ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-63583/18-131-468 от 10.07.2018 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. МоскваДело № А40-63583/18-131-468

17 июля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2018 года

Полный текст решения изготовлен 17 июля 2018 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи Жбанковой Ю.В., единолично,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Видановым А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

истец АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"

ответчик АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "Вагонреммаш"

о взыскании 526 361 руб. 92 коп.

в заседании приняли участие:

от истца: ФИО1 по доверенности от 23.08.2016г. № 60-Д

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 05.07.2018г. № ВРМ-61/18

УСТАНОВИЛ:

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "ВАГОНРЕММАШ" о взыскании 526 361 руб. 92 коп. неустойки по договору подряда №ФПК-14-100 от 28.03.2014г.

Через канцелярию суда от истца поступили возражения на отзыв ответчика.

Истец поддержал исковые требования в полном объеме.

Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме по мотивам ранее представленного отзыва на иск.

Изучив материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, доводы отзыва на иск, исследовав и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, выслушав в судебном заседании полномочных представителей сторон, которые поддержали и изложили свои позиции по делу, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик) был заключен договор на капитальный ремонт пассажирских вагонов № ФПК-14-100 от 28.03.2014 г., в соответствии с которым Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по капитальному ремонту пассажирских вагонов в объеме капитально-восстановительного ремонта (КВР), включая дополнительные работы, а Заказчик - оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.

Работы, предусмотренные п. 1.1. договора, должны быть выполнены Подрядчиком в соответствии с графиком подачи вагонов в ремонт и выпуска из ремонта на 2015-2019 годы (приложение № 1 к договору) (п. 1.2. договора). Кроме того подлежит согласованию и подписанию ежегодный график подачи вагонов в ремонт и выпуска и выпуска из ремонта по форме приложения № 2 к договору.

Пунктом 1.3. договора определено, что Подрядчик обязуется выполнять работы в соответствии с действующими нормативными, правовыми и иными актами, регламентирующими проведение ремонта вагонов и колесных пар, в части, не противоречащих договору.

Пунктом 4.2. договора установлено, что нормативные сроки простоя пассажирского вагона в ремонте, включая сроки выполнения дополнительных работ, исчисляются с момента подписания сторонами акта приемки формы ЗРУ-25. Подача вагонов в ремонт осуществляется с учетом нормативного срока простоя вагонов в ремонте, установленного Указанием МПС России № В-1465у от 23.12.1997г. в соответствии с графиком подачи вагонов в ремонт и выпуска из ремонта на текущий год, согласованный и подписанный сторонами в порядке, предусмотренном п. 1.2. договора.

Пунктом 2.1. Указания № В-1465у установлено, что учет простоя технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов необходимо производить в соответствии с «Инструкцией по учету наличия и ремонта неисправных вагонов», утвержденной МПС России 13.04.1993 № ЦЧУ-161. Согласно пункту 3.3.1. указанной Инструкции на заводах учет наличия пересылаемых в ремонт пассажирских вагонов ведется с момента подписания акта приемки формы ЗРУ-25 до подписания уведомления формы ВУ-36. Работы считаются выполненными и принятыми Заказчиком с момента подписания обеими сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ в отношении каждого отремонтированного вагона (п. 4.5. договора).

Согласно приложению № 2 к Указанию МПС России от 23.12.1997 № В-1465у нормы простоя вагона при капитальном ремонте в объеме КВР составляют 90 календарных суток.

В случае нарушения заказчиком сроков подачи вагонов в ремонт, предусмотренных графиком подачи вагонов в ремонт и выпуска из ремонта на текущий год, срок выпуска вагонов из ремонта переносится на количество дней задержки подачи вагонов к Подрядчику (соответственно просрочке подачи для каждого вагона).

В случае нарушения Подрядчиком срока выполнения работ, с учетом нормативного срока простоя вагонов в ремонте, установленного Указанием МПС России от 23.12.1997 № В-1465у, и графика подачи вагонов в ремонт и выпуска из ремонта на текущий год, согласованный сторонами в порядке, предусмотренном п. 1.2. договора (приложение № 2 к договору), Подрядчик обязан уплатить Заказчику штрафную неустойку в размере 0,1 % от стоимости ремонта вагонов, по которым нарушен срок выполнения работ, за каждый день просрочки, но не более 7 % от стоимости работ по ремонту вагонов, по которым нарушен срок выполнения работ (п. 6.4. договора).

Так, в соответствии со сроками, установленными в приложении № 2 к договору, Северный филиал для проведения ремонтных работ в объеме КВР 04.04.2017 поставил штабной вагон № 028 16817, о чем 04.04.2017 был составлен акт формы ЗРУ-25. С учетом нормативного срока простоя, установленного

Указанием МПС России, указанный вагон должен был выпущен из ремонта 03.07.2017.

Вместе с тем, вагон № 028 16817 из ремонта был выпущен 31.07.2017, что подтверждается актами приема-передачи выполненных работ от 31.07.2017 № 22246, 22248, 22247 и корректировочным актом от 15.08.2017 № 22245/1, следовательно, простой сверх норы составил 28 календарных суток.

С учетом требований, установленных п. 6.4. договора, размер штрафной неустойки составил 526 361,92 руб. (18 798 639 (без НДС)*0,1%*28).

В связи с нарушением срока исполнения обязательства в адрес Ответчика была направлена претензия от 06.12.2017 № 660/ФПКФСев на сумму 526 361,92 руб. о погашении суммы штрафной неустойки. Данная претензия была получена Ответчиком 15.12.2017, однако оставлена без ответа и оплаты.

В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со статьей 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Доводы ответчика подлежат отклонению по следующим основаниям.

Пунктом 4.1. договора установлено, что Заказчик подаёт вагоны в ремонт, а Подрядчик - выпускает из ремонта в соответствии с Графиком подачи/выпуска вагонов в ремонт/из ремонта на текущий год, подписанным в порядке, предусмотренном пунктом 1.2. договора. Нормы простоя вагонов в ремонте установлены в Указании МПС России от 23.12.1997 г. №В-1465у «Об утверждении норм простоя пассажирских вагонов при техническом обслуживании, деповском и капитальном ремонтах в условиях вагонных депо железных дорог» (далее - Указания №В-1465у).

Пунктом 2.1. Указания №В-1465у определено, что учет простоя технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов необходимо производить в соответствии с требованиями «Инструкции по учету наличия и ремонта неисправных вагонов», утвержденной МПС России 13.04.93 г. №ЦЧУ-161. В соответствии с п. 3.3.1. Инструкции № ЦЧУ-161 на заводах учет наличия пересылаемых в ремонт пассажирских вагонов ведется с момента подписания акта приемки формы ЗРУ-25 до подписания уведомления формы ВУ-36.

Пунктом 4.2 договора предусмотрено, что нормативные сроки простоя пассажирского вагона в ремонте, включая сроки выполнения дополнительных работ, исчисляются с момента подписания обеими сторонами акта приемки формы ЗРУ-25. Выпуск вагонов из ремонта оформляется уведомлением по форме ВУ-36. Работы считаются выполненными и принятыми Истцом с момента подписания обеими сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ в отношении каждого отремонтированного вагона.

В случае нарушения Подрядчиком срока выполнения работ, определяемого нормативным сроком простоя вагонов в ремонте, установленным Указанием МПС России от 23.12.1997 № В-1465у, Подрядчик обязан уплатить Заказчику штрафную неустойку в размере 0,1 % от стоимости ремонта вагонов, по которым нарушен срок выполнения работ, за каждый день просрочки, но не более 7 % от стоимости работ по ремонту вагонов, по которым нарушен срок выполнения работ (п. 6.4. договора в редакции дополнительного соглашения от 16.11.2015 № ФПК-14-100 (3).

График подачи/выпуска вагонов в ремонт/из ремонта на текущий год рассчитан с учетом нормативного срока простоя вагонов в ремонте, установленного Указанием МПС России от 23.12.1997 № В-1465у и представляет собой сведения о распределении количества вагонов, подлежащих ремонту, по кварталам и месяцам без указания конкретных дат и номеров вагонов. Именно за нарушение данного графика и была ранее установлена ответственность. Документами, подтверждающими начальный и конечный срок ремонта, будут являться акт формы ЗРУ-25 (начальная дата ремонта), ВУ-36 и акт выполненных работ (конечная дата ремонта). За нарушение ежеквартальных и пономерных графиков договором ответственности не предусмотрено.

Расчет неустойки Истцом произведен со дня следующего после составления акты формы ЗРУ-25 и по дату выполнения работ.

Правомерность такого расчета подтверждается условием п. 6.4. договора, согласно которого штрафную неустойку в размере 0,1 % от стоимости ремонта вагонов, по которым нарушен срок выполнения работ, Ответчик обязан уплатить за каждый день просрочки выполнения работ, следовательно, день подписания акта выполненных работ входит в период просрочки.

Ответчик в своем отзыве указывает на то, что вагон № 028 16817 поступил в ремонт позднее срока, указанного в пономерном графике подачи/выпуска вагонов в ремонт/из ремонта.

То, что вагон принят в ремонт ранее или позднее сроков, указанных в пономерных графиках, не влияет на тот факт, что Ответчик просрочил сроки выполнения работ, указанные в Указании МПС № В-1465у. Более ранняя или поздняя подача вагонов в ремонт никак не влияет на исчисление нормативного срока ремонта, поскольку данный срок выполнения работ, согласно п. 4.2. договора, исчисляется с момента подписания обеими сторонами акта приемки формы ЗРУ-25. Акт ЗРУ-25 является двусторонним актом о приемке вагона в ремонт, соответственно, подписав данный акт, Ответчик, принял вагон в ремонт и обязался выполнить его в установленные Указанием МПС № В-1465у нормативные сроки. Юридическое значение, исходя из норм договора, имеет именно факт приемки вагона - подписание акта ЗРУ-25, который никак не связан с подачей Истцом вагона.

Акт приемки ЗРУ-25 является двусторонним актом согласованной воли двух хозяйствующих субъектов, с моментом подписания данного акта закон связывает определенные юридические последствия - а именно, начало ремонта вагонов и, соответственно, течения срока на ремонт. Факт подачи вагонов ранее или позднее срока, указанного в пономерном графике, юридического значения не имеет, так как автоматически не порождает у Ответчика обязанности его принять, Ответчик сам решает принимать ли вагон в ремонт или нет, и несет ответственность за выполнение ремонта в сроки именно с момента подписания акта о приемке ЗРУ-25. О значении и юридических последствиях подписания акта ЗРУ-25 говорит также, например, п. 6.18. договора, согласно которому с момента его подписания риск случайной гибели или случайного повреждения вагона несет Ответчик.

Согласно п. 4.4. договора стороны обязаны при приемке вагонов в ремонт руководствоваться Основными условиями № РД 32 ЦЛ 024 от 11.12.2007 (далее -Основные условия). В соответствии с Основными условиями вагон, так же как и указано в договоре, считается принятым в ремонт с момента подписания акта приемки формы ЗРУ-25 представителем Исполнителя. Таким образом, именно от Исполнителя - Ответчика зависит момент подписания данного акта. Согласно п.7.14 Основных условий Исполнитель несет ответственность за сохранность вагонов с момента приемки в ремонт и до передачи вагонов проводника Заказчика после выполнения ремонта.

Подписав акт ЗРУ-25, Ответчик принял на себя обязательства по ремонту, в том числе, выполнению ремонта в установленный срок. Поэтому довод Ответчика о том, что Истец поставил ему вагон для ремонта позднее дат, указанных в пономерном графике без учета производственных мощностей, не имеет правового значения. Подписание сторонами акта ЗРУ- 25 выражает согласованную волю сторон на выполнение ремонта с даты подписания указанного акта. Данное обстоятельство также подтверждается Инструкцией МПС России от 13.04.1993 № ПЧУ-161 «Инструкция по учету наличия и ремонта неисправных вагонов», в которой указано, что на заводах учет наличия вагонов ведется с момента подписания акта приемки формы ЗРУ-25 до подписания уведомления формы ВУ-36.

Таким образом, подписав акт ЗРУ-25, то есть, приняв вагон в ремонт, Ответчик взял на себя обязательство по ремонту именно с этого момента, факт более поздней подачи вагона Истцом не имеет значения, поскольку, как было указано выше, не влечет обязанности принять вагон в ремонт именно подписанием акта ЗРУ-25. Подписание двустороннего акта ЗРУ-25 свидетельствует, таким образом, о фактическом согласовании сторонами иных сроков ремонта.

Довод Ответчика о том, что вагон прибыл в ремонт позднее срока, указанного в пономерном графике, однако новых сроков выпуска вагона из ремонта, как того требует п. 7.1.12 Основных условий, сторонами согласовано не было, не соответствует действительности и противоречит условиям договора по изложенным выше основаниям. Кроме того, согласно п. 6.2. договора стороны определили, что в случае нарушения Заказчиком сроков подачи вагонов в ремонт/из ремонта на текущий год, срок выпуска вагонов из ремонта переносится на количество дней задержки поступления вагонов к Исполнителю (соответственно просрочке поступления для каждого вагона). Ссылка Ответчика на п. 7.1.12, Основных условий № РД 32 ЦЛ 024 от 11.12.2007 не состоятельна, так как Ответчиком искажается смысл данной нормы. Согласно условиям договора своевременность выпуска вагонов из ремонта не ставится только и не столько в зависимость от графика подачи вагонов в ремонт и выпуска из ремонта, она должна соответствовать нормативному сроку простоя вагонов в ремонте.

Правомерность требования истца подтверждается судебной практикой по делам № А40-8600/17-131-848, № А40-188379/2017, № А40-207392/2017, № А40-95433/16-39-817, № А40-179383/16-13-1525, № А40-179383/16-13-1525, № А40-179383/16-13-1525, № А40-156335/16-131-1373, № А40-195131/16-13-1670, № А40-84295/17-170-770, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 № 09АП-28664/2017 по делу № А40-6332/2017.

На основании изложенного требование истца обоснованно и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ госпошлина по иску относится на ответчика.

С учетом изложенного, на основании ст.ст. 12, 307, 309, 310, 330, 331, 702, 740 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 4, 27, 65-67, 68, 71, 102, 110, 167-171, 176, 180, 181, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "Вагонреммаш" (адрес: 105005, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 12.05.2008) в пользу АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ" (адрес: 107078, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, (дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 03.12.2009) неустойку в размере 526 361 (Пятьсот двадцать шесть тысяч триста шестьдесят один) руб. 92 коп.и расходы по оплате государственной пошлины в размере 13 527 (Тринадцать тысяч пятьсот двадцать семь) руб.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.

Судья Ю.В.Жбанкова