ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-68284/12 от 10.07.2012 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Москва Дело № А40-68284/12

152-284

20 июля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2012 года

Полный текст решения изготовлен 20 июля 2012 года

Арбитражный суд города Москвы в составе

председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Левицкой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ЗАО Фирма «СКАЙФОР»

к Федеральной таможенной службе

о признании недействительным постановления от 25.04.2012г. по делу об административном правонарушении № 10000000-34/2012

при участии представителей:

от заявителя: Зайцев В.В. (паспорт, доверенность от 09.07.2012г.);

от ответчика: Федоров Н.В. (доверенность № 15-46/45-12д от 20.04.2012г.); Старостин С.В. (удостоверение, доверенность № 18-13/2 от 10.01.2012г.).

УСТАНОВИЛ:

ЗАО Фирма «СКАЙФОР» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о признании незаконным и отмене постановления Федеральной таможенной службы от 25.04.2012г. №10000000-34/2012 о привлечении общества к административной ответственности на основании ст. 16.15 КоАП РФ.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что исходя из установленных обстоятельств дела назначенное административное наказание не соответствует тяжести совершенного деяния. По мнению заявителя вменяемое правонарушение может быть квалифицировано в качестве малозначительного.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на то, что ЗАО Фирма «СКАЙФОР» привлечено к административной ответственности на законных основаниях, процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч. 7 ст. 210 АПК РФ.

В соответствии с ч.6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.

В силу требований ч. 1 ст. 65, ч. 4 ст. 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ арбитражный суд, при принятии решения оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Как следует из материалов дела, ЗАО Фирма «СКАЙФОР» письмом от 08.07.2011 № 021 представило в ФТС России отчетность за второй квартал 2011 года о таможенных операциях, совершенных Обществом в качестве таможенного представителя.

В период с 01.02.2011 по 01.03.2012 Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России (далее - ГУТКПВТ) провело проверку системы учета и отчетности ЗАО Фирма «СКАЙФОР» путем сверки представленных Обществом сведений о таможенных операциях, совершенных в период с первого по второй квартал 2011 года, со сведениями, содержащимися в декларациях на товары (далее - ДТ), оформленных ЗАО Фирма «СКАЙФОР» в Шереметьевской таможне.

Проведенной проверкой установлено, что представленная ЗАО Фирма «СКАЙФОР» в ФТС России отчетность содержит недостоверные сведения о совершенных Обществом таможенных операциях (акт проверки товаров и отчетности от 01.03.2012 № 10000000/030/010312/0002).

По факту представления отчетности, содержащей недостоверные сведения, уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований Управления таможенных расследований и дознания ФТС России (далее - УТРД) в отношении ЗАО Фирма «СКАЙФОР» 15.03.2012 возбуждено дело об административном правонарушении № 10000000-34/2012 по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России), 12.04.2012 составлен протокол об административном правонарушении.

25.04.2012 начальником Управления таможенных расследований и дознания ФТС России Кизлык А.П. по данному делу вынесено постановление, которым ЗАО Фирма «СКАЙФОР» было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП России, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.

Суд установил, что полномочия административных органов, принявших оспариваемое решение, предусмотрены ст.23.8 КоАП РФ.

Срок подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, установленный ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявителем не пропущен.

Статьей 16.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц -от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выполнение тех или иных обязанностей в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.

Вступая в таможенные правоотношения, Общество должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Обязанность таможенных представителей представлять в таможенные органы по их требованию отчетность о совершенных таможенных операциях установлена пунктом 1 статьи 121 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).

Согласно пункту 2 статьи 121 ТК ТС форма и порядок представления данной отчетности определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с частью 6 статьи 177 Федерального закона от 27.11.2010 №311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон) таможенный представитель обязан ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в таможенный орган отчетность нарастающим итогом о товарах, в отношении которых совершены таможенные операции.

Форма отчетности таможенного представителя о совершенных таможенных операциях утверждена приказом ФТС России от 28.12.2010 № 2636 «Об утверждении порядка представления и форм отчетности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела» (приложение № 6 к приказу) (далее - Порядок).

В соответствии с указанным Порядком отчетность таможенного представителя о совершенных таможенных операциях формируется на основании сведений, содержащихся в таможенной декларации, и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных ТК ТС. Отчетность о совершенных таможенных операциях формирует и представляет в таможенный орган специалист по таможенному оформлению, имеющий документ, подтверждающий соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, находящийся в штате лица, включенного в реестр таможенных представителей. Таможенный представитель обязан ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в таможенный орган отчетность по форме, указанной в приложении № 6, нарастающим итогом о товарах, в отношении которых совершены таможенные операции. Отчетность о совершенных таможенных операциях должна содержать информацию: о наименовании таможенного органа, совершившего таможенную операцию, о номере таможенной декларации, о заявленной таможенной процедуре, о наименовании отправителя (получателя), ИНН, о номере и дате договора представляемого лица с таможенным представителем, о лице, уплатившем таможенные платежи и налоги, о сумме уплаченных таможенных платежей и налогов, о наименовании товара с указанием кода по ТН ВЭД ТС, о таможенной стоимости товара, о весе нетто товара, о дате и номере акта о выполненных работах и услугах, о ФИО лица, заполнившего таможенную декларацию, серии и номере документа, удостоверяющего его личность (паспорта) (пункты 19-22 Порядка).

Пунктом 3 статьи 121 ТК ТС предусмотрено проведение таможенного контроля в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (в том числе, таможенных представителей), в форме проверки системы учета товаров и отчетности.

Проверка системы учета товаров осуществляется таможенным органом путем сверки сведений, содержащихся в представляемой таможенным органам отчетности, со сведениями, имеющимися в распоряжении таможенного органа, а также путем сопоставления этих сведений с данными, отраженными на счетах бухгалтерского учета и отчетности и содержащимися в первичных документах, представленных таможенному органу по мотивированному запросу (пункт 3 статьи 177 Федерального закона).

ЗАО Фирма «СКАЙФОР» представило в Федеральную таможенную службу отчетность таможенного представителя за первый квартал 2011 года, содержащую недостоверные сведения, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП России.

Так, в отчетности не отражены сведения о ДТ № 10005023/020211/0004190:

- в отчетности по ДТ №10005021/020211/0000418 неверно указаны таможенная стоимость товара № 2 «пленки медицинские рентгеновские» (5750,82 руб. вместо 10639,23 руб.) и сумма уплаченных таможенных платежей и налогов (1035,15 руб. вместо 1915,06 руб.);

- в отчетности по ДТ №10005022/060411/0016026 неверно указаны таможенная стоимость товара (98353,24 руб. вместо 0 руб.) и данные специалиста по таможенным операциям (Шумская Ирина Михайловна, паспорт 45 00 № 620894 вместо Алдошкин Владимир Ильич, паспорт 46 01 № 552797);

- в отчетности по ДТ № 10005022/060311/0010043 неверно указаны таможенная стоимость товара (3441891,96 руб. вместо 3446808 руб.), сумма уплаченных таможенных платежей и налогов (730297,32 руб. вместо 731 328,88 руб.) и данные специалиста по таможенным операциям (Слюсарев Сергей Валентинович, паспорт 46 04 № 404473 вместо Гусева Оксана Александровна, паспорт 66 03 № 783484);

в отчетности по ДТ №10005024/200411/0007637 неверно указан вес нетто товара (2 кг вместо 1,08 кг);

в отчетности по ДТ №10005024/200411/0007637 неверно указаны таможенная стоимость товара № (2,27 руб. вместо 296,3 руб.) и сумма уплаченных таможенных платежей и налогов (0,81 руб. вместо 105,79 руб.).

Заявитель не оспаривает факта совершения вменяемого правонарушения, однако полагает, что представление отчетности таможенного представителя о совершенных таможенных операциях, содержащей недостоверные сведения, не повлекло вредных последствий в видевоспрепятствования деятельности таможенных органов, неуплаты таможенных платежей, занижения их размера, неприменения запретов и ограничений на ввоз товаров, и не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По сравнению с общим объемом содержащейся в отчетности информации (720 листов, 7414 строк в табличной форме, каждая из которых содержит соответствующую информацию о совершенных таможенных операциях) объем недостоверно указанных в отчетности сведений (значения отдельных граф в 5 (пяти) таможенных декларациях) ничтожно мал.

ЗАО Фирма «СКАЙФОР» не преследовало целей сокрытия совершенных таможенных операций от таможенного контроля, занижения размера подлежащих уплате таможенных платежей, неприменения запретов и ограничений на ввоз товаров и иных корыстных целей, которые могли бы быть достигнуты в результате предоставления в ФТС России отчетности, содержащей недостоверные сведения.

Данные обстоятельства, по мнению заявителя, являются основанием для признания данного правонарушения малозначительным.

Суд не находит оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ по следующим основаниям.

Административное правонарушение, предусмотренное статьей 16.15 КоАП РФ, свидетельствует о нарушении ЗАО Фирма «СКАЙФОР» общественных правоотношенийв области таможенного дела (нарушения таможенных правил). Факты нарушения действующего таможенного законодательства и обстоятельства совершения рассматриваемых административных правонарушений, препятствующих осуществлению государственного учета и контроля за соблюдением таможенных правил, исключают возможность применения статьи 2.9 КоАП России.

Как следует из содержания статьей 2.9 КоАП России, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения является правом, а не обязанностью административного органа. В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Пунктом 18.1 Постановления предусмотрено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Состав, предусмотренный статьей 16.15 КоАП России, является формальным, охраняет установленный порядок представления отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, и не предполагает наступления вредных последствий совершенного правонарушения, в связи с чем санкцией статьи предусмотрена мера ответственности за его совершение для юридических лиц в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 20 ООО до 50 ООО рублей, что соразмерно характеру и степени общественной опасности данного правонарушения. Данное правонарушение препятствует осуществлению государственного учета и контроля за соблюдением таможенных правил.

В рассматриваемом деле существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении, каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Кроме того, ЗАО Фирма «СКАЙФОР» является профессиональным участником правоотношений в области таможенного дела, действующим на основании выданного свидетельства и имеющим в штате сотрудников специалистов по таможенному оформлению, и предоставление достоверной отчетности является его прямой обязанностью в силу требований действующего таможенного законодательства.

До направления отчетности в ФТС России ЗАО Фирма «СКАЙФОР» имело возможность проверить достоверность внесенных в нее сведений, однако не сделало этого, т.е. не проявило должную степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона, что свидетельствует о виновности Общества в совершении рассматриваемого административного правонарушения.

Следовательно, ЗАО Фирма «СКАЙФОР» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП России предусмотрена административная ответственность.

Событие административного правонарушения и вина ЗАО Фирма
 «СКАЙФОР» в его совершении подтверждаются собранными по делу
 доказательствами: актом проверки системы учёта товаров и отчетности
 от 01.03.2012 № 10000000/030/010312/0002, копиями ДТ № 10005023/020211/0004190, 10005021/020211/0000418, 10005022/060311/0010043, 10005024/200411/0007637, письмом Общества от 23.03.2012 №014, объяснениями генерального директора ЗАО Фирма «СКАЙФОР» В.Л. Горчакова, начальника отдела документального оформления Общества Н.Б. Бескупского.

Ссылки заявителя на Постановления Конституционного суда РФ от 15.07.2009г., 11.03.1998г. и 12.05.1998г., судом отклоняются, поскольку указанные судебные акты приняты в отношении Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, который в настоящее время утратил силу.

Примененная административным органом санкция в виде штрафа 20 000 руб. является минимальной и соответствует характеру вменяемого правонарушения.

Согласно ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления Федеральной таможенной службы от 25.04.2012г. №10000000-34/2012 не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 49, 65, 150, 151, 163, 167-170, 176,210,211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ЗАО Фирма «СКАЙФОР» о признании незаконным и отмене постановления ФТС России от 25.04.2012г. по делу об административном правонарушении № 10000000-34/2012 отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

В.Н.Семушкина