ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-75192/2021-33-566 от 10.09.2021 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-75192/21 -33-566

сентября 2021 г.

Резолютивная часть решения объявлена 10 сентября 2021года

Полный текст решения изготовлен 15 сентября 2021 года

Арбитражный суд г.Москвы в составе:

Судьи Ласкиной С.О.

При ведении протокола секретарем судебного заседания Костровой О.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ПАО Россети Московский регион

к ответчику: Управление Росреестра по Москве

третье лицо: ДГИ г. Москвы

о признании незаконным отказ от 12.02.2021 года № PKPVDMFC-2020-11-02-192119, об обязании

при участии в судебном заседании:

согласно протокола

УСТАНОВИЛ:

ПАО «Россети Московский регион» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве PKPVDMFC-2020-11-02-192119 от 12.02.2021в снятии с кадастрового учета трансформаторной подстанции ТП-21945, кадастровый номер 77:02:0015008:1045 об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве снять с кадастрового учета движимый объект - трансформаторную подстанцию ТП-21945, кадастровый номер 77:02:0015008:1045.

Представитель заявителя поддержал требования по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требования по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Заслушав в открытом судебном заседании доводы и пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы на предмет наличия или отсутствия установленных федеральным законом оснований для приостановления либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Как следует из заявления, заявительявляется собственником трансформаторной подстанции ТП-21945 (инвентарный номер 085-131105817) (далее - ТП, Спорный объект). Объект расположен по адресу: Москва, проезд Нансена, д.3, стр.2.

Истец данное ТП не ставил на кадастровый учет и считает, что регистрация в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) Спорного объекта противоречит содержанию Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ) и пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Нахождение в ГКН сведений о Спорном объекте, являющемся движимой вещью, и право на который в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) зарегистрировано как на недвижимую вещь, нарушает права Истца, т.к. необоснованно возлагает на ПАО «Россети Московский регион» обязанность по оплате налога на недвижимое имущество, которым данный объект не является.

Техническое заключение завода изготовителя  подтверждает позицию Истца о некапитальном характере ТП.

12.02.2021 года Управлением Росреестра по Москве вынесено решение № PKPVDMFC-2020-11-02-192119 об отказе в снятии с кадастрового учета трансформаторной подстанции ТП-21945, кадастровый номер 77:02:0015008:1045.

На основании вышеизложенного, заявитель обратился в суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из следующего.

Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), а также в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» согласно ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств(абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей(абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).

В силу ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Согласно Положению об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921 (действовавшему на момент выдачи технического паспорта) основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются: обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности; формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительстваи их территориальном распределении; обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе; информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости; сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для проведения государственного статистического учета.

В соответствии с абз. 3 пункта 7 вышеназванного Положения по результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт,форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Таким образом, технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства,соответственно, указанный документ содержит характеристики объекта недвижимости.

При проведении технической инвентаризации устанавливаются количественные и качественные характеристики объекта (в том числе отнесение объекта к объектам недвижимого имущества)и отражаются в техническом паспорте и иной технической документации. Техническая инвентаризация представляет собой систему сбора, обработки хранения и выдачи информации о наличии, составе, местоположении, техническом состоянии, стоимости и принадлежности объекта на основе результатов периодических обследований в натуре («Рекомендации по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения», приняты Росжилкоммунсоюзом 01.01.1991). То есть при проведении технической инвентаризации устанавливается факт существования объекта в натуре с определенными характеристиками на определенную дату.

Суды относят трансформаторные подстанции к недвижимым вещам.Так в Определении Верховного Суда РФ от 03.09.2018 № 307-КГ18-13146 по делу № А05-1595/2017 суды пришли к выводу, что трансформаторная подстанция 2БКТП в бетонной оболочке в полной заводской готовности обладает признаками недвижимого имущества, названными в п. 1 ст. 130 ГК РФ, а именно: расположена в конкретном месте, сооружена на монолитном железобетонном фундаменте, соединена подземными коммуникациями со снабжающими объектами (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях), то есть имеет прочную связь с землей.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее -Закон о кадастре) до 1 января 2013 года устанавливался переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

До 1 января 2013 года кадастровая деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства не осуществлялась (ч. 2 ст. 44 Закона о кадастре).

В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу Закона о кадастре нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (далее - ранее установленный порядок осуществления государственного учета), если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с ч. 2.2 ст. 43 Закона о кадастре.

Технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, осуществленный до вступления в силу Закона о кадастре (до 1 января 2008 года) и в переходный период, признается юридически действительным, и такие объекты недвижимостисчитаются учтенными в соответствии с Законом о кадастре, так называемые ранее учтенные объекты недвижимости(пункт 1 статьи 45 Закона о кадастре). Аналогично те объекты, которые не прошли государственный технический учет, но права собственности на которые зарегистрированы в ЕГРП по правилам Закона о регистрации, не прекращены и которым присвоен условный номер, также признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

По окончании переходного периода в срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (органы БТИ) обязаны были передать в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости заверенные копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (ранее учтенных объектов недвижимости).

Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости (пункт 3 статьи 45 Закона о кадастре). Порядок и сроки включения в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 № 1. При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы ГКН такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.

Согласно п. 8 Порядка орган кадастрового учета в целях организации работ по передаче копий технических паспортов объектов технического учета направляет в организацию технической инвентаризации письменный запрос о представлении перечня объектов технического учета, в отношении которых такой организацией изготовлены технические или кадастровые паспорта (далее - перечень объектов).

При этом в соответствии с п. 11 Порядка перечень объектов оформляется в форме электронного документа и заверяется электронной подписью (далее -ЭП) руководителя организации технической инвентаризации.

В силу п. 41 Порядка электронный образ страницы технического паспорта, содержащий изображение плана этажа, включается в раздел ГКН -Реестр объектов недвижимости в качестве сведений, содержащих описание местоположения помещения в пределах этажа (этажей) или в пределах здания или сооружения, или в пределах соответствующей части здания или сооружения.

Следует отметить, что с окончанием переходного периода (01.01.2013) государственный технический учет объектов недвижимости на территории РФ органами и организациями, осуществляющими государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию, не ведется.

Сведения об объекте недвижимого имущества - нежилом здании площадью 38,1 кв.м, количество этажей - 1. Год ввода в эксплуатацию - 1998 внесены в кадастр недвижимости как о ранее учтенном объекте Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Москве» в соответствии с документами, поступившими из ГБУ «МосгорБТИ» (выписка из технического паспорта на здание по форме 1 а),по состоянию на дату проведения кадастровых работ 24!04.1998. Объекту присвоен кадастровый номер - 77:02:0015008:1045.

При этом согласно п. 10 Постановления Правительства Москвы от 01.12.1998 № 915 «О выполнении Программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что ГУП МосгорБТИ оформляет результаты технического учета и инвентаризации объектов недвижимого имущества (за исключением инженерных коммуникаций) в виде выписки из паспорта БТИ по форме 1а (приложение 1) или 16 (приложение 2) с экспликацией, планом объекта (поэтажным планом) и справкой об идентификации адреса.

Согласно выписке из технического паспорта на здание адрес зарегистрирован в Адресном реестре зданий и сооружений г. Москвы 04.12.2005.

Таким образом, сведения об объекте недвижимого имущества:

- нежилом здании трансформаторной подстанции площадью 38,1 кв.м, расположенной по адресу: г. Москва, пр. Нансена, д. 3, стр. 2, год постройки 1998, дата проведения кадастровых работ 24.04.1998, исполнитель работ Московский городской филиал ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ».

внесены в кадастр недвижимости в строгом соответствии с требованиями действовавшего законодательства.

При этом сведения о трансформаторной подстанции как об объекте недвижимого имущества переданы Московским городским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» в составе информационного ресурса в рамках исполнения Приказа Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 № 1.

Таким образом, в рассматриваемом случае трансформаторная подстанция обладает признаками недвижимого имущества, а именно: расположена в конкретном месте, имеет адрес: г. Москва, пр. Нансена, д. 3,  стр.  2;   материал  стен  -  панельные,  по  итогам  технической инвентаризации отнесена к объектам недвижимости, в отношении трансформаторной подстанции выдан технический паспорт.

Согласно п. 1.1 разд. III перечня видов имущества, которое входит в состав единого производственно-технологического комплекса организации, осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии, утв. Приказом Минпромэнерго РФ от 01.08.2007 № 295 «О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса» (действовал на момент подачи заявления в Управление) к объектам недвижимого имущества отнесены:

Подстанция электрическая  (трансформаторная подстанция, переключательный пункт, преобразовательная подстанция), включая:

-  щит управления (в отдельно стоящем здании или в помещении главного корпуса)

  - распределительные устройства (открытые и закрытые)

-производственно-технологические здания и сооружения

-ремонтно-эксплуатационные здания и сооружения

-вспомогательные и складские здания и сооружения

-транспортные здания и сооружения

-лабораторные здания и сооружения

-административно-бытовые здания

-бассейны и резервуары

-водозаборные, природоохранные и очистные сооружения

-площадки технологического оборудования

-внутриплощадочные дороги, проезды и площадки

-подъездные автодороги и проезды

-внутриплощадочные и подъездные железнодорожные пути

-внутриплощадочные и внеплощадочные сети и коммуникации

-кабельная канализация (кабельные сооружения)

-объекты защиты и автоматики

-    объекты энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и канализации

-  объекты пожаротушения

-  объекты централизованных систем контроля и управления

-  объекты и линии производственной и технологической связи

-  объекты охранной системы (охранная система объектов)

-  ограждения

-  освещение подстанции

Согласно пункту 2 части 2 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон), части 1 статьи 23 Закона и части 5 статьи 14 Закона снятие с кадастрового учета объектов недвижимости возможно только:

-           на основании заявления собственника здания или земельного участка, на котором расположено такое здание, о снятии с кадастрового учета и акта обследования в связи с прекращением существования объекта недвижимого имущества;

-           на основании вступившего в законную силу судебного решения;

-           в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 41 Закона о недвижимости (снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом государственный кадастровый учет образованных объектов недвижимости осуществляется без одновременной государственной регистрации прав на них, снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственной регистрацией прав на образованные объекты недвижимости).

Однако с заявлением ни одного из вышеперечисленных документов представлено не было.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости на основании заявления Департамента городского имущества города Москвы о постановке на учет бесхозяйного имущества от 19.11.2019, поданного в соответствии с ч. 4 ст. 225 ГК РФ согласно которой в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов, государственным регистратором 26.11.2019 принято решение об учете объекта недвижимости в качестве бесхозяйного.

Основания приобретения права собственности закреплены в ст. 218 ГК РФ. Так право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В настоящее время в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах в отношении трансформаторной подстанции № 21945.

Передаточный акт от 04.03.2008, представленный в материалы дела  не содержит информации о праве ПАО «Россети московский регион» в отношении трансформаторной подстанции, кроме того, в графе документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество стоит прочерк.

Также следует подчеркнуть, что первая страница представляет собой копию документа, при этом оставшиеся три страницы представляют собой распечатку. Таким образом, не представляется возможным установить, что указанные документы были приложением к Передаточному акту.

Кроме того, в графе «Наименование, назначение и краткая характеристика объекта указано: стены - бетон, фундамент -ж/б, кирпич, что подтверждает наличие фундамента, а также расположение в конкретном месте (адрес), то есть отнесение здания трансформаторной подстанции к объектам недвижимого имущества.

Ответчик указывает, что в материалы учетного дела данные документ представлен не был.

Таким образом, ПАО «Россети Московский регион» не является собственником трансформаторной подстанции по адресу: г. Москва, пр. Нансена, д. 3, стр. 2. Кроме того, ПАО «Россети Московский регион» не является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:02:0015008:4123, в границах которого расположена трансформаторная подстанция.

В нарушение пункта 2 части 1 статьи 26 Закона с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо.

Аналогичная позиция подтверждена судебной практикой (решение Арбитражного суда г. Москвы по аналогичному делу № А40-240486/2019-147-1953, а также по делу № А40-33403/2020 и др.).

Вместе с тем, доказательств нарушения прав заявителя в материалы дела не представлено.

На основании изложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 29, 64-68, 71, 75, 81, 102, 110, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие действующему законодательству, в удовлетворении заявленных требований ПАО "Россети Московский регион" отказать.

Возвратить ПАО "Россети Московский регион" из доходов федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

С.О. Ласкина