ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-72197/2017-147-650
22 августа 2017 г.
Резолютивная часть решения оглашена 21.08.2017 г.
Полный текст решения изготовлен 22.08.2017 г.
Председательствующего судьи: Дейна Н.В.
протокол вел секретарь судебного заседания Демина Е.А.
Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ПАО «Россети» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 01.07.2008, адрес 121353, <...>)
к ФАС России (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 19.04.2004, адрес 125993, <...>, Д-242, ГСП-3)
третье лицо: ЗАО «Юрэнерго»
о признании недействительным решения от 15.03.2017 № 223ФЗ-169/17 и предписания от 15.03.2017 № 223ФЗ-169/16
и приложенные к заявлению документы
с участием
от заявителя – ФИО1 (паспорт, доверенность № 87-17 от 29.05.2017 г.), ФИО2 (паспорт, доверенность № 53-17 от 05.04.2017 г.)
от ответчика – ФИО3 (удостоверение, доверенность № ИА/36775/17 от 01.06.2017 г.)
от третьего лица – неявка (уведомлен)
суд
УСТАНОВИЛ:
ПАО «Россети» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ФАС России об оспаривании решения и предписания от 10.03.17 № 223ФЗ-169/17.
Заявитель поддержал заявленные требования.
Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражал, по основаниям изложенным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения представителей, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 197 АПК РФ, дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети», утвержденным решением Совета директоров ПАО «Россети» от 30.06.2014 (далее - Положение о закупке).
Как следует из материалов дела, в ФАС России поступила жалоба ЗАО «Юрэнерго» от 21.02.2017 № 5-3-юк-184, направленная письмом Московского УФ АС России от 28.02.2017 № ИШ/9192-1 (вх. 29699/17 от 01.03.2017), на действия (бездействие) заказчика ПАО «Россети» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения рамочных соглашений об участии в конкурентных процедурах на право заключения договора на проведение энергетического обследования ДЗО ПАО «Россети» (извещение № 31604110078) (далее - Конкурс, Жалоба).
По результатам рассмотрения указанной жалобы Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок приняты решение и предписание ФАС России от 10.03.2017 по делу № 223ФЗ-169/17 которыми Жалоба признана обоснованной.
Не согласившись с указанным решением и предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ заявителем не пропущен.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего.
Процедура рассмотрения жалоб участников закупок по Закону о закупках предусмотрена статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, ФАС России при принятии Решения и выдаче Предписания выполняла свои функции (полномочия) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, возложенные на нее законодательством, в рамках своей компетенции и в установленном процессуальном порядке.
Довод Заявителя об отсутствии в действиях Заказчика нарушений части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках, признается судом несостоятельным и подлежащим отклонению по следующим основаниям.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичные принципы предусмотрены подпунктом «б» пункта 1.2.1 Положения о закупке.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с итоговым протоколом от 15.02.2017 № 8/265р (далее — Протокол итогов) заявке Заявителя отказано в допуске в связи с несоответствием требованиям установленным пунктом 2.1.1, 2.2 Раздела 6 Тома 2 (по результатам отборочной стадии участник набрал 18 баллов).
Пунктом 2.1.1 Технического задания Том 2 Документации предусмотрено, что для участия в Конкурсе, участник должен удовлетворять следующим отборочным критериям, несоответствие которым может повлечь решение закупочной комиссии об отклонении заявки от дальнейшего рассмотрения: участник закупки должен иметь в своём составе
- не менее 22 сотрудников для оказания услуг по энергетическому обследованию, обладающих соответствующей квалификацией: высшее техническое образование, опыт работы не менее трех лет в сфере электроэнергетики, прохождение переподготовки или повышения квалификации по курсу «Проведение энергетического обследования (аудит)» не реже чем один раз в пять лет, в том числе: не менее 3-х штатных сотрудников, имеющих 5 группу электробезопасности с допуском работы на электроустановках напряжением до и свыше 1000 В в качестве административно-технического персонала;
-не менее 15-ти сотрудников, имеющих 3-4 группу электробезопасности с допуском работы на электроустановках напряжением до и свыше 1000 В;
-не менее одного сотрудника, имеющего аттестат категории А «Общие требования промышленной безопасности» Подтверждается справкой о наличии у Участника соответствующих собственных либо привлеченных кадровых ресурсов, необходимых для полного и своевременного выполнения Договора по установленной в настоящей Конкурсной документации форме (раздел 4, форма 8) с указанием персональных квалификационных данных руководителя и специалистов с приложением свидетельств, подтверждающих квалификацию, профессиональных сертификатов, аттестаций, дипломов, резюме и других документов, подтверждающих соответствующий опыт оказания услуг.
Согласно Протоколу итогов по указанному основанию, также отклонены заявки участников: № 2 ОАО «Энергосервисная компания Ленэнерго», № 6 ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России ФИО4», № 10 ООО «А1-Энерго», № 14 ООО «Капитал», № 15 АО « Энергосервис Волга», № 16 ООО «Самарская энергосервисная компания».
Пунктом 2.2 Тома 2 предусмотрено, что по результатам проведения отборочной стадии конкурсная комиссия может отклонить Конкурсные заявки, набравшие менее 25 балов.
При оценки заявки ЗАО «Юрэнерго» по подкритериям «Опыт оказания услуг по внедрению системы энергетического менеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 50001 (Представить копии договоров и акты оказания услуг за последние 5 лет)», «Опыт проведения энергетического обследования электросетевых компаний (Представить копии договоров и акты оказания услуг за последние 5 лет)» комиссией Заказчика не учтены договора, которые по мнению комиссии не соответствуют заданной в Документации тематике.
При этом, не представляется возможным однозначно прийти к выводу о корректности проведенной комиссией Заказчика оценки в рамках критериев «Опыт оказания услуг по внедрению системы энергетического менеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 50001 (Представить копии договоров и акты оказания услуг за последние 5 лет)», «Опыт проведения энергетического обследования электросетевых компаний (Представить копии договоров и акты оказания услуг за последние 5 лет)».
Кроме того, пунктом 2.3.2.3 Тома 1 Документации установлен перечень документов подтверждающих квалификацию участника Конкурса, в том числе:
- Справка о наличии у Участника соответствующих собственных либо привлеченных кадровых ресурсов, необходимых для полного и своевременного выполнения Договора по установленной в настоящей Конкурсной документации форме (раздел 4, форма 8) с указанием персональных квалификационных данных руководителя и специалистов с приложением свидетельств, подтверждающих квалификацию, профессиональных сертификатов, аттестаций, дипломов, резюмеи других документов, подтверждающих соответствующий опыт оказания услуг;
Справка, подтверждающая наличие у Участника соответствующих собственных либо привлеченных (арендуемых) технических ресурсов, необходимых для полного и своевременного выполнения Договора (раздел 4, форма 8.1) В случае использования арендованных технических ресурсов (машин, механизмов, специальной техники и приспособлений) Участником предоставляются копии подписанных договоров.
Также пунктом 2.3 Технического задания Том 2 предусмотрено, что участник должен включит в заявку:
Документы, подтверждающие наличие в собственности (или в аренде) сертифицированного программного обеспечения для расчета потерь электроэнергии в электрических сетях и исправного оборудования (тепловизоры, приборы для анализа качества электроэнергии, ультразвуковой расходомер жидкости, бесконтактный термометр, люксметр, логеры и др.), предусмотренные конкурсной документацией (документы подтверждения правообладания компьютерными программами, используемыми при выполнении работ; технические паспорта оборудования; свидетельства или сертификаты калибровки необходимого оборудования; свидетельства поверки оборудования государственного образца и т.д.).
Копии действующих свидетельств о прохождении персоналом курсов переподготовки и/или повышения квалификации в области энергетического обследования.
Копии действующих свидетельств о допуске к работе на электроустановках с напряжением до и выше 1000 В, а также аттестат категории А «Общие требования промышленной безопасности».
Копии трудовых книжек (последние листы с обозначением мест работы) для штатных сотрудников, копии трудовых договоров для совместителей.
Вместе с тем, отсутствие у участника закупки на момент подачи заявки указанного персонала не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, а напротив налагают дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в закупке, поскольку такой персонал может быть привлечен участником закупки после подведения итогов закупки, в случае признания такого участника победителем закупки.
Учитывая изложенное, действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
Довод Заявителя о правомерности установления требования о наличии опыта выполнения аналогичных работ подлежит судом отклонению по следующим основаниям.
Документацией установлено, что участник закупки должен иметь не менее одного завершенного договора за последние 5 лет по выполнению работ по проведению энергетического обследования электросетевых компании.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9.1.10.1 Положения о закупке выигравшим торги на конкурсе (победителем конкурса) признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки.
Следовательно, наличие у участников закупки опыта за последние 5 лет по выполнению работ по проведению энергетического обследования электросетевых компании не может являться критерием допуска к участию в закупке, так как победитель закупки признается участник соответствующий критериям порядка оценки, при этом Заказчиком в порядке оценки предусмотрен критерий опыт участника.
При этом, отсутствие у участника закупки опыта не является подтверждением невозможности оказания таким, участником услуг Заказчику, а также не является подтверждением, невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору заключаемому по результатам закупки, поскольку участником закупки могут быть привлечены специалисты, как из штата, так на ином основании.
Согласно пункту 2.2 Тома 2 Документации участник закупки должен соответствовать критерию «Качество услуг и квалификация» (бальная оценка): для оценки по критерию «Качество услуг и квалификация» установлены показатели соответствия N1,N2, N3,N4 и N5 - бальные критерии, сумма максимальных значений которых составляет 50 баллов. Так по данному критерию установлены подкритерии «Обеспеченность участника трудовыми (кадровыми) ресурсами в области энергетического менеджмента (аудиторами аттестованных в соответствии с международными стандартами ISO 50001)» и установлен следующий порядок оценки: 0 баллов присваивается при отсутствии сертификатов; 2 балла при наличии 2 сертификатов. За каждый последующий сертификат присваивается 2 балла, но не более 10 баллов по данному критерию.
Однако в данном порядке оценка отсутствует пропорциональная зависимость между представленным количество сертификатов, а также количеством начисляемых баллов, так за 2 сертификата участнику закупки присваивается 2 балла, при этом за предоставление каждого последующего сертификата также присваивается 2 балла.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в установленном порядке оценки заявок на участие в Конкурсе отсутствует пропорциональная зависимость между представленным количеством сертификатов, а также количеством начисляемых баллов, что нарушает пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Довод Заявителя об правомерном установления возможности отклонения заявок аффилированных между собой не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Пунктом 1.5.7 Тома 1 Документации установлено, что конкурсная комиссия, вправе отклонить заявки участников Конкурса, аффилированных между собой.
Вместе с тем, Законом о закупках не предусмотрено ограничение участия в закупочной процедуре лиц, аффилированных с иными участниками закупки.
Кроме того, наличие у участника закупки аффилированности с иным участником закупки, однозначно не свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязательств по договору и недобросовестности такого участника закупки.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Относительно довода Заявителя о правомерности установления положений о возможности дозапроса информации суд указывает следующее.
Согласно пункту 2.9.2.2 Тома 1 Документации в рамках отборочной стадии, при отсутствии, либо недостаточности в заявке какой-либо информации или каких-либо документов, либо наличия замечаний к заявке, возникших в ходе ее рассмотрения и не позволяющих в полной мере оценить квалификацию участника в соответствии с установленными требованиями, организатор по решению комиссии вправе запросить у участника недостающие документы либо разъяснения по имеющимся замечаниям, предоставив участнику для устранения замечаний и предоставления документов минимально необходимый срок. При этом все возможные риски отклонения заявки и ответственность, связанные с несвоевременным предоставлением документов по запросу организатора, несет Участник. Документы, поступившие в ответ на запрос после истечения указанного в нем срока, Организатор вправе не принимать, а Конкурсная комиссия не рассматривать и не учитывать при принятии решений в рамках Конкурса.
Кроме того, пунктом 2.9.2.3 Тома 1 Документации предусмотрено, что при проверке правильности оформления заявок Заказчик вправе не обращать внимание на мелкие недочеты и погрешности, которые не влияют по существу на суть Конкурсной заявки. Конкурсная комиссия с письменного согласия участника Конкурса также может исправлять очевидные арифметические и грамматические ошибки.
Также пунктом 2.9.2.5 Документации предусмотрено, что при проведении отборочной стадии организатор Конкурса вправе проверять соответствие предоставленных участником заявлений, документов и информации действительности, в том числе путем направления запросов в государственные органы, лицам, указанным в Заявке, а также проводить выездные проверки.
Вместе с тем, возможность участия в Конкурсе с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также применение Заказчиком права запрашивать дополнительные документы, осуществлять выездные проверки, исправлять арифметические и грамматические ошибки может применяться не в равной степени к участникам закупки, что может повлечь необоснованное отклонение и/или допуск участников закупки.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Судом не принимается довода Заявителя о том, что при проведении указанной закупки нет необходимости указывать количество поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Пунктом 1.1.4 Тома 1 Документации установлено, что предметом закупки является право заключения рамочных соглашений об участии в конкурентных процедурах на право заключения договоров на проведение энергетического обследования ДЗО ПАО «Россети».
Пунктом 2.4.6.2 Тома 1 Документации предусмотрено, что в связи с тем, что по результатам Конкурса заключаются рамочные соглашения, стоимость, сроки, место и объем поставляемой продукции будут определены при проведении конкурентных процедур с приглашением победителей данного конкурса.
Учитывая изложенное, отсутствие стоимости, сроков, места и объемов поставляемой продукции не позволяет участникам закупки сформировать цену договора надлежащим образом в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке, так как Документация, размещенная в ЕИС, не содержит объемы выполняемых работ.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок может определятся календарной датой или истечением периода времени.
Как указывалось выше, в пункте 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках законодателем установлен срок о предоставлении участником закупки разъяснений положений документации о закупке в датах, следовательно документация о закупке должна содержать календарную дату начала и календарную дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Данная норма трактуется буквально и не содержит каких-либо двояких толкований и возможных правовых коллизий при их применении, направлена на обеспечение принципа информационной открытости закупочных процедур.
Вместе с тем, настоящая Документация не содержит указаний на календарную дату и календарную дату окончания срока о предоставлении участником закупки разъяснений положений документации о закупке.
Таким образом, в Документации Заказчиком не установлены конкретные
даты представления разъяснений положении Документации участникам закупки,
что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
В связи с вышеизложенным, требование заявителя не подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167, 170, 176, 198, 201 АПК РФ суд
РЕШИЛ:
Требования ПАО «Россети» к ФАС России об оспаривании решения и предписания от 10.03.17 № 223ФЗ-169/17 - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
СУДЬЯН.В. Дейна