ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-7552/13 от 26.09.2013 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Москва

3 октября 2013 года Дело № А40-7552/2013

Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 3 октября 2013 года.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего: судьи Корогодова И.В. (139-75),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ООО "Большой Международный Конный Клуб "ПРАДАР"

к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом

Третье лицо – ОАО «Российские ипподромы»

о признании частично недействительным распоряжения от 13.04.2012 № 558-р

при участии:

от заявителя - ФИО1, дов. от 29.08.2013 г. б/н; ФИО2, дов. от 20.07.2013г. б/н

от ответчика – ФИО3, дов. от 20.12.2012 г. № ОД-16/58796

от третьего лица – ФИО4, дов. от 23.11.2012 г. № 77 АА 8336094

УСТАНОВИЛ

ООО "Большой Международный Конный Клуб "ПРАДАР" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании частично недействительным распоряжения от 13.04.2012 № 558-р «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Центральный Московский ипподром» в части включения в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «Центральный Московский ипподром» земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый (условный) номер 77:09:0005015:1006.

Определением от 15.04.2013 г. производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А40-91286/12 (9-887).

Заявитель в судебное заседание явился, доводы, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме. В обоснование заявленного требования общество ссылается на нарушение ст. ст. 271, 552 ГК РФ, ст. 35 ЗК РФ, ст. ст. 38,39,40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», указывает, что является законным землепользователем, при этом не был привлечен к процессу согласования местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами: 77:09:0005015:1004, 77:09:0005015:1005.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве, указывает, что заявителем пропущен срок на обжалование распоряжения, оспариваемое распоряжение Росимущества определяет условия приватизации ФГУП «Центральный Московский ипподром», не затрагивая интересов заявителя.

Третье лицо возражало против удовлетворения заявленных требований.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы заявителя, ответчика и третьего лица, оценив представленные доказательства в совокупности, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из нижеследующего.

Спор возник из публичных отношений об оспаривании решений государственных органов (должностных лиц), поэтому подлежит рассмотрению в порядке, установленном ст.ст. 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Следовательно, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов, входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, между Москомземом (арендодателем) и ФГУП "Центральный Московский Ипподром" (арендатором) заключен договор долгосрочной аренды земельного участка N М-09-020147 от 18.12.2001, в соответствии с которым арендатору сроком на 25 лет передан земельный участок с кадастровым номером 77-09-05015-101 общей площадью 410 000 кв. м по адресу: <...>, для эксплуатации ипподрома. Договор прошел государственную регистрацию 24.01.2002 за N 77-01/05-265/2001-6983 с указанием на то, что собственником земельного участка является Российская Федерация.

Заявителю на праве собственности принадлежат здание ангара площадью 1 306,8 кв. м, расположенное по адресу: <...>, здание манежа площадью 6 876,4 кв. м, расположенное по адресу: <...>. Данные объекты недвижимости находятся на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0005015:101 площадью 416 756 кв. м, являющимся предметом вышеуказанного договора аренды земельного участка N М-09-020147 от 18.12.2001.

В результате действий, совершенных органом, уполномоченным распоряжаться земельным участком от имени Российской Федерации были утверждены границы новых земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0005015:1004; 77:09:0005015:1005; 77:09:0005015:1006, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005015:101.

Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 13.04.2012 г. № 558-р «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Центральный Московский ипподром» утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия «Центральный Московский ипподром» согласно приложению № 1.

В Приложении № 1 поименован состав подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия «Центральный Московский ипподром», в том числе земельный участок, расположенный по адресу: <...> с кадастровым номером 77:09:0005015:1006, площадью 40,7082 га.

Заявитель считает, что оспариваемый акт в части включения в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ипподрома земельного участка № 77:09:0005015:1006 нарушает его права, поскольку границы этого участка были определены при межевании Земельного участка № 77:09:0005015:101 путём исключения из него земельных участков 77:09:0005015:1004 и 77:09:0005015:1005; при этом, в нарушение статей 38, 39 и 40 Федерального закона Российской Федерации «О государственном кадастре недвижимого имущества», ООО "Большой Международный Конный Клуб "ПРАДАР" не был привлечён к процессу согласования местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами: 77:09:0005015:1004, 77:09:0005015:1005.

Не согласившись с принятым распоряжением, заявитель обратился в арбитражный суд.

Указом Президента РФ от 08.08.2011 N 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации" приняты предложения Правительства Российской Федерации о преобразовании федерального государственного унитарного предприятия "Центральный Московский ипподром" в открытое акционерное общество, объединяющее ипподромы Российской Федерации, 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности; Правительству Российской Федерации предписано обеспечить проведение мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа.

В Приложении № 1 к оспариваемому распоряжению поименован состав подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия «Центральный Московский ипподром», в который включен земельный участок, расположенный по адресу: <...> с кадастровым номером 77:09:0005015:1006, площадью 40,7082 га.

Земельный участок 77:09:0005015:101 в соответствии с договором аренды № М-09-020147 от 18.12.2001 находился во владении и пользовании ФГУП «Центральный Московский ипподром» на срок до 18.12.2026. На момент заключения договора аренды государственная собственность на земельный участок 77:09:0005015:101 не была разграничена, а распоряжение земельным участком осуществлял Московский земельный комитет (арендодатель по договору).

В конце 2011 - начале 2012 г.г. по согласованному Росимуществом заданию Ипподрома, ООО «Алмакс» проведены кадастровые работы и составлен межевой план, в соответствии с которым земельный участок 77:09:0005015:101 размежёван на три участка с кадастровыми номерами 77:09:0005015:1004, 77:09:0005015:1005, 77:09:0005015:1006.

Земельные участки 77:09:0005015:1004 и 77:09:0005015:1005 размежёваны в границах фундамента ангара и манежа, принадлежащих заявителю на праве собственности (Свидетельство о государственной регистрации права от 27.01.2011 № 77-АН 047230 и от 19.01.2011 № 77-АН 047-68 соответственно). В данном случае границы участка 77:09:0005015:1006 определены при межевании земельного участка 77:09:0005015:101 путем исключения из него земельных участков 77:09:0005015:1004 и 77:09:0005015:1005.

Земельным участкам 77:09:0005015:1004, 77:09:0005015:1005, 77:09:0005015:1006 присвоен временный статус. Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на эти земельные участки, включая земельный участок 77:09:0005015:1006 до настоящего времени не произведена.

Постановлением Девятого арбитражного суда от 04.02.2013 N 09АП-38817/2012 по делу N А40-91286/12-9-887 признаны незаконными действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве по утверждению границ земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0005015:1004; 77:09:0005015:1005; 77:09:0005015:1006, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005015:101.

Суд обязал Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве обратиться в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о вышеуказанных земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005015:101.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

В соответствии с ос т. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии со ст. 164 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статьями 11.2 и 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование. Земельные участки, из которых при разделе образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.

В рассматриваемом случае на момент принятия оспариваемого распоряжения право собственности Российской Федерации на земельный участок 77:09:0005015:1006 не зарегистрировано. Раздел земельного участка 77:09:0005015:101 не был завершён.

Суд также принимает во внимание, что местоположение границ земельного участка 77:09:0005015:1004 и его площадь были определены без учёта фактического землепользования, необходимого для эксплуатации Манежа. Как пояснил представитель заявителя в Манеже с момента его постройки (1971г.) и по настоящее время осуществляется обучение верховой езде; в здании расположены 53 денника, в которых содержатся лошади. Прилегающая к Манежу территория используется для выгула и тренинга лошадей, хранения кормов, опилок, парковки уборочной техники (катки, поливочные машины и др.) и транспортных средств. При том прилегающая к Манежу территория была огорожена забором в 70-х годах прошлого века и местоположение забора сохранено в первоначальном виде.

В части довода ответчика о пропуске срока на обращение в арбитражный суд судом установлено следующее. Ответчиком указано, что трехмесячный срок на обжалование распоряжения истек 26.01.2013 г., в то время как заявление поступило в арбитражный суд 28.01.2013 г.

В соответствии с п. 3 ст. 107 АПК РФ течение процессуального срока, исчисляемого месяцами начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало. В случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

26.01.2013 приходится на субботу - нерабочий день. Следующим за 26.01.2013 рабочим днём является понедельник 28.01.2013.

Срок на обжалование, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, ООО "Большой Международный Конный Клуб "ПРАДАР" не пропущен.

В силу ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая изложенное, суд считает требование заявителя о признании недействительным распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 13.04.2012 № 558-р «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Центральный Московский ипподром» в части включения в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «Центральный Московский ипподром» земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый (условный) номер 77:09:0005015:1006 подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемый распоряжение в части принято ответчиком по незаконным основаниям и нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст.16,29,64-68,75,110,167-170, 198-201 АПК, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 13.04.2012 № 558-р «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Центральный Московский ипподром» в части включения в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «Центральный Московский ипподром» земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый (условный) номер 77:09:0005015:1006 (проверено на соответствие ГК РФ, ЗК РФ, Федеральному закону от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Взыскать с Федерального агентства по управлению государственным имуществом в пользу ООО "Большой Международный Конный Клуб "ПРАДАР" госпошлину в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья И.В. Корогодов