Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело №А40-733/19-149-58
15 марта 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено 15 марта 2019 года
Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сигидовой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению АО «Мурманский морской рыбный порт»
к Федеральное агентство морского и речного транспорта
третьи лица: ФГУП «Национальные рыбные ресурсы»
о признании недействительным распоряжения от 16.10.2018 №КС-359/1-р в части пунктов 2, 5, 6
с участием:
от заявителя: ФИО1 (дов. от 14.01.2019 №01-03/19)
от ответчика: ФИО2 (дов. от 10.01.2019 №ЮЦ-32/61), ФИО3 (дов. от 28.08.2018 №ЮЦ-32/9620)
от 3-го лица: ФИО4 (дов. от 17.12.2018 №863/18), ФИО5 (дов. от 13.12.2018 №860/18)
УСТАНОВИЛ:
АО «Мурманский морской рыбный порт» (далее – заявитель, Общество, АО «ММРП») обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным распоряжения Федерального агентства морского и речного транспорта (далее – ответчик, Росморречфлот) от 16.10.2018 №КС-359/1-р в части пунктов 2, 5, 6.
Заявитель поддержал требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении и дополнениях.
Ответчики против удовлетворения требований возражали по доводам, изложенным в отзыве.
Третье лицо против удовлетворения требований возражало.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом проверено и установлено, что процессуальный срок, предусмотренный ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из заявления, Распоряжением Росморречфлота от 16.10.2018 № КС-359/1-р «О внесении изменений в сведения о морском порте Мурманск в Реестре морских портов Российской Федерации» внесены изменения в сведения о морском порте Мурманск в Реестре морских портов Российской Федерации (Распоряжение Росморречфлота от 18.12.2009 № АД-273-р).
Не согласившись с указанным распоряжением в части пунктов 2, 5, 6, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных АО «Мурманский морской рыбный порт» требований, суд исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее - Указ) под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.
Согласно подпункту «д» пункта 2 Указа под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) под государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, понимается деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Ведение Реестра морских портов Российской Федерации установлено статьей 9 Федерального закона № 261-ФЗ. Указанной статьей данная функция не отнесена к государственным услугам.
Пунктом 3 Порядка установлено, что ведение Реестра Росморречфлотом включает сбор сведений о морских портах, внесение их в Реестр, систематизацию, изменение, хранение и исключение данных из Реестра.
Пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ) оператор морского терминала определен как транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров.
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона №261-ФЗ под морским терминалом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона №261-ФЗ объектами инфраструктуры морского порта являются здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.
В соответствии с Перечнем объектов инфраструктуры морского порта, утвержденным приказом Минтранса России от 07.11.2017 №475, причал является объектом инфраструктуры морского порта.
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона №261-ФЗ установлено, что под причалом понимается портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона №261-ФЗ в морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров, обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ, обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и иных услуг.
Перечень услуг не является закрытым.
Кроме того, ряд услуг в морских портах и на подходах к ним по использованию отдельных объектов инфраструктуры оказывается на платной основе в соответствии со статьей 19 Федерального закона №261-ФЗ.
Приказом Минтранса России от 01.04.2009 №51 утверждён Порядок ведения Реестра морских портов Российской Федерации (далее - Порядок), который определяет правила внесения сведений в Реестра морских портов Российской Федерации (далее - Реестр), их изменения и исключения из Реестра.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 Порядка Реестр содержит перечень операторов морских терминалов, а также услуг, оказание которых осуществляется операторами морских терминалов.
Согласно пункту 10 Порядка перечень операторов морских терминалов, осуществляющих деятельность в морском порту, формируется исходя из утвержденных Правительством Российской Федерации или сложившихся границ соответствующего морского порта в соответствии со статьей 32 Федерального закона № 261-ФЗ.
В отношении каждого морского терминала, находящегося в морском порту, в Реестре согласно пункту 16 Порядка указывается информация, предусмотренная подпунктами 3, 5, 6, 7 пункта 5 Порядка, а именно местонахождение, перечень операторов морских терминалов, а также услуг, оказание которых осуществляется операторами морских терминалов, основные технические характеристики морских терминалов, в том числе возможности по перевалке грузов, обслуживанию судов и (или) обслуживанию пассажиров, период навигации.
Из указанного следует, что в информацию о морском порте в Реестре вносятся сведения обо всех морских терминалах, расположенных в морском порту, в том числе о морских терминалах, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.
Границы морского порта Мурманск утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 1535-р.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 1535-р, а также Обязательным постановлениям в морском порту Мурманск, утвержденным приказом Минтранса России от 12.08.2014 № 222, терминал по комплексному обслуживанию судов рыбопромыслового флота находится в границах морского порта Мурманск.
Порядок внесения сведений об операторах морских терминалов в Реестр определен пунктом 18 Порядка.
Согласно указанному пункту Порядка сведения об операторах морских терминалов формируются администрацией морского порта на основании письменных заявлений операторов морских терминалов, в которых должна содержаться информация об оказываемых ими услугах, с приложением документов, предусмотренных подпунктами 3 (копии учредительных документов операторов морских терминалов, осуществляющих оказание услуг в морском порту, заверенные в установленном порядке) и 4 пункта 17 (копии свидетельств о государственной регистрации операторов морских терминалов в качестве юридических лиц, заверенные в установленном порядке) данного Порядка.
Сведения об операторах морских терминалов администрация морского порта направляет в Росморречфлот в течение пяти рабочих дней с момента окончания проверки указанных документов.
Как следует из материалов дела, ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики» письмом от 23.08.2018 № 01/05-2595 в адрес Росморречфлота представлена информация для внесения изменений в сведения об операторах морских терминалов в морском порту Мурманск в Реестре с приложением заявления ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» о включении в перечень операторов морских терминалов морского порта Мурманск с заверенными в установленном порядке копиями свидетельства о государственной регистрации Предприятия в качестве юридического лица и Устава ФГУП «Нацрыбресурс», утвержденного приказом Росрыболовства от 06.02.2018 № 92, согласно пункту 2.2.11. которого Предприятие оказывает услуги судам в море, на подходах и непосредственно в акватории терминалов морских портов по их маневрированию и стоянке, в том числе услуги по предоставлению причалов.
Кроме того, к заявлению ФГУП «Нацрыбресурс» приложены копия распоряжения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия от 31.01.2018 № Ml8 «О закреплении федерального имущества за федеральным государственным унитарным предприятием «Национальные рыбные ресурсы», в соответствии с которым за ФГУП «Нацрыбресурс» на праве хозяйственного ведения закреплены 47 причалов (из них 2 плавпричала) и 1 пирс (далее - Объекты), расположенные в границах морского порта Мурманск, акт приема-передачи в рамках указанного распоряжения, а также выписки из Единого государственного реестра недвижимости на указанные причалы.
Также к заявлению приложена копия соглашения между ФГУП «Нацрыбресурс» и Заявителем от 27.02.2018, в соответствии с которым ФГУП «Нацрыбресурс» оказывало Заявителю услугу по предоставлению указанных Объектов на возмездной основе. Действие данного соглашения прекращено 30.04.2018. Сведениями о продлении указанного соглашения либо о заключении нового Росморречфлот не располагает.
Учитывая изложенное, на рассмотрение в Росморречфлот поступил полный комплект документов, соответствующий Порядку, в связи с чем в сведения об операторах морских терминалов в морском порту Мурманск в Реестре внесены сведения в отношении ФГУП «Нацрыбресурс» как операторе морского терминала, оказывающего услугу по стоянке, швартовке, комплексному обслуживанию судов, а также по предоставлению причалов, с указанием закрепленных за Предприятием Объектов. Одновременно данные Объекты были исключены из сведений о АО «Мурманский морской рыбный порт» ввиду отсутствия на момент поступления в Росморречфлот информации от ФГБУ «АМП Западной Арктики» у Заявителя прав на данные Объекты. В соответствии с Порядком предоставление заявления о внесении изменений в Реестр со стороны Заявителя не требуется.
Таким образом, доводы о том, что Росморречфлот незаконно осуществил внесение сведений в отношении ФГУП «Нацрыбресурс», как операторе морского терминала, являются необоснованными, в связи с чем отклоняются судом.
Вместе с тем необходимо отметить, что внесенные распоряжением Росморречфлота от 16.10.2018 № КС-359/1-р сведения в Реестр морских портов Российской Федерации не затрагивают права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как последний вправе свободно пользоваться принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости для осуществления своей деятельности.
Необходимо отметить, что Заявителем ранее был подан иск в Арбитражный суд Мурманской области к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия о признании уведомления о расторжении договора доверительного управления находящимся в федеральной собственности имуществом недействительным. Предметом данного договора доверительного управления являлись, в том числе, вышеуказанные Объекты. Договор доверительного управления был расторгнут по инициативе учредительного управляющего, то есть Межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия. В дальнейшем Объекты были закреплены на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Нацрыбресурс» ранее упомянутым распоряжением от 31.01.2018 № Ml8.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 27.02.2019 по делу № А42-11629/2018 в удовлетворении иска отказано полностью. Таким образом, в настоящий момент указанные Объекты не находятся во владении Заявителя, в связи с чем в Реестре морских портов Российской Федерации не может быть отражена информация о наличии этих Объектов у Заявителя.
Таким образом, материалами дела подтверждается отсутствие препятствия осуществления Заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст.13 ГК РФ, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума ВАС РФ №8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из изложенного, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Доводы заявителя, изложенные в заявлении, не находят своего подтверждения в материалах дела и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.65, 167-170, 176, 181, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления АО «Мурманский морской рыбный порт» - отказать.
Проверено на соответствие требованиям действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: М.М. Кузин