ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-70878/2021-147-520 от 07.06.2021 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                         Дело № А40-70878/2021-147-520

30 июня   2021 г.

Резолютивная часть решения изготовлена 07.06.2021г.

Мотивированное решение изготовлено 30.06.2021 г.

Арбитражный суд города Москвы в составе  судьи Н.В. Дейна

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению ПАО «МОЭК»  (адрес 119526, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 101, корп. 3, эт/каб 20/2017, ОГРН: 1047796974092, Дата присвоения ОГРН: 16.12.2004, ИНН: 7720518494)

к Госинспекции по недвижимости (ОГРН 5067746661351, ИНН 7701679961, дата регистрации: 18.09.2006, 101000, г. Москва, проезд Лубянский, 3/6, стр. 6)

о признании незаконным и отмене постановления от 17 марта 2021 г. № 1041-ЗУ/9035304/1-21

при наличии в материалах дела документов, подтверждающих надлежащее извещение

лиц участвующих в деле, руководствуясь ст.ст. 202-206, 226-229 АПК РФ, п.п. 37, 38 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10 от 18.04.2017 г.

суд

УСТАНОВИЛ:

ПАО «МОЭК»   обратилось в Арбитражный суд г. Москвы  к Госинспекции по недвижимости с требованием  о признании незаконным и отмене постановления от 17 марта 2021 г. № 1041-ЗУ/9035304/1-21.

Определением Арбитражного суда г. Москвы заявление принято к производству с рассмотрением в порядке упрощенного производства. В соответствии со статьей 228 АПК РФ судом установлены срок для представления доказательств и отзыва на исковое заявление, отзыва на заявление ответчиком или другим заинтересованным лицом, а также срок для направления сторонами друг другу и в суд дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

Лица, участвующие в деле, извещены судом о принятии заявления к рассмотрению в порядке упрощенного производства надлежащим образом, в связи с этим препятствия для рассмотрения дела по существу отсутствуют.

Лица, участвующие в деле, извещены судом о принятии заявления к рассмотрению в порядке упрощенного производства надлежащим образом, в связи с этим препятствия для рассмотрения дела по существу отсутствуют.

07.06.2021г. суд изготовил резолютивную часть по делу № А40-70878/2021-147-520. Резолютивная часть опубликована 16.06.2021г.

От Госинспекции по недвижимости 18.06.2021г. поступила апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.06.2021г.

Ответчик представил материалы административного дела, отзыв.

Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 6.11 КоАП г. Москвы использование земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с нарушением установленных нормативными правовыми актами города Москвы требований к оформлению документов, являющихся основанием для использования таких земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.13 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействии) юридического лица, в пользовании которого находится земельный участок г. Москвы или земельный участок, собственность на который не разграничена, нарушающих установленные нормативными правовыми актами г. Москвы требования по оформлению необходимых документов для правомерного использования земельного участка.

Как следует из материалов дела, Инспектором Управления контроля за объектами недвижимости по Восточному административному округу Госинспекции по недвижимости Мигалкиным А.А. 20.01.2021 проведено плановое (рейдовое) обследование земельного участка по адресу: 111558, г. Москва, пр-кт Свободный, вл. 10, корпус 2, стр. 2.

По сведениям Информационной системы по формированию и ведению реестра объектов недвижимости города Москвы (ИС РЕОН) земельный участок по адресу: г. Москва, проспект Свободный, вл .10, к. 2, с. 2 (кадастровый № 77:03:0006019:58) площадью 204 кв.м ранее был передан Открытое акционерное общество по эксплуатации тепловых пунктов и разводящих тепловых сетей по договору аренды земельного участка от 30.01.2004 № М-03-021522 для эксплуатации здания центрального теплового пункта. В настоящее время договор не действует. Права на земельный участок не зарегистрированы.

На земельном участке расположено одноэтажное здание 1960 года постройки с кадастровым номером 77:03:0006019:1119 общей площадью 149,1 кв.м. В настоящее время используется под центральный тепловой пункт.

По сведениям ИС РЕОН здание оформлено в собственность Публичному акционерному обществу «Московская объединенная энергетическая компания» (ПАО «МОЭК») (Запись ЕГРП от 08.09.2010 № 77-77-05/072/2010-190 (действует)).

Плановым (рейдовым) обследованием от 20.01.2020 установлено, что ПАО «МОЭК» (ИНН 7720518494) занимает и использует земельный участок с адресным ориентиром: г. Москва, проспект Свободный, вл .10, к. 2, с. 2 (кадастровый № 77:03:0006019:58) площадью 204 кв.м с нарушением установленных нормативно-правовыми актами города Москвы требований к оформлению документов, являющихся основанием для использования участка, что является нарушением п.6, 7 статьи 4, подпункт 1.1 пункта 1 статьи 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 №48 «О землепользовании в городе Москве».

Указанные данные  зафиксированы в рапорте о результатах планового (рейдового) обследования от 20.01.2021 № 9035304, в протоколе об административном правонарушении от 19.02.2021 № 9035304.

Согласно п. 6 ст. 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» основанием для занятия, использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования и иные договоры и (или) соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком, а также решения Правительства Москвы (уполномоченного им органа), оформленные в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы.

Административный орган пришел к выводу, что обществом нарушены п. 6, 7 ст. 4, пп. 1.1 п.1 ст.8 Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48 "О землепользовании в городе Москве".

Постановлением Госинспекции по недвижимости от  17 марта 2021 г. № 1041-ЗУ/9035304/1-21 ПАО «МОЭК»   привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.6.11 КоАП г. Москвы в виде штрафа в размере 60 000 руб.

Постановление о назначении административного наказания вынесено в соответствии со ст. 16.2, 16.3, 16.4, 16.5 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" с учетом доказательств, имеющихся в материалах дела об административном правонарушении.

Не согласившись с указанным постановлением  общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции не учел следующего.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Суд апелляционной инстанции, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии состава правонарушения и полагает, что имеются основания для отмены принятого по делу судебного акта в связи со следующим.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.

Оценив собранные административным органом доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых нормой ч. 1 ст. 6.11 КоАП г.Москвы предусмотрена административная ответственность. При этом в деле имеется и административным органом не представлено доказательств отсутствия у общества возможности для соблюдения нарушенных правил и норм на момент проведения проверки -15.01.2020.

Так, в соответствии с п. 7 ст. 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве" основания для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на земельных участках, находящихся в собственности г. Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, являются документы, указанные в ч. 6 настоящей статьи, а также оформленные   в   установленном   Правительством   г.   Москвы   порядке  договоры   на размещение указанных объектов, разрешения уполномоченного органа исполнительной власти г. Москвы.

В силу п. 6 ст. 4 и п. 1.1 ст. 8 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве" в качестве основания для занятия и использования земельного участка являются оформленные в установленном Правительством г. Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования и иные договоры и (или) соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком, а также решения Правительства г. Москвы (уполномоченного им органа), оформленные в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами г. Москвы.

Порядок оформления в соответствии с федеральным законодательством указанных в п. 6 ст. 4 и п. 1.1 ст. 8 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве" документов, в том числе аренды (договоры аренды), установлен постановлением Правительства г. Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества г. Москвы".

По мнению контролирующего органа, ПАО «МОЭК» нарушены установленные нормативными правовыми актами города Москвы требования к оформлению документов, являющихся основанием для использования земельного участка по адресу: г. Москва, Свободный проспект, вл. 10, стр. 2 корп. 2.

На вышеуказанном земельном участке находится здание центрального теплового пункта (далее - ЦТП), с кадастровым номером 77:03:0006019:1119, площадью 149,1 кв.м, с адресным ориентиром: Свободный проспект, вл. 10, стр. 2 корп. 2, находящееся в собственности ПАО «МОЭК».

Данное здание зарегистрировано в собственность ПАО «МОЭК» на основании договора о присоединении ОАО «Мосгортепло», ОАО «Мосеплоэнерго», ОАО «Теплоремонтналадка» и передаточного акта ОАО "Мосгортепло" от 01.02.2010 (номер запись в ЕГРН 77-77-05/072/2010-190 от 08.09.2010).

Между ГУЛ «Мосгортепло» (правопредшественник ПАО «МОЭК») и Москомзем (в настоящее время ДГИ г. Москвы) заключен договор аренды земельного участка от 30.01.2004 № М-03-021522.

Указанный договор № М-03-021522 от 30.01.2004 предоставляющий право аренды на земельный участок по адресу: г. Москва, Свободный проспект, вл. 10, стр. 2 корп. 2, был зарегистрирован в 2004 году.

Право собственности на здание ПАО «МОЭК» зарегистрировано на основании договора о присоединении ОАО «Мосгортепло» к ПАО «МОЭК» и передаточного акта от 01.02.2010.

В соответствии с частью 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Таким образом при реорганизации ГУП «Мосгортепло», ПАО «МОЭК» приняло на себя все права и обязанности другой стороны, в том числе по договору аренды.

Пунктом 8.2 Договора № М-03-021522 от 30.01.2004 предусмотрено, что в случае если Арендатор продолжает использовать земельный участок после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны Арендодателя, настоящий, договор возобновляется на тех же условиях на неопределённый срок, в том числе обязанностей по уплате арендной платы.

ПАО «МОЭК» добросовестно исполняло и исполняет условия по оплате договора, что подтверждается, платежными поручениями: № 124383 от 25.12.2019, № 50711 от 06.04.2020, № 103235 от 09.07.2020, №129823 от 05.10.2020, №156368 от 28.12.2020.

Исходя из позиции ч. 2 ст. 610 ГК РФ, если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.

Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В силу пункта 2 статьи 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Так, направленным обращением в ДГИ г. Москвы ПАО «МОЭК» выразило свое намерение на правомерное оформление земельного участка.

Вместе с тем Департамент городского имущества г. Москвы не предоставил ПАО «МОЭК» право оформления земельного участка по причине того, что Земельный участок не сформирован по причине того, что город Москва не осуществил межевание земельного участка.

Отказ уполномоченного органа от оформления прав на земельный участок указывает на невозможность оформления земельных отношений по причинам, не зависящим от ПАО «МОЭК».

Порядок подготовки, согласования и утверждения проектов межевания территории, подготавливаемых в виде отдельного документа, в городе Москве, регулируется Постановлением Правительства Москвы от 26.12.2017 № 1089-ПП. Согласно пунктам 1.2 и 1.2.1 Постановления, подготовка проектов межевания территории, в том числе в целях размещения объектов федерального или регионального значения, осуществляется ДГИ г. Москвы.

Таким образом, обязанность по формированию земельного участка, включая подготовку или изменение межевого плана, лежит на ДГИ г. Москвы.

ПАО «МОЭК» не может отвечать за отсутствие надлежащего формирования Земельного участка, относящегося к городской собственности.

На момент вынесения оспариваемого постановления от 10.02.2020 обществом предпринимались меры по оформлению земельно-имущественных отношений, что подтверждается письмом Департамента городского имущества г. Москвы от 21.11.2019 N 33-5-121970/19-(0)-1 об отказе в предоставлении государственной услуги на основании акта Госинспекции по недвижимости от 25.02.2019 N 9067388 о подтверждении факта наличия незаконного размещения объекта (а именно, межэтажного перекрытия) в принадлежащем обществу здании. Указанными доводам общества судом первой инстанции оценка не дана.

Из этого следует, что по независящим от волеизъявления и действий ПАО «МОЭК»  причин оформление земельного участка между Департаментом городского имущества г. Москвы и обществом не закончено».

На момент привлечения ПАО «МОЭК»  оспариваемым постановлением к административной ответственности, в действиях общества отсутствовали признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.11 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, поскольку общество, действуя надлежащим образом, приняло все от него зависящие необходимые меры для оформления земельно-правовых отношений относительно земельного участка, на котором расположено принадлежащее на праве собственности обществу нежилое строение.

Таким образом, суд апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии у административного органа оснований для привлечения ПАО «МОЭК»  к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 6.11 Кодекса г. Москвы.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение в силу ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах административным органом не доказано вина общества в совершении административного правонарушения, и, как следствие, не доказано наличие состава административного правонарушения.

Согласно п. 4 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 202-206, 226-229 АПК РФ, п.п. 37, 38 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10 от 18.04.2017 г., арбитражный суд первой инстанции

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить полностью постановление Госинспекции по недвижимости от 17 марта 2021 г. № 1041-ЗУ/9035304/1-21 о привлечении ПАО «МОЭК» к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.11  КоАП г. Москвы.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья                                                                                                                        Н.В. Дейна