ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-69037/19-29-684 от 15.05.2019 АС города Москвы

(29 отд., тел. 600-97-77)

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город МоскваДело № А40-69037/19-29-684

23 мая 2019 года    

Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2019 года

Текст решения в полном объеме изготовлен 23 мая  2019 года

Арбитражный суд в составе:                                   

Председательствующего:  Лежневой О.Ю. (29-684)

Судей: единолично

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи  Видановым А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БИЗНЕСКАРСЕРВИС" (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 24.10.2006, ИНН: <***>)

к ДЕПАРТАМЕНТУ ТРАНСПОРТА И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 08.07.2011, ИНН: <***>)

к МИНИСТЕРСТВУ ТРАНСПОРТА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 31.01.2003, ИНН: <***>)

о солидарном взыскании денежных средств в размере 1 418 420  руб.,  а также  госпошлины в размере 27 184 руб., 

при участии:

Истец:  ФИО1, ФИО2 по доверенности от 07.11.2016 б/№

Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ФИО3 по доверенности от 15.04.2019 №35-19/МТЛи,

Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ  - ФИО4 по доверенности от 07.02.2019 №17-17-68/9

УСТАНОВИЛ:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БИЗНЕСКАРСЕРВИС" (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 24.10.2006, ИНН: <***>) (далее - Истец) обратилось с исковым заявлением к ДЕПАРТАМЕНТУ ТРАНСПОРТА И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 08.07.2011, ИНН: <***>), МИНИСТЕРСТВУ ТРАНСПОРТА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 31.01.2003, ИНН: <***>) (далее - Ответчики) о солидарном взыскании денежных средств в размере 1 418 420  руб.,  а также  госпошлины в размере 27 184 руб.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 21 марта 2019 года исковое заявление ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БИЗНЕСКАРСЕРВИС" (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 24.10.2006, ИНН: <***>) принято к рассмотрению и возбуждено производство по делу № А40-69037/19 (л.д. 1).

Данным определением также суд известил участвующих в деле лиц, о том, что в соответствии с ч. 4 ст. 137 АПК РФ, если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, не явятся в предварительное судебное заседание и не заявят возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, суд завершит предварительное судебное заседание и  рассмотрит дело по существу в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции с принятием окончательного судебного акта.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчики в судебном заседании исковые требования не признали, по основаниям, изложенным в отзывах на исковое заявление.

Изучив представленные в материалы дела документы, выслушав доводы представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.

Одним из видов предпринимательской деятельности Истца является деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем. Согласно доводам, изложенным в исковом заявлении ООО «БизнесКарСервис» транспортные средства, используемые Истцом имеют разрешение на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси, полученные в Министерстве транспорта Московской области. Однако, начиная с осени 2016 года в адрес Истца стали поступать постановления по делам об административных правонарушениях за несоблюдение ООО «БизнесКарСервис» п. 18.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее - ПДД РФ). Общая денежная сумма штрафов по данным искового заявления превысила 12 миллионов рублей. По мнению Истца, данные постановления были вынесены из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения Департаментом и Министерством обязательств по передаче сведений о выданных разрешениях в соответствующую автоматизированную систему (АИС «Таксомотор»).

Для защиты своих интересов Истец был вынужден обратиться за юридической помощью к ИП ФИО2 Общая сумма расходов по оплате юридических услуг, оказанных для ООО «БизнесКарСервис» составила 1 418 420,00 руб.

Свои требования заявитель основывает на соглашении между Правительством Москвы и Правительством Московской области (далее - Стороны) о взаимодействии в сфере организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территориях города Москвы и Московской области, заключенном 28.06.2011 (далее - Соглашение), которым предусмотрено, что Стороны осуществляют обмен информацией в сфере таксомоторных перевозок, в том числе: обеспечивают передачу другой Стороне сведений о выданных разрешениях на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее -разрешение), об изменении информации, содержащейся в реестре выданных разрешений, в течение трех дней соответственно со дня выдачи разрешения, внесения изменения в реестр;         включают сведения о разрешениях, выданных другой Стороной, в соответствующий раздел своего реестра выданных разрешений.

Как следует из заявления, истец осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области.

Постановлениями, вынесенными инспекторами ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве истец привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1.2 ст.12.17 КоАП РФ с назначением административных наказаний в виде административных штрафов в размере 3000 рублей за каждое, что, по мнению заявителя, явилось следствием отсутствия в реестре ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве сведений о выданных Министерством транспорта Московской области ООО «БизнесКарСервис» разрешений.

В соответствии с п. 18.2 ПДД на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных дорожными знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, разрешено движение и остановка транспортных средств, используемых в качестве легкового такси.

В целях обеспечения администрирования правонарушений и требований раздела 18 ПДД водителями транспортных средств, в соответствии с проектной документацией на обустройство выделенных полос, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 № 453-ПП «Об организации выделенных полос для движения маршрутных транспортных средств», на выделенных полосах установлены специальные технические средства фотовидеофиксации административных правонарушений (стационарные комплексы фотовидеофиксации), которые имеют действующие свидетельства о поверках средств измерения. Получаемые с комплексов данные фиксации, в автоматическом режиме, передаются уполномоченному органу - ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве (далее - ЦАФАП), в чью компетенцию входит принятие решения о вынесении постановления по делу об административном правонарушении, а также дальнейшее хранение этих данных.

Между Департаментом и ЦАФАП налажено межведомственное взаимодействие по передаче сведений о выданных разрешениях на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы. Информацией о межведомственном взаимодействии ЦАФАП с Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Департамент не располагает.

В ходе межведомственного взаимодействия Управление ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве письмом от 13.12.2016 № 45/12503 проинформировало Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы о прекращении практики использования реестра автоматической информационной системы «Таксомотор» (далее - АИС «Таксомотор») при привлечении к административной ответственности собственников (владельцев) транспортных средств, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров легковым такси на территории города Москвы в случаях фиксации правонарушений по части 1.2 статьи 12.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме.

Таким образом, с 26.06.2015 и по настоящее время органы ГИБДД осуществляют привлечение виновных лиц, осуществивших выезд на выделенную полосу, по визуальным признакам (наличие цветографической схемы, фонаря оранжевого цвета), с использованием в ручном режиме информационных ресурсов Правительства Москвы и Московской области. Однако, как следует из материалов заявления вышеназванные постановления о привлечении истца к административной ответственности «стали выносится осенью 2016 года» (абз.2 стр. 2 искового заявления).

Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии причинно-следственной связи между действием (бездействием) Ответчиков и наступившими последствиями в виде убытков в результате этих действий.

В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 21.02.2017 № 115/7 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области» (далее - Положение), Министерство осуществляет формирование и ведение реестра выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (пункт 43) и осуществляет выдачу и переоформление разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области (пункт 121).

В целях совершенствования организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси (далее - таксомоторные перевозки), обеспечения их безопасности, удовлетворения потребностей населения Москвы и Московской области в таксомоторных перевозках, а также создания условий для пресечения нелегальных перевозок пассажиров и багажа, в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» заключено Соглашение между Правительством Москвы и Правительством Московской области о взаимодействии в сфере организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы и Московской области от 28.06.2011 (далее -Соглашение о взаимодействии), действующее с 01 сентября 2011 года без ограничения срока действия.

В соответствии с Соглашением о взаимодействии

1. Правительство Москвы и Правительство Московской области:

1.1. Признают, что разрешения на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешения), выданные уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, действуют также на территории Московской области, а разрешения, выданные уполномоченным органом исполнительной власти Московской области, - также на территории города Москвы.

1.2. Предоставляют одинаковые условия использования парковок, стоянок такси перевозчиками, получившими разрешение в Московской области или городе Москве.

1.5. Осуществляют обмен информацией в сфере таксомоторных перевозок, в том числе:

-обеспечивают передачу другой Стороне сведений о выданных разрешениях, об изменении информации, содержащейся в реестре выданных разрешений, в течение трех дней соответственно со дня выдачи разрешения, внесения изменения в реестр;

-включают сведения о разрешениях, выданных другой Стороной, в соответствующий раздел своего реестра выданных разрешений.

В соответствии с п. 18.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее -ПДД) на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных дорожными знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, разрешено движение и остановка транспортных средств, используемых в качестве легкового такси.

В целях обеспечения администрирования правонарушений требований раздела 18 ПДД водителями транспортных средств, в соответствии с проектной документацией на обустройство выделенных полос, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 № 453-ПП «Об организации выделенных полос для движения маршрутных транспортных средств», на них установлены специальные технические средства фотовидеофиксации административных правонарушений (стационарные комплексы фотовидеофиксации), которые имеют действующие свидетельства о поверках средств измерения. Получаемые с комплексов данные фиксации, в автоматическом режиме, передаются уполномоченному органу -ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве (далее -ЦАФАП), в чью компетенцию входит принятие решения о вынесении постановления по делу об административном правонарушении, а также дальнейшее хранение этих данных.

При этом соглашением, заключенным 28.06.2011 между Правительством Москвы и Правительством Московской области (далее - Стороны) о взаимодействии в сфере организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территориях города Москвы и Московской области (далее - Соглашение), предусмотрено, что Стороны осуществляют обмен информацией в сфере таксомоторных перевозок, в том числе: обеспечивают передачу другой Стороне сведений о выданных разрешениях на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее -разрешение), об изменении информации, содержащейся в реестре выданных разрешений, в течение трех дней соответственно со дня выдачи разрешения, внесения изменения в реестр; включают сведения о разрешениях, выданных другой Стороной, в соответствующий раздел своего реестра выданных разрешений.

Передача данных сведений третьим лицам Соглашением не предусмотрена. ЦАФАП не является Стороной Соглашения. У Департамента отсутствуют права и обязанности по передаче полученной от Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области информации иным государственным органам, информационного взаимодействия с иными информационными системами.

Кроме того, данная обязанность не возложена на Министерство и нормативными правовыми актами Московской области и Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 43 Положения о Министерстве, Министерство осуществляет ведение Реестра выданных разрешений и размещает его на официальном сайте Министерства.

В соответствии с частью 16 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении  изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации» юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны: обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси; проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию; обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.

В целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам, легковое такси должно: иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке; иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета.

Несоблюдение данных требований указанного Федерального закона является административным правонарушением, за которое предусмотрена административная ответственность (ст. 11.14.1, 12.31.1 КоАП РФ).

Кроме того, из письма Управления ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве от 13.12.2016 № 45/12503 следует, что вынесение постановлений по фактам совершения нарушений, связанных с движением транспортных средств по выделенным полосам и выявлений с помощью комплексов автоматической фото-видеофиксации с подключенным реестром автоматической информационной системы «Таксомотор» (далее - АИС «Таксомотор») прекращено.

Органы ГИБДД с 2016 года осуществляют привлечение виновных лиц, осуществивших выезд на выделенную полосу, по визуальным признакам (наличие    цветографической    схемы,    фонаря    оранжевого    цвета),    с использованием в ручном режиме информационных ресурсов Правительства Москвы и Московской области.

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что наличие или отсутствие сведений о транспортном средстве заявителя, переданных в соответствии с Соглашением о взаимодействии, не влияет на права и обязанности истца, поскольку определение фактов нарушения ПДД осуществляется на основе иных сведений.

Данный довод подтверждается решениями районных судов города Москвы. Согласно официальному сайту www.mo-gorsud.ru ООО «Бизнескарсервис» было подано 245 заявления об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности по статье 12.17 КОАП Российской Федерации. По 7 делам вынесены отказы в удовлетворении заявленных требований. По остальным 238 делам производство прекращено в связи с пропуском заявителем срока обжалования постановлений.

При чем, представитель ИП ФИО2 не принимал участие ни в одном судебном заседании, что отражено в решениях судов.

Кроме того, по рассмотренным делам суды установили, что в силу положений пункта 18.2 Правил дорожного движения (в редакции, действовавшей на момент совершения административных правонарушений) на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, не запрещены движение и остановка транспортных средств, которые используются в качестве легкового такси.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что само наличие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси не свидетельствует о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортные средства использовались в качестве легкового такси.

В соответствии со статьей 65 АПК Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доказательств отсутствия в Реестре выданных разрешений сведений о выданных разрешениях на транспортные средства истца на момент совершения административных правонарушений ООО «Бизнескарсервис» в материалы дела не представлено.

Иных доказательств, свидетельствующих о том, что постановления о привлечении к административной ответственности были вынесены в связи с отсутствием в Реестре выданных разрешений сведений о выданных Министерством разрешениях на транспортные средства истца так же не представлено истцом в материалы дела.

Стоит отметить, что согласно практике рассмотрения данной категории дел арбитражные суды г. Москвы и Московской области принимают решения об отказе в удовлетворении требований заявителей именно в тех случаях когда требования по мнению истцов основываются на так называемом бездействии должностных лиц Министерства и Департамента.

Применительно к правовому характеру настоящего спора в соответствии со ст. 65 АПК РФ истец должен доказать наличие четырех квалифицирующих признаков, позволяющих суду принять решение о возмещении ему убытков: факт нарушения его права; наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками; размер требуемых убытков и факт принятия мер к предотвращению убытков; наличие вины причинителя вреда.

Материалами дела подтверждается факт возникновения убытков у истца.

Вместе с тем, из материалов дела не усматривается наличие вины Ответчиков в том, что истец понес расходы, поскольку данные расходы истец понес в связи с обжалованием постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных ЦАФАП.

Истец не указывает какие конкретно неправомерные действия Ответчиков привели к возникновению у него убытков, а также не указывает какие обязательства Ответчики имеют по отношению к истцу - ООО «Бизнескарсервис» и что конкретно было нарушено.

Таким образом, Ответчики не являются причинителями вреда по настоящему делу, поскольку в материалах дела не содержится доказательств того, что в результате противоправных действий (бездействий) Ответчиков истец понес убытки.

Согласно п. п. 1 ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Для применения ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие состава гражданского деликта, включающего наступление вреда, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера ущерба.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, возмещается за счет казны РФ, субъекта РФ или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Кроме того, истцом не доказан размер убытков, которые он понес для восстановления нарушенного права. Из 245 жалоб, поданных в районные суды города Москвы, не вынесено ни одного судебного решения об отмене постановления о привлечении к административной ответственности. В нарушение правил подсудности представителем ИП ФИО2 было подано 24 жалобы в Арбитражный суд Московской области, производство по которым прекращено.

Стороны согласно ст. ст. 8, 9 АПК РФ, пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, на основании изложенного, требования истца удовлетворению не подлежат.

Расходы по госпошлине относятся на Истца в соответствии со ст.ст. 110 АПК РФ.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 401, 935, 936 ГК РФ, ст. ст.  4, 64, 65, 71, 101, 102, 110, 156, 167-170, 176, 180-182 АПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БИЗНЕСКАРСЕРВИС" (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 24.10.2006, ИНН: <***>) к ДЕПАРТАМЕНТУ ТРАНСПОРТА И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 08.07.2011, ИНН: <***>), к МИНИСТЕРСТВУ ТРАНСПОРТА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 31.01.2003, ИНН: <***>) о солидарном взыскании денежных средств в размере 1 418 420  руб.,  а также  госпошлины в размере 27 184 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты изготовления в полном объеме в 9 Арбитражный Апелляционный Суд.

СУДЬЯ:                                                                                                       О.Ю. Лежнева