ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва. А40- 63663/2011
20 декабря 2012 г 135-116
Резолютивная часть решения объявлена 30 октября 2012 года
Полный текст решения изготовлен 20 декабря 2012 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего: судьи В.В. Дудкина
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.А. Иванниковой
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
ООО «СФК АТОЛЛ» (125284, <...>; ОГРН <***>)
к Департаменту экономической политики и развития города Москвы (103009, <...>; ОГРН <***>), Правительству Москвы (125032, <...>; ОГРН <***>)
о взыскании фактически произведенных расходов в результате проведения работ по рекультивации земельного участка в сумме 718 990 635 руб. 21 коп.
При участии:
от истца –ФИО1 по дов. б/н от 05.05.2012г.
от ответчиков:
от Департамента экономической политики и развития города Москвы – ФИО2 по дов. № 6-юр от 27.09.2012г.
от Правительства г. Москвы – ФИО2 по дов. № 4-47-428/2 от 16.05.2012г.
УСТАНОВИЛ:
ООО «СФК АТОЛЛ» обратилось с иском к Департаменту экономической политики и развития города Москвы и Правительству Москвы о взыскании 718.990.635 руб. 21 коп. в возмещение понесенных расходов по проведению работ по рекультивации земельного участка по адресу: <...>, в рамках дополнительного соглашения № 1 к договору от 16.07.1996 № 14-ж-96.
Решением от 16.09.2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением 9ААС от 30.11.2011 решение оставлено в силе.
Постановлением ФАС МО от 07.03.2012 указанные решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение. При этом суд кассационной инстанции указал на необходимостьвыяснить обязательства Правительства Москвы по заключенному инвестиционному контракту; согласовали ли стороны условия по обеспечению выполнения работ по рекультивации земельного участка; установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, исходя из предмета и оснований заявленных требований.
При новом рассмотрении спора истец указал, что надлежащим ответчиком по иску является Правительство г. Москвы, указав, что требование к Департаменту экономической политики и развития города Москвы не заявляет.
Исковые требования по существу поддержал, сославшись на то обстоятельство, что в рамках дополнительного соглашения № 1 к договору от 16.07.1996 № 14-ж-96 выполнил работы по рекультивации земельного участка по адресу: <...>, понеся расходы на общую сумму 718.990.635 руб. 21 коп. Постановлением Правительства Москвы №466-ПП 19.07.2007 установлена обязанность ООО «СФК АТОЛЛ» предоставить в Департамент экономической политики и развития города Москвы документы, подтверждающие произведенные при осуществлении работ затраты, для их последующей компенсации из бюджета города Москвы. Однако ДЭПР в возмещении фактических затрат необоснованно отказал, сославшись на такую возможность при наличии судебного решения, в связи с чем ООО «СФК АТОЛЛ» предъявило настоящий иск, который должен быть удовлетворен за счет Правительства Москвы.
Ответчики иск не признали, сославшись на то обстоятельство, что обязательственные правоотношения сторон возникли из договора, правовые акты Москвы в области инвестиционной деятельности не являются сделками, не создают, не изменяют и не прекращают гражданских прав и не налагают обязанности. По своей правовой природе имеют организационный характер и не влияют на правоотношения сторон. При этом, Правительство Москвы, как сторона договора, каких-либо обязательств по компенсации взыскиваемой суммы не принимало, а ДЭПР в силу ст. 308 ГК РФ для лиц, не участвующих в обязательстве, последнее не создает и обязанностей для них.
Заслушав лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, выполнив указания кассационной инстанции, суд пришел к следующим выводам:
Как усматривается из материалов дела, 16.08.1996 Префектурой ВАО г. Москвы (Администрация) и ООО «СФК АТОЛЛ» (Инвестор) заключен договор №14-ж-96, предметом которого является реализация инвестиционного проекта по строительству жилого 9-ти секционного комплекса равной этажности общей площадью 108 000 кв.м со встроено-пристроенными нежилыми помещениями с комплексом инженерной и социальной инфраструктуры на земельном участке, расположенном по адресу: бульвар Маршала Рокоссовского, вл. 5-8. Объем предполагаемых инвестиций составляет 702 млрд. рублей и индексируется с учетом инфляции.
В целях ликвидации ветхого жилищного фонда района Богородское (Восточный административный округ) в 2002-2005 годах и улучшения экологического состояния территории по бульвару Маршала Рокоссовского, Постановлением Правительства Москвы от 14.01.2003 № 15-ПП «О комплексной реконструкции территории по Бульвару Маршала Рокоссовского в районе Богородское (Восточный административный округ)» предусмотрено осуществить в 2002-2005 годах поэтапную комплексную реконструкцию территории по бульвару Маршала Рокоссовского в районе Богородское, включающую: проведение работ по рекультивации земельного участка, площадью 5,9 га, по адресу: бульвар Маршала Рокоссовского, вл. 5-8. (п.1.1 Постановления); строительство жилого комплекса со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями на земельном участке по адресу: бульвар Маршала Рокоссовского, вл. 5-8, предоставленном в краткосрочную аренду ООО «Строительно-Финансовая Компания Атолл» в соответствии с договором аренды от 15.03.2002 № М-03-504595, и жилого дома с подземным гаражом на земельном участке по адресу: бульвар Маршала Рокоссовского, вл. 42, предоставленном в краткосрочную аренду ООО «Строительно-Финансовая Компания Атолл» (договор аренды от 15.03.2002 № М-03-504596), в соответствии с заключенными между Префектурой Восточного административного округа города Москвы и ООО «Строительно-Финансовая Компания Атолл» договорами о реализации инвестиционных проектов на территории Восточного административного округа.
18.07.2003 Префектурой ВАО г. Москвы и ООО «СФК АТОЛЛ» заключено дополнительное соглашение к договору о реализации инвестиционного проекта №1, в соответствии с которым п.п.2.1 и 2.2 договора изложены в новой редакции, а именно:
2.1 Предметом договора является реализация на земельном участке по адресу: бульвар Маршала Рокоссовского, вл. 5-8, инвестиционного проекта, включающего проведение работ по рекультивации земельного участка площадью и строительство жилого комплекса со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и подземным гаражом.
2.2 Инвестор обязуется за счет собственных (заемных и/или привлеченных) средств произвести работы по рекультивации земельного участка площадью 5,9 га последующим строительством объекта.
Постановлением Правительства Москвы от 19.06.2007 № 466-ПП «О мерах по защите интересов граждан, пострадавших от неисполнения обязательств коммандитным товариществом «Социальная инициатива и компания», и завершении строительства жилых домов по адресу: Бульвар Маршала Рокоссовского, вл. 42 и вл. 5-8, в целях защиты интересов граждан, пострадавших от неисполнения обязательств Коммандитным товариществом «Социальная инициатива и компания», и реализации постановления Правительства Москвы от 14.02.2003 № 15-ПП «О комплексной реконструкции территории по бульвару Маршала Рокоссовского в районе Богородское (Восточный административный округ)», предусмотрено осуществить в 2007-2008 гг. строительство жилого дома по адресу: бульвар Маршала Рокоссовского, вл. 42 (объект 1) в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией с последующим предоставлением физическим лицам ранее заключившим с Коммандитным товариществом «Социальная инициатива и компания» договоры инвестиционного вклада в строительство жилых домов по адресам: бульвар Маршала Рокоссовского, вл. 42 и вл. 5-8, за исключением лиц, претендующих на несколько квартир (кроме случаев улучшений жилищных условий).
Постановлением Правительства Москвы от 02.12.2008 № 1073-ПП, внесены изменения, в соответствии с которыми, Постановление Правительства Москвы от 19.06.2007 № 466-ПП предусматривает в целях улучшения экологического состояния территории с привлечением специализированной организации выполнить в 2007-2008 гг. работы по рекультивации земельного участка по адресу: бульвар Маршала Рокоссовского, вл. 5-8 (п. 5.1) .
При этом в соответствии п. 9.4. Постановления ООО «Строительно-Финансовая Компания Атолл» обязано представить в течение месяца после окончания работ по рекультивации земельного участка (строительной площадки) в Департамент экономической политики и развития города Москвы документы, подтверждающие произведенные инвестором затраты, для их последующей компенсации из бюджета города Москвы.
Префектурой ВАО г. Москвы и ООО «СФК АТОЛЛ» заключено дополнительное соглашение к договору о реализации инвестиционного проекта №1, в соответствии с которым п. 2.2 договора изложен в новой редакции, а именно:
2.2 В рамках реализации инвестиционного проекта инвестор обязуется в 2007-2008 гг. произвести работы по рекультивации земельного участка площадью 3,72 га в соответствии с Актом разрешенного использования участка территории градостроительного объекта от 23.10.2008 г. №А- 6460/01 и дальнейшим строительством в 2007-2011 гг. жилого дома максимальной общей площадью Объекта 193 000 кв.м со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, подземным гаражом за счет собственных (заемных и(или) привлеченных) средств по адресу: бульвар Маршала Рокосовского, вл. 5-8.
Инвестором привлечены организации для проведения работ по рекультивации земельного участка, работы завершены в полном объеме, в связи с чем 15.03.2011 в адрес ДЭПР направлен запрос о компенсации затрат (письмо№11/10).
ДЭПР в возмещении произведенных ООО «СФК АТОЛЛ» затрат отказал, указав на то, что их возмещение из бюджета возможно только при наличии судебного решения.
ООО «СФК АТОЛЛ» считает отказ в возмещении фактически понесенных затрат по проведению работ по рекультивации земельного участка по адресу: <...> необоснованным, поскольку работы осуществлены в полном объеме, размер расходов подтвержден документально, а обязанность их возмещения предусмотрена Постановлением Правительства Москвы от 19.06.2007 № 466-ПП.
При этом истец ссылается на то, что в силу ст.ст.421, 431 ГК РФ, п.1.3 договора (устанавливающего понятия распорядительного акта), условие п.9.4 постановления является обязательством сторон, которое подлежит исполнению. Договор квалифицируется как смешанный с элементами простого товарищества, Правительство Москвы участвует в инвестиционном проекте, предоставляя право инвестора на аренду земельного участка, а также компенсируя затраты, произведенные на работы по рекультивации земельного участка, в соответствии с договором и постановлением.
Более того, являясь арендатором земельного участка на основании договора №М-03-0558687 от 08.042009, инвестор произвел неотделимые улучшения участка, соответственно имеет право на возмещение стоимости этих улучшений на основании ст.ст. 210, 612, 623 ГК РФ.
Вместе с тем отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 1 статья 8 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»).
В соответствии со ст.3 ГК РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Гражданское законодательство состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу.
На основании и во исполнение Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.
В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации Кодексу или иному закону применяется Кодекс или соответствующий закон.
Согласно ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно п. 3 ст. 420 ГК РФ к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах, если иное не предусмотрено правилами настоящей статьи и правилами об отдельных видах договоров, содержащимся в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Таким образом, гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Исходя из общих начал гражданского законодательства, Постановление Правительства Москвы от 19.06.2007 № 466-ПП не является правовым актом, содержащим нормы гражданского права в соответствии со ст. 3 ГК РФ и, соответственно, не может служить законным основанием для регулирования отношений между участниками гражданских правоотношений, не создает гражданских прав и обязанностей для сторон, может являться предпосылкой к совершению определенных действий, поскольку Правительство Москвы принимает лишь к сведению обязательства ООО «СФК АТОЛЛ» (п.9).
То есть обязательственные правоотношения сторон возникли из договора от 16.07.1996 № 14-ж-96, а не акта Правительства Москвы. Согласно условиям контракта, спорные работы истец должен произвести за свой счет, при этом обязанность по компенсации затрат, порядок, сроки, а также лицо, за счет которого должны быть компенсированы соответствующие затраты, сторонами не определены.
Согласно ст. 421 ГК РФ, стороны свободны в определении условий договора. Ст.ст.1 и 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица приобретают и осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предусмотрено законом или иными правовыми актам.
В силу ст.431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов выражений. Буквальное значение условий договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями договора и смыслом договора в целом.
Применив указанные нормы, оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, исходя из условий договора, суд установил, что стороны условия по обеспечению выполнения работ по рекультивации в части компенсации затрат на их выполнение в рамках договора путем внесения соответствующих изменений и/или дополнений не согласовали.
В рамках договора Правительство Москвы на себя каких-либо обязательств по финансированию инвестиционного проекта и осуществлению строительства, а также по компенсации взыскиваемой сумм, не принимало.
Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон.
В случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для таких лиц лишь права в отношении одной или обеих сторон обязательства (ст.308 ГК РФ).
Соответственно, ответственность по договорам и взаиморасчетам истца с третьими лицами с учетом положений инвестиционного договора Правительство Москвы также не несет.
При указанных обстоятельствах требования истца не обоснованно, и иск удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 102, 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты его принятия.
Судья В.В. Дудкин