ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-73204/2020-93-543 от 31.08.2020 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                        Дело № А40-73204/20-93-543

17 сентября 2020 года                                                                          

Резолютивная часть решения объявлена 31 августа 2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено  17 сентября 2020 года.                                                                          

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи Позднякова В.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Плаксиным В.О.

с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ООО "Газпром Переработка" (194044, ГОРОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, УЛИЦА СМОЛЯЧКОВА, ДОМ 6, КОРПУС 1 СТР.1, ОФИС 901, ОГРН: 1071102001651, Дата присвоения ОГРН: 01.05.2007, ИНН: 1102054991)

к Федеральному агентству по недропользованию (123995 МОСКВА ГОРОД УЛИЦА ГРУЗИНСКАЯ Б. 4/6 А И Б, ОГРН: 1047796345805, Дата присвоения ОГРН: 14.05.2004, ИНН: 7703518529)

об оспаривании действия, выразившегося в изменении целевого назначения лицензии, оспаривании дополнения №1 к лицензии на пользование недрами АСТ 00334 ЗГ, зарегистрированное Федеральным агентством по недропользованию (регистрационная запись №6356 от 30.12.2019),

при участии:

от заявителя – Кобзарев А.А. дов от 25.08.2020 №120/20 (диплом), Гордеева И.А. дов .от 11.04.2019 №62/19 (диплом)

от ответчика –  Исхакова А.Э. дов. от 28.10.2019 №ЕК-01-32/17726 (диплом), Щелкунова И.И. дов. от 03.07.2020 №ЕК-01-32/9783 (диплом)

УСТАНОВИЛ:

ООО "Газпром Переработка" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об оспаривании действия Федерального агентства по недропользованию, выразившегося в изменении целевого назначения лицензии, оспаривании дополнения №1 к лицензии на пользование недрами АСТ 00334 ЗГ, зарегистрированное Федеральным агентством по недропользованию (регистрационная запись №6356 от 30.12.2019).

В обоснование заявленных требований, заявитель указывает, что основания для изменения административным органом целевого назначения ранее выданной лицензии отсутствовали, действия административного органа по изменению целевого назначения лицензии незаконны и приняты в нарушение норм пунктов 37, 43 Административного регламента, не соответствуют содержанию заявки ООО «Газпром переработка» от 25.06.2019 № ГП/100/08668. Решение по заявке ООО «Газпром переработка» (продление права пользования недрами с целью захоронения неподдающихся очистке промышленных стоков) на сегодняшний день не принято.

Федеральное агентство по недропользованию  представлен письменный отзыв на заявление, в котором просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку несмотря на возможность отказа от вносимых изменений и дополнений в лицензию, генеральный директор ООО «Газпром переработка» М.М. Гараев выразил согласие с Дополнением № 1 к лицензии на пользование недрами ACT 00334 ЗГ. Кроме  того, полагает, что пропущен срок на обжалование оспариваемого действия.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.

Представители заинтересованного лица в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления и отзыва на него, суд признает заявление не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, Департаментом по недропользованию по Южному федеральному округу (Югнедра) посредством выдачи лицензии ACT 00334 ЗГ от 11.05.2018 (далее -лицензия) предоставлено ООО «Газпром переработка» (далее - Заявитель) право пользования недрами с целью захоронения неподдающихся очистке промышленных стоков Астраханского ГПЗ.

25.06.2019, в связи с окончанием срока действия лицензии 31.12.2019, в адрес Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу (Югнедра) подана заявка на внесение изменений (дополнений) в лицензию ACT 00334 ЗГ в части продления срока действия без дальнейшего его ограничения, актуализации некоторых пунктов условий пользования недрами и изменения адреса места нахождения пользователя.

По результатам рассмотрения заявки Федеральным агентством по недропользованию принято решение о внесении изменений в лицензию ACT 00334 ЗГ в части целевого назначения, видов работ и срока окончания действия лицензии.

В соответствии с Дополнением №1 к лицензии на пользование недрами ACT 00334 ЗГ (приложением № 9 к лицензии ACT 00334 ЗГ) абзацы 3, 7 бланка лицензии изложены в следующей редакции:

«с целевым назначением и видами работ для размещения отходов производства и потребления на Астраханском полигоне»;

«Срок окончания действия лицензии 01 августа 2024 года».

Считая действия Федерального агентства по недропользованию незаконными и необоснованными, нарушающими права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон РФ «О недрах») предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, являющейся документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Так, ООО «Газпром переработка» являлось владельцем лицензии на пользование недрами ACT 00334 ЗГ с целевым назначением и видами работ для захоронения неподдающихся очистке промышленных стоков Астраханского ГПЗ, расположенного в Красноярском районе Астраханской области.

Дата государственной регистрации лицензии - 11.05.2018. Дата окончания действия лицензии - 31.12.2019.

Право пользования недрами по лицензии ACT 00334 ЗГ предоставлено Заявителю в соответствии с абз. 7 ч. 1 ст. 17.1 Закона РФ «О недрах» в связи с передачей права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся дочерним обществом (ООО «Газпром добыча Астрахань»), юридическому лицу, являющемуся его основным обществом (ООО «Газпром переработка»).

При этом согласно ч. 5 ст. 12 Закона РФ «О недрах» условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Заявитель, желая внести изменения в условия пользования недрами по лицензии ACT 00334 ЗГ. обратился с соответствующей заявкой в государственный орган.

Порядок принятия Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами решений о внесении изменений и дополнений в лицензии установлен Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Минприроды России от 29.09.2009 № 315 (далее -Административный регламент).

В соответствии с п. 43 Административного регламента исполнение Роснедрами и его территориальными органами государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензию включает в себя:

1)        регистрацию заявки на внесение изменений и дополнений;

2)        рассмотрение заявки на внесение изменений и дополнений, подготовка и направление материалов в Комиссию, осуществляющую рассмотрение материалов по внесению изменений и дополнений в лицензии, а также переоформлению лицензий;

3)        рассмотрение материалов на Комиссии и принятие решения;

4)        принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о внесении изменений и дополнений в лицензию, оформление внесения изменений и дополнений в лицензию;

5)        государственную регистрацию и выдачу изменений и дополнений в лицензию.

Все вышеуказанные процедуры полностью соблюдены Федеральным агентством по недропользованию при внесении изменений и дополнений в лицензию ACT 00334 ЗГ, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства.

Для регистрации заявки на внесение изменений и дополнений ООО «Газпром переработка» обратилось в Департамент по недропользованию по Южному федеральному округу с заявкой от 25.06.2019 № ГП/100/08668 на внесение изменений (дополнений) в лицензию ACT 00334 ЗГ.

В соответствии с п. 44 Административного регламента заявка ООО "Газпром переработка» поступила в Югнедра 04.07.2020 и была надлежащим образом зарегистрирована.

Во исполнение п. 46, абз. 3 п. 48 Административного регламента должностным лицом Югнедр рассмотрены поступившие заявочные материалы на предмет их соответствия требованиям к комплектности, а также соответствия требованиям рационального использования и охраны недр, установленным законодательством Российской Федерации.

Указанные материалы переданы в Федеральное агентство по недропользованию для принятия решения.

В соответствии с п. 51 Административного регламента в целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с внесением изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами, в соответствии с приказом Роснедр (его территориального органа) образуется постоянно действующий совещательный орган - Комиссия по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий.

Так, на заседании Комиссии Роснедр (протокол от 01.11.2019 № СА-03-57/33-и) рассмотрена заявка ООО «Газпром переработка» на внесение изменений и дополнений в лицензию ACT 00334 ЗГ (Приложение № 1).

Во исполнение п. 53 Административного регламента должностным лицом Роснедр после получения утвержденного протокола Комиссии подготовлены и подписаны два экземпляра Дополнений № 1 к лицензии на пользование недрами ACT 00334 ЗГ, которые были направлены Заявителю в установленном порядке.

29.11.2019 генеральный директор ООО «Газпром переработка» М.М. Гараев выразил согласие с внесёнными изменениями и дополнениями путем проставления после слов «с изменениями и дополнениями в лицензию ACT 00334 ЗГ согласен» своих подписи, фамилии и инициалов, даты, печати заявителя.

Дополнение   №   1   к   лицензии   на   пользование   недрами   ACT 00334   ЗГ зарегистрировано надлежащим образом 30.12.2019 за № 6356 в соответствии с п. 25-27 Административного регламента, о чем свидетельствует штамп в левом верхнем углу титульного листа изменений.

На основании вышеизложенного, все действия Федерального агентства по недропользованию по реализации процедуры внесения изменений и дополнений в лицензию на право пользования недрами совершены в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства о недрах.

В настоящее время ООО «Газпром переработка» является владельцем лицензии на пользование недрами ACT 00334 ЗГ с целевым назначением и видами работ для размещения отходов производства и потребления на Астраханском полигоне. Дата окончания действия лицензии 01.08.2024.

При этом целевое назначение и вид пользования недрами по лицензии приведены в соответствие с требованиями ст. 10.1 Закона РФ «О недрах».

Так, целевое назначение и вид работ по лицензии ACT 00334 ЗГ до внесения изменений и дополнений в лицензию: «Для захоронения неподдающихся очистке промышленных стоков Астраханского ГПЗ. расположенного в Красноярском районе Астраханской области».

Вместе с тем, вид пользования недрами, который пользователь недр просит сохранить на бланке лицензии ACT 00334 ЗГ, не предусмотрен действующим законодательством о недрах

Согласно ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» содержит закрытый перечень видов лицензий, которые могут быть выданы Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами или соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Так. в соответствии с абз. 6 п. 3 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» основанием возникновения права пользования участком недр является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр для размещения отходов производства и потребления.

В свою очередь, ООО «Газпром переработка» являлось владельцем лицензии на пользование недрами ACT 00334 ЗГ с целевым назначением и видами работ: для захоронения неподдающихся очистке промышленных стоков Астраханского ГПЗ, расположенного в Красноярском районе Астраханской области.

Указанные в лицензии ACT 00334 ЗГ целевое назначение и виды работ в предыдущей редакции не соответствуют действующему законодательству о недрах, так как не корреспондируют ст. 10.1 Закона РФ «О недрах».

Федеральное агентство по недропользованию является главным распорядителем недр, органом государственной власти, ответственным за лицензирование.

Так, обнаружив несоответствие целевого назначения и вида работ по лицензии ACT 00334 ЗГ нормам действующего законодательства, Роснедрами в Дополнениях № 1 к лицензии данные сведения были изложены в надлежащем виде. Заявителем подписаны Дополнения № 1 к лицензии ACT 00334 ЗГ, что свидетельствует о согласии с вносимыми изменениями.

При этом необходимость корректировки наименования целевого назначения и вида работ необходимо для закрепления в лицензии обязательств, предусмотренных законодательством в ст. 23.2, 29 и 36.1 Закона РФ «О недрах».

Также суд учитывает, что при рассмотрении заявочных материалов на заседании Комиссии было установлено, что деятельность ООО «Газпром переработка», осуществляемая по лицензии ACT 00334 ЗГ, относится к такому виду пользования недрами, как «размещение отходов производства и потребления».

Согласно абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах») отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или похлежат удалению.

Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 утверждён Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО). В ФККО содержится коды отходов 2 12 000 00 00 0 «Отходы добычи сырой нефти и природного газа»; 2 12 200 00 00 0 «Отходы добычи природного газа и газового конденсата».

Пользователь недр проводит работы на участке недр в соответствии с Проектом (технологической схемой) эксплуатации подземного захоронения промышленных стоков Астраханского газоперерабатывающего завода (Приложение № 6 к заявлению Общества) (далее - Проект (технологическая схема).

Исходя из стр. 7 Проекта (технологической схемы) эксплуатации подземного захоронения промстоков Астраханского ГПЗ следует, что промышленные стоки представлены пластовыми и конденсационными водами, поступающими из продуктивного пласта вместе с добываемой продукцией (газ, конденсат, вода), а также техногенными водами, которые образуются в результате различных технологических процессов.

Таким образом, промышленные стоки являют собой отходы производства и потребления.

Кроме того, в соответствии с абз. 10 ст. 1 ФЗ «Об отходах» полигоны относятся к объектам размещения отходов, то есть специально оборудованным сооружениям, предназначенным для размещения отходов.

Так, полигон являет собой подземное хранилище, ограниченное окружностью в 2020 м.

Таким образом, неподдающиеся очистке промышленные стоки являются отходами, которые закачиваются в специально оборудованное сооружение - полигон, ввиду чего деятельность ООО «Газпром переработка» по лицензии ACT 00334 ЗГ относится к размещению отходов производства и потребления.

Согласно абз. 6 ст. 1 ФЗ «Об отходах» хранение отходов - это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

В соответствии с абз. 7 ст. 1 ФЗ «Об отходах» под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

При этом согласно абз. 5 вышеуказанной статьи размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Таким образом, изменение первоначальной формулировки целевого назначения и видов работ по лицензии ACT 00334 ЗГ, а также типа использования промышленных стоков   не   изменяет   существа   деятельности   Заявителя,   не   налагает   на   него дополнительных обязанностей, помимо предусмотренных действующим законодательством и прямо соотносится с осуществляемыми работами на участке недр.

Так в соответствии с п. 1 ст. 23.2 Закона РФ «О недрах » пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

Так, в соответствии с п. 8 Положения № 118 Комиссия осуществляет согласование проектной документации, в том числе, в отношении строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Согласно пп. «б» п. 11 Положения № 118 при пользовании недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, согласованию с комиссией подлежит проектная документация в отношении размещения отходов производства и потребления.

Вместе с тем, в процессе рассмотрения заявочных материалов на внесение изменений и дополнений в лицензию ACT 00334 ЗГ было установлено, что единственным проектным документом Общества по данной лицензии являлся «Проект (технологическая схема) эксплуатации полигона подземного захоронения промстоков Астраханского ГПЗ».

Проектные показатели (прогнозные объемы сточных вод) рассчитаны сроком до 2019 г., и в отношении периода после 2020 г. проектные решения не предусмотрены.

Кроме того, указанный проект не прошел согласование и утверждение в соответствии со ст. 23.2 Закона РФ «О недрах».

Таким образом, на момент рассмотрения заявочных материалов установлено отсутствие у ООО «Газпром переработка» актуального проектного документа, предусмотренного ст. 23.2 Закона РФ «О недрах», ввиду чего Комиссией Роснедр предложено внести соответствующие дополнения в лицензию.

Так, учитывая несоответствие целевого назначения и вида работ по лицензии ACT 00334 ЗГ действующему законодательству о недрах, а также необходимость подготовки Обществом нового технического проекта на проведение работ на участке недр, государственным органом исходя из положений ст. 10.1 Закона РФ «О недрах», постановления Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» целевое назначение и вид работ по лицензии приведены в соответствие с действующим законодательством, а также установлено обязательство по выполнению следующего комплекса работ на участке недр:

- Подготовить и утвердить в установленном порядке проектную документацию для размещения отходов производства и потребления: не позднее 31.01.2024 (пп. 4.2.3 Дополнения № 1);

- Проводить размещение отходов производства и потребления в соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документацией, в том числе в части объемов и технологических показателей размещаемых отходов, включая их качественный состав (пп. 4.2.4 Дополнения № 1).

При этом, виды проектных документации, установленные постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118, предусмотрены для видов пользования недрами, которые содержатся в действующем законодательстве о недрах.

Для обеспечения исполнения пользователем недр обязательств, необходимо приведение лицензии в соответствие с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с пп. «в» п. 16 постановления Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 для согласования проектной документации пользователь недр подает в Федеральное агентство по недропользованию заявление с приложением, в том числе, копии заключения государственной экспертизы запасов.

Так, в соответствии с п. 5 ст. 29 Закона РФ «О недрах» геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, подлежит государственной экспертизе.

В настоящее время экспертиза запасов по участку недр по лицензии ACT 00334 ЗГ отсутствует.

Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссией Роснедр предложено внести дополнения в лицензию, в части включения в условия пользования недрами обязательства, предусмотренного ст. 29 Закона РФ «О недрах»: Пользователь недр обязан представить подготовленные в установленном порядке материалы по результатам геологического изучения недр на государственную экспертизу геологической информации в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах»: не позднее 31.01.2023 (пп. 4.2.2 Дополнения № 1 к лицензии ACT 00334 ЗГ).

В соответствии с ч. 4 ст. 36.1 Закона РФ «О недрах» работы по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет государственных средств и средств пользователей недр, проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией, экспертиза которой организуется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами и проводится государственным учреждением, находящимся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, за счет средств заявителей.

Так, в соответствии с пп. «г» п. 4 Правил подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 352, предусмотрен тип проектной документации: проектная документация на проведение работ по геологическому изучению и оценке пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Вместе с тем, Общество осуществляло пользование недрами в отсутствие утвержденной проектной документации на проведение работ по геологическому изучению недр.

Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссией Роснедр предложено включить в лицензию ACT 00334 ЗГ обязательство, предусмотренное ст. 36.1 Закона РФ «О недрах»: Пользователь недр обязан подготовить и утвердить в установленном порядке проектную документацию на проведение работ по геологическому изучению недр с целью оценки пригодности участка недр для размещения отходов производства и потребления, получившую положительное заключение экспертизы в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах»: не позднее 31.01.2022 (пп. 4.2.1 Дополнения № 1 к лицензии ACT 00334 ЗГ).

Принимая во внимание вышеизложенное, Роснедра в пределах своей компетенции установили за пользователем недр обязательства, предусмотренные действующим законодательством о недрах.

Кроме того, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - ФЗ «Об экологической экспертизе») под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Исходя из п. 7.2 ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в том числе, проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов.

Суд отмечает, что действующим законодательством проведение экологической экспертизы не поставлено в зависимость от целевого назначения и вида пользования недрами. Так, при проведении экологической экспертизы учитывается характер реализуемой хозяйственной и иной деятельности субъектом.

Кроме того, в лицензии ACT 00334 ЗГ отсутствуют обязательства по прохождению пользователем недр экологической экспертизы.

Тот факт, что в лицензии ранее отсутствовало указание на обращение с отходами, не отменяет того факта, что фактически Полигон использовался для размещения отходов.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона РФ «О недрах» участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока.

Ст. 10 Закона РФ «О недрах», а также п.п. 37-60 Административного регламента предусмотрено право пользователя недр на обращение с заявлением в государственный орган на внесение изменений в лицензию, в том числе в части продления её срока действия.

Законом РФ «О недрах» предусмотрены случаи внесения изменений в лицензии по инициативе пользователя недр, в которых срок действия лицензии продлевается независимо от согласия государственного органа.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона РФ «О недрах» срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.

В иных случаях в продлении сроков пользования недрами может быть отказано.

Так, в соответствии с п. 37 Административного регламента внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр осуществляется по взаимному согласию пользователя недр и Роснедр или его территориального органа:

в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, и связанного с этим изменения срока ввода в эксплуатацию объектов;

при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

Исходя из заявки Общества, основания для безусловного продления срока действия лицензии ACT 00334 ЗГ, предусмотренные ч. 3 ст. 10 Закона РФ «О недрах», отсутствуют.

Таким образом, Комиссией Роснедр были рассмотрены заявочные материалы Общества, в том числе, установлено отсутствие у пользователя недр актуальной и действующей проектной документации на выполнение работ по лицензии ACT 00334 ЗГ, а также отсутствие экспертизы запасов. В связи с чем, Комиссия Роснедр обоснованно не согласилась с предложением ООО «Газпром переработка» об изменении срока действия лицензии на «бессрочно», а также предложила изложить абз. 7 бланка лицензии «дата окончания действия лицензии 01 августа 2024 года».

При этом общество не лишено права на повторное обращение в государственный орган с заявлением на внесение изменений и дополнений.

Кроме того, исходя из п. 55 Административного регламента уполномоченное лицо заявителя (на проведение процедуры внесения изменения в лицензию) в течение 30 дней с даты получения подписанных Роснедрами или его территориальным органом изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами выражает согласие с внесенными изменениями и дополнениями путем проставления ниже подписи уполномоченного лица Роснедр или территориального органа Роснедр, подписавшего изменения и дополнения в лицензию, после слов «с изменениями и дополнениями в лицензию согласен» своих подписи, фамилии и инициалов, даты, печати заявителя и представляет непосредственно согласованные изменения и дополнения в лицензию на пользование недрами или направляет заказным письмом с уведомлением о вручении в орган, из которого поступили изменения и дополнения в лицензию.

Пунктом 56 Административного регламента предусматривается, что в случае, если заявитель не согласен с направленными в его адрес изменениями и дополнениями в лицензию, то уполномоченное лицо заявителя в течение срока, установленного в п. 55 Административного регламента, обязано направить в орган, подписавший изменения и дополнения в лицензию, мотивированный отказ.

Из п. 58 Административного регламента следует, что в случае, если в течение 30 дней с момента получения заявителем изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами заявитель не согласовывает их или направляет отказ в согласовании, то руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) Роснедр или руководителем соответствующего территориального органа принимается решение об аннулировании изменений и дополнений в лицензию и направлении заявочных материалов на хранение в фонд геологической информации.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность отказа пользователя недр от вносимых изменений и дополнений в лицензию.

Данный механизм направлен на учёт государственным органом интересов недропользователей, а также на сохранение баланса между частными и публичными интересами.

Суд учитывает, что, несмотря на возможность отказа от вносимых изменений и дополнений в лицензию, генеральный директор ООО «Газпром переработка» М.М. Гараев выразил согласие с Дополнением № 1 к лицензии на пользование недрами ACT 00334 ЗГ.

Более  того, в силу  ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 1 ст. 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Как следует из заявления, ООО «Газпром переработка» оспаривает Дополнение № 1 к лицензии на пользование недрами ACT 00334 ЗГ.

Суд отмечает, что Дополнение № 1 подписано Заявителем 29.11.2019. Таким образом, Общество знало о существе вносимых изменений и о предполагаемом нарушении своих прав уже в ноябре 2019 года.

Дополнение № 1 к лицензии ACT 00334 ЗГ зарегистрировано в Федеральном агентстве по недропользованию 30.12.2019.

Таким образом, процессуальный срок на обжалование Дополнения № 1 истёк 30.03.2020.

Вместе с тем, заявление ООО «Газпром переработка» об оспаривании Дополнения № 1 поступило в Арбитражный суд города Москвы 28.04.2020.

Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности своевременной подачи им заявления в суд с учётом наличия документов, подтверждающих осведомленность Заявителя о принятии оспариваемого ненормативного правового акта и его несогласия с содержанием данного документа. Кроме того, отсутствует ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявление в арбитражный суд.

Исходя из изложенного, заявление в арбитражный суд подано по истечении трёх месяцев с момента, когда ООО «Газпром переработка» стало известно о предполагаемом нарушении его прав и законных интересов.

Таким образом, действия Федерального агентства по недропользованию, выразившегося в изменении целевого назначения лицензии, оспаривании дополнения №1 к лицензии на пользование недрами АСТ 00334 ЗГ, зарегистрированное Федеральным агентством по недропользованию (регистрационная запись №6356 от 30.12.2019) являются законными, соответствуют  ФЗ «О недрах» и не могут нарушать права и законные интересы заявителя.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя , суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 71, 75, 110, 167-170, 176, 199-201 АПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований – отказать.

Проверено на соответствие Федеральному закону «О недрах».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья                                                                                                    В.Д. Поздняков