ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-73603/18-131-538 от 16.04.2019 АС города Москвы

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. МоскваДело № А40- 03/18 -131-538

30 апреля 2019 года                                                                                                           

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2019 года

Полный текст решения изготовлен 30 апреля 2019 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи Жбанковой Ю.В., единолично,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Турлановой Д.С.

рассмотрев в открытом  судебном заседании дело по иску

истец ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

ответчик МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

о взыскании 13 334 109 руб. 80 коп.

в заседании приняли участие:

от истца: Позднякова И.А.  по доверенности № 3-Сиб-203/Д от 23.05.2018г.

от ответчика: Бурыгина И.Л. по доверенности № 207/4/160д от 09.01.2019г.

УСТАНОВИЛ:

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"  обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к МИНИСТЕРСТВУ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о взыскании 13 334 109 руб. 80 коп. платы за привлечение подвижного состава.

Истец представил письменные пояснения по делу, поддержал исковые требования в полном объеме.

Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований по мотивам ранее представленного отзыва на иск.

Изучив материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, доводы отзыва на иск, исследовав и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, выслушав в судебном заседании полномочных  представителей сторон, которые поддержали и изложили свои позиции по делу, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как указывает истец в иске, между истцом (исполнитель) и ответчиком (заказчик) был заключен государственный контракт № 257/3272/53 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны РФ во внутригосударственном сообщении от 11.05.2017г., в соответствии с которым заключено дополнительное соглашение к контракту № 1 от 21.06.2017 года, которое распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.04.2017 года.

В период с апреля по август 2017 года ОАО «РЖД» осуществлялось привлечение подвижного состава третьих лиц, в связи с чем ответчику начислена задолженность по плате за привлечение подвижного состава, предусмотренной п.5.3 контракта с учетом дополнительного соглашения № 1, в размере 13 334 109 руб. 80 коп.

Согласно п.2.1. Контракта, его предметом является оказание услуг по обеспечению и выполнению железнодорожных перевозок воинских и специальных грузов , домашних вещей (в том числе в железнодорожно-паромном сообщении), а также перевозок собственных (арендованных) пассажирских вагонов в составе грузовых поездов или с отдельным локомотивом грузовой скоростью, с привлечением вагонов и контейнеров в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 года № 1590 «Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок», оказание дополнительных услуг в соответствии с Техническим заданием (приложение № 1 к Контракту).

При этом заказчик, Министерство обороны РФ, в соответствии с п.2.3. контракта обязан в установленный срок принять и оплатить оказанные услуги. Согласно п.6.4., 6.5. контракта, оплата за оказанные услуги осуществляется ежемесячно с лицевого счета заказчика на расчетный счет исполнителя. За оказанные услуги, акцептованные представителем заказчика, оплата осуществляется в течение 10 рабочих дней после предоставления ему документов.

Исполнитель, ОАО «РЖД», в соответствии с п.3.2.12 контракта обязан самостоятельно осуществлять привлечение подвижного состава третьих лиц в порядке, установленном постановлением Правительства РФ, обеспечивая принцип приоритетности выполнения воинских перевозок.

Согласно п.5.3 контракта с учетом дополнительного соглашения № 1, начисление провозной платы за воинские и специальные грузовые перевозки, платы за привлечение подвижного состава производится по ставкам и тарифам, установленным для железнодорожного транспорта во внутригосударственном сообщении и в соответствии с постановлением Правительства РФ.

Согласно п.3.7. Технического задания, на основании выставленных счетов, предъявляемых ежемесячно, заказчик производит оплату.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1590, до вступления в силу акта Федеральной антимонопольной службы, устанавливающего указанный порядок проведения аукциона, привлечение железнодорожного подвижного состава и контейнеров для оказания услуг по организации и осуществлению воинских перевозок производится на условиях публичной оферты.

Понятие публичной оферты дано в ч. 2 ст.437 Гражданского кодекса РФ: содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

Порядок проведения аукциона по привлечению железнодорожного подвижного состава и контейнеров единственными исполнителями услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок, включая порядок определения стартовой цены привлечения железнодорожного подвижного состава и контейнеров, утвержденный приказом ФАС России от 19.10.2017 N 1384/17, вступает в силу 10.02.2018 года, то есть после спорного периода.

Размер ставок при пользовании вагонами для воинских и специальных перевозок установлен на сайте www.rzd.ru (в разделе «Грузовые перевозки») в качестве условия публичной оферты, на что прямо указано на сайте. Указанный документ прилагаю к иску.

В период с апреля по август 2017 года, то есть до вступления в силу приказа ФАС России № 1384/17, ОАО «РЖД» осуществлялось привлечение подвижного состава третьих лиц, в связи с чем ответчику начислена задолженность в размере 13 334 109,8 руб.

В связи с этим ОАО «РЖД» направлялись счета за период апрель-август
2017 № 4-8, оформлялись также счета по пятидневкам за период апрель -
август 2017 года №№ 19-47, 49, 66; перечни неакцептованных сумм и
документов к счетам; акты оказанных услуг за месяц
№№1002602499/83/201704- 1002602499/83/201708; акты оказанных услуг по
пятидневкам №№   1002602499/83/2017041-1002602499/83/2017046,

1002602499/83/2017051 - 1002602499/83/2017056, 1002602499/83/2017061-
1002602499/83/2017066,      1002602499/83/2017071 -1002602499/83/2017076,

1002602499/83/2017081 - 1002602499/83/2017085, 1002602499/83/2017091, 1002602499/83/2017116.

Однако, согласно прилагаемому расчету за апрель-август 2017, по указанным счетам не акцептована сумма 13 334 109 руб. 80 коп.

Ответчику направлялась претензия о перечислении указанной суммы №2126/3-СТЦФТО от 28.02.2018 года, на которую получен ответ. В ответе не оспорен сам факт оказания услуг, однако ответчик считает необходимым применение ставок платы, действующих до апреля 2017 года. Кроме того, ответчик пояснил, что выделенные бюджетные ассигнования предельны и не позволяют увеличить транспортные расходы.

Ответ на претензию необоснован, поскольку согласно п. 11.1. контракта его действие распространяется на правоотношения, возникшие между сторонами с 1 апреля 2017 года.

Следовательно, необходимо учесть, что к отношениям, начиная с апреля 2017 года, применима и ссылка в контракте на постановление Правительства РФ № 1590, которым предусмотрена оплата по условиям публичной оферты.

Размер стартовой цены при проведении аукциона, установленный ФАС России, применяется в отношении 2018 года, потому ответчик сослался на него в претензии необоснованно.

Отсутствие средств у Министерства обороны РФ не освобождает его от выполнения условий контракта.

Установление ставок публичной оферты с 01.04.2017 года никак не противоречит условиям контракта, постановлению Правительства РФ, а также ст.437 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей требования к публичной оферте.

В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.

Из материалов дела следует, что между сторонами был заключен государственный контракт № 257/3272/53 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении.

Предметом госконтракта является оказание услуг по обеспечению и выполнению железнодорожных перевозок воинских и специальных грузов во внутригосударственном сообщении.

В преамбуле госконтракта отражено, что он заключен на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ (Закон № 44-ФЗ), п. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.02.2003 г. «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» и на основании приказа ФСТ России от 29.12.2004 г. №435-т (регистрационный номер 77/1/2) о включении ОАО «РЖД» в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

Согласно подп. 1 п.1 ст. 93 Закона №44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относят с сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях", а также услуг центрального депозитария (далее - Закон №147-ФЗ

В силу п.п.2, 3 ст.7 Закона №147-ФЗ органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона (далее -регулируемые сферы деятельности). Для совершения указанных действий субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения.

Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 №643 определены органы государственного регулирования тарифов - ФАС России и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливающие тарифы в соответствии с пунктом 7 Постановления применительно к конкретному субъекту регулирования в соответствии с перечнем работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством.

Согласно п.4.2 госконтракта цена на услуги устанавливается в соответствии с тарифами и сборами, действующими на железнодорожном транспорте, а также в соответствии со ставками и сборами, установленными Контрсчетом.

Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В соответствии пунктом 2 ст. 34 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статей 95 настоящего Федерального закона.

При наличии государственного тарифного регулирования платы за услугу Заказчик не вправе обосновать начальную максимальную цену контракта посредством иных, кроме тарифного, методов, предусмотренных нормами Закона №44-ФЗ.

Публичная оферта, в которой был установлен увеличенный Истцом с 1 апреля 2017 г. размер ставок, на основании которого рассчитана взыскиваемая плата, силой нормативного акта не обладает, не исходит от органа государственного тарифного регулирования и не распространяется на услугу, подлежащую государственному тарифному регулированию.

Согласно п.4.1 госконтракта его цена составляет 9 100 000 000, включая НДС. При этом распределение финансовых средств в пределах цены контракта, предназначенных для выплаты заказчиком исполнителю, составляет: на 2017 год - 8 100 000 000, в т.ч. НДС;  на 2018 год - 1 000 000 000, в т.ч. НДС.

При этом п. 4.5 установлено, что цена Контракта является твердой, определяете на весь срок выполнения Контракта и не может изменяться в ходе исполненил Контракта, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Объем оказываемых услуг также установлен сторонами контракта в пп. 2.5.1 и 2.5.2 и составляет 101, 7 тысяч вагонов и 1,5 тысяч условных контейнеров.

Срок оказания услуг по контракту, установленный п. 11.2 с применением положений статьи 425 ГК РФ с 01.04.2017 по 31.12.2017.

Таким образом, госконтарктом предусмотрены все существенные условия совершенной сделки.

При этом п. 13.4 предусматривает, что внесение изменений, не противоречащих законодательству Российской федерации о контрактной системе в сфере закупок, в условия контракта осуществляется путем заключения сторонами в письменной форме дополнительных соглашений, которые являются неотъемлемой частью контракта.

Указанных дополнительных соглашений об изменении порядка расчетов и внесении изменений в цену контракта сторонами подписано не было.

Согласно статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.

В силу ч. 2 статьи 310 ГК РФ и абз. 2 и 3 пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 №54 «О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ об обязательствах и их исполнении» - право на односторонний отказ от исполнения обязательства либо на изменение его условий может быть предусмотрено договором для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в отношениях между собой, а также для лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, по отношению к лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность (предоставление договором права на отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, по отношению к лицу, не осуществляющему предпринимательскую деятельность, допускается только в специально установленных законом или иными правовыми актами случаях).

Таким образом, в данном случае, изменение тарифов стороной исполнителя, влекущее фактически изменение объема оказываемых услуг, не согласованное заказчиком посредством письменного дополнительного соглашения к контракту, не влечет юридических последствий, на которые они были направлены.

В соответствии с п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 г. № 1590 «Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок», до установления ФАС России порядка проведения аукциона, привлечение железнодорожного подвижного состава и контейнеров для оказания услуг производится на условиях публичной оферты.

ОАО "РЖД" уведомило Минобороны России (исх. № 3492 от 28.02.2017 г. и исх. № 3973 от 06.03.2017 г.) о действующих с 1 января 2017 г. размерах ставок привлечения железнодорожного грузового подвижного состава и контейнеров, согласно условиям публичной оферты, для оказания услуг.

Однако, с 1 апреля 2017 г. ОАО «РЖД» в одностороннем порядке изменены условия публичной оферты с увеличением размера ставок в 1,1-2,6 раза в зависимости от типа подвижного состава и контейнеров.

Между тем, до издания соответствующего регламентирующего документа ФАС России, изменение размера ставок необоснованно, что также подтверждается позицией ФАС России от 03.08.2017 г. № АР/53345/17 по вопросу обоснованности изменения ставок на предоставление железнодорожного подвижного состава и контейнеров для осуществления воинских и специальных перевозок.

Таким образом, в отсутствие согласования с органом регулирования естественных монополий вопроса об установлении и применении ОАО «РЖД» данного тарифа, он не мог быть применен за оказываемые услуги, а также быть основанием для взыскания задолженности за оказанные услуги, который также односторонне, без согласования с органом регулирования естественных монополий, установлен ОАО «РЖД».

Применение тарифа, самостоятельно установленного Истцом нарушает установленный порядок ценообразования, что влечет административную ответственность, установленную законом.

Приказом ФАС России от 19.11.2017 № 1384/17 «Об утверждении порядка проведения аукциона по привлечению железнодорожного подвижного состава и контейнеров единственными исполнителями услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок, включая порядок определения стартовой цены привлечения железнодорожного подвижного состава и контейнеров» определена стартовая цена при проведении аукциона по привлечению железнодорожного подвижного состава и контейнеров на 2018 г. на уровне цены публичной оферты, действовавшей в 1 квартале 2017 г.

Пунктом 10.2.1. приказа ФАС России от 19.10.2017 № 1384/17 установлено, что в случае привлечения видов (типов) железнодорожного подвижного состава (вагонов) или контейнеров, для которых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 1590 «Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок» в 1 квартале 2017 года действовала публичная оферта, стартовая цена устанавливается на уровне цены данной оферты.

Виды (типы) вагонов и контейнеров, для которых в 1 квартале 2017 года действовала публичная оферта, а также размер стартовой цены для условий 2017 года (руб./вагон в сутки, руб./контейнер в сутки без учета НДС) приведены в Таблице № 1, являющейся приложением к Приказу ФАС России от 19.10.2017 № 1384/17.

Так, согласно вышеуказанной таблицы, ставка для вагонов и контейнеров, действовавшая в 1 квартале 2017 года распространяется на весь 2017 г. и составляет за платформу универсальную 750 руб., вагон-цистерну 900 руб., крытый вагон 750 руб., вагон термос - 2600 руб.

Таким   образом,   приказ   ФАС   России   от   19.10.2017   №   1384/17 предусматривает принятие на весь 2017 г. и 2018 г. ставок за платформу   в размере 750 руб., вагон-цистерну 900 руб., крытый вагон - 750 руб., вагон термос 2600 руб.

Вместе с тем, ОАО «РЖД» требует оплаты исходя из ставок за вагон-цистерну - 1000 руб., платформу универсальную - 1200 руб.,_крытый вагон -1200 руб., вагон термос - 2760 руб., которые в 1,1- 2,6 раза выше, установленной сторонами, что, по мнению Минобороны России, является необоснованным и не соответствующим критерию разумности.

Статьей 10 ГК РФ предусмотрено, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Действия ОАО «РЖД» по навязыванию невыгодных условий договора, прямо не предусмотренных федеральным законодательством, влекут неоправданное расходование бюджетных средств, снижают доступность транспортных услуг и ущемляют права Минобороны России, а также влияют на обороноспособность и безопасность государства.

Кроме того, задолженности Минобороны России перед ОАО «РЖД» за услуги по привлечению подвижного состава и контейнеров не имеется. Государственный контракт от 11.05.2017 № 257/3272/53 исполнен, акт сверки взаиморасчетов подписан, что также подтверждается письмом Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 23.05.2018 г. № 257/6/3849.

В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

На основании вышеизложенного, исковые требования подлежат отклонению в полном объеме.

В соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ госпошлина  по иску относится на истца.

С учетом изложенного, на основании  ст.ст. 11, 12, 307, 309, 310, 784, 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 4, 27, 65-68, 71, 102, 110, 167-171, 176, 180, 181, 319 Арбитражного процессуального кодека Российской Федерации Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.           

   Судья                                                                                                       Ю.В.Жбанкова