ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-65982/15 от 15.06.2015 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

Дело № А40-65982/15

15 июня 2015 г.

Арбитражный суд в составе судьи Поляковой А.Б. (шифр судьи 17-531),

рассмотрев в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ дело по заявлению ТСЖ "Фортуна-4" к заинтересованному лицу: Мосжилинспекция г.Москвы о признании незаконным и отмене постановления № 02-774/14 от 23.10.2014 г. и решение по жалобе 19.03.2015 г.

без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья "Фортуна-4" (далее – заявитель, ТСЖ «Фортуна-4») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции города Москвы о признании незаконным и отмене постановления от 23.10.2014 г. №02-774/14 о привлечении заявителя к административной ответственности на основании ст. 9.1 Закона г. Москвы «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» в виде штрафа в размере 70000 рублей. г. и решения по жалобе от 19.03.2015 г. на указанное потановление.

Определением от 17.04.2015г. заявление ГБУ «Жилищник района Южное Тушино» принято судом для рассмотрения в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ.

Ответчик представил отзыв, согласно которому возражал против удовлетворения заявленных требований, и материалы административного дела.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, в соответствии с ч. 1,2 ст. 227 и ст. 228 АПК РФ, без вызова сторон, по материалам, представленным заявителем и заинтересованным лицом.

Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд признает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, в связи с чем, согласно ч.7 ст. 210 АПК РФ оспариваемое постановление проверено судом в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган. Порядок рассмотрения жалобы предусмотрен ст. 30.6 КоАП РФ.

Согласно ст. 30.9 КоАП РФ решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается в том же порядке, что и жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, то есть в данном случае в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы 25 АПК РФ.

Учитывая позицию, изложенную Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 октября 2004 г. N 5772/04 о том, что в случае обжалования постановления о привлечении к административной ответственности  в вышестоящий орган и отказа в удовлетворении жалобы исчисление десятидневного срока на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления исчисляется со дня принятия решения вышестоящим органом, суд приходит к выводу о том, что срок, предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ,  заявителем соблюдён.

Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением от 23.10.2014 г. №02-774/14 Товарищество собственников жилья "Фортуна-4" привлечено к административной ответственности ст. 9.1  Закона города Москвы «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» в виде штрафа в размере 70 000 рублей, за нарушение, выразившееся в нарушении требований п. 3.2 ЖНМ-96-01/4 «Подготовка к сезонной эксплуатации жилых зданий», утвержденного постановлением Правительством Москвы от 4 июня 1996 г. N 465, п. 3.6, п. 3.7 ЖНМ-98-01/10 «Содержание подвальных помещений и технических подполий жилых домов», утвержденного Правительством Москвы от 18 июня 1998 г. N 640-РП, п. 2.1, п. 2.15 ЖНМ-96-01/15 «Работы, выполняемые при технических осмотрах и по заявкам населения в счет платы за техническое обслуживание зданий», а именно: наличие воды в подвальном помещении (подтопление), наличие бытового и строительного мусора в подвальном помещении, отсутствует теплоизоляция на трубопроводе центрального отопления 2 м.п. в подвальном помещении, отсутствует теплоизоляция на трубопроводе системы центрального отопления 2,5 п.м в чердачном помещении, отсутствует теплоизоляция на трубопроводе системы горячего водоснабжения в подвальном помещении 1,5 м.п по адресу: 125493, <...>; имеет место наличие воды в подвальном помещении (подтопление), остаточные явления после засора канализации в подвальном помещении, наличие бытового и строительного мусора в подвальном помещении, капельная течь системы внутреннего водоотведения в чердачном помещении в трех местах, отсутствует теплоизоляция на трубопроводе центрального отопления 4 м.п. в подвальном помещении, отсутствует теплоизоляция на трубопроводе горячего водоснабжения в подвальном помещении 2 м.п, отсутствует крышка на прочистке системы канализации в подвальном помещении по адресу: 125493, <...>; имеется вода в подвальном помещении (подтопление), наличие бытового и строительного мусора в подвальном помещении, капельная течь внутреннего водоотведения в чердачном помещении в 2-х местах, отсутствует остекление на оконном заполнении в чердачном помещении (3 шт.), отсутствует теплоизоляция на трубопроводе центрального отопления 2 м.п в подвальном помещении, отсутствует теплоизоляция на трубопроводе горячего водоснабжения в подвальном помещении 1,5 м.п, остаточные явления засора канализации в подвальном помещении по адресу: <...>.

В силу п. 1 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП (далее – Положение) Государственная жилищная инспекция города Москвы (далее - Инспекция) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, функции по региональному государственному жилищному надзору в пределах своей компетенции.

Согласно постановлению Правительства Москвы от 28.01.2014 N 15-ПП «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора в городе Москве, образца удостоверения государственного жилищного инспектора Государственной жилищной инспекции города Москвы и о внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" (далее – Порядок) региональный государственный жилищный надзор уполномочены осуществлять, в том числе специалисты структурных подразделений Мосжилинспекции в соответствии с должностными регламентами, в обязанности которых входит осуществление регионального государственного жилищного надзора.

В силу п. 1.7 Административного регламента исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в городе Москве, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 28.12.2011 N 655-ПП (далее – Регламент), государственная функция по надзору осуществляется уполномоченными должностными лицами Мосжилинспекции в форме осмотров (обследования, исследования) (далее - осмотры); в форме плановых и внеплановых (документарных и выездных) проверок; в форме систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами власти, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (далее - систематическое наблюдение).

Систематическое наблюдение в отношении исполнения обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, содержанию общего имущества в многоквартирном доме предусматривает осмотр объекта жилищного фонда в целях его идентификации, определения работоспособности и технического состояния, соответствия технической документации, выявления повреждений и дефектов, а также проведение мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации (п. 3.5.3.1 Регламента).

Основанием начала выполнения административной процедуры является, в том числе поручение заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (п. 3.5.1.2 Регламента).

Должностными лицами, ответственными за выполнение административной процедуры, являются уполномоченные должностные лица Мосжилинспекции (п. 3.5.2 Регламента).

При наличии одного из оснований для начала исполнения административной процедуры в отношении исполнения обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, содержанию общего имущества в многоквартирном доме уполномоченные должностные лица Мосжилинспекции осуществляют осмотр объекта жилищного фонда в целях его идентификации, определения работоспособности и технического состояния, соответствия технической документации, выявления повреждений и дефектов, а также проведение мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации (п. 3.5.3.1 Регламента).

В случае если в ходе систематического наблюдения выявляются нарушения обязательных требований, уполномоченные должностные лица Мосжилинспекции:

а) составляют акт осмотра по форме, утвержденной Мосжилинспекцией;

б) при наличии состава административного правонарушения, предусмотренного законодательством об административных правонарушениях, уведомляют представителя лица, в отношении которого проводится систематическое наблюдение, о составлении протокола об административном правонарушении и приглашают в Мосжилинспекцию для дачи объяснения (п. 3.5.3.3  Регламента).

Результатом выполнения административной процедуры является акт осмотра. (п. 3.5.5 Регламента).

При выявлении фактов нарушений обязательных требований, уполномоченные должностные лица Мосжилинспекции совершают следующие административные действия: оформляют протокол об административном правонарушении при наличии нарушений обязательных требований, указывающих на наличие состава административного правонарушения (п.  3.6.3.5 Регламента); выносят постановления, определения по делам об административных правонарушениях, представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в порядке, установленном КоАП РФ (п. 3.6.3.6 Регламента).

Основанием начала выполнения административных процедур, предусмотренных п. п. 3.6.3.5, 3.6.3.6 Регламента, является выявление фактов нарушений при проведении систематического наблюдения (п.  3.6.1 Регламента).

При этом в силу п. 3.5.3.2 Регламента систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований осуществляется без взаимодействия с проверяемыми лицами, что исключает необходимость уведомления лица, в целях исполнения которым обязательных требований, осуществляется систематическое наблюдение.

В силу ч. 1 ст. 16.5, п. 12 ст. 16.3 Кодекса правом составления протоколов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.1 Кодекса, обладают   должностные лица уполномоченного орган исполнительной власти города Москвы по региональному государственному жилищному надзору.

На основании изложенного, суд считает, что протокол составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным должностным лицом Госжилинспекции города Москвы в пределах предоставленной компетенции.

При осуществлении функции по государственному жилищному надзору, проводимой в форме систематического наблюдения, должностными лицами Инспекции   были выявлены нарушения заявителем требований п. 3.2 ЖНМ-96-01/4 «Подготовка к сезонной эксплуатации жилых зданий», утвержденным постановлением Правительством Москвы от 4 июня 1996 г. N 465, п. 3.6, п. 3.7 ЖНМ-98-01/10 «Содержание подвальных помещений и технических подполий жилых домов», утвержденных Правительством Москвы от 18 июня 1998 г. N 640-РП, п. 2.1, п. 2.15 ЖНМ-96-01/5 «Работы, выполняемые при технических осмотрах и по заявкам населения в счет платы за техническое обслуживание зданий», утвержденным постановлением Правительством Москвы от 4 июня 1996 г. N 465.

В соответствии с ст. 9.1 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях нарушение установленных Правительством Москвы нормативов по эксплуатации жилищного фонда - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В силу п. 3.2 ЖНМ-96-01/4 «Подготовка к сезонной эксплуатации жилых зданий», утвержденным постановлением Правительством Москвы от 4 июня 1996 г. N 465 подготовка к эксплуатации в осенне-зимний период: виды работ: ремонт, промывка и гидравлическое испытание систем отопления; укомплектование тепловых вводов, элеваторных и тепловых узлов поверенными контрольно-измерительными приборами; восстановление тепловой изоляции на трубопроводах, расширительных баках, регулирующей арматуре; ремонт кровель. Остекление и закрытие чердачных слуховых окон; приведение помещений подвалов, техподполий, технических коридоров в соответствие с требованиями Правил безопасности в газовом хозяйстве (при наличии проложенных газопроводов), очистка от коррозии и окраска газопроводов (по балансовой принадлежности), ограждение приямков в подвалах, восстановление освещения во взрывобезопасном исполнении, герметизация вводов инженерных коммуникаций; ремонт, утепление и прочистка дымовых и вентиляционных каналов; замена разбитых стеклоблоков, стекол окон, ремонт входных дверей и дверей вспомогательных помещений; ремонт и установка пружин и доводчиков на входных дверях; установка крышек-лотков на воронках наружного водостока; устранение причин подтопления подвальных помещений; консервация поливочных систем; переключение внутреннего водостока на зимний режим работы; проведение инструктажа с арендаторами и гражданами, проживающими на 1-х этажах, о мерах безопасности при обнаружении запаха газа; непредвиденные работы.

Согласно п. 3.6, п. 3.7 ЖНМ-98-01/10 «Содержание подвальных помещений и технических подполий жилых домов», утвержденных Правительством Москвы от 18 июня 1998 г. N 640-РП запрещается захламлять, загрязнять, загромождать подвалы и технические подполья, подходы к инженерным коммуникациям и отключающим устройствам, устанавливать дополнительный фундамент под оборудование, увеличивать высоту подвальных помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта.

Сырость в подвальных помещениях необходимо ликвидировать путем выполнения работ по гидроизоляции фундаментов и устройства системы дренирования, не допуская постоянной откачки воды из подвала, так как это приводит к разрушению фундамента.

Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом установлено, что заявитель имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административным органом доказано событие и состав правонарушения, допущенного ТСЖ «Фортуна-4», ответственность за которое установлена ст. 9.1 КоАП г. Москвы.

Вместе с тем, статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении указывается, в частности, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении; физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные данным Кодексом, о чем делается запись в протоколе; указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В силу части 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела, представителя ТСЖ «Фортуна-4» сотрудники Мосжилинспекции не допустили к участию в составлении протокола об административном правонарушении № С-774/14 в связи с тем, что имеющаяся у него доверенность не уполномочивает его на участие в производстве по административным делам, что подтверждается заявлением ФИО1 от 15.09.2015, сданного в секретариат Мосжилинспекции.

Как установлено судом, представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, полномочия которого были удостоверены надлежащим образом оформленной доверенностью, тем не менее не допущен административным органом к участию в производстве по делу об указанном административном правонарушении для оказания юридической помощи обществу, а протокол составлен без его участия.

В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанное нарушение носит существенный характер и не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Приняв во внимание требования упомянутых правовых норм, обеспечивающих гарантию прав и законных интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также отсутствие у административного органа оснований для ограничения права представителя принимать участие в производстве по делу об административном правонарушении для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по этому делу, суд приходит к выводу о существенном характере данного процессуального нарушения, не позволившего Мосжилинспекции всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

В соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

С учетом изложенного, ответчиком не доказано наличие оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, что в силу части 2 статьи 211 АПК РФ свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления, а также решения по жалобе на указанное постановление, в котором данные процессуальные нарушения установлены не были, в связи с чем заявленное требование подлежит удовлетворению.

Согласно п. 4 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, ст. 1.5, 1.6, 2.1, 4.5, 25.1, 24.1, 26.1, 26.2. 28.2. 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 71, 75, 137, 167-170, 176, 208, 210, 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции города Москвы от 23.10.2015г. по делу об административном правонарушении №02-774/14 о привлечении ТСЖ «Фортуна-4» к административной ответственности по ст. 9.1 Закона города Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», а также решение от 19.03.2015 г. по жалобе на указанное постановление.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

А.Б. Полякова