ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-66180/13 от 27.08.2013 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва

27 августа 2013 года Дело № А40-66180/13

Решение оглашено и изготовлено 27.08.2013 года

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего: Анциферовой О.В. (шифр судьи 61-11)

При введении протокола секретарем судебного заседания Бурдаевой Т.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску   ОАО «РЖД»

к ответчику ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ»

о взыскании 728 446 руб. 69 коп.

при участии:

от истца –   Качашкина Н.А. доверенность № НЮ-3-11/96 от 21.03.2013 года, Суркова Л.А. доверенность № ЕЮ-3-11/296 от 21.05.2013 года.

от ответчика –   Никитенко А.Л. доверенность № 77АА2580385 от 09.06.2013 года, Афонин В.И. доверенность № 77АА2580382 от 09.06.2013 года.

УСТАНОВИЛ

ОАО «РЖД» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ответчику ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» о взыскании убытков в размере 728 446 руб. 69 коп.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что при перевозке контейнера произошло хищение груза, вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по охране груза, что повлекло применению к ОАО «РЖД» мер административной ответственности в виде уплаты штрафных санкций и таможенных платежей.

Ответчик представил отзыв на исковое заявление, в судебном заседании в удовлетворении заявленных исковых требований возражал, по основаниям, изложенным в отзыве, ссылался на ст.404 ГК РФ.

Истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме.

Выслушав представителя истца, ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в силу следующих обстоятельств.

Между ОАО «РЖД» (далее – Истец/Перевозчик) и ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» (далее – Ответчик/Охрана) заключено Соглашение № 935 от 08.10.2009 года о порядке взаимодействия и ответственности при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

Данное Соглашение регулирует порядок взаимодействия сторон при перевозках грузив в вагонах и контейнерах железнодорожным транспортом, осуществляемых перевозчиком и сопровождаемых и охраняемых охраной; порядок взаимодействия сторон при предъявлении и рассмотрении претензий друг к другу о возмещении убытков перевозчика, связанных с утратой, недостачей повреждением грузов; порядок взаимодействия сторон при возмещении убытков, понесенных перевозчиком от уплаты таможенных платежей, а также штрафов, взысканных государственными органами за административными правонарушениями, возникшие из-за утраты грузов (подпункты 1.1.1-1.1.3 Соглашения).

В соответствии с п. 2.1.3. данного Соглашения взаимодействие между Перевозчиком и Охраной осуществляется при перевозках импортных грузов, поступающих через пограничные передаточные станции назначением на станции Российских железных дорог.

02.05.2012 г. на территорию Российской Федерации на станцию Смоленск-Сортировочный поступил контейнер № CAXU9653062, следовавший по отправке Малашевиче (Германия) - Москва-Товарная Смоленская Московской железной дороги по железнодорожной транспортной накладной № 912865 с номенклатурным грузом - шины. Согласно Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 38, груз - шины входит в перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования.

Согласно ст. 17 УЖТ РФ перечень грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Охрана таких грузов обеспечивается грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору.

Контейнер № CAXU9653062 с грузом шины принят на территорию Российской Федерации по станции Смоленск - Сортировочный 02.05.2012 г. по транспортной железнодорожной накладной № 912865.

02.05.2012 г. контейнер №' CAXU9653062 с грузом шины передан для сопровождения работнику ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» Павлову по приемо-сдаточному акту .№ 6934/2 с исправной пломбой отправителя № 2488077. Со станции Смоленск - Сортировочный контейнер № CАХU9653062 убыл 03.05.2012 г. в вагоне 94708245 в сопровождении охраны.

В пути следования в период нахождения груза под охраной 09.05.2012 г. на станции Кунцево-1 Стрелком Кузнецовым выявлено, что контейнер № CAXU9653062 оказался вскрыт, пломба сорвана и имеется доступ к грузу. Ответчик в соответствии с Соглашением направил перевозчику уведомление о необходимости наложения нового ЗПУ, ответчиком и перевозчиком совместно по указанному событию составлен акт общей формы № 11. Для исключения доступа к грузу и по заявке начальника первого отдела ведомственной охраны Захарова А.А. на контейнер № CAXU9653062 наложено новое запорно-пломбировочное устройство ЗПУ «ОХРА-1» № Н4225652, контейнер отправлен для комиссионной проверки на станцию назначения, где имеются все необходимые обустройства для полной выгрузки и просчета количества мест.

На станцию Москва - Товарная Смоленская Московской железной дороги контейнер № CAXU9653062 прибыл 09.05.2012 г. В соответствии с актом таможенного досмотра от 14.05.2012 г. № 10129020/1405127000035, составленным государственным таможенным инспектором Акатьевым В.Е., при проверке контейнера CAXU9653062 в зоне таможенного контроля станции Москва - Товарная Смоленская Московской железной дороги в присутствии работников полиции, ведомственной охраны и железнодорожной станции установлено, что общее количество мест груза в контейнере составило 525 шт., согласно перевозочных и сопроводительных документов отправителем отгружено 995 мест, т. е. недостача составила 470 шт. шин.

Данная недосдача груза зафиксирована в коммерческом акте на станции Москва-Товарная Смоленская от 14.05.2012 г. № 1200281/5. По приемо­сдаточному акту № 2 от 16.05.2012 г. груз в количестве 525 мест в контейнере CAXU9653062 принят заместителем начальника станции Кравенко от Новоселова - начальника стрелковой команды станции Москва - Товарная Смоленская Московской железной дороги.

По факту утраты средств идентификации и недоставки части товара в контейнере CAXU9653062 Московской таможней 15 и 17 мая возбуждены дела об административных правонарушениях № 10129000-443/2012 и 10129000-507/2012 по факту совершения правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 16.11 КоАП РФ и ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.

В соответствии с Соглашением об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, по таможенной территории Таможенного союза, ратифицированным Российской Федерацией федеральным законом от 04.10.2010 г. № 267-ФЗ и на основании статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза, Московской таможней 25.05.2012 г. предъявлено требование об уплате таможенных платежей № 26 на сумму 418 446 руб. 96 коп., которое было оплачено 09.06.2012 г. платежными поручениями №№ 941, 942, 939, 804 представленными в материалы дела.

Постановлениями от 21.06.2012 г №№ 10129000-443/2012 и 10129000-507/2012 Московской таможней на ОАО «РЖД» наложены штрафные санкции в сумме 10 000 руб. и 300 000 руб. которые оплачены 04.07.2102 г. платежными поручениями №№ 605 и 606. Общая сумма штрафных санкций составляет 728 446,69 рублей.

В соответствии с п. 7 Правил перевозок грузов в случае необеспечения в пути следования сменными или постоянными проводниками исправного состояния вагонов и контейнеров, что привело к утрате ЗПУ их повреждения или несоответствия перевозочным документам, а также других неисправностей ответственность за сохранность перевозимых грузов несут грузоотправители (грузополучатели) либо уполномоченные ими лица, которые сопровождали груз.

В соответствии со ст. 118 УЖТ РФ Перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостаче или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, грузобагажа (при повагонной отправке) в случае, если перевозка груза, грузобагажа осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя.

В соответствии с пунктом 4 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей и грузополучателей, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 г. № 38, сопровождение осуществляется с момента передачи перевозчиком ведомственной охране груза на входной пограничной передаточной станции до момента выдачи груза грузополучателю на станции назначения.

Контейнер CAXU9653062 на всем пути следования от станции Смоленск-сортировочный до станции назначения находился под охраной работников ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ», что подтверждается приемо-сдаточными актами, составленными на входной передаточной станции Смоленск-сортировочный и станции назначения, актом общей формы станции Кунцево-1 от 09.05.2012 г.

ОАО «РЖД» понесло убытки, в виде уплаты штрафа понесены в связи с ненадлежащим исполнением предприятием "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта" обязательства по охране контейнеров с грузом.

Убытки в виде оплаченных штрафных санкций по постановлениям Московской таможни от 21.06.2012 г. №№ 10129000-443/2012 и 10129000-507/2012 и таможенных платежей по требованию № 26 связаны с ненадлежащим исполнением работниками ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» своих функций по обеспечению сохранности товара в пути следования.

Истец в адрес ответчика направил претензию с предложением оплатить образовавшиеся убытки. Ответчик по результатам рассмотрения претензии отказал истцу в возмещении убытков.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно ч. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, поскольку ответчик является уполномоченным лицом, сопровождающим вагон с контейнером № CAXU9653062 и ответственность за сохранность груза и ЗПУ в силу Правил и Соглашения № 935 от 08.10.2009 года, взыскание суммы штрафа соответствует закону.

Однако согласно ч. 1 ст. 404 ГК РФ, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению.

Как следует из постановлений по делу об административном правонарушении № 10129000-443/2012 от 21.06.2012 года, №10129000-507/2012 от 21.06.2012: контейнер № СФХU965306 с номенклатурным грузом шины, был брошен перевозчиком на станции Кунцево-1, которая не входит в перечень станций, на которых допускается оставление поезда без локомотива с учетом дислокации стрелковых команд и постов ведомственной охраны. Необходимость бросания спорного контейнера (наличие исключительных обстоятельств) перевозчиком не обоснована. Не представлено документов, свидетельствующих о невозможности движения спорного контейнера по маршруту, указанному в железнодорожной накладной без бросания вагона на станции Кунцево-1.

Согласно п. 3.13 Соглашения для организации обеспечения сохранности груза во время стоянки вагонов, контейнеров с грузами при временном оставлении поездов с охраняемыми грузами без локомотивов на промежуточных железнодорожных станциях, Перевозчик информирует об этом Охрану.

В материалах дела отсутствуют доказательства направления ответчику информации об оставлении поезда с охраняемыми грузами без локомотивов на станции Кунцево-1. Таким образом, на истце лежит обязанности по принятию мер, способствующих уменьшению размера убытков.

Таким образом, суд считает правомерным уменьшить размер ответственности должника до 364 223,35 руб., на основании конкретных обстоятельств дела, исходя из положений ст.404 ГК РФ.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, суд считает заявленные исковые требования подлежащие частичному удовлетворению.

В связи с частичным удовлетворением заявленных исковых требований государственная пошлина относится на сторон пропорционально удовлетворенным требованиям согласно ст. 110 АПК РФ.

Суд, руководствуясь ст. ст. 15, 309, 310, 393 ГК РФ, ст. ст. 110, 167, 170-176 АПК РФ

РЕШИЛ:

Взыскать с Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» (ОГРН 1037701021841, ИНН 7701330105) в пользу Открытого акционерного общества «РЖД» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) убытки в размере 364 223 (триста шестьдесят четыре тысячи двести двадцать три) руб. 35 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 8 784 (восемь тысяч семьсот восемьдесят четыре) руб. 47 коп.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья О.В. Анциферова