ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-725/15 от 17.02.2015 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

25 февраля 2015 года

Дело № А40- /2015

Полный текст решения изготовлен 25 февраля 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2015 года

Арбитражный суд города Москвы

в составесудьи Папелишвили Г.Н.  (шифр судьи 144-4)

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой Е.И.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Субару Мотор»

к ответчику: ЦАТ

об обязании возвратить из федерального бюджета  сумму таможенных платежей в размере 408 447 рублей 53 копейки, уплаченных по декларации на товары №10009194/170611/0019827

с участием:

от заявителя – ФИО1 (паспорт, доверенность от 23.12.2014)

от ответчика – ФИО2 (паспорт, доверенность от 15.12.2014 №05-21/27575)

УСТАНОВИЛ: ООО «Субару Мотор» (далее по тексту также – Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об обязании Центральной Акцизной Таможни возвратить из федерального бюджета  сумму таможенных платежей в размере 408 447 рублей 53 копейки, излишне уплаченных по декларации на товары №10009194/170611/0019827.

Заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, со ссылкой на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 21.06.2001 № 173-0, указав на принадлежащее ему право в течение общего срока исковой давности (три года) обратиться в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных обязательных таможенных платежей.

Ответчик, представив документы послужившие основанием для отказа ООО «Субару Мотор» в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, а также отзыв, требования не признал со ссылкой на то обстоятельство, что годичный срок, установленный частью 2 статьи 148 Федерального закона № 311-ФЗ является пресекательным; позиция Конституционного Суда РФ, направлена на восстановление прав налогоплательщика на возврат излишне уплаченных налогов и сборов только в том случае, если налогоплательщиком указанный срок был пропущен в силу объективных и непредотвратимых обстоятельств.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей явившихся в судебное заседание сторон, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что требования заявителя заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Срок подачи заявления об обязании ЦАТ возвратить из федерального бюджета  сумму таможенных платежей в размере 408 447 рублей 53 копейки заявителем не пропущен.

Согласно ст.198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Как следует из материалов дела, 17.06.2011 на Северо-Западный акцизный таможенный пост (далее - СЗАТП) таможенным представителем ЗАО «Электроспецсервис» была подана декларация на товары (40 новых легковых автомобилей марки Subaru), прибывшие в адрес ООО «Субару Мотор». Данной декларации на товары был присвоен номер №10009194/170611/0019805. В графе 31 товара №40 были заявлены сведения о новом легковом автомобиле марки Subaru Forester VIN <***>.

В тот же день 17.06.2011 года на СЗАТП вышеуказанным таможенным представителем была подана еще одна декларация на товары (40 новых легковых автомобилей марки Subaru), прибывшие в адрес ООО «Субару Мотор». Данной декларации на товары был присвоен номер №10009194/170611/0019827. В графе 31 товара №40 были заявлены сведения о новом легковом автомобиле марки Subaru Forester VIN <***>.

18.06.2011 в отношении товаров, заявленных в ДТ №№ 10009194/170611/0019805, 10009194/170611/0019827 по результатам документального контроля было принято решение о выпуске для внутреннего потребления.

Решением Центральной акцизной таможни № 10009000/010212/005 от 01.02.2012 об отмене (изменении) в порядке ведомственного контроля не соответствующего требованиям таможенного законодательства решения СЗАТП о выпуске товара № 40 (автомобиль марки Subaru Forester VIN <***>), заявленного в ДТ №10009194/170611/0019827, признано не соответствующим требованиям таможенного законодательства и отменено. Центральная акцизная таможня указала, что с учетом декларирования автомобиля марки Subaru Forester VIN <***> в ТД № 10009194/170611/0019805 (выпуск товара осуществлен 18.06.2011 в 9.21), при подаче таможенной декларации №10009194/170611/0019827 был заявлен фактически отсутствующий товар №40 (заявленный как новый автомобиль Subaru Forester VIN <***>), что привело к нарушению пункта 2 ст. 201 ТК ТС и должно послужить основанием для отказа в выпуске товара №40.

На основании вышеуказанного Решения Центральной акцизной таможни, СЗАТП принято Решение №10009194/280212/0000025/65/52 от 28.02.2012 о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ДТ №10009194/170611/0019827, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии, согласно которому обществу отказано в выпуске товара № 40 (автомобиль марки Subaru Forester VIN <***>).

28.04.2012 СЗАТП вручено представителю ООО «Субару Мотор» письмо «О направлении информации об излишне уплаченных таможенных пошлинах, налогах», согласно которому - вследствие технической ошибки, установлен факт излишней уплаты ООО «Субару Мотор» таможенных пошлин, налогов в размере 408 447, 53 руб., из них:

- ввозная таможенная пошлина – 2 013 852, 68 руб.;

- акциз – 43 680, 00 руб.;

- налог на добавленную стоимость – 150 914, 85руб.

10.09.2013 ООО «Субару Мотор» обратилось в СЗАТП с Заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.

17.09.2013 Письмом № 45-10-42/7139 О возврате денежных средств Центральная акцизная таможня оставила без удовлетворение вышеуказанное заявление ООО «Субару Мотор» в связи с пропуском годичного срока, установленного ст. 148 Федерального закона №311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Не согласившись с указанным решением, изложенном в Письме №45-10-42/7139 от 17.09.2013, посчитав его незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы ООО «Субару Мотор» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлениемоб обязании ЦАТ возвратить из федерального бюджета сумму излишне уплаченных таможенных платежей в размере 408 447 рублей 53 копейки.

Согласно п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом согласно п.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.

Согласно п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со ст.13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.

С учетом заявленных требований и доказательств, имеющихся в материалах дела, суд считает необходимым указать следующее.

В соответствии со ст. 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Статьей 90 ТК ТС установлено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких Таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с частью 1 ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Согласно пункту 1 части 1 ст. 148 Федерального закона N 311-ФЗ возврат таможенных пошлин, налогов производится в случае отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в отношении сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в связи с регистрацией таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру.

Частью 2 ст. 148 Федерального закона N 311-ФЗ установлено, что в случаях указанных в части 1 ст. 148 Федерального закона N 311-ФЗ, возврат производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с указанной статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, предусмотренному ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3 части 12 ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.

Судом установлено, что решение об отказе в выпуске товара № 40 (автомобиль марки Subaru Forester VIN <***>) по ДТ №10009194/170611/0019827 принято таможенным органом от 28.02.2012, следовательно, срок для возврата таможенных платежей должен исчисляться с этой даты.

Заявление на возврат таможенных платежей направлено Обществом таможенному органу 10.09.2013 с нарушением установленного частью 2 ст. 148 Федерального закона N 311-ФЗ годичного срока.

При этом, действующим законодательством о таможенном деле не установлены порядок и основания продления и (или) восстановления пропущенного срока для подачи заявления на возврат уплаченных таможенных пошлин, налогов.

В Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 № 413-О  «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «ЭФКО Пищевые Ингредиенты» на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 122 Закона № 311-ФЗ относительно аналогичного со спорным вопроса о применении срока возврата таможенных платежей указано следующее.

Федеральный законодатель, осуществляя в рамках своих конституционных полномочий (статья 71, пункт «ж» Конституции Российской Федерации) таможенное регулирование, установил в Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» правила, касающиеся, в частности, ввоза товаров в Российскую Федерацию и вывоза товаров из Российской Федерации, таможенного декларирования, выпуска и использования в соответствии с таможенными процедурами, проведения таможенного контроля, взимания и уплаты таможенных платежей.

Плательщики авансовых платежей, будучи собственниками соответствующих денежных средств, призваны проявлять должную заботливость в отношении их использования на цели, для которых они предназначены, и, соответственно, могут нести неблагоприятные последствия, связанные с отсутствием с их стороны надлежащей осмотрительности. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» дает им возможность в любой момент в течение достаточно продолжительного времени – одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 148 Закона обратиться с заявлением о возврате таких платежей, который осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов (статьи 122 и 147).

Установление же не ограниченной по времени возможности для лиц, уплативших платежи, принимать решения об их возврате означало бы возложение на государство избыточной обязанности по бессрочному учету и контролю невостребованных сумм денежных средств, перечисленных на счета Федерального казначейства, а также несению обусловленных ею дополнительных финансовых обременений.

Таким образом, предусмотренное таможенным законодательством правило, согласно которому излишне уплаченные таможенные платежи в федеральный бюджет по истечению годичного срока возврату не подлежат, не может рассматриваться как влекущее в системе действующего правового регулирования нарушение каких-либо конституционных прав и свобод граждан, поскольку для лиц, внесших такие платежи, не исключается возможность произвести их возврат в установленный законом срок.

В данном случае, в силу установленного приоритета специальной нормы над общей, применению подлежит норма части 2 ст. 148 Федерального закона N 311-ФЗ, устанавливающая сокращенный (по сравнению с трехгодичным сроком, установленным частью 1 ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ) срок для подачи заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

Ссылка заявителя на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации изложенную в Определении N 173-О от 21.06.2001, судом отклоняется, поскольку в этом Определении идет речь о возможности применения к рассматриваемым в настоящем деле правоотношениям исключительно правил начала течения сроков давности, регулируемых ст. 200 ГК РФ, а не общего срока исковой давности в три года (ст. 196 ГК РФ).

Данный вывод суда не противоречит действующему законодательству, сложившееся судебной арбитражной практике и корреспондирует позиции, изложенной в постановлении АС Центрального округа от 11 ноября 2014 года по делу № А62-554/2014.

Кроме того следует отметить, что в силу пункта 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Законодательство Российской Федерации о таможенном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов (пункт 3 статьи 4 Федерального закона N 311-ФЗ).

В ходе таможенной процедуры оформления товара между таможенным органом и Обществом возникли спорные отношения, не основанные на имущественных или личных неимущественных правах.

В рассматриваемом случае Общество своевременно не проявило разумной заботливости относительно принадлежащих ему денежных средств, своих прав и законных интересов путем предъявления соответствующих распорядительных требований к таможенному органу (заявления о возврате (зачете) спорных сумм).

Общество, являясь добросовестным участником отношений по таможенному оформлению, должно было знать положения таможенного законодательства об установленных сроках для возврата излишне уплаченных таможенных платежей.

В нарушение положений ст. 65 АПК РФ доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности обращения с заявлениемо возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей ранее 10.09.2013, заявителем не представлено.

Таким образом, на основании изложенного и в связи с не установлением условий предусмотренных ст.13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

  В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы относятся на заявителя в связи с отказом в удовлетворении требования.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 64-68, 71, 75, 81, 167-170, 176, 180, 181, 197-201АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие Таможенному кодексу Таможенного союза, Федеральному закону РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»в удовлетворении требований ООО «Субару Мотор» об обязании Центральной Акцизной Таможни возвратить из федерального бюджета  сумму таможенных платежей в размере 408 447 рублей 53 копейки, излишне уплаченную по ДТ №10009194/170611/0019827  отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                        Г.Н. Папелишвили