Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва Дело № А40-72850/15
23.10.2015 г.
Резолютивная часть решения объявлена 22.10.2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23.10.2015 года.
Арбитражный суд в составе:
Судьи Михайловой Л.В. (шифр судьи 23-575)
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бокиной К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании
дело по иску: Департамента городского имущества города Москвы (ИНН <***> ОГРН <***>)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ИНН <***> ОГРН <***>)
о признании незаконным отказа от 21.01.2015 №77/601/15-2979 в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости
об обязании осуществить государственный кадастровый учет
при участии:
от истца: ФИО1 по дов. от 30.12.2014 г.
от ответчика: ФИО2 по дов. от 28.12.2012 г.
У С Т А Н О В И Л:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее – заинтересованное лицо) о признании незаконным решения заинтересованного лица от 21.01.2015 №77/601/15-2979 об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0004023:1116, расположенного по адресу: <...> и об обязании осуществить государственный кадастровый учет
Заявитель в судебном заседании поддержал требования.
Заинтересованное лицо против удовлетворения требований заявителя возражало в судебном заседании по основаниям, изложенным в оспариваемом заявителем решении.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Предусмотренные Законом о государственном кадастре недвижимости полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Закона о государственном кадастре недвижимости, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных Законом о государственном кадастре недвижимости правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
При этом соответствующие положения Закона о государственном кадастре недвижимости применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений. На государственные бюджетные учреждения, наделенные в соответствии со статьей 3 Закона о государственном кадастре недвижимости полномочиями органа кадастрового учета, распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований.
На основании ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии федеральными государственными бюджетными учреждениями в качестве основных видов деятельности, утвержденного Приказом Росреестра от 24.12.2012 № П/599 «Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии федеральными государственными бюджетными учреждениями в качестве основных видов деятельности», полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в том числе ведению государственного кадастра недвижимости наделено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»).
Департамент городского имущества города Москвы обратился в ФГБУ «ФКП Росреестра» с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0004023:1116, расположенного по адресу: <...>.
Решением от 21.01.2015г. №77/601/15-2979 ФГБУ «ФКП Росреестра» отказано в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0004023:1116 на основании п. 6 ч. 2 ст. 27 Закона о государственном кадастре.
Департамент городского имущества города Москвы считает решение ФГБУ «ФКП Росреестра» от 21.01.2015. №77/601/15-2979 незаконным и необоснованным.
На основании ч. 3 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее – кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Осуществление государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости было приостановлено решением от 21.10.2014 № 77/601/14-147619, в связи с тем, что не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, требующееся при внесении изменений в связи с реконструкцией, а также не представлена проектная документация в полном объеме и техническое заключение о состоянии несущих конструкций в составе технического плана; представлена незаверенная декларация об объекте недвижимости; заявленный к кадастровому учету объект не входит в границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004023:6 частично или полностью.
Вместе с тем, Решение 21.01.2015 №77/601/15-2979 об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0004023:1116 мотивировано тем, что истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Часть 1 статьи 22 Закона о государственном кадастре недвижимости содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для кадастрового учета. Решение органа местного самоуправления о согласовании переустройства и (или) перепланировки и акт приемочной комиссии о завершенном переустройстве (перепланировке), оформленный в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 № 508-ПП, в этот перечень не входят. На основании ч. 4 ст. 21 Закона о государственном кадастре недвижимости орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные Законом о государственном кадастре недвижимости, а также документы, которые в соответствии со ст. 22 Закона о государственном кадастре недвижимости запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно п. 8 ст. 41 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
В соответствии с п. 10 Приложения 2 к приказу Минэкономразвития России от 29.11.2010 № 583 «Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке» при необходимости включения в технический план дополнительных документов соответствующие документы включаются в качестве приложений к техническому плану.
В составе приложения к техническому плану содержится справка ГУП МосгорБТИ от 02.10.2014 №4698302069, подтверждающая, что изменения площади и нумерации произошли в результате учета изменений при проведении текущей инвентаризации, а также в результате включения в общую площадь здания помещений, ранее не входивших в общую площадь.
Общая площадь 7461,1 кв.м. и количество этажей здания, заявленного к кадастровому учету, совпадает с общей площадью и количеством этажей, указанными в выписке из паспорта БТИ №01-615/21 от 08.12.1994г., и площадью указанной в справке БТИ "пресненское" от 29.07.1998г. №2130.
Объект, заявленный к кадастровому учету, не выходит за границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004023:6, что подтверждается кадастровым паспортом здания от 23.05.2014 №77/501/14-506376 и схемой расположения здания на земельном участке.
Таким образом, действия ФГБУ «ФКП Росреестра» выражаются в незаконных требованиях по представлению документов, не требуемых Законом о государственном кадастре недвижимости, нарушают права Департамента распоряжаться имуществом в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 1, 7, 16,121, 22, 26, 27, 41 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», приказа Минэкономразвития РФ от 29.11.2010 № 583, п.п. 12, 13 приказа Минэкономразвития России от 28.12.2009 № 555, постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 № 508-ПП «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах», ст. ст. 8, 12 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 65, 67, 68, 71, 106, 110, 131, 167-171, 176, 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 21.01.2015 №77/601/15-2979 об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0004023:1116, расположенного по адресу: <...>.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0004023:1116, расположенного по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | Л.В.Михайлова |