ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-7278/2022-144-53 от 01.03.2022 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А40-7278/22-144-53

Полный текст решения изготовлен 10 марта 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 марта 2022 года

Арбитражный суд города Москвы

в составесудьи Папелишвили Г.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовой Л.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениюООО «ДПЛ Полимер»

к ответчику: Межрегиональному управлению Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

о признании незаконным и отмене предписания от 15.03.2021 № 05-36/92 об устранении выявленных нарушений обязательных требований

с участием:

от заявителя: не явился, извещен

от ответчика: не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

ООО «ДПЛ Полимер» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Межрегиональному управлению Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области от 15.03.2021 № 05-36/92 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

От ответчика поступили документы послужившие основанием для принятия оспариваемого предписания, а так же отзыв в котором возражал против удовлетворения заявленных требований.

Рассмотрев материалы дела, участвующих в деле, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что требования заявителем заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Срок подачи заявления об оспаривании предписания не пропущен.

Согласно ст.198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как указывает заявитель, на основании приказа Межрегионального управления Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области от 01.03.2021 №136-ПР с 09.03.2021 по 15.03.2021 Межрегиональным управлением Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области была проведена плановая проверка ООО «ДПЛ Полимер» (ИНН <***>).

По результатам плановой проверки государственным инспектором составлен акт проверки от 15.03.2021 №136-ПР, в котором перечислены выявленные нарушения.

Кроме того заявителю было выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований №05-36/92 от 15.03.2021 в срок до 15.06.2021.

Не согласившись с указанным предписанием, посчитав его не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы ООО «ДПЛ Полимер» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Согласно п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом согласно п.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно ст.13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.

Согласно п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ он может признать такой акт недействительным.

Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным обжалуемого заявителем предписания необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие его закону и наличие нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителя.

С учетом заявленных требований и доказательств, имеющихся в материалах дела, суд считает необходимым указать следующее.

В соответствии с ч.8 ст. 19 Закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным паном проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом. А также ежегодный план проведения плановых проверок согласован и утвержден Генеральной прокуратурой РФ и внесен в сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Согласно ч. 3 Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Частью. 6.1. ст. 9 Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 настоящей статьи и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок.

Частью 6.4. Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

Во исполнении Федерального лицензионного контроля за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, а также во исполнение Приказа от 01 марта 2021 года № 136-ПР, с 09.03.2021, Управление провело плановую выездную проверку в отношении Заявителя.

Правовыми основаниями для проведения проверки являлись: ст. 9, 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; п. 1 ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Срок проведения проверки установлен 50 часов, согласно требованиям, ч.2 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и проверочные мероприятия проведены в строгом соответствии и предписанной продолжительность.

Согласно п. 12 ст. 10 Закона №294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.

Заявитель был уведомлен надлежащим образом в установленном законом порядке в срок не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения путем направления заказным почтовым письмом с уведомлением, уведомления от 02.03.2021 №05-25/1404, а также уведомление направлено по адресу электронной почты юридического лица, а именно DPL-Polimer@yandex.ru, на том основании, что указан данный адрес электронной почты находится в публичном доступе сети интернет на официальном сайте Заявителя (http://dpl-polimer.ru/contacts.html).

Также Заявитель удостоверил факт ознакомления с Приказом от 01.03.2021 № 136-ПР, путем получения его по электронной почте, о чем в приказе выполнена рукописная подпись представителя Заявителя по доверенности ФИО1

Таким образом Управление приняло необходимые, предусмотренные законом меры и надлежащим образом уведомило Заявителя о предстоящем проведении выездной и документальной проверке.

Также в ходе производимой проверки Заявителем не предоставлено заключение государственной экологической экспертизы на техническую документацию, используемую для утилизации отходов III-IV классов опасности.

В соответствии с п. 1 ст. 24.2 федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», даны основные понятия в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе, определение понятиям «отходы» и «обращение с отходами».

Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ и оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом №89-ФЗ.

Так же в статье 1 Федерального закона №89-Ф3 даны основные понятия в области обращения с отходами, в том числе, что является «утилизацией» отходов.

Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Согласно Постановления Правительства РФ от 26.12.2020 №2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при его намерении осуществлять деятельность в области обращения в отходами, а так же при осуществлении им деятельность в области обращения с отходами, для работ по утилизации отходов I-IV классов опасности, являются в том числе наличие у лицензиата положительного заключения государственной экологической экспертизы, а так же использование лицензиатам объекта утилизации отходов I-IV классов опасности в соответствии с документацией получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются в том числе проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.

Но в нарушении требований закона, технология, используемая Заявителем при обращении с отходами III-IV класса опасности (измельчение, дробление, очистка, мойка) и утилизация (переработка методом экструзии и получение сырья в виде гранул) не получила положительного заключения государственной экологической экспертизы. Как следует из 5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от П .06.2021) «Об экологической экспертизе» получение положительного заключения государственной экологической экспертизы требуется на технологию которая может оказать воздействие на окружающую среду, а обращение с отходами III-IV класса опасности (измельчение, дробление, очистка, мойка) и утилизация (переработка методом экструзии и получение сырья в виде гранул) без сомнения является деятельностью в результате которой оказывается таковое воздействие.

Таким образом, своими действиями Заявитель допускает нарушение требований Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», согласно которого (статья 30) реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

Также в ходе проведения проверочных мероприятий выявлено нарушение требований пункта 3 «Положения о лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I -IV классов опасности», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290, лицензионными требованиями, предъявляемые к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, в части выполнения работ по обращению с отходами (сбор, обработка, утилизация), является наличие у лицензиата работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности.

Согласно н. 3 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.

Согласно п. 6 ч. 7 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» типовые дополнительные профессиональные программы в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I - IV классов опасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Приказом Минприроды России от 18.12.2002 № 868 утверждена примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.

В ходе проведения проверки установлено, что сотрудники ООО «ДПЛ-Полимер» подсобные рабочие в количестве 26 человек из 29 человек, не имеют документа о квалификации, выданного по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, что является нарушением подпункта «а» пункта 4 Положения о лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290,

Также, в ходе проведения плановой выездной проверки установлено, что Заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с аб.1 п.п. «г» п.3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" для работ по утилизации отходов I - IV классов опасности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления».

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе соблюдать федеральные нормы и правила, и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии с п. 3.2. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» временное складирование отходов производства и потребления допускается на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов, приемных пунктах сбора вторичного сырья, территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов, на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

В соответствии с п. 3.7. указанных СанПиН при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

В ходе проверки установлено, что производственные площадки Заявителя, на которых производится складирование отходов для их дальнейшей обработки и утилизации не отвечает указанным требованиям - поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, площадка местами не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, на части территории предприятия осуществляется складирование отходов на площадках без твердого покрытия и обособленной сети ливнестоков с автономными очистными сооружениями, по периметру территории установлено ограждение менее 4,5 м высотой.

Таким образом, выявленные факты свидетельствуют о нарушении Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности».

На основании изложенного и в виду того, что согласно акта проверки от 15.03.2021 № 136-ПР действиях Заявителя усматриваются нарушения п.1 ст.9 Федерального закона от 04.05.2011 №99-Ф3 «О лицензировании отдельных видов деятельности", п.п.5 п. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", аб.4, аб.3 п.п. «г» п.3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", п.1 ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», п. 3.2, п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», аб.1 п.п. «г» п.3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», правомерно выдано предписание от 15.03.2021 №05-36/92 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Следовательно, в данном случае, отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст.13 Гражданского кодекса РФ, которые одновременно необходимы для удовлетворения заявленных требований.

При указанных обстоятельствах требования заявителей удовлетворению не подлежат.

Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.64, 65, 75, 167-170, 176, 180, 181, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие действующему законодательству в удовлетворении заявления ООО «ДПЛ Полимер» о признании недействительным предписания Межрегионального управления Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области от 15.03.2021 № 05-36/92 об устранении выявленных нарушений обязательных требований отказать.

Отменить обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Калужской области от 28.05.2021 с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                         Г.Н. Папелишвили