составляет 9 дней, включая, установленный 3-х дневный срок прохождения таможенного оформления и 6 дней прохождения посылки от Москвы до Казани.
В дальнейшем по факту выявленного правонарушения должностным лицом административного органа был составлен протокол от 26.12.12 № 01-1-41-12-1481 по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Указанный протокол об административном правонарушении был составлен, как видно из его содержания, в присутствии представителя ФГУП «Почта России» ФИО2, дейвствовавшего на основании доверенности от 17.10.12 № 1616/ЮД
Кроме того, в материалах административного дела, представленных суду, имеются доказательства надлежащего извещения ответчика о времени и месте составления указанного протокола об административном правонарушении.
Суд отмечает, что в связи с надлежащим извещением ответчика о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не имело места фактов нарушения заявителем требований ч.1 ст.25.1, ч.2 ст.25.4, ст.28.2 КоАП РФ, что следует признать правомерным, так как свидетельствует о соблюдении заявителем процессуальных требований и условий КоАП РФ.
В связи с указанным суд считает, что имел место факт совершения ответчиком данного административного правонарушения, поскольку вина ФГУП в совершении вменяемого ему правонарушения установлена, что подтверждается представленными ответчиком доказательствами по делу.
Суд также считает установленной вину ответчика в совершении вменяемого административного правонарушения в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, так как на него, как обладателя лицензии на оказание услуг почтовой связи, возложена обязанность по соблюдению установленных сроков пересылки почтовой корреспонденции, однако, при наличии возможности соблюдения лицензионных требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ФГУП «Почта России» не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу об установлении условий, предусмотренных ч.6 ст.205 АПК РФ, необходимых для привлечения ответчика к указанной административной ответственности, то есть установлении обстоятельств необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Суд также не принимает в качестве обоснованных доводы ответчика о нарушении заявителем требований ст.ст. 28.5, 28.8 КоАП РФ, поскольку согласно позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Суд также не находит оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку судом установлены признаки административного правонарушения, материалы дела подтверждают ненадлежащее исполнение ответчиком условий лицензии и вышеуказанного законодательства РФ, в связи с чем не требуют оценки доводы заявителя о социальной опасности деяния, т.е. о малозначительности вменяемого административного правонарушения, в связи с незначительными нарушениями сроков пересылки почтовых отправлений.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", согласно которой при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается в несоблюдении ФГУП «Почта России» публично-правовых обязанностей, которые возложены на него законодательством.
Судом установлено, что протокол составлен уполномоченным лицом.
Суд считает также, что на дату привлечения ответчика к указанной административной ответственности не был пропущен срок давности, предусмотренный ч.ч. 1,2 ст. 4.5 КоАП РФ.
Так, судом установлено, что рассматриваемое правонарушение, совершенное ФГУП "Почта России", фактически посягает на права потребителя ФИО1, по жалобе которой было возбуждено административное производство. Поэтому срок давности привлечения к административной ответственности по вменяемому правонарушению в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год со дня его совершения. Данный вывод соответствует правовой позиции выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 ноября 2010 г. N 6971/10.
Учитывая, что правонарушение затрагивает права потребителя, срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден, процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено, доводы, изложенные в заявлении, суд признает правомерными.
На основании изложенного, в соответствии с ч.ч.1,2 ст.2.1, ч.ч.1,2 ст.4.5, ч. 3 ст. 14.1, ч.1 ст.25.1, 28.2 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 29, 123, 136, 156 ч. 3, 167-170, 176, 205-206 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (юридический адрес: 131000, <...>, зарегистрированное ИМНС РФ № 24 по ЮАО г. Москвы 13.02.03 г. за ОГРН <***>) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Назначить Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» наказание в виде штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Указанную сумму штрафа перечислить на счет получателя по следующим платёжным реквизитам: получатель Управление Федерального казначейства по г. Москве (для Управления Роскомнадзора по Москве и Московской области, л/с <***>)
ИНН <***>
КПП 772401001
Банк получателя: Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, Москва
Р/с <***>
БИК 044583001
ОКАТО 45296571000
КБК 09611690020020000140.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней срок со дня его принятия в Девятый Арбитражный апелляционный суд.
Судья О. В. Сизова