ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва
30 августа 2012 года
Дело №
№ А40-72353/12
145-33
Резолютивная часть решения объявлена 29 августа 2012г.
Решение изготовлено в полном объеме 30 августа 2012г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего судьи
Вигдорчика Д.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Набиевой Х.М.
рассмотрел дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Русская компания имущественной опеки» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 22.10.1992, 115230, <...>)
к Комитет по архитектуре и градостроительству г.Москвы (115054, <...>)
Третье лицо: Департамент земельных ресурсов г.Москвы (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 15.11.1991г., 115054, <...>.)
Правительство г.Москвы (125032, <...>), Департамент культурного наследия города Москвы (115035, <...>.)
о
о признании недействительным действий, обязании совершить действия
при участии:
от заявителя –ФИО1 доверенность б/н от 06.03.2012г.; ФИО2 по доверенности б/н от 03.06.2011г.;
от ответчика –ФИО3 доверенность № 001-03-212/12 от 22.02.2012г. удостоверение № 29297; Третьи лица: от Департамента земельных ресурсов г.Москвы и Правительство г.Москвы – ФИО4 доверенность №33-4-64/12 от 10.01.2012г., доверенность №4-47-9231/1 от 22.12.2011г. удостоверение №431., ФИО3 доверенность № 4-47-8757/1, от 29.06.2011г.; от МОСКОМАРХИТЕКТУРЫ - ФИО5, по дов., № 001-03-518/12, от 27.04.2012г., от Правительства г.Москвы по дов., № 4-14-587/2, от 10.07.2012, удостоверение № 29497; от МОСГОРНАСЛЕДИЯ –ФИО6, по дов., № 16-02-393/1-79, от 22.12.2011г.
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество «Русская компания имущественной опеки» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 22.10.1992, 115230, <...>) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением (с учетом уточнения) к Комитету по архитектуре и градостроительству г.Москвы (115054, <...>) о признании незаконным действий Комитета по архитектуре и градостроительству г.Москвы по разработке и выдаче Градостроительного плана земельного участка №RU-210000-003710 утвержденного приказом Комитета по архитектуре и градостроительству г.Москвы от 23.03.2012г. №476 и обязании Комитета по архитектуре и градостроительству г.Москвы подготовить и выдать новый градостроительный план земельного участка с целевым назначением - для строительства культурно-гостиничного и делового центра и последующей его эксплуатации отказать.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик в судебное заседание явился, представил отзыв, возражал относительно удовлетворения заявленных требований.
Третьи лица Департамент земельных ресурсов г.Москвы, Правительство г.Москвы, Департамент культурного наследия города Москвы в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения требований по основаниям, указанным в отзывах и письменных пояснениях.
Судом установлено, что срок на оспаривание указанных решений и действий, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем соблюден.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, в силу положений ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из системного толкования положений ст. 198 и ст. 200 АПК РФ следует вывод о том, что заявитель, оспаривая ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, должен доказать нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
18.04.1995г. в соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии №33 было принято решение о предоставлении ЗАО «Русская компания имущественной опеки» земельного участка по адресу: Ростовская набережная вл.9 взамен изымаемых земельных участков по адресу: ул. Красная Пресня вл.20, Клементовский пер. вл.16.
Постановление Правительства г. Москвы №249 от 26.03.1996г в связи с невозможностью освоения земельных участков по адресу: ул. Красная Пресня вл.20, Клементовский пер. вл.16 и на основании решения конкурсной комиссии Москомзема (протокол №33 от 18.04.1995г., №35 от 25.04.1995г.) ЗАО «РКИО» выделен в пользование на условиях аренды сроком на 49 лет земельный участок в размере 1,0 га по адресу Ростовская набережная вл.9 под строительство культурно гостиничного и делового центра и его дальнейшей эксплуатации.
На основании Постановления Правительства Москвы от 26 марта 1996 года №249 о предоставлении в пользование земельного участка по Ростовской набережной вл.9 акционерному обществу закрытого типа «Русская компания имущественной опеки» под строительство культурно-гостиничного и делового центра, Московский земельный комитет и Акционерное общество закрытого типа «Русская компания имущественной опеки» заключили договор аренды участка земли города Москвы № 11-01-005243 от 29 апреля 1996 года.
Предметом договора является земельный участок площадью 10 000 (Десять тысяч) квадратных метров во вл. 9 по Ростовской набережной (Центральный административный округ) в г. Москве (далее - Участок) предназначенный для строительства культурно-гостиничного и делового центра и последующей его эксплуатации. Договор заключен сроком на 49 лет
В соответствии с Постановления Правительства Москвы от 01 октября 2002года №809-ПП о компенсационном предоставлении ЗАО «Русская компания имущественной опеки» земельного Пакет документов входящих в конкурсную документацию Москомземом не передан ЗАО «РКИО», чем нарушено распоряжение Мэра г. Москвы от 18.12.1992г. №571-РМ.
29 апреля 1996г. заключен договор аренды земельного участка №М-01-005243 с включением в него обязанности Москомзема в месячный срок с момента заключения договора передать ЗАО «РКИО» градостроительное задание со всеми необходимыми согласованиями, данные обязательства Москомзем не выполнил. Также Москомземом не выполнено Решение суда об обязании передать ЗАО «РКИО» градостроительное задание.
Исходно-разрешительная документация №043-41/1957 от 09.12.2000г. по строительству «Культурно-гостиничного центра» по адресу: Ростовская набережная вл.9 пролонгирована (письмо ГлавАПУ № 100-02(195)-1292/4-(0)-5 от 29.05.2005г), АКТ разрешенного использования земельного участка для осуществления строительства и реконструкции получен, заключение Москомэкспертизы по проекту строительства получено, проект был согласован всеми необходимыми организациями кроме Префектуры ЦАО г. Москвы.
В связи с введением в действие Градостроительного Кодекса РФ, для получения разрешения на строительство необходимо получить Градостроительный план земельного участка.
Заявитель обратился в Комитет по архитектуре и строительству с заявлением о разработке и выдаче градостроительного плана земельного участка.
29.03.2012 года заявителю выдан градостроительный план земельного участка, выданный Комитетом по архитектуре и градостроительству г. Москвы, в соответствии с п. 3 которого, в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков указано «участки благоустройства и озелененных территорий».
В письме от 30 марта 2012года, Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы указал, «что оформление ГПЗУ по указанному адресу является «преждевременным до утверждения в установленном порядке проекта режимов использования земель и градостроительных регламентов на данную территорию»
По мнению заявителя выданный Ответчиком градостроительный план земельного участка, противоречит указанным выше нормативно-правовым актам - Постановлениям Правительства Москвы определившим целевое назначение участка (для строительства культурно-гостиничного комплекса), а также ранее согласованной и выданной строительно-разрешительной документации, разрешающей на данном земельном участке строительство в согласованных объемах.
Принимая решение, суд учитывает следующие обстоятельства дела.
На основании постановления Правительства Москвы от 26.03.1996 № 249 «О предоставлении в пользование земельного участка по Ростовской набережной во вл.9 АОЗТ «Русская компания имущественной опеки» под строительство культурно-гостиничного и делового центра (ЦАО) 29.04.1996 между Департаментом и ЗАО «Русская компания имущественной опеки» заключен договор аренды земельного участка № М-01-005243, кадастровый номер 77:01:0005004:0001, с адресным ориентиром: <...> вл.9. Договор заключен сроком на сорок девять лет.
В силу п. 1.1 договора аренды, земельный участок предоставляется в пользование на условиях аренды для строительства и последующей эксплуатации культурно-гостиничного и делового центра.
ЗАО «Русская компания имущественной опеки» являясь правообладателем земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005004:0001, обратилось в Москомархитектуру с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка.
Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 № 229-ПП «О Порядке подготовки, утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков» утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков» в городе Москве.
Согласно п.3.9 Административного регламента, Москомархитектура направляет подготовленный проект градостроительного плана земельного участка в Градостроительно-земельную комиссию города Москвы.
В целях оперативного рассмотрения вопросов в области градостроительства, использования земельных участков, предназначенных под строительство (реконструкцию) градостроительных объектов, совершенствования порядка реализации инвестиционных проектов на территории города Москвы, постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 № 1019-ПП создана Градостроительно-земельная комиссия города Москвы и утверждено Положение о данной комиссии.
В соответствии с п.2.1. Положения о Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, одной из функций данной комиссии в области градостроительства является рассмотрение вопроса об одобрении проектов градостроительных планов земельных участков, подготавливаемых по заявлениям физических и юридических лиц, до введения в действие Правил землепользования и застройки города Москвы.
Градостроительно-земельная комиссия города Москвы рассматривает проект градостроительного плана земельного участка, определяет виды разрешенного использования объектов капитального строительства, возможных на земельном участке из числа представленных и принимает одно из следующих решений:
-об одобрении представленного проекта градостроительного плана земельного участка;
-о внесении изменений в проект градостроительного плана земельного участка.
В случае принятия Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решения об одобрении градостроительного плана земельного участка Москомархитектура осуществляет мероприятия по утверждению градостроительного плана земельного участка в порядке, установленном Регламентом.
В соответствии с указанным регламентом подготовленный Москомархитектурой проект ГПЗУ по адресу: <...> вл.9 был направлен на рассмотрение Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
По результатам рассмотрения Градостроительно-земельная комиссия города Москвы (заседание от 24.02.2012 протокол №7 п.44) одобрила оформление ГПЗУ (кадастровый номер: 77:01:0005004:0001), предусмотрев основные виды разрешенного использования земельного участка:
- участки благоустройства и озелененных территорий;
- максимальный процент застройки в границах земельного участка - 0 %;
- предельную высоту -0 м;
- предельную плотность застройки - 0 тыс. кв.м/га;
Во исполнение решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы Москомархитектура осуществила мероприятия по утверждению, регистрации и выдачи ГПЗУ.
02.04.2012 ЗАО «Русская компания имущественной опеки» выдан указанный градостроительный план земельного участка.
В процессе подготовки ГПЗУ было выявлено, что вышеуказанный земельный участок расположен на территории:
-строгого регулирования застройки № 001 и зоны охраняемого ландшафта № 006, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 07.07.1998 г. № 545 «Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы (в пределах Камер-Коллежского вала)»;
-в границах объединенной охранной зоны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) № 123, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 07.07.1998 г. № 545;
-в границах зоны памятников археологии;
-часть земельного участка № 1, площадью 2 860 кв.м., расположена в границах красных линий улично-дорожной сети (далее - УДС) и не может быть использована в целях строительства, реконструкции капитальных объектов.
Согласно ч.3 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с ч.4 ст. 1 ГрК РФ зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее -объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.5 ст.36 ГрК РФ применительно к зонам с особыми условиями использования территорий (зоны охраны объектов культурного наследия) градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Зоне строго регулирования застройки № 001 соответствует строгий режим градостроительного регулирования, устанавливающий ограничение на новое строительство и хозяйственную деятельность, предусматривающий сохранение, восстановление и обеспечение оптимального восприятия объектов градостроительного наследия - заповедных территорий, а также контактной ценной градостроительной среды в структуре городского ландшафта.
В зоне охраняемого ландшафта запрещается строительная и хозяйственная деятельность, которая может привести к трансформации фрагментов природного рельефа, ценного озеленения и элементов гидрографической сети.
В силу ст. 5 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (пункт 4 статьи 99 ЗК РФ).
Согласно ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" под охранной зоной понимается территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В силу пункта 10 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 № 315, одним из требований, предъявляемых к особому режиму использования земель и градостроительному регламенту в границах охранной зоны, является запрещение строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды культурного наследия.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20.03.2001 № 270-ПП «Об утверждении Положения о порядке установления линий градостроительного регулирования в городе Москве» план линий градостроительного регулирования - один из видов территориальных регламентов и составная часть градостроительного регламента города Москвы, который содержит все действующие на территории города линии градостроительного регулирования, установленные и утвержденные разбивочными чертежами-актами линий градостроительного регулирования, и подлежит обязательному использованию и соблюдению на всех стадиях градостроительного проектирования и при реализации градостроительной деятельности и земельно-правовых отношений.
Красные линии - это вид линий градостроительного регулирования; границы территории улично-дорожной сети, выделенной из остальной территории города. За пределы красных линий в сторону улицы или площади не должны выступать здания и сооружения (п. 3.1 указанного постановления Правительства Москвы от 20.03.2001 № 270-ПП).
Перечень земельных участков улично-дорожной сети города Москвы утвержден Законом города Москвы от 21.03.2007 № 8 «О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы». Земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005004:0001 расположен частично на территории земельного участка с кадастровым номером 77:01:05004:138, который входит в указанный Перечень участков улично-дорожной сети города Москвы.
В соответствии с п. 8 ст. 18 Закона города Москвы от 20.12.2006 № 65 «О Правительстве Москвы» к полномочиям Правительства Москвы относится принятие мер по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.
Таким образом, с учетом указанных ограничений суд приходит к выводу о правомерности выдачи ГПЗУ земельного участка, находящегося по адресу Ростовская набережная, д.9 с показателями, исключающими строительство.
Суд также учитывает, что на заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от 10.05.2012 № 17 принято решение о прекращении реализации проекта строительства культурно-гостиничного и делового комплекса и расторжении договора аренды земельного участка от 29.04.1996 № М-01-005243.
Во исполнение указанного решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы 27.06.2012 Департаментом в адрес ЗАО «Русская компания имущественной опеки» направлено уведомление о расторжении договора аренды от 29.04.1996 № М-01-005243.
При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу, что действия Комитета по архитектуре и градостроительству по разработке и выдаче заявителю градостроительного плана земельного участка №RU77-210000-03710, утвержденного приказом Комитета по архитектуре и градостроительству г.Москвы от 23.03.2012г. №467, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Таким образом, требования заявителя не могут быть удовлетворены ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в порядке ст. 110 АПК РФ.
На основании ст.ст. 7, 38, 39, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 66, 68, 69, 71, 167-170, 176, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ЗАО «Русская компания имущественной опеки» о признании незаконным действий Комитета по архитектуре и градостроительству г.Москвы по разработке и выдаче Градостроительного плана земельного участка №RU-210000-003710, утвержденного приказом Комитета по архитектуре и градостроительству г.Москвы от 23.03.2012г. №476 и обязании Комитета по архитектуре и градостроительству г.Москвы подготовить и выдать новый градостроительный план земельного участка с целевым назначением - для строительства культурно-гостиничного и делового центра и последующей его эксплуатации отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый апелляционный арбитражный суд.
Судья: Д.Г.Вигдорчик