ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-6487/12 от 21.03.2012 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва                                                                             Дело № А40-6487/12

154-67

28 марта 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2012г.

Полный текст решения изготовлен 28 марта 2012г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

судьи Полукарова А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судьи – Даньшиной Ю.А.

рассматривает в судебном заседании дело по заявлению

истца (заявителя): ФИО1

к ответчику: ФСФР России

о признании незаконным приказа  от 16.09.2011г. № 11-2354/пз-и «Об аннулировании квалификационного аттестата серии КА № 004323 по квалификации «Специалист финансового рынка», выданного заявителю 

в судебное заседание явились:

от истца (заявителя): по доверенности от 27.10.2011г. ФИО2; по доверенности от 07.02.2012г. № 77 АА 3996475 ФИО3

от ответчика: по доверенности № 11-ДП-05/8723 от 14.04.2011г. ФИО4; по доверенности от 14.04.2011г. № 11-ДП-05/8767 ФИО5

суд,

УСТАНОВИЛ:

Заявителем заявлены требования о признании незаконным приказа  от 16.09.2011г. № 11-2354/пз-и «Об аннулировании квалификационного аттестата серии КА № 004323 по квалификации «Специалист финансового рынка», выданного ФИО1

            Представитель заявителя поддержал заявленные требования, по доводам изложенным в заявлении.

            Ответчик возражал против удовлетворения требований по доводам изложенным в отзыве.

            До рассмотрения дела по существу судом проверено соблюдение заявителем срока на обжалование ненормативных правовых актов и решений и действий государственных органов, предусмотренного ч.4 ст.198 АПК РФ и установлено, что срок соблюден.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей явившихся в судебное заседание сторон, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что требования заявителя заявлены не обоснованно и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

            Как следует из материалов дела, 25.01.2010 г. Федеральной службой по финансовым рынкам (далее по тексту - ФСФР России) было принято решение о проведении плановой выездной проверки деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Депозитарий Иркол» (далее — Общество). Проверка проводилась в период с 01.02.2010 г. по 28.05.2010 г.

            По результатам проверки 11.06.2010г. был составлен Акт № 10-46/а-ДСП плановой выездной проверки деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Депозитарий Иркол».

            26.08.2010 г. на основании Акта проверки ФСФР России был издан Приказ № 10-2257/пз-и «Об аннулировании лицензии на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов Общества с ограниченной ответственностью «Депозитарий Иркол» (далее по тексту — Приказ об аннулировании лицензии).

            Также по результатам проверки был издан приказ от 16.09.2011г. № 11-2354/пз-и «Об аннулировании квалификационного аттестата серии КА № 004323 по квалификации «Специалист финансового рынка», выданного ФИО1

            Заявитель, не согласившись с Приказом об аннулировании аттестата, обратился в суд.

            Оценка доказательств показала следующее.

            В соответствии с ч.1  ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

            В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

            В соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

            Согласно Положению о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 № 717 (далее — Положение о Службе), ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности) и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 55 Федерального закона от 29.11.2001 №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее - Закон об инвестфондах) государственное регулирование деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, агентов по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, лиц, осуществляющих ведение реестров владельцев инвестиционных паев, и государственный контроль за указанными видами деятельности осуществляются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

            Подпунктом 7 пункта 2 статьи 55 Закона об инвестфондах установлено, что ФСФР России устанавливает квалификационные требования и требования к профессиональному опыту лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании и специализированного депозитария (руководителя отдельного структурного подразделения организации, осуществляющей деятельность специализированного депозитария), к контролерам (руководителям службы внутреннего контроля) управляющей компании и специализированного депозитария, а также квалификационные требования к работникам управляющей компании и специализированного депозитария.

            Квалификационные требования к специалистам финансового рынка указаны в разделе 2 Положения о специалистах финансового рынка, утвержденного приказом ФСФР России от 28.01.2010 № 10-4/пз-н (далее -Положение о специалистах финансового рынка).

            В соответствии подпунктом 17 пунктом 2 статьи 55 Закона об инвестфондах ФСФР России вправе аннулировать квалификационные аттестаты физических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения ими Закона об инвестфондах, а также законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

            Согласно пункту 6 Положения о специалистах финансового рынка и пункту 5.3.13.2 Положения о Службе ФСФР России принимает решение об аннулировании квалификационного аттестата аттестованного лица в случае неоднократного или грубого нарушения им законодательства Российской Федерации об инвестфондах, законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

            Согласно материалам дела, оспариваемым Приказом ФСФР России аннулирован квалификационный аттестат специалиста финансового рынка, выданный ФИО1, которая являлась заместителем генерального директора -начальником управления по обслуживанию фондов ООО «Депозитарий Иркол».

            Основанием для аннулирования названного аттестата послужили выявленные неоднократные нарушения Заявителем Закона об инвестфондах и законодательства Российской Федерации о ценных бумагах. Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 11.06.2010 № 10-46/а-ДСП, составленном по результатам плановой выездной проверки деятельности Общества.

            ФСФР России были выявлены и зафиксированы в указанном Акте выездной проверки нарушения, допущенные Заявителем как Начальником управления по обслуживанию фондов Общества требований законодательства Российской Федерации, послужившие основанием для издания Приказа.

            Были выявлены следующие нарушения:

-           Обществом нарушены требования, установленные пунктами 1.2, 4.10 и 4.13 Положения о деятельности специализированных депозитариев и пунктом 4.10.7 Условий и процедур осуществления контрольной деятельности Общества (Пенсионные резервы негосударственного пенсионного фонда) Регламента специализированного депозитария акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов Общества, зарегистрированного ФСФР России от 25.12.2008 № 22-000-1-00023/8, что выразилось в том, что Обществом не осуществлялся контроль за соответствием структуры пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе в части уведомления ФСФР России о выявленных нарушениях.

            Обязанности по осуществлению контроля за соответствием структуры пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе в части уведомления ФСФР России о выявленных нарушениях возложены на Заявителя в соответствии с разделом 4 Положения об управлении по обслуживанию фондов (пункты 4.10, 4.12 и 4.13) и Должностной инструкцией (пункты 2.1, 2.7 и 2.11).

-  Обществом нарушены требования, установленные пунктами 1.2 и 4.10 Положения о деятельности специализированных депозитариев, пунктом 1 статьи 43 и подпунктами 5 и 9 пункта 2 статьи 45 Закона об инвестфондах, пунктами 4.1.1.2, 4.1.1.7 и 4.9.1  Условий и Процедур осуществления контрольной деятельности, что выразилось в том, что Обществом ненадлежащим образом осуществлялся контроль за исполнением управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов обязанности по передаче специализированному депозитарию копий первичных документов. Данное нарушение зафиксировано в пункте 6 Акта выездной проверки. Обязанности по осуществлению контроля за  исполнением управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов обязанности по передаче специализированному депозитарию копий первичных документов возложены на Заявителя в соответствии с разделом 4 Положения об управлении по обслуживанию фондов (пункт 4.4) и Должностной инструкцией (пункты 2.1, 2.7 и 2.11).

-  Обществом нарушены требования, установленные пунктом  1.2 Положения о деятельности специализированных депозитариев, пунктом 1 статьи 43 и подпунктами 5 и 9 пункта 2 статьи 45 Закона об инвестфондах, что выразилось в том, что Обществом не осуществлялся контроль за исполнением управляющими компаниями обязанности по передаче специализированному  депозитарию имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд (проектно-сметная  документация для  закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категории фондов недвижимости, кредитные договоры для закрытых паевых инвестиционных фондов,   относящихся  к категории кредитных фондов), подлежащего хранению в специализированном депозитарии.

- Обществом нарушены требования, установленные пунктом 1.2 Положения о деятельности специализированных депозитариев, пунктом 1статьи 43 и подпунктами 5 и 9 пункта 2 статьи 45 Закона об инвестфондах, что выразилось в том, что Обществом не осуществлялся контроль за исполнением управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов обязанности по согласованию со специализированным депозитарием операций, связанных с распоряжением имуществом паевых инвестиционных фондов.

            Обязанности по осуществлению контроля за исполнением управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов обязанности по согласованию со специализированным депозитарием операций, связанных с распоряжением имуществом паевых инвестиционных фондов возложены на Заявителя в соответствии с разделом 4 Положения об управлении по обслуживанию фондов (пункты 4.6 и 4.8) и Должностной инструкцией (пункты 2.1, 2.7 и 2.11).

-           Обществом нарушены требования, установленные пунктами 1.2 и 4.2 Положения о деятельности специализированных депозитариев, пунктами 1 и 2 статьи 43 и подпунктами 5 и 9 пункта 2 статьи 45 Закона об инвестфондах, что выразилось в том, что Обществом не осуществлялся контроль за деятельностью управляющей компании, в результате чего управляющей компанией принята обязанность по передаче имущества, которое в момент принятия такой обязанности не составляет активы паевого инвестиционного фонда.

            Обязанности по осуществлению контроля за осуществлением инвестиционной деятельности управляющих компания возложены на Заявителя в соответствии с разделом 4 Положения об управлении по обслуживанию фондов (пункты 4.6 и 4.8) и Должностной инструкцией (пункты 2.1, 2.7 и 2.11).

-    Обществом нарушены требования, установленные пунктами 1.2 и 4.7 Положения о деятельности специализированных депозитариев, пунктом 1 статьи 43 и подпунктами 5 и 9 пункта 2 статьи 45 Закона об инвестфондах, что выразилось в том, что Обществом не осуществлялся контроль за соблюдением управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов, относящихся к категории кредитных фондов, требований к порядку определения стоимости чистых активов и расчетной стоимости одного инвестиционного пая.

            Обязанности по осуществлению контроля за соблюдением управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов требований к порядку определения стоимости чистых активов и расчетной стоимости одного инвестиционного пая возложены на Заявителя в соответствии с разделом 4 Положения об управлении по обслуживанию фондов (пункт 4.6) и Должностной инструкцией (пункты 2.1, 2.7 и 2.11).

            Обстоятельства вышеуказанных нарушений подтверждены вступившим в законную силу судебными актами апелляционной и кассационной инстанций по делу № А40-104088/10-106-587 в связи с чем не оцениваются дополнительно в настоящем отзыве, за исключением оценки оснований обращения в суд, указанных в заявлении.

            Указанные в Приказе нарушения оценены ФСФР России как грубые поскольку данные нарушения повлекли аннулирование лицензии Общества на осуществление деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, о чем издан приказ ФСФР России от 26.08.2010 № 10-2257/пз-и (далее - Приказ об аннулировании лицензий).

            Приказ об аннулировании лицензий обжаловался Обществом в судебном порядке и постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011 № 09АП-3964/2011 и Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.07.2011 № КА-А40/6882-11 по делу № А40-104088/10-106-587 признан законным и обоснованным.

            В соответствии с разделом 2 положения об Управлении по обслуживанию фондов Общества, утвержденного генеральным директором Общества 01.02.2007 (далее - Положение об управлении по обслуживанию фондов) на данное управление возложены следующие функции: учет и хранение имущества, принадлежащего паевым инвестиционным фондам и акционерным инвестиционным фондам; контроль за соблюдением Управляющей компанией паевых инвестиционных фондов требований законодательства к составу и структуре активов паевого инвестиционного фонда, за размещением и выкупом инвестиционных паев, за осуществлением инвестиционной деятельности, за расчетом стоимости СЧА и стоимости одного пая; контроль за соблюдением акционерным инвестиционным фондом и его Управляющей компанией требований законодательства к составу и структуре активов акционерного инвестиционного фонда, за осуществлением инвестиционной деятельности, за расчетом стоимости СЧА; контроль за соблюдением негосударственными пенсионными фондами (управляющими компаниями) ограничений по инвестированию пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений, правил размещения пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений, состава и структуры пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений;

            Во исполнение названных функций раздел 4 Положения об управлении по обслуживанию фондов определяет основные задачи данного управления: учет и хранение имущества, принадлежащего паевым инвестиционным фондам и акционерным инвестиционным фондам.

            Контроль за предоставлением Управляющей компанией паевых инвестиционных фондов, акционерным инвестиционным фондом и его Управляющей компанией первичных документов, являющихся основанием для осуществления отделом контрольных функций.

            Контроль за соблюдением Управляющей компанией паевых инвестиционных фондов требований законодательства к составу и структуре активов паевого инвестиционного фонда.

            Контроль за размещением и выкупом Управляющей компанией паевых инвестиционных фондов инвестиционных паев, за осуществлением инвестиционной деятельности, за расчетом стоимости СЧА и стоимости одного пая.

            Контроль ограничений деятельности Управляющих компаний паевых инвестиционных фондов и Управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов.

            Контроль за соблюдением негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями негосударственных пенсионных фондов ограничений по инвестированию пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений.

            Контроль за соблюдением негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями негосударственных пенсионных фондов требований к составу пенсионных резервов по степени риска по доходности вложений.

            Подготовка уведомлений о выявлении, устранении (не устранении) нарушений, совершенных НПФ и его Управляющими компаниями, и предоставление указанных уведомлений в уполномоченные органы.

            Подготовка уведомлений о выявлении, устранении (не устранении) нарушений, совершенных Управляющей компанией паевых инвестиционных фондов, акционерным инвестиционным фондом и его Управляющей компанией, и предоставление указанных уведомлений в уполномоченные органы.

            Выполнение иных контрольных функций, предусмотренных действующими законодательными и иными нормативно-правовыми актами.

            В соответствии с пунктом 6.1 Положения об управлении по обслуживанию фондов руководитель управления (Заявитель по настоящему делу): осуществляет руководство всей деятельностью Управления по обслуживанию фондов и организует работу и распределение функций между отделами, входящими в состав Управления; обеспечивает постоянный контроль за выполнением возложенных на Управление по обслуживанию фондов задач и функций; несет персональную ответственность за состояние дел в Управлении по обслуживанию фондов и выполнение возложенных на Управление задач; обеспечивает осуществление Управлением по обслуживанию фондов деятельности по выполнению функций Специализированного депозитария и дает указания по вопросам оперативной деятельности Управления.

            В соответствии с должностной инструкцией Начальника управления по обслуживанию фондов, утвержденной генеральным директором Общества 31.12.2009 (далее - Должностная инструкция) Начальник управления по обслуживанию фондов возглавляет управление и является руководителем для начальников отделов и всех сотрудников управления.

            В соответствии с пунктом 1.6 Должностной инструкции Начальник управления по обслуживанию фондов должен знать и строго выполнять действующее законодательство Российской Федерации в области рынка ценных бумаг, деятельности инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

            Согласно разделу 2 Должностной инструкции на Начальника управления по обслуживанию фондов возлагаются обязанности: контроль выполнения задач, решаемых управлением; контроль полноты и своевременности представления внутренней и внешней отчетности, связанной с обслуживанием фондов; систематический контроль выполнения начальниками отделов и сотрудниками управления своих должностных обязанностей; выявление и анализ ошибок в работе начальников отделов и сотрудников управления и принятие мер по их устранению; выполнение других функций в соответствии с Положением об управлении по обслуживанию фондов и другими технологическими и нормативными документами.

            Как следует из материалов дела, ФИО1 была ознакомлена с Должностной инструкцией о чем имеется соответствующая отметка.

            В связи с чем, суд считает, что Заявитель, являясь Начальником управления по обслуживанию фондов Общества в соответствии с вышеприведенными внутренними документами была обязана осуществлять личный контроль за деятельностью управления по обслуживанию фондов в функциональные задачи которого входило осуществление деятельности специализированного депозитария по осуществлению контроля за деятельностью управляющих компаний паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

            В пункте 1 статьи 43 Закона об инвестиционных фондах, установлено императивное и не отсылающее к каким-либо иным статьям Закона об инвестиционных фондах, и не позволяющее двоякого толкования требование о том, что основной функцией специализированного депозитария является контроль за соблюдением управляющей компанией паевого инвестиционного фонда Закона об инвестиционных фондах, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг и правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Закона об инвестфондах («Требования к специализированному депозитарию») специализированный депозитарий осуществляет деятельность по учету и хранению иного имущества (активов), контролю за распоряжением этим имуществом (активами), а также по иному контролю в соответствии с указанными федеральными законами.

            Контрольные функции специализированного депозитария в соответствии со статьями 43, 45 Закона об инвестфондах, пунктом 1.2 Положения о деятельности специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 10.12.2004 № 04-3/пс (далее - Положение о деятельности специализированных депозитариев) не ограничиваются осуществлением контроля только за управляющими компаниями при распоряжении имущества фондов, действующим законодательством на специализированный депозитарий возложены функции по контролю за соблюдением управляющими компаниями требований действующего законодательства и правил доверительного управления фондами.

            В соответствии с пунктом 1.2 Положения о деятельности специализированных депозитариев специализированный депозитарий должен осуществлять контроль за соблюдением управляющей компанией требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов и правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом, в том числе за соблюдением установленных размеров, порядка и сроков начисления вознаграждений управляющей компании, специализированному депозитарию, лицу, осуществляющему ведение реестра владельцев инвестиционных паев, аудитору и оценщику.

            Согласно пункту 1 статьи 43 Закона об инвестфондах специализированный депозитарий осуществляет контроль за соблюдением управляющей компанией управляющей компанией паевого инвестиционного фонда настоящего Федерального закона, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг и правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом.

            Подпунктом 5 пункта 2 статьи 45 Закона об инвестфондах установлена обязанность специализированного депозитария осуществлять контроль, предусмотренный статьей 43 настоящего Федерального закона, в том числе контроль за соблюдением управляющей компанией паевого инвестиционного фонда настоящего Федерального закона, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг и правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом.

            Подпунктом 9 пункта 2 статьи 45 Закона об инвестфондах установлена обязанность специализированного депозитария соблюдать иные требования, предусмотренные Законом об инвестфондах и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

            На основании изложенного, следует, что Общество обязано осуществлять текущий контроль за соблюдением управляющей компанией действующего законодательства Российской Федерации, а не только за наличием или отсутствием нарушений прав пайщиков фондов или только за распоряжением имуществом фондов.

            Так же следует отметить, что в соответствии с пунктом 4.10 Положения о деятельности специализированных депозитариев специализированный депозитарий уведомляет ФСФР России и управляющую компанию паевого инвестиционного фонда о нарушениях и несоответствиях, выявленных при осуществлении контроля за указанными управляющими компаниями, не позднее трех дней со дня их выявления.

            Таким образом, обязанности по уведомлению Обществом ФСФР России о нарушениях выявленных в ходе осуществления контроля за управляющим компаниями возложены на Общество в соответствии с пунктом 4.10 Положения о деятельности специализированных депозитариев. Данная норма позволяет ФСФР России своевременно осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением управляющими компаниями требований действующего законодательства.

            Доводы Заявителя о том, что ФИО1 не занимала должность руководителя или контролера Общества, в связи с чем, аннулирование ее квалификационного аттестата нельзя связывать с нарушениями явившимися основанием для аннулирования лицензии Общества  судом признаны не состоятельными.

            Так  данная взаимосвязь нарушений, допущенных Заявителем и последствий не явилась основанием для аннулирования квалификационного аттестата в соответствии с пунктом 7 Положения о специалистах финансового рынка (Приказ не содержит ссылки на данный пункт), а послужила критерием для оценки нарушений как грубых, то есть обоснованием принятого решения.

            Доводы Заявителя об отсутствии нарушения, указанного в пункте 2 Приказа, судом признаны необоснованными.

            Пунктом 2 оспариваемого Приказа указано, что Обществом нарушены требования, установленные пунктами 1.2 и 4.10 Положения о деятельности специализированных депозитариев, пунктом 1 статьи 43 и подпунктами 5 и 9 пункта 2 статьи 45 Закона об инвестфондах, пунктами 4.1.1.2, 4.1.1.7 и 4.9.1 Условий и Процедур осуществления контрольной деятельности, что выразилось в том, что Обществом ненадлежащим образом осуществлялся контроль за исполнением управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов обязанности по передаче специализированному депозитарию копий первичных документов. Данное нарушение зафиксировано в пункте 6 Акта выездной проверки.

            Обязанность Общества по осуществлению контроля за исполнением управляющими компаниями обязанности по передаче специализированному депозитарию копий первичных документов и обязанности выявлять данные нарушения и сообщать в ФСФР России следует из пунктов 1.2, 4.10 Положения о деятельности специализированных депозитариев, пунктов 4.1.1.2, 4.1.1.7, 4.9.1 Условий и процедур осуществления контрольной деятельности.

            Как было установлено в ходе проверки и не оспаривается самим Заявителем, управляющая компания ЗАО «Управляющая компания «АС Менеджемнт» не предоставляла Обществу копии отчетов об оценке имущества, составляющего ЗПИРФ «Казанский земельный инвестиционный фонд», ЗПИРФ «Казанский рентный инвестиционный фонд», ЗПИФН «АС - фонд строительный», а представляла только документы именованные как «экспресс-отчеты».

            В соответствии с пунктом 2.1 Положения о деятельности специализированного депозитария, учет имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд (пенсионные резервы негосударственного пенсионного фонда), осуществляется на основе первичных документов в отношении указанного имущества.

            К первичным документам в отношении учитываемого имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд в том числе, относятся акты оценки стоимости имущества, если оценка его стоимости осуществлялась оценщиком.

            В соответствии с пунктом 22 Положения о стоимости чистых активов оценочная стоимость имущества, не указанного в пунктах 11, 13 - 21, 21.1 -21.3 Положения о стоимости чистых активов (прим. недвижимое имущество), определяется оценщиком акционерного инвестиционного фонда или паевого инвестиционного фонда. Оценочная стоимость указанного в настоящем пункте имущества, в том числе при его отчуждении, признается равной итоговой величине стоимости этого имущества, содержащейся в отчете о его оценке, если с даты составления указанного отчета прошло не более 6 месяцев.

            В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» (далее - Закон об оценочной деятельности) отчет оценщика является документом, составляемым по результатам оценки имущества. Статьей 12 Закона об оценочной деятельности установлены принципы достоверности отчета об оценке как документа, содержащего сведения доказательственного значения

            Статьей 24.6 Закона об оценочной деятельности предусмотрена ответственность оценщика за убытки или имущественный вред, причиненный в результате использования итоговой величины стоимости имущества, указанного в отчете об оценке.

            В соответствии с Федеральным стандартом оценки № 3, утвержденным приказом Минэкономразвития от 20.07.2007 № 254 (далее - ФСО № 3) отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

            Таким образом, только отчет об оценке является документом, который может содержать мнение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

            Вместе с тем, действующее законодательство не содержит термина «экспресс-отчет», такой документ не регламентирован какими-либо нормами права и за содержание такого документа оценщик не несет ответственности, в связи с чем, осуществлять оценку имущества составляющего паевой фонд на основании «экспресс-отчетов» не представляется возможным, поскольку содержащаяся в таком документе информация не отвечает принципам достоверности и в случае возникновения спора об убытках или имущественном вреде владельцу инвестиционных паев в связи с неправильной оценкой имущества по «экспресс-отчетам» оценщик, представивший такой документ не будет нести установленную законом ответственность.

            В связи с изложенным, единственным первичным документом, на основании которого возможно вести учет имущества, составляющего паевой фонд в соответствии с пунктом 2.1 Положения о деятельности специализированного депозитария может быть отчет об оценке.

            На основании изложенных выше оснований, доводы Заявителя о том, что в пункте 2.1 Положения о деятельности специализированного депозитария указана формулировка «акт оценки стоимости имущества» и отчет об оценке не является актом оценки судом признаны несостоятельными.

            Нарушение, отраженное в пункте 3 оспариваемого Приказа, заключается в том, что Обществом нарушены требования, установленные пунктом 1.2 Положения о деятельности специализированных депозитариев, пунктом 1 статьи 43 и подпунктами 5 и 9 пункта 2 статьи 45 Закона об инвестфондах, что выразилось в том, что Обществом не осуществлялся контроль за исполнением управляющими компаниями обязанности по передаче специализированному депозитарию имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд (проектно-сметная документация для закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категории фондов недвижимости, кредитные договоры для закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категории кредитных фондов), подлежащего хранению в специализированном депозитарии.

            Обязанность Общества по осуществлению контроля за исполнением правляющими компаниями обязанности по передаче имущества, составляющего паевой фонд следует из подпунктов 1 и 2 пункта 2 статьи 39 Закона об инвестфондах.

            Как установлено в ходе проверки и отражено в пунктах 13 и 14 Акта выездной проверки Заявителем в ответ на требования инспекторов ФСФР России не представлены оригиналы проектно-сметной документации в отношении недвижимого имущества, составляющего ЗПИФН «ВИТУС -Новостройка», ЗПИФН «ВИТУС - Фонд недвижимости» и оригиналов кредитных договоров, составляющих имущество КЗПИФ «Столичный капиталЪ».

            Проектно-сметная документация входит в перечень имущества ЗПИФН «ВИТУС - Новостройка» и ЗПИФН «ВИТУС - Фонд недвижимости», в связи с чем в силу закона подлежит хранению в Обществе.

            Указанные в заявлении выводы том, что проектно-сметная документация, составлявшая ЗПИФН «ВИТУС - фонд недвижимости» не хранилась в Обществе на момент проведения проверки в связи с тем, что она перестала быть имуществом фонда являются несостоятельными, поскольку Заявителем не представлено доказательств того, что в период, когда данная проектно-сметная документация  составляла  ЗПИФН  она  хранилась  в Обществе, напротив, в соответствии со справкой-разъяснением от 24.05.2010 № 102201043 копий документов, подтверждающих предоставление данной документации в Общество у Заявителя не имеется. Данные обстоятельства также подтверждаются журналами входящих документов ЗПИФН «ВИТУС -Фонд недвижимости».

            Таким образом, суд приходит к выводу, что заявитель Общество не осуществляло контроля за управляющими компаниями по исполнению последними обязанности по передачи на хранение имущества, составляющего паевые инвестиционные фонды.

            Доводы Заявителя об отсутствии обязанности по хранению оригиналов кредитных договоров, составляющих КЗПИФ «Столичный капиталЪ» основаны на выводе о том, что имущество названного фонда составляют не сами договоры, а права требования по данным договорам.

            Однако, данные доводы. Не могут быть обоснованными, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров.

            В связи с изложенным, подтверждением наличия прав требования по кредитным договорам могут быть только оригиналы кредитных договоров и договоры уступки прав требования.

            Приведенные Заявителем доводы о том, что ФСФР России не обоснованно оценила допущенные Заявителем нарушения,  как грубые, судом признаны не состоятельными.

            Так как, действующее законодательство не содержит критериев оценки нарушений специалистов финансового рынка, в связи с чем ФСФР России как государственный орган, осуществляющий нормативное регулирование и контроль за деятельностью специалистов финансового рынка, самостоятельно определяет степень грубости тех или иных нарушений и отнесение их по этому критерию к основаниям для аннулирования квалификационного аттестата.

            Также при рассмотрении дела, суд считает, что оспариваемый Приказ не нарушает прав и законных интересов Заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

            Пунктом 5.5 Положения о специалистах финансового рынка прямо установлено, что требованием к руководителям профессионального участника, руководителям филиала, заместителям руководителя организации и филиала, начальникам структурных подразделений и контролеру является отсутствие факта работы в организации, осуществлявшей деятельность на финансовом рынке, у которой была аннулирована соответствующая лицензия и в которой указанное лицо являлось лицом, осуществлявшим руководство текущей деятельностью этой организации, или контролером в период совершения какого-либо из нарушений, повлекших аннулирование лицензии, если с даты аннулирования лицензии прошло менее 3 лет.

            Таким образом, правовые последствия в виде невозможности занимать должности руководителя профессионального участника рынка ценных бумаг, руководителя филиала, заместителя руководителя организации и филиала, а также контролера возникли у ФИО1 в результате работы в Обществе, у которого аннулированы лицензии, а не в результате издания оспариваемого Приказа.

            Судом проверены и оценены все доводы заявителя, однако отклонены судом, как не подтвержденные доказательствами, основанные на неверном толковании норм права и не свидетельствующие о возможности удовлетворения требований. Так доказательств незаконности  приказа не представлено, так как приказ вынесен уполномоченным должностным лицом в соответствии с действующим законодательством РФ, с учетом выявленных нарушений дающих право «Об аннулировании квалификационного аттестата серии КА № 004323 по квалификации «Специалист финансового рынка» по специализации в области финансового рынка: деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов», выданного ФИО1.

Кроме этого факт того, что выявленные нарушения допущены подчинявшимися заявителю лицами заявителем не оспаривается.

            Суд считает, что оспариваемый Приказ принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в полном соответствии с законодательством Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

            При указанных  обстоятельствах суд приходит к выводу о не установлении условий, предусмотренных ст.13 ГК РФ, ч.1 ст.198 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого Приказа недействительным, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.

            Расходы на госпошлину в соответствии со ст.110 АПК РФ относятся  на заявителя.

            На основании изложенного, в соответствии положениям Федерального закона №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 г., руководствуясь ст.ст. 29, 75, 167-170, 198-201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО1 о признании незаконным приказа ФСФР России от 16.09.2011г. № 11-2354/пз-и «Об аннулировании квалификационного аттестата серии КА № 004323 по квалификации «Специалист финансового рынка» по специализации в области финансового рынка: деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов», выданного ФИО1 – оставить полностью без удовлетворения.

Проверено на соответствие Действующему законодательству (Федеральному Закону №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 г.).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый Арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                     А.В. Полукаров