Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-74428/18-94-886 |
09 июня 2018 года
Резолютивная часть решения принята путем подписания 04 июня 2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 09 июня 2018 года
Арбитражный суд в составе судьи Лапшиной В. В. ,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Банка России
к СПАО "ИНГОССТРАХ" (ОГРН 1027739362474, ИНН 7705042179, дата регистрации 11.10.2002, 117997, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ПЯТНИЦКАЯ, 12, СТР.2)
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола № СЗ-59-ЮЛ-18-4961/1020-1 от 29.03.2018г.
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Банк России обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении СПАО «Ингосстрах» (далее - ответчик, общество) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Заявление мотивированно тем, что в действиях СПАО «Ингосстрах» содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), так как СПАО «Ингосстрах» не были приняты меры по соблюдению лицензионных требований и условий, установленных пунктом 5 статьи 30 Закона №4015-1.
Ответчиком представлен отзыв, в котором возражает против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в нем.
Заявителем представлены возражения на отзыв.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.
Судом проверено и установлено, что ответчиком соблюден пятидневный срок для подачи заявления об изготовлении мотивированного решения, установленный ч. 2 ст. 229 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно пункту 18.4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон №86-ФЗ) Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов, в том числе страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.
В соответствии со статьей 76.1 Закона №86-ФЗ некредитными финансовыми организациями в соответствии с Законом №86-ФЗ признаются лица, осуществляющие, в том числе, деятельность субъектов страхового дела.
Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.
Надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется Банком России, что предусмотрено пунктом 3 статьи 30 Закона от 27.11.1992 № 4015-1.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4.1, пунктом 1 статьи 32 Закона от 27.11.1992 № 4015-1, деятельность субъектов страхового дела (включая страховые организации) подлежит лицензированию.
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Закона от 27.11.1992 № 4015-1, субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
В силу статьи 32.6, статьи 32.7, статьи 32.8 Закона от 27.11.1992 № 4015-1, при выявлении нарушения страхового законодательства субъекту страхового дела органом страхового надзора дается предписание об устранении нарушения. При невыполнении субъектом страхового дела предписания об устранении допущенных нарушений страхового законодательства действие лицензии ограничивается или приостанавливается. В случае неустранения субъектом страхового дела в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии, органом страхового надзора принимается решение об отзыве лицензии. В случае устранения субъектом страхового дела выявленных нарушений в установленный срок и в полном объеме действие лицензии возобновляется.
Таким образом, соблюдение страховой организацией страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на осуществление страхования.
Как следует из материалов дела, СПАО «Ингосстрах» осуществляет обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании лицензии ОС № 0928-03 от 23.09.2015.
В Банк России поступило обращение Останиной А.Д. (далее - Заявитель) от 23.08.2017 № ОЭ-108017 (далее - обращение), содержащее сведения об отсутствии возможности 21.08.2017 заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) в виде электронного документа на официальном сайте Страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сайт Страховщика). К обращению Заявитель приложил снимок с экрана персонального компьютера, на котором зафиксировано сообщение на персональной странице страхователя, созданной на сайте Страховщика (далее -личный кабинет страхователя ОСАГО): «Оформление Е-ОСАГО на сайте ingos.ru невозможно. Вы будете перенаправлены на сайт Российского Союза Автостраховщиков (РСА), на страницу гарантированного заключения договоров ОСАГО в электронном виде».
В ходе проведения проверки сведений, изложенных в обращении Заявителя, Банком России установлено следующее.
Из представленных Страховщиком письмами от 14.09.2017 № 14-09-5198/17 (вх. от 14.09.2017 № 264753) и от 27.10.2017 № 14-10-6135/17 (вх. от 30.10.2017 № 313340) сведений следует, что 21.08.2017 Заявитель осуществлял на официальном сайте Страховщика действия, направленные на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа.
Согласно представленной Страховщиком сеансовой информации Заявителем и Страховщиком 21.08.2017 на официальном сайте Страховщика были осуществлены следующие действия, направленные на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа: вход страхователя в личный кабинет при помощи ЕСИА в 08:02:52, загрузка анкеты в 08:03:42, первичное получение данных полиса в 08:03:43, предоставление страхователю полностью заполненного заявления для проверки достоверности в 08:11:39, расчет стоимости полиса в 08:12:00, предоставление страхователю полностью заполненного заявления для проверки достоверности в 08:14:20, предоставление страхователю расчета страховой премии и стоимости обеспечения почтового направления в 08:14:20, получение ответа от РСА на расчет КБМ в 08:14:21, отправка в РСА запроса на расчет КБМ в 08:14:21, получение ответа от сервиса РСА для определения Замещающего страховщика по ПТС в 08:14:23, определение страховой компании клиента в 08:14:23, расчет стоимости полиса в 08:14:23, вызов сервиса РСА для определения Замещающего страховщика по ПТС в 08:14:23, отправка в РСА запроса на создание проекта договора в 08:14:23, определение страховой компании клиента в 08:14:24, получение адреса интернет-сайта Замещающего страховщика по ПТС для перенаправления страхователя в 08:14:24, загрузка заявления из АИС РСА в 08:14:26, получение ответа на отправку заявления в РСА в 08:14:26, получение ответа от РСА на создание проекта договора в 08:14:31.
Также Страховщик сообщил, что Заявителю при оформлении договора Е-ОСАГО в виде электронного документа на официальном сайте Страховщика было предложено перейти на сайт Российского союза автостраховщиков (далее - РСА) по причине возникновения сервисной ошибки, возникшей в момент загрузки обновлений сервисов на сайте Страховщика.
Письмом от 27,10.2017 № 14-10-6135/17 Страховщик сообщил, что 21.08.2017 нарушений бесперебойности функционирования сайта (далее - БФС) Страховщика, равно, как и угроз наступления рисков нарушения БФС, зафиксировано не было.
Вместе с тем, как сообщил Страховщик в момент обновлений сервисов на сайте Страховщика происходит множественное подключение новых сервисов и все возникающие ошибки, как правило, носят разовый характер, они устраняются в ручном режиме и на работу сайта в части бесперебойности не влияют, поэтому и не документируются. После устранения сервисной ошибки, обновленный сайт Страховщика работает в штатном режиме.
По информации Страховщика, в отсутствие нарушений БФС и угроз таких нарушений, документы по анализу произошедших БФС и прогнозированию вероятности наступления нарушений БФС не составлялись. Ошибка, возникшая в момент загрузки обновлений сервисов на сайте Страховщика не является нарушением БФС, поэтому обязанность по документированию и проведению анализа такой ошибки отсутствует.
В соответствии с пунктом 22 Указания Банка России от 14.11.2016 № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указание № 4190-У) страховщик обеспечивает бесперебойное функционирование своих информационных систем и средств связи для информационного обмена.
Следовательно, Страховщик не обеспечил бесперебойное функционирование информационных систем и средств связи для информационного обмена при заключении договора ОСАГО в виде электронного документа.
29.03.2018 на основании статей 28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подпункта 1.3 пункта 1 Указания Банка России от 27.02.2017 №4300-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» начальником отдела поведенческого надзора в сфере финансовых услуг № 3 Управления поведенческого надзора в сфере финансовых услуг Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Арсеновым А.Н. составлен протокол об административном правонарушении №СЗ-59-ЮЛ-18-4961/1020-1 в отношении Страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах».
Судом установлено, что протокол составлен уполномоченными должностными лицами Банка России с соблюдение требований действующего законодательства.
Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ) установлена обязанность владельцев транспортных средств застраховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ, договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ, и является публичным.
Исходя из пункта 3 статьи 426, пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, отказ страховщика от заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств при наличии возможности заключить такой договор страхования не допускается.
Необходимо отметить, что сфера деятельности страховщика, а именно, осуществление деятельности по страхованию на основании лицензии на осуществление соответствующего вида страховой деятельности, полученной им в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, осуществление им обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предполагает его волю заключить договор ОСАГО с любым обратившимся к нему лицом в порядке и на условиях, которые предусмотрены нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 1.5 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленных Положением Центрального банка Российской Федерации от 19.09.2014 №431-П, определено, что владелец транспортного средства в целях заключения договора обязательного страхования вправе выбрать любого страховщика, осуществляющего обязательное страхование.
Страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования страхователю, обратившемуся с заявлением о заключении договора обязательного страхования и, если это предусмотрено Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ или Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленными Положением Центральною банка Российской Федерации от 19.09.2014 № 431 -П, представившему иные документы.
В соответствии с пунктом 7 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ, при заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает лицу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ, для заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страхователь представляет страховщику соответствующее заявление о заключении такого договора, составленное по форме, установленной правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Банком России 19.09.2014 № 431-П, а также предусмотренные указанным пунктом документы.
Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ, в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, указанные документы могут представляться в виде электронных копий или электронных документов либо посредством получения страховщиками доступа к сведениям, содержащимся в документах, указанных в подпунктах «б» - «е» пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ, путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Согласно пункту 7.2 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ, договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ.
Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ.
Следовательно, страховщик обязан заключить указанный договор в форме электронного документа с любым лицом, выразившим намерение в заключении договора в указанной форме.
Таким образом, отказ страховой организации в заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств пооснованиям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, является неправомерным.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ, страховщики, профессиональное объединение страховщиков обязаны обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 указанного федерального закона, в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России, в том числе путем осуществления деятельности, направленной на исключение случаев неоказания, ненадлежащего оказания услуг по заключению таких договоров вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними и внешними факторами функционирования информационных систем (далее - риски нарушения функционирования информационных систем).
Согласно пункту 7.2 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ, создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом, указанный официальный сайт страховщика может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между страхователем, страховщиком, являющимся оператором этой информационной системы, и профессиональным объединением страховщиков, являющимся оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ. Перечень сведений, предоставляемых страхователем с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» при создании заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, определяется правилами обязательного страхования.
Доступ к официальному сайту страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для совершения действий, предусмотренных пунктом 7.2 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ, может осуществляться в том числе с использованием единой системы идентификации и аутентификации или официального сайта профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
При осуществлении обязательного страхования заявление о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, направленное страховщику и подписанное простой электронной подписью страхователя - физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя - юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи», признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
Непосредственно после оплаты страхователем страховой премии по договору обязательного страхования страховщик направляет страхователю страховой полис в виде электронного документа, который создается с использованием автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». По желанию страхователя страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности, может быть выдан ему в офисе страховщика бесплатно или направлен страхователю за его счет посредством почтового отправления.
Одновременно с направлением страхователю страхового полиса в виде электронного документа страховщик вносит сведения о заключении договора обязательного страхования в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ.
Аналогичные требования к порядку заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа установлены пунктом 1.11 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленных Положением Центрального банка Российской Федерации от 19.09.2014 № 431-П.
В соответствии с пунктом 28 Указания Банка России от 14.11.2016 № 4190-У страховщик при осуществлении доступа страхователей (лиц, имеющих намерение заключить договор) к разделам сайта страховщика, обеспечивающим заключение договоров, осуществляет сплошную непрерывную регистрацию и хранение в течение одного года следующей информации о действиях страхователей (лиц, имеющих намерение заключить договор) и страховщика, выполняемых с использованием данного сайта в соответствии с Указанием № 4190-У:
порядковый номер записи действия в автоматизированной системе, программном обеспечении;
дата (день, месяц, год) и время (часы, минуты, секунды) осуществления действия;
набор символов, присвоенный лицу, выполняющему действия на сайте, и позволяющий идентифицировать его в автоматизированной системе, программном обеспечении (далее - идентификатор клиента);
код, соответствующий выполняемому действию;
идентификационная информация, используемая для адресации устройства, с использованием которого осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью заключения договора, которой в зависимости от технической возможности является IP-адрес, МАС-адрес, номер SIM-карты (далее - идентификатор устройства);
информация, передаваемая страхователем в рамках заключения договоров, в том числе файлы, загруженные пользователем;
идентификационная информация об ошибках в автоматизированной системе, программном обеспечении.
Информация, указанная в пункте 28 Указания № 4190-У, подлежит хранению в электронном виде с использованием форматов, указанных в приложении к Указанию № 4190-У.
Следовательно из представленных Страховщиком сведений и документов следует, что Страховщик нарушил положения пункта 28 Указания № 4190-У в части осуществления сплошной непрерывной регистрации информации о действиях страхователей (лиц, имеющих намерение заключить договор) и Страховщика, выполняемых с использованием сайта Страховщика, в том числе, идентификационной информации об ошибках в автоматизированной системе, программном обеспечении, а именно информации о сервисной ошибке, возникшей в момент загрузки обновлений сервисов на сайте Страховщика.
В соответствии с пунктом 7.2 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон № 40-ФЗ) страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора ОСАГО в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора ОСАГО в виде электронного документа, в порядке, установленном Законом № 40-ФЗ.
При обращении Заявителя на сайт Страховщика, с целью заключения договора ОСАГО в виде электронного документа, Страховщик не обеспечил бесперебойное функционирование информационных систем и средств связи для информационного обмена, а также хранение информации в электронном виде с использованием форматов, указанных в приложении к Указанию № 4190-У. Следовательно, Страховщик не обеспечил Заявителю возможность заключения договора ОСАГО в виде электронного документа на официальном сайте Страховщика.
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 №4015-1 (далее - Закон №4015-1) субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона №4015-1 право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Соответственно, соблюдение лицензионных требований, прежде всего, означает соблюдение норм, указанных выше законов.
Подпунктом 14 пункта 2 статьи 32 №4015-1 определено, что для получения лицензии соискатель лицензии на осуществление страхования, перестрахования, представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования (в случаях, если федеральные законы содержат дополнительные требования к страховщикам).
Статьей 21 Закона №40-ФЗ установлены специальные требования к страховщику, обращающемуся за разрешением (лицензией) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В соответствии со статьей 3 Закона №40-ФЗ одним из основополагающих принципов обязательного страхования является обеспечение гарантий возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных Законом №40-ФЗ.
Из совокупного толкования упомянутых норм права следует, что соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления такой деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.
Следовательно, в действиях Ответчика содержится состав административного правонарушения, установленного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доводы Страховщика, что в соответствии с п. 1 Указания N 4191-У суммарная длительность перерыва в работе официального сайте Страховщика 23.08.2017 не превысила 30 минут в сутки, а кратковременный сбой в работе сайта не являлся препятствием для заключения с Заявителем договора ОСАГО в виде электронного документа, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.
Банком России установлено нарушение Страховщиком пункта 22 Указания N 4190-У, а именно необеспечение бесперебойного функционирования своих информационных систем на его официальном сайте.
Согласно материалам дела и пояснениями страховщика, 21.08.2017 в момент обновлений сервисов на сайте Страховщика происходит множественное подключение новых сервисов и все возникающие ошибки, как правило, носят разовый характер, они устраняются в ручном режиме и на работу сайта в части бесперебойности не влияют, поэтому и не документируются. После устранения сервисной ошибки, обновленный сайт Страховщика работает в штатном режиме. По информации Страховщика, в отсутствие нарушений БФС и угроз таких нарушений, документы по анализу произошедших БФС и прогнозированию вероятности наступления нарушений БФС не составлялись. Ошибка, возникшая в момент загрузки обновлений сервисов на сайте Страховщика не является нарушением БФС, поэтому обязанность по документированию и проведению анализа такой ошибки отсутствует.
Вместе с тем, именно в результате возникшего технического сбоя на сайте Страховщика, Останиной А.Д. не удалось заключить договор ОСАГО в виде электронного документа.
То обстоятельство, что Останина А.Д могла повторно обратиться на официальный сайт ЗАО "МАКС" для заключения договора ОСАГО в виде электронного документа, не может служить основанием для освобождения Страховщика от ответственности за совершенное административное правонарушение.
Именно в связи с кратковременным сбоем в работе сайта Страховщика Останина А.Д не смогла заключить договор ОСАГО в виде электронного документа в день обращения.
Довод СПАО «Ингосстрах» о малозначительности совершенного правонарушения на основании ст. 2.9 КоАП РФ, подлежит отклонению.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ) малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ).
В обоснование доводов о малозначительности совершенного правонарушения ответчик указывает на то, что в данном деле отсутствуют вредные последствия совершенного обществом правонарушения и нет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Между тем, указанные обстоятельства не свидетельствуют о малозначительности совершенного правонарушения и учтены судом при назначении административного штрафа.
Исходя из конкретных обстоятельств дела и учитывая характер общественных отношений, на которые посягает нарушитель, суд не усматривает оснований для освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения.
В настоящем случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ненаступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Суд считает, что представленные материалы административного дела подтверждают событие вменяемого правонарушения.
В связи с чем, суд соглашается с доводами заявителя о наличии в действиях ответчика события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Согласно п. 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Доказательств того, что ответчиком были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ответчиком не представлено и судом не установлено (ст. 2.1 КоАП РФ).
Нарушений процедуры привлечения ответчика к административной ответственности, которые могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований согласно п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.
На день принятия судебного решения срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Исходя из существа допущенного правонарушения, из цели законодательства о защите прав потребителей, его направленности на защиту и обеспечение прав граждан, проведения проверки по жалобе гражданина Заровного М.Е., и подтверждения нарушения, следует вывод, что вменяемое обществу правонарушение непосредственно посягает на права потребителей, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение в силу ч. 1 ст. 4.5 Кодекса составляет один год со дня его совершения.
Данная позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.11.2010 № 6971/10, в котором указано, что содержащееся в настоящем Постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Таким образом, на момент принятия судом решения о привлечении общества к административной ответственности годичный срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
В связи с чем, имеются все необходимые условия для привлечения заявителя к административной ответственности на основании ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Довод СПАО «Ингосстрах» о малозначительности совершенного правонарушения на основании ст. 2.9 КоАП РФ, подлежит отклонению.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ) малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ).
В обоснование доводов о малозначительности совершенного правонарушения ответчик указывает на то, что в данном деле отсутствуют вредные последствия совершенного обществом правонарушения и нет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Между тем, указанные обстоятельства не свидетельствуют о малозначительности совершенного правонарушения и учтены судом при назначении административного штрафа.
Исходя из конкретных обстоятельств дела и учитывая характер общественных отношений, на которые посягает нарушитель, суд не усматривает оснований для освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения.
В настоящем случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ненаступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 3.5 статьи 4.1 КоАП РФ определено, что административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса.
Вместе с тем, соразмерность и целесообразность привлечения нарушителя к административной ответственности составляют принцип справедливости юридической ответственности.
Оценивая вид подлежащего наложению на заинтересованное лицо административного наказания, арбитражный суд находит, что, учитывая санкцию части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, оценив конкретные обстоятельства совершения правонарушения, учтя представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, именно наказание в виде штрафа будет отвечать целям наказания, а равно принципам законности, справедливости и целесообразности налагаемой ответственности.
Учитывая вышеизложенное, суд не усматривает оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения.
С учетом обстоятельств дела, суд считает возможным привлечь СПАО «Ингосстрах» к административной ответственности, применив предусмотренную ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ санкцию в минимальном размере в виде административного штрафа в размере 30.000 руб.
Согласно ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
На основании .2 ст.4.2, 4.5, ч.3 ст. 14.1, ст.ст. 25.1, 25.4, 26.1, 26.2, 26.11, 27.8, 28.1, 28.2., 28.3, 28.8., 29.6, 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ и руководствуясь ст.ст. 4, 29, 65, 71, 226-229 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Привлечь СПАО "ИНГОССТРАХ" (ОГРН 1027739362474, ИНН 7705042179, дата регистрации 11.10.2002, 117997, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ПЯТНИЦКАЯ, 12, СТР.2) к административной ответственности на основании ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ и наложить на него административный штраф в размере 30 000 (тридцать тысяч) руб.
Сумма штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:
а) реквизиты банка получателя:
Операционный департамент Банка России, г. Москва; БИК 044501002;
б) реквизиты получателя:
Межрегиональное операционное УФК (Банк России); ИНН 7702235133; КПП 770201001;
Расчетный счет: 40101810500000001901;
в) код бюджетной классификации: 99911690010016000140;
г) ОКТМО: 45379000;
ИП 27705042179770501001;
УИН 0355258504559210318049616.
Оригинал платежного поручения, подтверждающего уплату штрафа, с отметкой банка об исполнении, необходимо представить в Арбитражный суд города Москвы.
Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в случае, если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения арбитражному суду не будет представлено доказательство добровольной уплаты штрафа, экземпляр настоящего решения будет направлен для взыскания административного штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебному приставу-исполнителю.
Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Судья: | В.В.Лапшина |