ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-74634/17-28-722 от 21.09.2017 АС города Москвы

именем Российской Федерации

решение

г. Москва

09 октября 2017 г.                                                                Дело № А40-74634/2017-28-722

Резолютивная часть объявлена  21 сентября 2017 г.                              

Полный текст решения изготовлен 09 октября 2017 г.            

Арбитражный суд г. Москвы

в составе: председательствующего судьи Яниной Е.Н.

судей: (единолично)

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батмановой Е.Ю.

рассмотрел в судебном заседании дело по иску ТСЖ «ФИО1,67»

к ответчику Департаменту ЖКХиБ города Москвы, ГКУ Дирекция заказчика ЖКХиБ САО города Москвы

о взыскании убытков в сумме 630 761 руб. 27 коп.

При участии:

от истца – не явился, извещен;

от ответчика – Департамента ЖКХ и Б города Москвы – ФИО2 по доверенности от 07.11.2016 г. № 05-01-11-44/6;

от ответчика – ГКУ Дирекция заказчика ЖКХиБ САО г. Москвы – не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

ТСЖ «ФИО1, 67» обратилось в суд с требованиями к Департаменту ЖКХ и Б города Москвы, ГКУ Дирекция заказчика ЖКХиБ САО г.Москвы о взыскании убытков в сумме 630 761 руб. 27 коп.

В судебном заседании ответчиком Департамент ЖКХ и Б города Москвы заявил о реорганизации Департамента ЖКХ и Б г. Москвы в форме присоединения к ДЕпТЭХ г. Москвы, в подтверждении чего были представлены учредительные документы, сиятельство о внесении в ЕГРЮЛ.

В силу положений ст. 48 АПК РФ, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

В соответствии со ст. 57 ГК РФ, реорганизация возможна в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. В качестве доказательства, подтверждающего реорганизацию юридического лица, представляется передаточный акт (разделительный баланс). При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

В силу п. 1 ст. 129 ГК РФ правопреемство, которое имеет место при присоединении юридического лица, относится к числу универсальных. Оно охватывает не только обязательства, но и иные как имущественные, так и неимущественные права преобразуемого юридического лица. При слиянии, присоединении и преобразовании вся совокупность прав и обязанностей реорганизованных юридических лиц переходит к одному правопреемнику – вновь созданному юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Переходят и те права и обязанности, которые не признаются или оспариваются сторонами, и те, которые на момент реорганизации не выявлены, то есть независимо от указания их в передаточном акте.

Из представленного в дело листа записи ЕГРЮЛ в отношении Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы 08.09.2017 г. внесена запись о реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица – Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы, которое в результате присоединения прекратило свою деятельность. Аналогичные сведения отражены в листе записи ЕГРЮЛ в отношении Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы.

Названные документы свидетельствуют о том, что Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией Департамента в форме присоединения к Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы, которое является его правопреемником.

Таким образом, к Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы перешли все права и обязанности Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы в порядке универсального правопреемства, в связи с чем ходатайство Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы о процессуальной замене ответчика с Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы на Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы подлежит удовлетворению.

Исковые требования мотивированы причинением истцу убытков в виде разницы суммы предоставленных льгот по оплате услуг за содержание и ремонт в размере разницы между установленной ставкой и льготной ставкой в размере 630.761 руб. 27 коп.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд счел возможным рассмотрение дела в его отсутствие в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Ответчик, Департамент, против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам письменного отзыва на иск, указав на то, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, а также заявил о пропуске истцом срока исковой давности.

Ответчик, ГКУ Дирекция заказчика, заявленные требования не признал также по доводам письменного отзыва на иск, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд счел возможным рассмотрение дела в его отсутствие в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей ответчиков оценив представленные доказательства, приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ТСЖ «ФИО1, 67»обратилось в Департамент с претензией от 27.12.2016 № 2 о компенсации убытков в сумме 630 761 руб. 27 коп., возникших в 2014 году из-за предоставления установленных Правительством Москвы льгот лицам, имеющим единственное жилье в доме № 67 по ул. ФИО1 и зарегистрированным в нем.

Согласно ответу Департамента ЖКХиБ г. Москвы, в удовлетворении данной претензии истцу было отказано.

В обоснование своего отказа Департамент ЖКХ и Б г Москвы указало следующее:

В соответствии со статьей 158 ЖК если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах РФ городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе органом государственной власти соответствующего субъекта РФ

В настоящее время цены за содержание и ремонт жилых помещений утверждены постановлением Правительства Москвы от 15.12.2015 № 889-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения».

Механизм предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома регламентирован постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 ПП «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом РФ».

Предоставлять бюджетные субсидии управляющим организациям на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме уполномочена ГКУ Дирекция ЖКХиБ АО, с которой управляющая организация заключает договор на предоставление бюджетной субсидии в порядке и на условиях, определяемых Правительством Москвы.

Условием предоставления субсидий на содержание и ремонт общего имущества МКД является волеизъявление управляющей компании, которое заключается в предоставлении необходимых документов, предусмотренных в приложении № 1 к Порядку, и соглашения между управляющей организацией и Мосжилинспекцией о раскрытии информации о деятельности управляющей организации в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством РФ, с учетом положений, установленных нормативными правовыми актами города Москвы (далее - соглашение о раскрытии информации), на определенном для указанных целей официальном сайте Правительства Москвы в информационно-коммуникационной сети Интернет.

Договор на предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме заключается в соответствии с «Временным порядком предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме» утвержденным постановлением Правительства Москвы от 08.12.2009 № 1357-ПП «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления многоквартирными домами в городе Москве и внесении изменений в некоторые правовые акты города Москвы» (далее - Порядок).

Размер бюджетной субсидии определяется как разница между доходом управляющей организации от начисления платежей за содержание и ремонт общего имущества в МКД по ценам, установленным Правительством Москвы, и фактически состоявшимися расходами, но не выше планово-нормативного расхода.

Управляющей компании для получения субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД необходимо при расчете и начислении платежей жителям за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме применять цены, утверждаемые ежегодно Правительством Москвы.

Субсидия, перечисляемая управляющим организациям, имеет целевое назначение и выделяется на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. В целях контроля за целевым использованием получаемых бюджетных субсидий на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, управляющая организация обязана ежеквартально представлять в ГКУ Дирекция ЖКХиБ АО отчетность по форме, установленной Правительством Москвы. При этом, управляющие организации должны оформлять выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме соответствующими актами выполненных работ либо иными установленными законодательством документами, подтверждающими их выполнение.

Согласно Примерному договору на предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному Приложением 2 к постановлению Правительства Москвы от 24.04.2007 №29 организация, уполномоченная в установленном порядке осуществлять функции предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - Уполномоченная организация), вправе прекращать перечисление субсидий в случае невыполнения управляющей организацией условий договора на предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе:

-непредставления управляющей организацией необходимой отчетности;

-отсутствия соглашения между управляющей организацией и Мосжилинспекцией о раскрытии информации о деятельности управляющей организации в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации, с учетом положений, установленных нормативными правовыми актами города Москвы (далее - соглашение о раскрытии информации), на определенном для указанных целей официальном сайте Правительства Москвы в информационно-коммуникационной сети Интернет;

-невыполнения обязанности по размещению в установленном порядке на определенном для соответствующих целей официальном сайте информации о деятельности управляющей организации в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации, с учетом положений, установленных нормативными правовыми актами города Москвы;

-отсутствия подтверждения в установленном порядке полноты раскрытия информации. Возобновление перечисления субсидий производится по истечении 10 дней после устранения управляющей организацией всех нарушений, но за период, не превышающий трех месяцев.

В соответствии с и. 16.1 постановления Правительства Москвы от 24.04.2007г №299-ПП финансирование расходов по эксплуатациимногоквартирного дома в условиях функционирования ГКУ Дирекция ЖКХиБ АО как получателя бюджетных средств, направляемых на предоставление бюджетных субсидий, производится на основании договора (п.12.2), заключаемого управляющей организацией с получателем бюджетных средств Расчет размера (суммы) бюджетной субсидии производится ежегодно в соответствии с Методикой расчета размера (суммы) бюджетной субсидии согласно приложению 2 Порядка, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007г. №299-ПП.

В соответствии с п.1.3. Регламента подготовки и выдачи государственными казенными учреждениями города Москвы «Дирекции заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства административных округов» договора на предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утверждённого постановлением

Правительства Москвы от 04.05.2010г. №367-ПП, прием (регистрацию) заявлений, подготовку и выдачу договора заявителям осуществляют работники сектора по работе с управляющими организациями, ТСЖ, ЖК, ЖСК государственными казенными учреждениями города Москвы «Дирекции заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства административных округов» города Москвы, правопреемником которого является Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы

Условия подготовки и выдачи договора заявителям определены постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007г. №299-ПП (п.1.4. Регламента, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 04.05.2010г. №367-ПП"Об утверждении регламента подготовки и выдачи государственными казенными учреждениями города Москвы "Дирекции заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства административных округов" договора на предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме").

Согласно п.16.2, постановления Правительства Москвы от 24.04.2007г. №299-ПП функции главных распорядителей бюджетных средств по расходам бюджета (пп. 2.1.4.4, 3.1.4) возложены на префектуры административных округов города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении подведомственных ему государственных бюджетных учреждений города Москвы).

Согласно разделу 2 «Термины Порядка» Временного порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007г. № 299-ПП (Приложение 1), - главный распорядитель– Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы(в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении подведомственных государственных бюджетных учреждений города Москвы) и/или префектура административного округа города Москвы;

Многоквартирный дом № 67 по адресу: <...> не находитсяв управлении подведомственного Департаменту ЖКХиБ города Москвы государственного бюджетного учреждения.

Ни ТСЖ «ФИО1, 67», ни Государственное казенное учреждение города Москвы «Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северного административного округа», не являются подведомственными Департаменту ЖКХиБ города Москвы государственными бюджетными учреждениями.

Таким образом, рассматривая требования, заявленные к Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы, суд приходит к выводу, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику.

Кроме того, в соответствии с абзацем первым п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для возмещения убытков истец должен представить доказательства их наличия в заявленном размере, доказать вину ответчикав причинении убытков, а также причинную связьмежду возникновением убытков и виновными действиями ответчика.

Истцом не представлено в суд доказательств вины Департамента в причинении именно Департаментом убытков ТСЖ «ФИО1, 67» в сумме 630 761 руб. 27 коп., возникших в 2014 году из-за предоставления установленных Правительством Москвы льгот лицам, имеющим единственное жилье в доме № 67 по ул. ФИО1 и зарегистрированным в нем.

Рассматривая заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Частью 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три годасо дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Истец просит взыскать убытки, возникшие в 2014 году, т.е. начиная с 01.01.2014 г., при этом исковое заявление подано в суд 25.04.2017.

Таким образом, требование о взыскании убытков за период с 01.01.2014 по 24.04.2014 подано в суд за пределами срока исковой давности.

Рассматривая требования, заявленные к ГКУ Дирекция ЖКХиБ САО города Москвы, суд считает, что оно подлежит оставлению без рассмотрения на основании пп.2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ.

Согласно части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования, либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.

В силу пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Из указанных норм следует, что претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора подразумевает определенную четко прописанную процедуру, регламентирующую последовательность и конкретное содержание действий каждой из сторон правоотношений.

Доказательств соблюдения претензионного порядка урегулирования спора истцом суду не представлено.

Анализируя представленные в материалы дела претензию от 27.12.2016 г. № 2, письма Директору ГУ ИС Района ФИО3, 25.12.2013 ., 21.05.2014 г., суд приходит к выводу, что соответствующие требования о взыскании убытков к ГКУ Дирекция ЖКХиБ САО г. Москвы в досудебном порядке истцом не предъявлялось.

Под претензией следует понимать требование стороны обязательства, направленное непосредственно контрагенту, об урегулировании спора между ними путем добровольного применения не противоречащего законодательству способа защиты нарушенного права. Из содержания претензии должны четко следовать суть, обоснование и объем претензионных требований, а также к кому они предъявляются. Доказательством соблюдения претензионного порядка урегулирования спора является претензия и документ, подтверждающий ее получение ответчиком.

В силу статей 9, 41, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации участвующие в деле лица самостоятельно осуществляют свои процессуальные права и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, обязаны своевременно представлять доказательства в подтверждение своих доводов.

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, предусмотрено статьей 110 АПК РФ. В силу пункта 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Расходы по оплате госпошлины возлагаются судом на истца.

Учитывая изложенное, на основании ст.ст. 10, 12, 15, 393 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 48, 64, 65, 67, 68, 71, 75, 110, 123, 124, 148, 156, 167-170, 176, 180, 181, АПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Произвести в порядке процессуального правопреемства замену ответчика Департамента ЖКХ и Б города Москвы на Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы (ОГРН <***>, адрес: 123104, <...>).

В удовлетворении иска ТСЖ «ФИО1,67» о взыскании Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы убытков отказать.

Исковое требование ТСЖ «ФИО1,67» о взыскании с ГКУ Дирекция ЖКХиБ САО города Москвы о взыскании убытков оставить без рассмотрения на основании пункта 2 статьи 148 АПК РФ.

Возвратить из дохода федерального бюджета государственную пошлину в сумме 15 615 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий месяца со дня его изготовления в полном объеме.

Судья                                                                                                            Е.Н. Янина