ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-74352/11 от 20.01.2012 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело №   А40-74352\11

г. Москва 2-489

27 января 2012 г.

Резолютивная часть объявлена 20 января 2012 г.

Решение изготовлено в полном объеме 27 января 2012 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Судьи Т.И. Махлаевой

протокол ведет секретарь судебного заседания   Сулиева Д.В.

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению  ООО "РИКС"

третье лицо с самостоятельными требованиями на предмет спора   Фирма "Штокхаузен Проектгезельшафт ЕвроПротекшн ГмбХ"

к ответчику:   Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы

третьи лица:   МГУП "Мосводоканал", ООО "АркоСтрой", Департамент г. Москвы по конкурентной политике (тендерный комитет)

о признании незаконным и отмене решения от 23.06.2011 Конкурсной комиссии, оформленное протоколом "2-КР/3, обязании устранить допущенное нарушение прав

в заседании приняли участие:

от истца:   ФИО1 дов. №б/н от 15.04.11;

от третьего лица с самостоятельными требованиями на предмет спора   Фирмы "Штокхаузен Проектгезельшафт ЕвроПротекшн ГмбХ" - ФИО2 дов. № 02/07-11 от 15.07.11, ФИО3 дов. № 03/07-11 от 15.07.11

от ответчика:   ФИО4 – дов. №05-13-15/1 от 16.12.2011 г.

от третьих лиц:   от  МГУП "Мосводоканал" – ФИО5 дов. №17-01-19-01/12 от 01.01.2012 г.;

от ООО "АркоСтрой" – ФИО6 дов. № 4 от 18.07.2011;

от Департамента города Москвы по конкурентной политике (тендерный комитет) – ФИО7 – дов. №77-13-08/1-14 от 05.09.2011 г.

УСТАНОВИЛ:

ООО "РИКС" - заявитель по делу просит арбитражный суд признать незаконным и отменить Решение от 23 июня 2011 г. Конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по привлечению подрядной организации для выполнения комплекса работ по термическому обезвреживанию (сжиганию) обезвоженных осадков сточных вод, вывозу и (или) утилизации золы, образованной в процессе термического обезвреживания (сжигания) обезвоженных осадков сточных вод на 19-й иловой площадке МГУП «Мосводоканал», оформленное Протоколом №2-КР/3; обязать Конкурсную комиссию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО «РИКС» путем подведения итогов Конкурса по привлечению подрядной организации на выполнение комплекса работ по термическому обезвреживанию (сжиганию) обезвоженных осадков сточных вод, вывозу и (или) утилизации золы, образованной в процессе термического обезвреживания (сжигания) обезвоженных осадков сточных вод на 19-й иловой площадке МГУП «Мосводоканал», и принятия решения, соответствующего статьям 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации и утвержденной Конкурсной документации.

Фирма "Штокхаузен Проектгезельшафт ЕвроПротекшн ГмбХ"- 3-е лицо с самостоятельными требованиями на предмет спора просит арбитражный суд признать незаконным, недействительным и отменить Решение от 23 июня 2011 года Конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по привлечению подрядной организации для выполнения комплекса работ по термическому обезвреживанию (сжиганию) обезвоженных осадков сточных вод, вывозу и (или) утилизации золы, образованной в процессе термического обезвреживания (сжигания) обезвоженных осадков сточных вод на 19-ой иловой площадке МГУП «Мосводоканал», оформленного Протоколом № 2-КР/З (пункты 1 и 2); устранить допущенные нарушения прав и законных интересов фирмы «Штокхаузен Проектгезельшафт ЕвроПротекшн ГмбХ»(Германия), а именно: обязать Ответчика и его Конкурсную комиссию в месячный срок возобновить открытый конкурс и исполнить требования пунктов 5.3., 5.4. и 6 Конкурсной документации (оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе) по проведению открытого конкурса по привлечению подрядной организации для выполнения комплекса работ по термическому обезвреживанию (сжиганию) обезвоженных осадков сточных вод, вывозу и (или) утилизации золы, образованной в процессе термического обезвреживания (сжигания) обезвоженных осадков сточных вод в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно текста решения, оформленного протоколом Конкурсной комиссии №2-КР/3 от 23.06.2011 г., было рассмотрено экспертное заключение, подготовленное ГУП «ЦИАТ» в отношении заявок претендентов на участие в конкурсе фирмы «Штокхаузен
 Проектгезельшафт Европротекшн ГмбХ» и ООО «РИКС» на предмет соответствия
 документов в составе заявок (и дополнительно представленных документов
 фирмой «Штокхаузен Проектгезельшафт Европротекшн ГмбХ») требованиям
 конкурсной документации в части полноты и достоверности представленной
 информации; доклад МГУП «Мосводоканал» о результатах проведенной юридической
 оценки; заслушан доклад ГУП «ЦИАТ» о результатах произведенного экспертного исследованияв отношении заявок претендентов на участие в конкурсе Фирмы "Штокхаузен Проектгезельшафт ЕвроПротекшн ГмбХ" и ООО «РИКС» на предмет соответствия документов в составезаявок (и дополнительно представленных на документов фирмой "Штокхаузен Проектгезельшафт ЕвроПротекшн ГмбХ" иBAMAGWaste-to-EnergyGermanyGmbH) Требованиямконкурсной документации в части полноты и достоверности представленной информации.

По результатам рассмотрения поставленных вопросов было принято решение об отмене проведения открытого конкурса по привлечению подрядной организации
 для выполнения комплекса работ по термическом обезвреживанию (сжиганию)
 обезвоженных осадков сточных вод, вывозу и (или) утилизации золы,
 образованной в процессе термического обезвреживания (сжигания) обезвоженных
 осадков сточных вод на 19-й иловой площадке МГУП «Мосводоканал», в связи с
 необходимостью доработки конкурсной документации.

В обоснование заявленных требований ООО «РИКС» ссылается на нарушение процедуры отмены конкурса, поскольку ответчик отменил конкурс 23 июня 2011г. после вскрытия конвертов с заявками и их рассмотрения 26 мая 2011г., на стадии принятия решения по итогам конкурса. При этом, 2 июня 2011 г. Конкурсной комиссией было подтверждено, что к заявке, представленной Заявителем для участия в Конкурсе, замечаний нет (Протокол №2-КР/2). Таким образом, оспариваемое Решение, по утверждению заявителя, принято фактически после проведения конкурса. Законодательством, регулирующим спорные взаимоотношения, возможность отказа от проведения конкурса, после его проведения не допускается.

Фирма "Штокхаузен Проектгезельшафт ЕвроПротекшн ГмбХ" в обоснование заявленных требований ссылается на то, что в установленный срок в Конкурсную комиссию для участия в торгах были поданы заявки с приложением пакета документов фирмой «ЕвроПротекшн», ООО «Рикс» и ООО «АркоСтрой». Решением Конкурсной комиссии от 23.06.2011г., оформленным Протоколом № 2-КР/3, проведение конкурса отменено в связи с необходимостью доработки конкурсной документации.

Указанное Решение, по утверждению Фирмы "Штокхаузен Проектгезельшафт ЕвроПротекшн ГмбХ" принято с нарушением норм закона, конкурсной документации, нарушает права и законные интересы фирмы «ЕвроПротекшн», в связи с чем имеются основания для признания его недействительным, не соответствующим закону, и его отмены.

Пунктом 2.4.1. конкурсной документации организатору торгов предоставляется право отказаться от проведения конкурса не позднее, чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок, нарушение указанных сроков, в силу действия части 3 статьи 448 Гражданского кодекса РФ, влечет для организатора конкурса правовые последствия в виде возмещения участникам конкурса реального ущерба.

Ответчик отменил конкурс 23 июня 2011 года после вскрытия конвертов с заявками участников и их рассмотрения 26 мая 2011 года, когда было принято решение по результатам рассмотрения заявок участников конкурса. Оспариваемое Решение принято после проведения указанных этапов конкурса, то есть уже в процессе проведения данного публичного конкурса, что в силу указанных выше норм закона и положений конкурсной документации, не допускается.

Таким образом, были нарушены права фирмы «ЕвроПротекшн», как участника открытого публичного конкурса, исполнившего все необходимые процедуры, необходимые для участия в конкурсе, предписанные конкурсной документацией и принявшего участие в мероприятиях конкурса, а также других участников открытого конкурса, тоже приступивших к участию в данном конкурсе.

Вследствие незаконного Решения конкурсной комиссии от 23 июня 2011 года об отмене конкурса, оформленного Протоколом № 2-КР/3, фирма «ЕвроПротекшн» в значительной мере лишается того, на что вправе была рассчитывать, участвуя в открытом конкурсе, в обычных условиях стабильного гражданского оборота. Полномочия фирмы «ЕвроПротекшн», как участника открытого конкурса, подтверждены Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2011 года по делу № А40-62113/11-92-522 (№09АП-24462/2011-АК), имеющего в силу действия статьи 69 АПК РФ, преюдициальное значение по рассматриваемому делу.

Ответчик по заявлению возражает, по основаниям, изложенным в отзыве.

МГУП «Мосводоканал» оставляет разрешение спора на усмотрение суда.

ООО "АркоСтрой" требования заявителя и 3-го лица с самостоятельными требованиями поддерживает.

Департамент г. Москвы по конкурентной политике (тендерный комитет) возражает против удовлетворения требований заявителя и 3-го лица с самостоятельными требованиями, поддерживает правовую позицию ответчика.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что требования ООО "РИКС", Фирмы "Штокхаузен Проектгезельшафт ЕвроПротекшн ГмбХ" подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Судом установлено, что постановлением Правительства Москвы от 09.02.2010 г. N 117-ПП "О модернизации технологической схемы утилизации осадка сточных вод на19-й иловой площадке МГУП "Мосводоканал", Правительство Москвы одобрило предложение Комплекса городского хозяйства Москвы о внедрении в систему городской канализации технологического термического обезвреживания (сжигания) осадка сточных вод, образованного на московских городских очистных сооружениях и согласилось, как 100% участник МГУП "Мосводоканал", с предложением последнего: о привлечении подрядной организации на выполнение (оказание) в течение 20 лет работ (услуг) по термическому обезвреживанию (сжиганию) осадка сточных вод, механически обезвоженного на территории 19-й иловой площадки МГУП "Мосводоканал" объемом 105.000 тонн по сухому веществу в год; об обеспечении в течение 45 дней подготовки документации для проведения торгов; о проведении торгов на Единой торговой площадке; о заключении в срок не позднее 20 дней со дня размещения на официальном сайте итоговых протоколов торгов договора на выполнение (оказание) работ (услуг) по термическому обезвреживанию (сжиганию) осадка сточных вод.

Правительством Москвы МГУП "Мосводоканал" рекомендовано размещать соответствующую информацию о проведении торгов на официальном сайте Департамента г. Москвы по конкурентной политике в сети Интернет (www.tender.mos.ru).

05.03.2011 на сайте Департамента города Москвы по конкурентной политике и в официальном издании Мэра и Правительства Москвы - бюллетене оперативной информации "Московские торги" N 9/2011 было опубликовано извещение и размещена конкурсная документация по проведению открытого конкурса по привлечению подрядной организации для выполнения комплекса работ по термическому обезвреживанию (сжиганию) обезвоженных осадков сточных вод, вывозу и (или) утилизации золы, образованной в процессе термического обезвреживания (сжигания) обезвоженных осадков сточных вод, т.е. по проведению открытого конкурса по привлечению подрядной организации по проекту, предусмотренному Постановлением N 117-ПП.

С целью принятия участия в конкурсе ООО «РИКС» и Фирмой "ЕвроПротекшн ГмбХ" были поданы заявки на участие в открытом конкурсе с приложением требуемого пакета документов

Рассмотрев заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсная комиссия приняла решение, оформленное обжалуемым Протоколом N 2-КР/2011 от 26.05.2011 г. следующего содержания.

1. Признать представленные заявителями ООО «РИКС» документы в составе заявок соответствующими требованиям конкурсной документации.

2. Признать представленные заявителями Фирмой "Штокхаузен Проектгезельшафт ЕвроПротекшн ГмбХ" и ООО "АркоСтрой" документы в составе заявок несоответствующими требованиям конкурсной документации.

3. По результатам предварительного отбора заявителя ООО "РИСК" допустить к участию в открытом конкурсе.

4. По результатам предварительного отбора заявителям Фирме "Штокхаузен Проектгезельшафт ЕвроПротекшн ГмбХ" и ООО "АркоСтрой" в допуске к участию в открытом конкурсе отказать.

5. Направить заявителю ООО "РИКС" уведомление о допуске к участию в конкурсе и признанию участником конкурса.

6. Направить заявителям Фирма "Штокхаузен Проектгезельшафт ЕвроПротекшн ГмбХ" и ООО "АркоСтрой" уведомления об отказе в допуске к участию в конкурсе.

7. Для оценки заявки ООО "РИКС" на соответствие требованиям Технической части конкурсной документации привлечь экспертную комиссию в составе 2-х лиц. Заседание Конкурсной комиссии по оценке заявки ООО "РИКС" на соответствие Технической части конкурсной документации провести 02 июня 2011 года.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2011 г. №09АП-24462/2011-АК по делу №А40-62113/11(92-522), заявление Фирмы "Штокхаузен Проектгезельшафт ЕвроПротекшн ГмбХ" (Германия) к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департаменту города Москвы по конкурентной политике об оспаривании решения конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по привлечению подрядной организации для выполнения комплекса работ по термическому обезвреживанию (сжиганию) обезвоженных осадков сточных вод, вывозу и (или) утилизации золы, образованной в процессе термического обезвреживания (сжигания) обезвоженных сточных вод на 19-й иловой площадке МГУП "Мосводоканал", оформленного протоколом N 2-КР/2011 от 26.05.2011 г. удовлетворено в части отказа в допуске Фирмы "Штокхаузен Проектгезельшафт ЕвроПротекшн ГмбХ" (Германия) к участию в торгах и признания торгов несостоявшимся - пункты 2, 4, 6 и 8 протокола N 2-КР/2011.

Полномочия Конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса определены ч.6 ст.7 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закона № 94-ФЗ).

Согласно ч. 6 ст. 7 Закона № 94-ФЗ, конкурсной комиссией осуществляются вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к находящимся в информационной системе общего пользования, поданным в форме электронных документов и подписанным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации заявкам на участие в конкурсе (далее также - вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе), отбор участников конкурса, рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определение победителя конкурса, ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Следовательно, Конкурсная комиссия правом вынесения решения о прекращении публичного конкурса не наделена. Она не является юридическим лицом и действует только в рамках предоставленных ей полномочий по проведению публичного конкурса на основании властного решения организатора этого конкурса (Департамента ЖКХ и Б).

Таким образом, Конкурсная комиссия, не являясь полномочным органом по принятию решения о прекращении конкурса вышла за пределы своей компетенции и полномочий и приняла незаконное решение о прекращении публичного конкурса.

Порядок и основания отказа от проведения публичного конкурса регламентированы также ч.5 ст.21 и ч. 3 ст.9 Закона № 94-ФЗ.

В соответствии с частью 5 статьи 21 Закона 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган, официально опубликовавшие и разместившие на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса, вправе отказаться от его проведения не позднее, чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

После проведения вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе или начала рассмотрения заявок на участие в аукционе заказчик вправе отказаться от проведения торгов в случаях, определенных частью 3 статьи 9 Закона 94-ФЗ. Отказ от проведения процедуры или заключения контракта также может быть следствием исполнения заказчиком, уполномоченным органом предписания уполномоченного контрольного органа при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов (пункт I части 9 статьи 17 Закона 94-ФЗ). Других оснований дли отказа заказчика в заключении контракта Законом 94-ФЗ не предусмотрено.

Таким образом, ни конкурсной документацией, ни Законом № 94-ФЗ не предусмотрено такого основания для отказа от проведения конкурса как «Доработка конкурсной документации» и, следовательно, отмена конкурса по этому основанию недопустима.

Суд пришел к выводу, что в конкурсной документации отсутствуют противоречия, поскольку максимальный срок начала выполнения работ установлен в извещении (п.8) в разделе III «Информационная карта (пункт 8.5) и в разделе VI «Техническая часть» (пункт IV) и составляет 54 месяца с даты подписания договора, то есть везде определен одинаково. Противоречия между указанными пунктами отсутствуют.

Минимальный срок начала выполнения работ установлен в извещении (п.8) разделе III «Информационная карта» ( пункт 8.5) и также везде определен одинаково - 48 месяцев с даты подписания договора. Противоречия в установлении минимального срока также отсутствуют.

Следовательно, информация, содержащаяся в конкурсной документации позволяет однозначно определить максимальный и минимальный сроки начала выполнения работ.

Кроме того, повесткой дня заседания конкурсной комиссии на 23.06.2011 г. не было предусмотрено рассмотрение вопроса о прекращении открытого конкурса (п 1.1. и 1.2 повестки дня), в связи с чем, и по этому основанию, принятое конкурсной комиссией решение о прекращении открытого конкурса незаконно.

Оспариваемое Решение нарушает права ООО "РИКС", Фирмы "Штокхаузен Проектгезельшафт ЕвроПротекшн ГмбХ" на участие в конкурсе, поскольку лишает их права на участие в конкурсе позднее, после доработки конкурсной документации так как Конкурспрекращен.

С учетом изложенного, решение от 23.06.2011 г. Конкурсной комиссии по отмене проведения открытого конкурса по проведению открытого конкурса по привлечению подрядной организации для выполнения комплекса работ по термическому обезвреживанию (сжатию) обезвоженных осадков сточных вод, вывозу и (или) утилизации золы, образованной в процессе термического обезвреживания (сжигания) обезвоженных осадков сточных вод на 19-й иловой площадке МГУП «Мосводоканал», оформленное протоколом №2-кр/3,подлежит признанию недействительным в судебном порядке, как несоответствующее ст.ст. 8, 12 ГК РФ, нарушающее права и интересы заявителя и 3-го лица с самостоятельными требованиями на предмет спора.

На основании изложенного, ст.ст. 8, 12, 13 ГК РФ, и руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 66, 68, 69, 71, 167-170, 176, 198 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить требования ООО "РИКС", Фирмы "Штокхаузен Проектгезельшафт ЕвроПротекшн ГмбХ".

Признать недействительным решение от 23.06.2011 г. Конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по проведению открытого конкурса по привлечению подрядной организации для выполнения комплекса работ по термическому обезвреживанию (сжатию) обезвоженных осадков сточных вод, вывозу и (или) утилизации золы, образованной в процессе термического обезвреживания (сжигания) обезвоженных осадков сточных вод на 19-й иловой площадке МГУП «Мосводоканал», оформленного протоколом №2-кр/3.

Обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы в месячный срок, с даты вступления решения в законную силу, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей.

Проверено на соответствие положениям Гражданского кодекса РФ.

Взыскать с Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы в пользу ООО "РИКС" расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 руб.; в пользу Фирмы "Штокхаузен Проектгезельшафт ЕвроПротекшн ГмбХ" расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 руб.

Возвратить Фирме "Штокхаузен Проектгезельшафт ЕвроПротекшн ГмбХ" из дохода федерального бюджета РФ излишне уплаченную госпошлину в размере 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый Арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Т.И.Махлаева