РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Г. Москва
12 августа 2021 года Дело № А40-66138/21-122-365
Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2021 года
Полный текст решения изготовлен 12 августа 2021 года
Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власенко А.Е.
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению АО НКО «Сетевая Расчетная Палата»
к Банку России
о признании недействительным приказа от 12.03.2021г. №ОД-363
при участии:
от заявителя – ФИО1 (дов. от 25.03.2021г., №25/03-2021), ФИО2 (председатель правления, выписка ЕГРЮЛ)
от ответчика – ФИО3 (паспорт, дов. от ДВР20-03/510 от 25.11.2020г., диплом), ФИО4 (паспорт, диплом, дов. от ДВР20-03/481, 10.11.2020г.)
Ликвидатор АО НКО «Сетевая Расчетная Палата» - ФИО5 (паспорт, решение от 30.04.2021г.)
УСТАНОВИЛ:
АО НКО «Сетевая Расчетная Палата» (Заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Банку России, в котором просит недействительным Приказ Банка России от 12.03.2021 № ОД-363 об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации Акционерное общество «Небанковская кредитная организация «Сетевая Расчетная Палата».
Представитель заявителя требования поддержал.
Представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав явившихся представителей, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как указывает заявитель, 12 марта 2021 г. Приказом Банка России № ОД-363 была отозвана лицензия на осуществление банковских операций у кредитной организации Акционерное общество «Небанковская кредитная организация «Сетевая Расчетная Палата» (АО НКО «Сетевая Расчетная Палата»).
В Приказе от 12.03.2021 № ОД-363 Банк России указал, что лицензия у АО НКО «Сетевая Расчетная Палата» отозвана в связи с неисполнением кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», руководствуясь статьей 19, пунктом 6 части первой статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и частью четырнадцатой статьи 74 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»".
Приказ Банка России от 12.03.2021 № ОД-363 об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации АО НКО «Сетевая Расчетная Палата» опубликован в «Вестнике Банка России» от 17.03.2021 г. № 18 (2258).
Не согласившись с указанным приказом Банка, полагая, что он нарушает права и законные интересы Заявителя, Заявитель обратился в суд.
Отзывая в удовлетворении требований, суд соглашается с доводами Ответчика, при этом исходит из следующего.
Как следует из представленных материалов, лицензия на осуществление банковских операций отозвана у Заявителя на основании статьи 19, пункта 6 части первой статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (Закон о банках) и части четырнадцатой статьи 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Закон о Банке России) в связи с неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных Законом о Банке России.
В ходе проведенной в период с 07.12.2020 по 12.02.2021 инспекционной проверки (акты проверки от 28.01.2021 № АЗК-И25-11/30ДСП, от 11.02.2021 № АЗК-И25-11/82ДСП, от 11.02.2021 № АЗК-И25-11/86ДСП) установлено, что НКО неоднократно допускала нарушения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России:
- Положения Банка России от 09.06.2012 № 382-П «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств» (далее - Положение № 382-П);
- Положения Банка России от 09.01.2019 № 672-П «О требованиях к защите информации в платежной системе Банка России» (далее -Положение № 672-П);
- Указания Банка России от 08.10.2018 № 4926-У «О форме и порядке направления операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры в Банк России информации обо всех случаях и (или) попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента и получения ими от Банка России информации, содержащейся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, а также о порядке реализации операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры мероприятий по противодействию осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента» (далее - Указание № 4926-У);
- Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ);
- Положения Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение № 375-П);
- Указания Банка России от 17.10.2018 № 4936-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее -Указание № 4936-У).
С учетом выявленных нарушений в течение последних 12 месяцев, предшествовавших дате отзыва лицензии, в отношении НКО в соответствии с Законом о Банке России неоднократно применялись следующие меры надзорного реагирования:
1. Предписанием от 04.03.2021 № 36-8-3-1/2342ДСП НКО предъявлены требования об устранении допущенных нарушений и уплате штрафа в размере 90 000 рублей в связи с выявленными нарушениями:
1) подпункта 2.5.10 пункта 2.5 Положения № 382-П (необеспечение внесения в используемое программное обеспечение изменений, требуемых в обязательном порядке, направленных на устранение ставших известными оператору по переводу денежных средств уязвимостей такого программного обеспечения (эксплуатация операционных систем, снятых с поддержки разработчиком) (страницы 28 - 29, 57 Акта проверки от 28.01.2021 № АЗК-И25-11/30ДСП);
2) подпункта 2.6.1 пункта 2.6 Положения № 382-П (необеспечение учета объектов информационной инфраструктуры, используемых для обработки, хранения и (или) передачи защищаемой информации (отсутствие в инвентаризационной описи пяти объектов информационной инфраструктуры, принадлежащих по типам информационных активов (по своему назначению) к платежной информации) (страницы 36 - 42, 58 Акта проверки от 28.01.2021 № АЗК-И25-11/30ДСП);
3) абзаца 2 подпункта 2.6.3 пункта 2.6 Положения № 382-П (невыполнение требования об осуществлении процедур идентификации своих работников при осуществлении доступа к защищаемой информации) (страницы 24 - 26, 57 Акта проверки от 28.01.2021 № АЗК-И25-11/ЗОДСП);
4) абзаца 2 подпункта 2.7.1 пункта 2.7 Положения № 382-П (неиспользование технических средств защиты информации от воздействия вредоносного кода на средствах вычислительной техники, включая банкоматы и платежные терминалы, при наличии технической возможности) (страницы 47 - 48, 58 Акта проверки от 28.01.2021 № АЗК-И25-11/ЗОДСП);
5) абзаца 3 подпункта 2.7.1 пункта 2.7 Положения № 382-П (нерегулярное обновление версий технических средств защиты информации от воздействия вредоносного кода и баз данных, используемых в работе технических средств защиты информации от воздействия вредоносного кода и содержащих описание вредоносных кодов и способы их обезвреживания) (страницы 48, 58 Акта проверки от 28.01.2021 № АЗК-И25-11/ЗОДСП);
6) подпункта 2.7.3 пункта 2.7 Положения № 382-П (необеспечение использования технических средств защиты информации от воздействия вредоносного кода различных производителей и их раздельной установки на персональных электронных вычислительных машинах и серверах, используемых для осуществления переводов денежных средств) (страницы 49, 58 Акта проверки от 28.01.2021 № АЗК-И25-11/ЗОДСП);
7) подпункта 2.10.1 пункта 2.10 Положения № 382-П (необеспечение учета и контроля состава установленного и (или) используемого на средствах вычислительной техники программного обеспечения) (страницы 43 - 45, 58 Акта проверки от 28.01.2021 № АЗК-И25-11/ЗОДСП);
8) подпункта 2.14.5 пункта 2.14 Положения № 382-П (необеспечение контроля (мониторинга) выполнения порядка обеспечения защиты информации при осуществлении переводов денежных средств, включая контроль (мониторинг) применения организационных мер защиты информации и использования технических средств защиты информации) (страницы 46-51, 58 Акта проверки от 28.01.2021 № АЗК-И25-11/30ДСП);
9) абзаца 2 подпункта 14.3 пункта 14 Положения № 672-П (необеспечение защиты электронных сообщений при их передаче в Банк России формированием электронных сообщений и контролем реквизитов электронных сообщений в информационной инфраструктуре участника обмена при осуществлении переводов денежных средств в платежной системе Банка России с использованием сервиса срочного перевода и сервиса несрочного перевода (далее - участник ССНП) в соответствии с пунктом 1 Приложения к Положению № 672-П (далее - Правила), а именно:
- неразмещение объектов информационной инфраструктуры контура формирования электронных сообщений и контура контроля реквизитов электронных сообщений в информационной инфраструктуре участника ССНП в разных сегментах вычислительных сетей (пункт 1.2 Правил);
- неосуществление подписания исходящего электронного сообщения, предназначенного для направления в платежную систему Банка России, электронной подписью, применяемой в контуре формирования электронных сообщений (пункт 1.3 Правил);
- подписание исходящего электронного сообщения, предназначенного для направления в платежную систему Банка России, электронной подписью, применяемой в контуре контроля реквизитов электронных сообщений, автоматически без участия сотрудника, на которого по приказу возложены функции контролера (пункт 1.4 Правил) (страницы 26 - 28, 57 Акта проверки от 28.01.2021 № АЗК-И25-11/30ДСП);
10) пункта 2.1 Указания № 4926-У (неприменение полученной от Банка России информации, содержащейся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, в целях выявления операций, соответствующих признакам осуществления переводов денежных средств без согласия клиента) (страницы 51 - 53, 58 Акта проверки от 28.01.2021 № АЗК-И25-11/30ДСП).
2. Предписанием Банка России от 05.03.2021 № 36-8-3-1/2399ДСП НКО предъявлены требования об устранении допущенных нарушений, а также введены ограничения на осуществление отдельных банковских операций в связи с выявленными нарушениями:
1) пункта 1.4 Положения № 375-П (несоответствие установленного Правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма срока хранения документов, подтверждающих отказ от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, требованиям пункта 4 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, согласно которому документы, содержащие сведения, указанные в статье 7 Закона № 115-ФЗ, хранятся не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом) (страницы 15, 186 Акта проверки от 11.02.2021 № АЗК-И25-11/82ДСП; страницы 9, 272 Акта проверки от 12.02.2021 № А1К-И25-11/86ДСП);
2) пунктов 2, 3 Указания № 4936-У (нарушение порядка представления в уполномоченный орган сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и (или) физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиентов в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ) (страницы 84 - 88,186 Акта проверки от 11.02.2021 № АЗК-И25-11/82ДСП; страницы 11, 271 Акта проверки от 12.02.2021 № А1К-И25-11/86ДСП);
3) подпункта 1.1 пункта 1 статьи 7 с учетом пункта 1.6 статьи 7 Закона № 115-ФЗ (неустановление НКО с привлечением лиц, которым НКО поручено проведение идентификации, в отношении трех клиентов - физических лиц сведений о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с кредитной организацией, а также непринятие НКО с привлечением лиц, которым НКО поручено проведение идентификации, обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов) (страницы 55 - 57, 186 Акта проверки от 11.02.2021 № АЗК-И25-11/82ДСП; страницы 10, 271 Акта проверки от 12.02.2021 № А1К-И25-11/86ДСП).
Учитывая изложенное, в деятельности НКО имелись основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренные пунктом 6 части первой статьи 20 Закона о банках.
При этом довод заявителя о том, что нарушения, выявленные в рамках одной проверки, не могут быть квалифицированы как неоднократные нарушения закона, влекущие отзыв лицензии, не основан на положениях законодательства.
В соответствии со статьей 73 Закона о Банке России для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России и применяет предусмотренные Законом о Банке России меры по отношению к нарушителям.
Из пункта 1.1 Инструкции Банка России от 15.01.2020 № 202-И «О порядке проведения Банком России проверок поднадзорных лиц» (далее -Инструкция № 202-И) следует, что проверки поднадзорных лиц проводятся в целях осуществления Банком России оценки соблюдения ими требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, а также исполнения поднадзорными лицами предписаний Банка России.
Статьей 74 Закона о Банке России установлено, что в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непроведения обязательного аудита, нераскрытия информации о своей деятельности и аудиторского заключения по ней Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций, в том числе с головной кредитной организацией банковской группы, головной организацией банковского холдинга, участниками банковской группы, участниками банковского холдинга, со связанным с ней лицом (связанными с ней лицами), на срок до шести месяцев.
Пунктом 5.10 Инструкции № 202-И предусмотрено составление до даты завершения проверки акта проверки в связи с выявлением фактов (событий) и обстоятельств, требующих незамедлительного применения к поднадзорному лицу мер (промежуточный акт проверки), а также акта проверки по отдельным вопросам деятельности поднадзорного лица, по результатам рассмотрения которых, в соответствии с пунктом 5.12 Инструкции № 202-И, принимается решение о применении к поднадзорному лицу мер.
Таким образом, исходя из приведенных норм, меры надзорного реагирования могут быть применены к кредитной организации по факту любого установленного нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России, при этом вынесение нескольких предписаний по результатам одной проверки соответствует положениям законодательства.
В рамках проведенной в отношении Заявителя проверки составлены акт проверки от 28.01.2021 № АЗК-И25-11/ЗОДСП по отдельным вопросам «Проверка применения информационных технологий в кредитной организации» и «Проверка выполнения кредитной организацией требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств» (по результатам рассмотрения которого вынесено предписание от 04.03.2021 № 36-8-3-1/2342ДСП), акт проверки от 11.02.2021 № АЗК-И25-11/82ДСП по отдельному вопросу «Оценка соблюдения требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России», окончательный акт проверки от 12.02.2021 № А1К-И25-11/86ДСП (по результатам рассмотрения которых вынесено предписание от 05.03.2021 № 36-8-3-1/2399ДСП).
Довод Заявителя о том, что выявленные нарушения являются незначительными, а примененная мера в виде отзыва лицензии - несоразмерной, также является несостоятельным в связи со следующим.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, нашедшей отражение в Определении от 14.12.2000 № 268-0, право на отзыв лицензии является одним из закрепленных Законом о Банке России полномочий Банка России, через которое реализуется его надзорная деятельность и достигаются цели, установленные статьей 3 указанного закона в соответствии со статьей 75 Конституции Российской Федерации.
Законодатель при установлении перечня оснований для отзыва лицензии в статье 20 Закона о банках предоставил Банку России право принимать соответствующее решение без каких-либо предварительных действий и дополнительных условий, не указанных в данной статье.
Банк России как орган банковского надзора, располагая всей совокупностью информации о кредитной организации, при наличии предусмотренных законом оснований, принимает решение о применении той или иной меры надзорного реагирования, в том числе об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций.
При этом применимыми нормами не предусмотрена оценка допущенных кредитной организацией нарушений как существенных или несущественных.
Таким образом, для принятия решения об отзыве лицензии по основанию, предусмотренному пунктом 6 части первой статьи 20 Закона о банках, достаточно установления фактов нарушения кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России и неоднократного в течение одного года применения Банком России к кредитной организации мер, безотносительно оценки существенности соответствующих нарушений, факта их устранения, а также порядка их выявления.
Указанные доводы также находят свое отражение в судебной практике, в частности в судебных решениях по делам № А40-264290/2020, А40-313766/2019, А40-318686/2018, А40-248100/2018.
Судом также рассмотрены доводы Заявителя, изложенные в возражениях на отзыв, и отклонены ввиду следующего.
Заявитель полагает, что приказ Банка России от 12.03.2021 № ОД-363 «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации Акционерное общество «Небанковская кредитная организация «Сетевая Расчетная Палата» АО НКО «Сетевая Расчетная Палата» (г. Казань)» (далее - Приказ № ОД-363) является недействительным, поскольку нарушения, установленные Банком России в ходе инспекционной проверки, были устранены НКО до издания Приказа № ОД-363, к моменту вынесения предписаний от 04.03.2021 № 36-8-3-1/2342ДСП (Предписание 1) и от 05.03.2021 № 36-8-3-1/2399ДСП (Предписание 2), которыми соответствующие нарушения зафиксированы. По мнению Заявителя, устранение нарушений, равно как и документально оформленное намерение устранить выявленные нарушения, служит основанием для неприменения к Заявителю мер, предусмотренных статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о Банке России), а вынесенные в таких случаях предписания являются недействительными.
Вместе с тем позиция Заявителя противоречит фактическим обстоятельствам дела и соответствующему нормативно-правовому регулированию.
Банк России согласно статье 74 Федерального Закона о Банке России в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России, имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, а также применять к ней меры, перечень которых установлен в статье 74 Закона о Банке России, в частности, взыскание штрафа, ограничение проведения операций на срок до шести месяцев (далее - меры надзорного реагирования).
В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции № 188-И основания для применения мер к кредитной организации выявляются Банком России в ходе осуществления надзорных функций на основе имеющейся в его распоряжении информации, полученной, в частности, в ходе и по результатам проверок кредитной организации (ее филиала), отраженным в том числе в актах проверок кредитной организации (ее филиала), промежуточных актах проверок, актах проверок по отдельным вопросам (далее также – акты проверок), составленных в соответствии с Инструкцией Банка России от 15.01.2020 № 202-И «О порядке проведения Банком России проверок поднадзорных лиц» (далее - Инструкция № 202-И), а также по результатам анализа документов, полученных от кредитной организации.
Пункт 8.5 Инструкции № 202-И предусматривает возможность представления поднадзорным лицом возражений по акту проверки. Подпунктом 8.5.3 Инструкции № 202-И установлено, что возражения по акту проверки рассматриваются Банком России при подготовке и принятии решения о применении к поднадзорному лицу мер.
НКО были представлены возражения к актам проверки от 28.01.2021 № АЗК-И25-11/30ДСП, от 11.02.2021 № АЗК-И25-11/82ДСП и от 12.02.2021 № А1К-И25-11/86ДСП, которые рассмотрены Банком России совместно с указанными актами проверки, по результатам чего вынесены Предписание 1 (с требованием об устранении выявленных нарушений из числа подлежащих устранению и неустраненных и об уплате штрафа в размере 90,0 тыс. рублей) и Предписание 2 (с требованием об устранении выявленных нарушений из числа устранимых и неустраненных, а также о введении ограничений на осуществление отдельных банковских операций).
Заявитель при этом ошибочно полагает, что направление им возражений и устранение отдельных нарушений, выявленных Банком России в ходе инспекционной проверки, является основанием для неприменения к НКО мер надзорного реагирования.
Направление кредитной организацией возражений, не содержащих объективных и документально подтвержденных доводов, опровергающих факт совершения нарушений, которые отражены в соответствующих актах проверки, не является обстоятельством, ограничивающим полномочия Банка России в вопросах применения к кредитной организации мер надзорного реагирования.
Последующее устранение кредитной организацией совершенных нарушений законодательства, а также заявление кредитной организацией о планируемых мероприятиях по устранению и недопущению таких нарушений в будущем, не исключает факта наличия данных нарушений в деятельности кредитной организации и, тем более, не может указывать на незаконность мер надзорного реагирования, примененных Банком России.
Статья 74 Закона о Банке России предусматривает принятие Банком России соответствующих мер в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними нормативных актов (а также в иных случаях), то есть по факту совершения нарушения, безотносительно того, устранено оно или нет. Установленный частью пятнадцатой статьи 74 Закона о Банке России перечень условий, при которых Банк России не вправе применять к кредитной организации меры надзорного реагирования, также не включает в себя такое условие, как устранение до применения мер надзорного реагирования нарушений, выявленных Банком России.
Таким образом, возможность применения Банком России мер надзорного реагирования не обусловлена последующими действиями кредитной организации по устранению и недопущению таких нарушений, а следует из достаточности факта совершения соответствующих нарушений.
В обоснование своей позиции Заявитель также ссылается на пункт 5.1 Инструкции 188-И, которым предусмотрено, что предписание о применении мер отменяется полностью или частично по истечении установленного им срока действия мер или при осуществлении кредитной организацией (иными лицами) действий по полному исполнению предписания и не требует отмены новым предписанием.
Вместе с тем указанная норма не может быть применена при установлении предусмотренных пунктом 6 части первой статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках) оснований для отзыва у кредитной организации лицензии.
Пунктом 6 части первой статьи 20 Закона о банках установлено, что неисполнение кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Законом о Банке России, является основанием для отзыва у кредитной организации лицензии.
Таким образом, для принятия Банком России решения об отзыве лицензии одним из условий является факт неоднократного применения к кредитной организации мер надзорного реагирования. Исполнение предписаний и их отмена в связи с этим не влияет на тот факт, что к кредитной организации были применены меры надзорного реагирования, и что ею были допущены нарушения законодательства.
Заявитель не оспаривает большую часть выявленных нарушений, при этом предположение Заявителя о том, что им не были допущены нарушения пункта 2.1 Указания № 4926-У , не соответствует фактам, отраженным в акте проверки от 28.01.2021 № АЗК-И25-11/ЗОДСП.
Пунктом 2.1 Указания № 4926-У установлено, что участники информационного обмена должны применять полученную от Банка России информацию, содержащуюся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, в целях выявления операций, соответствующих признакам осуществления переводов денежных средств без согласия клиента.
При проведении инспекционной проверки установлено, что в НКО в эксплуатации системы фрод-мониторинга не применялись, встроенные в используемые НКО АБС (автоматизированная банковская система) функции фрод-мониторинга отсутствуют, самостоятельно разработанные НКО системы фрод-мониторинга не применяются. Была продемонстрирована проверка получаемых от клиентов распоряжений на перевод денежных средств по банковским счетам, открытым в НКО, на признаки перевода денежных средств без согласия клиента с использованием базы данных Банка России в ручном режиме. Во время осмотра установлено, что НКО использует только ИНН получателя (методом ручного поиска по реквизитам ИНН). Содержащаяся в базе данных следующая информация НКО не применяется: хеш паспорта получателя, хеш номера СНИЛС получателя, номер карты получателя, номер телефона получателя, лицевой счет получателя, номер кошелька получателя, счет SWIFT.
Таким образом, установлено нарушение пункта 2.1 Указания № 4926-У в части неприменения полученной от Банка России информации, содержащейся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, в целях выявления операций, соответствующих признакам осуществления переводов денежных средств без согласия клиента.
В части нарушения НКО пункта 1.4 Положения от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Положение № 375-П), указанного в Предписании 2, суд приходит к следующему.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ) прямо установлено, что документы, содержащие сведения, указанные в статье 7 Федерального закона № 115-ФЗ, подлежат хранению не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.
Пункт 3.10.1.3 Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПВК) НКО в редакции, действовавшей на момент проведения инспекционной проверки, не соответствовал указанному условию и допускал хранение соответствующих документов в течение срока меньшего, чем установлено Законом № 115-ФЗ.
В нарушение пунктов 2, 3 Указания № 4936-У НКО была указана неверная информация в направленном в уполномоченный орган электронном документе в виде формализованного электронного сообщения (далее - ФЭС) .
При этом тот факт, что Заявителем после выявления Банком России нарушения было направлено скорректированное сообщение в уполномоченный орган, а также то, что Заявитель считает указанное нарушение несущественным, не может служить обоснованием для вывода о недействительности Предписания 2, вынесенного в отношении НКО в том числе в связи нарушением норм Указания № 4936-У.
Доводы Заявителя о том, что НКО не были нарушены подпункт 1.1 пункта 1 статьи 7 с учетом пункта 1.6 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, являются несостоятельными.
В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов кредитные организации обязаны получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной кредитной организацией, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов. Характер и объем указанных мер определяются с учетом степени (уровня) риска совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Согласно пункту 4.3.10 ПВК сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с НКО, сведения о целях финансово-хозяйственной деятельности, сведения о финансовом положении и деловой репутации устанавливаются уполномоченным сотрудником в отношении клиентов, которым присваиваются «высокий» и «критичный» уровни риска в порядке, установленном Программой управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма ПВК.
В анкетах трех клиентов - физических лиц (ФИО6, дата оформления анкеты - 31.01.2020; ФИО7, дата обновления анкеты - 09.01.2020; ФИО8, дата оформления анкеты - 01.10.2019) в поле «Уровень риска» было указано «Высокий». Вместе с тем в отношении указанных лиц не установлена информация о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с кредитной организацией, а также не приняты обоснованные и доступные меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации указанных лиц.
Тот факт, что идентификация указанных клиентов проводилась сторонней организацией, с учетом пункта 1.6 статьи 7, не влияет на оценку данного нарушения и применение к НКО мер надзорного реагирования.
Таким образом, учитывая допущенные НКО нарушения, у Банка России имелись законные основания и полномочия для вынесения в отношении НКО Предписания 1 и Предписания 2.
Доводы Заявителя о недействительности указанных предписаний при этом являются необоснованными.
Закон о Банке России и Закон о банках для принятия Банком России решений о применении к кредитной организации мер надзорного реагирования не предусматривает оценку нарушений с точки зрения их существенности и несущественности. Учитывая область правового регулирования и сферу допущенных Заявителем нарушений, любое нарушение само по себе является существенным.
Доводы Заявителя, по сути, сводятся к несогласию с наличием в деятельности НКО отдельных нарушений законодательства из числа выявленных, которые подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, а также к квалификации соответствующих нарушений как незначительные и к факту устранения части нарушений после их выявления Банком России.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый Приказ является законным и обоснованным.
В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения судом заявления о признании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными необходимо наличие в совокупности двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт должен противоречить закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы обратившегося лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае, отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для удовлетворения заявленных требований заявителя.
Суд пришел к выводу о недоказанности заявителем несоответствия оспариваемого приказа нормам действующего законодательства, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в соответствии со ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
На основании ст. ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, и руководствуясь ст. ст. 4, 64, 65, 71, 75, 159, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.
Проверено на соответствие действующему законодательству.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.Е. Девицкая