ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-73591/20-140-1202 от 12.08.2020 АС города Москвы

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
115225, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17
http://www.msk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

РЕШЕНИЕ

г. Москва Дело № А40-73591/20-140-1202
23 сентября 2020 г.

Резолютивная часть решения объявлена: 12.08.2020 г.  Полный текст решения изготовлен: 23.09.2020 г. 

Арбитражный суд в составе судьи Паршуковой О.Ю. 

при ведении протокола судебного заседания секретарем Крюковских А.А.  с участием сторон по Протоколу с/заседания от 12.08.2020 г. 

от заявителя – ФИО1, дов. б/н от 03.12.2019 г., паспорт, ФИО2,  генеральный директор на основании решения № 3 от 15.12.2009 г., паспорт. 

от ответчика – ФИО3, дов. № 09 от 09.01.2020 г., удостоверение, ФИО4, дов. № 29 от 13.05.2020 г., удостоверение. 

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной  ответственностью фирма «Строительство объектов промышленности и города»  (109341, <...> ОГРН: <***>, Дата  присвоения ОГРН: 26.06.2017, ИНН: <***>) 

к ответчику Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по г. Москве (123100, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения  ОГРН: 23.12.2004, ИНН: <***>) 

о признании недействительным решения ИФНС России № 23 по г. Москве о  привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 13/31 от  09.08.2019г. в части предложения уплатить НДФЛ в сумме 14 052 630 руб.. штраф в  размере 582 472 руб. и пени в сумме 5 366 909 руб. по обстоятельствам, изложенным в  п. 2.2.4 указанного решения. 

УСТАНОВИЛ:

Общества с ограниченной ответственностью фирма «Строительство объектов  промышленности и города» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к  Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по г. Москве о признании  недействительным решения ИФНС России № 23 по г. Москве о привлечении к  ответственности за совершение налогового правонарушения № 13/31 от 09.08.2019г. в  части предложения уплатить НДФЛ в сумме 14 052 630 руб.. штраф в размере 582 472  руб. и пени в сумме 5 366 909 руб. по обстоятельствам, изложенным в п. 2.2.4  указанного решения. 


Заявитель в судебном заседании требования поддерживал в полном объеме по  доводам, изложенным в заявлении и возражениях на отзыв. 

Налоговые органы в судебном заседании возражали против удовлетворения  требований Заявителя по доводам, изложенным в отзыве. 

Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела,  установил следующее. 

Инспекцией Федеральной налоговой службы № 23 по г. Москве (далее также -  ИФНС России № 23 по г. Москве, налоговый орган, инспекция) с 28.08.2017г.  проводилась выездная налоговая проверка ООО фирма «Строительство объектов  промышленности и города» (далее также - заяви гель) за налоговые периоды с  01.01.2014 г. по 31.07.2017 г. 

По результатам проведения налоговой проверки был составлен Акт № 13/33 от  22.10.2018г. а впоследствии, после рассмотрения материалов проверки и  представленных возражений, вынесено решение № 13/31 от 09.08.2019 г. о  привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения  (вручено налогоплательщику 14.10.2019 г.). 

Решением Управления ФПС России по г. Москве от 08.04.2020г. № 2110/066626  оспариваемое решение ответчика, с учетом вышеуказанных дополнений к решению,  признано не противоречащим ПК РФ. апелляционная жалоба заявителя оставлена без  удовлетворения. 

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из следующего.

Как следует из пункта 2.2.4 решения Инспекции ФНС России № 23 по г. Москве  о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 13/31  от 09.08.2019 г., налоговый орган считает, что ООО фирма «СОПиГ», являясь  налоговым агентом, не удержало и не перечислило в бюджет НДФЛ с компенсации  затрат (суточных), выплаченных работникам в связи с разъездным характером работц.  

В представленном отзыве ответчик настаивает на своей позиции, повторяя  доводы, изложенные в оспариваемом решении. 

При этом налоговый орган в оспариваемом решении и отзыве признал  следующие обстоятельства: 

- хозяйственная деятельность ООО фирма «СОПиГ» связана с оказанием услуг  тяжелой машинной техники вне места нахождения заявителя (стр. 4 отзыва); 

- в штате заявителя состоят водители-экспедиторы, операторы машинисты-водители  кранов, специалисты по проведению сварочных работ, специалисты по применению  такелажной оснастки и т.д., которым в соответствии с трудовыми договорами  установлен разъездной характер работы; 

- указанные сотрудники заявителя в проверяемых периодах действительно находились  в служебных поездках (стр. 9 отзыва); 

- сотрудникам, имеющим разъездной характер работы, выплачена компенсация за  разъездной характер работы (суточные); 

- выплаты, произведенные работникам в соответствии со ст. 168.1 Трудового кодекса  РФ не облагаются НДФЛ (стр. 3 отзыва). 

В то же время, налоговый орган несмотря на признанные им обстоятельства,  ошибочно полагает, что выплаченные заявителем компенсации относятся к выплатам  компенсационного характера применительно к ст.ст. 129, 149 ТК РФ и поэтому  подлежат обложению НДФЛ. 

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника,! сложности,  количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные  выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в  условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и  на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты 


компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты на надбавки  стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Следовательно,  компенсации действительно могут являться разновидностью оплаты труда, но лишь  при определенных условиях, в данном случае не применимых. 

В частности, статья 149 ТК РФ, на которую ссылается ответчик, возлагает на  работодателя обязанность производить выплаты за работу в условиях, отклоняющихся  от нормальных, если такие выплаты предусмотрены законодательством, локальными  актами или трудовыми договорами. 

Данная норма не содержит требования о выплате надбавки, а содержит в себе  отсылочную норму. Обязанность по выплате надбавки законодательством не  установлена и она могла быть выплачена только в дополнение к компенсации и только  в случае, если это было предусмотрено трудовым договором или локальным актом  организации (Постановление ФАС Московского округа от 12.03.2012 по делу N А40- 47608/11-91-203). 

В данном случае заявителем не выплачивались в дополнение к компенсации за  разъездной характер работы еще и компенсационные надбавки. 

Более того, согласно п. 2.9 трудовых договоров, труд работников заявителя  осуществляется в нормальных условиях. В таком случае оснований для установления  работникам заявителя компенсационных надбавок в смысле статей 129, 149 ТК РФ не  имеется в принципе. 

Как прямо следует из трудовых договоров, Приказа № 1 от 24.09.2014,  Положения о разъездном характере работы, представленных в материалы дела,  выплаченные заявителем компенсации были направлены на возмещение  дополнительных' расходов, связанных с проживанием сотрудников вне места  постоянного жительства в соответствии с требованиями ст. 168.1 ТКРФ. 

Так, Приказом № 1 от 29.09.2014 установлен фиксированный размер  компенсации (суточных) в сумме 1 800 руб. за каждые сутки нахождения работника в  разъезде. 

Положением о разъездном характере работы установлено, что сотрудникам,  имеющим разъездной характер работы гарантируется сохранение места работы  (должности) и заработка, а также возмещение расходов, связанных с разъездным  характером работы, в том числе, суточные (п. 1.4 Положения). 

В соответствии с п. 3.4 Положения о разъездном характере работы,  компенсация (суточные) за разъездной характер работы выплачивается в соответствии  с путевым листом сотрудника или согласно записи в журнале учета поездок (за каждый  день нахождения в разъездах). 

На сотрудника, имеющего разъездной характер работы, издается приказ о  направлении его в служебную поездку согласно рапорта непосредственного  руководителя, ежемесячно выдается путевой лист или фиксируется в журнале учета  поездок. Регистрацию в журнале учета поездок осуществляет специалист по кадрам (п.  3.1 Положения). 

Все указанные документы представлены в ходе проверки налоговому органу и в  суд. Претензий к их содержанию налоговый орган не предъявляет. 

Таким образом, заявитель производил компенсационные выплаты (суточные)  работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, на основании  локального нормативного акта при наличии документов, подтверждающих факт и  длительность поездок сотрудников. 

Статьей 168.1 ТК РФ закреплена обязанность работодателя выплачивать  суточные. При этом «суточные» указанной нормой определяются как дополнительные  расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства. Их размер  закрепляется в локальных нормативных актах работодателя. 


При таких обстоятельствах, произведенные заявителем выплаты по своему  характеру и экономическому содержанию призваны возместить направленным в  служебные поездки работникам, понесенные ими расходы, вызванные проживанием  вне места постоянного жительства (питание вне дома, услуги прачечной, личная  гигиена (душ в пути и т.п.), лекарства, связь, стоянки, мелкий ремонт техники и т.д.). 

Размер суточных в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ закреплен заявителем в  локальных нормативных актах в твердой сумме. 

В этой связи, доводы налогового органа о том, что заявителем не представлены  документы по возмещению работникам конкретных затрат противоречит понятию  суточных и ст. 168.1 ТК РФ

Произведенные заявителем выплаты не зависят от квалификации сотрудников,  сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда,  достижения определенного трудового результата, или иных трудовых достижений,  которые могли бы учитываться при расчете вознаграждения именно за труд или премий  и соответствовали бы понятию «заработная плата» (ст. 129 ТК РФ). 

Выплата суточных обусловлена исключительно фактом нахождения сотрудника  в служебных поездках вне места постоянного жительства и неизбежным несением им в  связи с этим расходов. 

Вопреки доводам налогового органа, спорные выплаты никак не зависят от  фактически отработанного времени. Суточные выплачиваются за все время  нахождения работника в поездке, в том числе за выходные, нерабочие (праздничные)  дни, дни временной нетрудоспособности (п. 3.8 Положения о разъездном характере  работы). 

Дважды приведенные налоговым органом в отзыве данные q превышении  размера компенсации уровня заработной платы отдельных работников не изменяют  характер спорных выплат как компенсации расходов, понесенных этими работниками в  служебной поездке. 

Напротив, эти данные подчеркивают то обстоятельство, что выплата суточных  производилась только за дни, проведенные работником в служебной поездке, а не за  факт выполнения им определенной работы. 

Инспекцией не представлено доказательств того, что полученные работником  суточные полностью или частично стали его доходом от исполнения |рудовьгх  обязанностей. 

Выполняя трудовые обязанности по месту постоянного жительства работник не  несет затрат, связанных с проживанием вне дома. В то же время, именно направление  работника в служебную поездку вызывает для него необходимость несения затрат и  обязанность работодателя их компенсировать в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ. Таким  образом, доход работника от направления его в служебную поездку и вьшлаты ему в  связи с этим компенсации (суточных) не увеличивается. Его заработная плата не  изменяется. 

Начисляя НДФЛ на полученную работником компенсацию., ответчик тем самым  начисляет налог на понесенные им расходы, что налоговым законодательством не  предусмотрено и не соответствует экономическому содержанию налогообложения  дохода. 

Подобное доначисление приводит к тому, что работники заявителя 13% от  понесенных в интересах работодателя затрат должны нести за свой счет, что  противоречит также трудовому законодательству. 

Приведенная ответчиком в отзыве судебная практика не только не опровергает  позицию заявителя, но и подтверждает ее. 

Так, в согласно обстоятельствам дела № А32-30410/16 (ссылка ответчика на  постановление Пятнадцатого апелляционного суда от 23.05.2017 № 15АП-3810/2017  относится к тому же самому делу), рассмотренным в Определении Верховного суда РФ 


от 20.12.2017 № 308-КГ17-19692, плательщиком страховых |зносов не было  представлено доказательств фактического проезда работников к месту командигювки и  обратно, а также фактического проживания работников в месте командировки. Работа  осуществлялась по месту жительства работников. 

В настоящем же деле, инспекция признает факт нахождения работников  заявителя в служебных поездках вне места постоянного жительства. Данный факт  полностью подтверждается материалами выездной налоговой [проверки и  документами, представленными в суд. 

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 17.07.2013 по делу № А43- 23164/2012 суд пришел к выводу, что размер рассмотренных выплат был установлен в  зависимости от занимаемой должности, фактически отработанного сотрудником  времени в течение месяца и рассчитывался пропорционально отработанному времени! 

В настоящем деле, размер суточных от указанных обстоятельств не зависит и  связан исключительно с временем (количеством дней) нахождения работников  заявителя вне места постоянного жительства. 

Постановлением ФАС Московского округа от 03.06.2009 по делу № А40- 34897/08-117-96, на которое также ссылается ответчик, необложение  налогоплательщиком ЕСН доплаты (суточных) за разъездной характер работы  признано правомерным. Выплата суточных признана компенсационной и не  подлежащей налогообложению. 

Тем самым приведенной ответчиком судебной практикой также подтверждается  позиция заявителя. 

Следует отметить, что п. 4 Обзора практики рассмотрения судами дел,  связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российский Федерации,  утвержденного Президиумом ВС РФ 21.10.2015, принят именно по материалам  судебной практики Арбитражного суда Московского округа. 

В данном Обзоре закреплена правовая позиция, в соответствии с которой  доплата за разъездной характер работы, независимо от того как она названа в  локальных нормативных актах и выплаченная в размере, указанном в этих локальных  нормативных актах, имеет характер компенсационной в смысле ст. 168.1 ТК РФ и не  подлежит обложению НДФЛ в силу п. 3 ст. 217 НК РФ

Согласно ч. 4 ст. 170 АПК РФ в мотивировочной части решения Арбитражного  суда могут содержаться ссылки на обзоры судебной практики Верховного Суда  Российской Федерации, утвержденные Президиумом Верховного Суда Российской  Федерации. 

Что касается, приведенных налоговым органом в отзыве писем Министерства  Финансов РФ, то сам же налоговый орган выражает позицию, в соответствии с которой  данные письма носят лишь рекомендательный характер. При это налоговый; орган  усылается на устаревшие рекомендации (2008, 2012гг). 

В настоящее время данные рекомендации изменились (Письма Минфина РФ от  4 марта 2019 г. № 03-15-06/13866, от 22 августа 2019 г.  № 03-15-06/64487) на прямо  противоположные - выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов,  связанных со служебными поездками, не подлежат обложению налогом на доходы  физических лиц в размерах, установленных коллективным договором, соглашениями,  локальными нормативными актами или трудовым договором. 

При таких обстоятельствах, доводы налогового органа о необходимости  обложения НДФЛ суточных по мотиву отсутствия документов, подтверждающих  несение работниками конкретных затрат, является необоснованными. 

Заявитель произвел выплаты в размере, закрепленном в его локальных  нормативных актах. Данные выплаты направлены на компенсацию затрет работников,  связанных с проживанием вне места постоянного жительства, и не подлежат  обложению НДФЛ. 


Следует также отметить, что довод налогового органа о поверхностных знаниях  заявителем НК РФ основан на норме, которая не только не вступила в закрнную силу  на момент вынесения оспариваемого решения (09.08.2019), но и ещ| не была  опубликована (дата опубликования - 29.09.2019). 

Действующая же на момент вынесения налоговым органом решения редакция п.  9 ст. 226 НК РФ со всей однозначностью и без каких-либо исключений ас допускала  взыскания НДФЛ за счет средств налогового агента. 

В силу п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие  положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков  страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых  законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. 

В таком случае, новая редакция п. 9 ст. 226 НК РФ не может быть применена

при проверке законности вынесенного налоговым органом решения в отношений  заявителя. Следовательно, предложение инспекции уплатить не удержаннь любом  случае является незаконным. 

Заявитель также отмечает, что он не ссылается на техническую ошибку,  допущенную налоговым органом при расчете штрафа и пени по обстоятельства!^  изложенным в п. 2.2.2 и 2.2.3 решения и исправленную ответчиком дополнениям^ к  решению от 17.12.2019 и от 15.01.2020. Данные пункты решения заявителем не  оспариваются. 

Заявитель считает незаконным начисление пени по п. 2.2,4 решения по день  вынесения оспариваемого решения. Такой расчет пени налоговым органом  противоречит п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 согласно  которому пени налоговому агенту могут быть рассчитаны лишь с момента, когда налог  должен был быть удержан и перечислен в бюджет до наступления срока, в который  обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком  саиоспнццпелыю по итогам соответствующего налогового периода. | 

При этом, ООО фирма «СОПиГ» обращает внимание., что доводы о  незаконности предложения уплатить налог и начисления пени по день вынесение  решения ни в коей мере не означают, что он согласен с самим доначислением НДФр1  по оспариваемому решению налогового органа. 

Заявитель абсолютно обоснованно, в полном соответствии со положениями ст.  168.1 НК РФ и п 3 ст. 217 НК РФ не обложил НДФЛ суточные, выплаченные в качестве  компенсации расходов работников, понесенных ими при разъездном характере работы. 

С учетом изложенного, суд удовлетворяет заявленные требования в полном  объеме. 

По положениям статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы. 

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле,  в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. 

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина. 

Ввиду удовлетворения требований заявителя в полном объеме судебные  расходы по уплате государственной пошлины относятся на Инспекцию. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 137, 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

РЕШИЛ:


Признать недействительным Решение от 09.08.2019 г. № 13/31 о привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения  уплатить НДФЛ в сумме 14 052 630 руб., штраф в размере 582 472 руб. и пени в сумме  5 366 909 руб. (п. 2.2.4 решения), вынесенное ИФНС России № 23 по г. Москве в  отношении Общества с ограниченной ответственностью фирма «Строительство  объектов промышленности и города», как не соответствующее ч.II НК РФ

Взыскать с ИФНС России № 23 по г. Москве в пользу Общества с ограниченной  ответственностью фирма «Строительство объектов промышленности и города»  расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 (три тысячи) руб. 

 Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в  Девятый арбитражный апелляционный суд. 

Судья: О.Ю. Паршукова

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 16.06.2020 14:04:13

Кому выдана Паршукова Оксана Юрьевна